Виды упражнений для развития грамматической компетенции

Нелькина Анна Андреевна

Обучение школьников на старшей ступени иностранному языку, в частности его грамматическому аспекту, является актуальным в условиях современного мира.

Основное требование к отбору грамматического материала – информация должна быть доступна для реализации коммуникативных целей обучения английскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

В «Словаре методических терминов» упражнение определяется как «структурная единица методической организации материала, которая функционирует в образовательном процессе». Как указывают Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин, именно упражнение обеспечивает предметные действия с материалом, также оно формирует умственное действие и мозговую активность.

И. Л. Бим считает, что упражнение – это нечто иное как «элементарная единица в организации учебной деятельности школьника при усвоении определённых частей системы иноязычной речи».

Нельзя не согласиться с тем, что упражнения занимают особое место в образовательном процессе по языку: они лежат в основе овладения деятельностью на языке.

Современный учитель владеет как традиционными методами, так и цифровыми технологиями. В этой связи он должен выбрать корректную стратегию обучения. При составлении комплекса грамматически направленных упражнений можно применять различные виды. Ниже приведён список лишь некоторых упражнений / заданий.

1. Имитативные упражнения:

– прочтите образование множественного числа имён существительных, а именно тех, которые обязательны к запоминанию (вместе с учителем, фронтально, индивидуально);

– прочтите следующие / нижеприведённые примеры / тексты / диалоги.

  1. Рецептивные упражнения:

– прочтите следующие предложения, найдите и объясните употребление….;

– прослушайте предложения / текст, поднимите руку, когда услышите… (какое-либо изученное явление;

– выполните тест верно / неверно: относятся ли данные примеры к…

3. Языковые упражнения на освоение грамматической формы:

– упражнения на спряжение глаголов;

– внесите данные формы в таблицу;

– впишите в таблицу недостающие формы;

– допишите окончание в соответствии с правилом;

– трансформационные упражнения: измените форму имени существильного в единственном числе на форму множественного числа;

– сгруппируйте / распределите данные слова в соответствии с …;

– соедините местоимение и глагольную форму;

– образуйте словосочетания из следующих слов;

– соедините начало и конец предложения;

– составьте предложение с опорой на таблицу;

– замените подчёркнутую часть предложения;

– поставьте слово в скобках в нужную форму;

– объедините два предложения, используя нужный союз;

– упростите фразы, используя модели.

4. Предречевые упражнения на освоение грамматической формы в единстве с речевой функцией на уровне предложения:

– подстановочные упражнения;

– перефразируйте предложения, используя данное начало / конец слова.

5. Условно-речевые упражнения:

– переспросите;

– ответьте на вопросы по образцу;

– опишите подробнее;

– найдите и исправьте ошибки;

– закончите предложения в соответствии с ситуацией;

– сгруппируйте предложения;

– подтвердите предположение, высказанное в вопросе;

– соедините вопрос и ответ;

– заполните недостающие элементы;

– опишите картинку, используя определённые предлоги / наречия.

6. Речевые упражнения:

–опишите свою любимую игрушку как можно подробнее;

– опросите одноклассников / соседей / родственников и доложите о полученных результатах;

– составьте микродиалог;

– сформулируйте просьбу в вежливой форме;

– расскажите о планах на лето / выходные;

– найдите отличия между двумя фотографиями;

– сформулируйте советы друг другу;

– возьмите интервью у соседа по парте.

Также к речевым упражнениям можно отнести упражнения в игровой форме:

– «Крестики-нолики». Право хода зависит от выполнения грамматической операции.

– «Кто больше». За ограниченное время необходимо придумать как можно больше примеров на определённое правило.

– игра с кубиком на спряжение глаголов (шесть граней кубика соответствуют лицам единственного и множественного числа).

– «Квест». Ход засчитывается при правильном выполнении грамматического задания.

– «Грамматический кроссворд». Кроссворд содержит словоформы тренируемого грамматического явления, например, неправильные глаголы, причастия.

– ролевые игры, игры-драматизации, например, «Детектив» (тренировка прошедшего времени).

Построение эффективного комплекса грамматически направленных упражнений – сложная задача, поэтому очень важно отрабатывать каждую операцию в отдельном упражнении, усложнять задания постепенно. Для повышения мотивации использовать различные по форме организации виды упражнений одинакового уровня сложности для многократной тренировки одного и того же явления. Также, немаловажно реализовывать дифференцированный и интегрированный подходы к обучению: включать в комплекс задания, подходящие для учеников с разными когнитивными стратегиями.