исследовательский проект "Жаргонизмы в речи подростков"

Исследовательский проект "Жаргонизмы в речи подростков", продуктом проекта являются рекомендации, которые можно поместить в буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt-zhargonizmy_.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект по теме:

«Жаргонизмы в речи подростков»

Проект подготовила:

-------------------------------

Руководитель проекта:

---------------------------------

2020-2021 учебный год

Паспорт проекта

Название проекта

Жаргонизмы в речи подростков

Исполнитель

ФИО,ученица 8-А класса

Руководитель проекта

Учебный год, в котором разрабатывался проект

2020-2021гг.

Цель

Выявление  группы наиболее употребительных жаргонных слов в речи подростков и составление рекомендаций: «Как избавиться от жаргонных слов в своей речи»

Задачи

1. Изучить теоретический материал по данной теме.

2. Выявить источники и причины возникновения жаргона.

3. Проследить влияние жаргонных слов на речь подростков.

4. Провести исследование среди учащихся класса, с целью выяснения употребления ими жаргонных слов.

5. Составить рекомендации: «Как избавиться от жаргонных слов в своей речи»

Предмет(ы) к которому проект имеет отношение

Русский язык

Тип проекта

Исследовательский

Продукт проектной деятельности

Буклет с рекомендациями

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4-5 Основная часть

  1. Понятие «жаргон», «жаргонная  лексика»………………………………...6-8

  2. Жаргон в системе русского языка………………………………………..   8-9

  3. История возникновения и развития жаргонной лексики……………….9-10

  4. Причины употребления жаргонизмов…………………………………...10-11

  5. Источники происхождения современного сленга подростков………...11-12

 Практическая часть

1.Результаты исследования подросткового жаргона………………………13-14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложение…………………………………………………………………17-18

Введение

          В современное время мы привыкли употреблять в своей речи, так называемые сленговые слова и даже целые фразы. Что привело к обеднению русского языка и вытеснению литературных слов.  

         Сленг или жаргон бывает разных видов: молодёжный, профессиональный, компьютерный, уголовный и другие. Наиболее интересен для меня молодежный или подростковый   сленг. Всем известно,  что молодежный сленг - это особые слова и выражения, свойственные подросткам. Но мне захотелось узнать больше: где молодежь  заимствовала  жаргонные слова и почему подростки так любят использовать их в своей речи.

Поэтому темой моего исследования являются «Жаргонизмы в речи подростков».

 Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что подростки стремятся упростить и минимизировать употребление сложных речевых оборотов, литературных слов, что ведет к обеднению русского языка и словарного запаса молодежи.

Из темы и актуальности возникла цель: Выявление группы наиболее употребительных жаргонных слов в речи подростков и составление рекомендаций: «Как избавиться от жаргонных слов в своей речи»

 Для достижения своей цели я поставила следующие задачи:

               1. Изучить теоретический материал по данной теме.

2. Выявить источники и причины возникновения жаргонизмов.

3. Проследить влияние жаргонных слов на речь подростков.

4. Провести исследование среди учащихся класса, с целью выяснения употребления ими жаргонных слов.

5. Составить рекомендации: «Как избавиться от жаргонных слов в своей речи»

Гипотеза моего исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Область исследования: жаргонизмы как слой лексики, тесно связанный с жизнью современной молодежи.

Объект исследования: устная речь учащихся и молодежи.

В ходе работы мной использовались следующие методы  исследования:

1. Теоретические - чтение и анализ литературы.

2.Эмпирические - анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы.

Основная часть

1. Понятие «жаргон», «жаргонная лексика»

    Проблему появления жаргонных слов изучали многие лингвисты и языковеды, одни из которых считали, что употребление жаргонизмов носит временный характер, а другие видели в данном явлении реальную угрозу для литературного языка, постепенно поддающегося «жаргонизации».

С чем же связана эта «угроза»? В наше время речевая культура, в особенности молодежи и школьников, испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргонизмов. Для последних жаргон является своего рода «паролем» для доступа к миру сверстников. Если ты не используешь жаргонные слова, речь твоя богата и разнообразна, то тебя не поймут, не примут в «стаю», а кому хочется быть изгоем?! Никому. Кроме этого, изъясняться и общаться на жаргонном языке намного проще: не нужно помнить все орфоэпические, речевые и синтаксические нормы. Сколько школьников получили бы высокие оценки, разреши им учителя писать на том языке, на котором они разговаривают между собой на перемене или на улице.

    Речь современной молодежи изобилует жаргонными словами, литературный язык постепенно переходит в пассивный запас. Все чаще жаргонизмы можно не только услышать в устной речи, но и встретить в письменных работах учащихся, студентов.

    Так что же такое жаргон, жаргонная лексика? В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, говорится: «Жаргон (франц. Jargon) — испорченное наречие, местная речь, говор (см.), произношение. Ж. Иногда придумываются для известной цели, например Ж. Воров, мошенников, нищенствующих и проч.».

Так же попытки изучения жаргонной лексики были сделаны в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, который изучал язык бродячих торговцев, городских воров-карманников: «ЖАРГОН м. Франц. Наречье, говор, местная речь, произношенье. || Дорогой камень красно-желтого цвета, циркон».

В 20-30 годах 20 века появились работы ученых-лингвистов Г. Виноградова, С.Я. Капорского. В это время, также был создан Институт живого слова, занимающийся изучением речи различных социальных слоев, в том числе и жаргонов в среде школьников.  Пример статьи в одной из работ Виноградова: «Так возникли, например, русско-французский салонный жаргон дворян, торгашеско-купеческий жаргон и др. Например, плезир - в значении «удовольствие, забава», променад - в значении «прогулка»; сантименты - в значении «излишняя чувствительность»  и др.. Иногда жаргонная лексика появлялась в учебных заведениях, например, в бурсацком жаргоне слямзилстибрилсвистнул в значении «украл», объегорил в значении «обманул», засыпался в значении «не выдержал экзамена» и пр.»[4].

Не осталась в стороне от этой проблемы и современная лингвистическая наука. «Лингвистический энциклопедический словарь» гласит следующее: «Жаргон (от французского jargon) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста». Авторы учебника «Современный русский литературный язык» к данной формулировке добавляют  еще одну группу носителей русского языка, использующую жаргонизмы. Это люди, связанные совместным времяпрепровождением: «Жаргон (от фр. Jargon — наречие) – это совокупность особенностей разговорной речи, возникающей среди людей, находящихся в сходных профессиональных и бытовых условиях, объединенных общностью интересов, совместным времяпрепровождением»[12]. Учитывая различные трактовки жаргона, мы считаем, что жаргон – это разновидность речи, которая используется определенными социальными или объединенными общими интересами группами, имеющая ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несущая тайный, непонятный для всех смысл.

      Изучив теорию, связанную с понятием «жаргон», я  узнала, что жаргоны могут относиться к разным тематическим группам: жаргонные слова, используемые футбольными хулиганами, компьютерщиками, в армии, журналистике и т.д. Это связано, в большей степени, со сферой его использования и функциональным применением.

Молодежный сленг противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные подростки.

Очень часто из уст своих одноклассников и молодых людей на улице мы слышим такие слова, как офигелзашибисьпипецулетгнать волнуотвяньклево. Считаем, что эти и другие подобные слова вытесняют нормальную речь и обедняют словарный запас молодежи. Чтобы лучше разобраться в данной проблеме, рассмотрим жаргонизмы в системе русского языка, поймем, какое место они занимают в ней.

Жаргон в системе русского языка

2. Жаргон в системе русского языка

    Всю лексику русского языка можно разделить на общеупотребительную и необщеупотребительную (лексику ограниченного употребления). Основу русского языка составляет общеупотребительная лексика: её понимание и употребление не зависит ни от географического места жительства, ни от профессии, ни от социального положения человека. В состав общеупотребительной лексики входят все литературные слова, а также те нелитературные слова, которые распространены среди людей разных возрастов и профессий. Необщеупотребительной называют лексику, понимание и употребление которой связаны с местом жительства человека, родом его занятий и т.п. К необщеупотребительной лексике относятся жаргоны, диалекты и специальные слова. Лексика ограниченного употребления делится на группы:

- по частоте употребления – активная и пассивная.

- по периоду использования – устаревшая и новая.

- по социальной общепринятости – жаргонная и арготическая.

Кроме того, лексику русского языка можно разделить на нормативную и ненормативную. К нормативной лексике относится литературный русский язык и некоторые профессиональные жаргоны (например, жаргон врачей). К ненормативной лексике относятся территориальные диалекты, просторечия, матерщина и остальные жаргоны (например, сленг). Таким образом, определить однозначно принадлежность жаргонов к нормативной или ненормативной лексике невозможно. Так откуда же возник жаргон? Давайте рассмотрим историю возникновения и развития жаргонной лексики.

3. История возникновения и развития жаргонной лексики

Интерес к исследованиям молодежной лексики возник так же рано, как и сам жаргон. Работы по анализу "просторечья" (а именно к этому стилю речи относили жаргон лингвисты) проводились еще в XIX веке. Впервые попытка описать и классифицировать жаргонную лексику была представлена в словаре Микуцкого. Знаменитый словарь Даля дает еще больше данных на эту тему. Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона - феня (болтать по фене). Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них очень часто нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами, - арго. Существует также предположение, что они возникли из почти вымершей нации - афинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из нескольких этнических групп, в том числе африканских и греческих. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня сначала и задумывалась. Но ею уже не только общались, но и шифровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайны и секреты. Так возникает жаргонная лексика, происхождение которой тесно связано с общественно-политическими процессами в обществе в целом.

            4. Причины употребления жаргонизмов молодежью

Почему же жаргонизмы так популярны именно среди молодежи? В ходе проведенного нами исследования, мы пришли к следующим выводам. Большинство опрошенной молодежи не мыслят своей речи без жаргонов. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают они. – Использование жаргонной лексики отличает нас от более взрослых людей». Молодежь убеждена, что употреблять жаргонные слова модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.

Можно выделить основные причины употребления жаргонов молодежью:

1. Жаргон делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения, употребленные на книжном, литературном языке и жаргонизмами: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни» и «Я просто тащусь от этой песни!»).

2. Жаргон помогает выделиться подростку, молодым людям, стать непохожими на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3. Жаргон служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.

4. Жаргон - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»).

Я считаю, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и, поэтому, свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.

       5. Источники происхождения современного сленга подростков

   Что же явилось источником происхождения современного сленга подростков?

1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в социальных сетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, гамать – играть, вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка).

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. То, что сейчас я слышу в современных песнях и видеоклипах, нормой литературного языка никак не назовешь.

3. В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов: фазер – отец; флэт – дом; шузы – любая обувь; сейшн – вечеринка;  лол, кек – смешно и др.

4. В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, шестёрка и другие.

5. Среди жаргонизмов я увидела слова, принадлежащие к нейтральной лексике, но с новым переносным лексическим значением, например, крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липалиповый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.;

6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» такие слова как домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, пара, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д.

Практическая часть

1.Результаты исследования подросткового жаргона

    Изучая тему «Жаргонизмы в речи подростков» я решила провести опрос среди учащихся 8-А класса Алексеевской гимназии. Ребятам была предложена анкета и проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения:

 Для чего вы употребляете жаргонизмы?

  • использование жаргонизмов помогает в общении со сверстниками – 26 уч.

  •  способствует избежать конфликтности в отношениях – 6 уч-ся

  •  помогает не стать «белой вороной» в своей среде – 8 уч-ся

  • жаргонизмы делают речь понятной для друзей – 30 уч-ся

  • употребление жаргонизмов модно и современно – 16 уч-ся

  • источники пополнения речи  жаргонной лексикой

Я  пришла к следующим результатам:

1.Учащиеся в своем большинстве не считают употребление жаргонов в своей речи  явлением, отрицательно влияющим на культуру их общения с окружающими их людьми. Более того, самыми популярными ответами в ученических анкетах стали такие варианты:

  • жаргонизмы делают речь понятной для друзей;
  • использование жаргонизмов помогает в общении со сверстниками;
  • употребление жаргонизмов модно и современно.

2.В устной речи учащихся  можно выделить следующие наиболее часто употребляемые тематические группы жаргонной лексики:

  • Наименование учебных предметов, внеурочных занятий.
  • Название предметов быта и техники, используемой в быту.
  • Продукты.
  • Одежда.
  • Части человеческого тела.
  • Деньги.
  • Состояние человека, оценка чего- либо: поступков человека, качеств предметов.
  • Название действий, совершаемых человеком, чувств, эмоций человека.
  • Сфера досуга. 

4. Анализ жаргонной лексики, употребляемой учащимися класса, выявил, что ее  тематика отражает интересы учащихся, их проблемы, она употребляется  чаще всего в значении существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Кроме этого можно говорить о том, что ее экспрессивная окраска может быть положительной, одобрительной и резко негативной, отрицательной. Причем эти соотношения приблизительно равны. 

5. Среди причин использования жаргонизмов в речи учащихся были названы следующие:

  • Стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так  говорят все.
  • Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка
  • Желание выражаться модно, оригинально, современно.
  • Возможность выражаться иносказательно, чтобы не поняли старшие: родители, учителя.
  • Невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка.
  • Желание казаться более взрослым. 

 6.  Анкета содержала вопрос, связанный с источниками пополнения речи учащихся жаргонной лексикой. Самыми популярными ответами стали следующие:

  • Влияние средств массовой информации: телевидения, Интернет-ресурсов.
  • Нестабильность современного общества, преступность и ее примеры в СМИ;
  •  Поток иностранной заимствованной лексики   для определения современных тенденций  в моде, в мире музыки, искусства. Чаще всего учащимися школы употребляются слова из английского языка, который изучается в нашей школе и которые часто употребляются в целом в молодежной среде.
  • Внешкольное общение ( праздники, дискотеки, молодежные тусовки).

Заключение

В начале своей работы я выдвинула гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Применив исследовательский метод, я считаю,  что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. По моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие «культурный человек» предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. И если выбирать между: «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то мы призываем вам выбрать последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, жаргонные слова и выражения были, есть и будут в школьной лексике, в активном словаре молодежи, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова И.С. Тургенева: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

                                  Список   литературы:

1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.

2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

3. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов. - М., 1978.

4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

5. Горбачевич К.С. «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.

6. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013.

7. Лингвистический энциклопедический словарь / ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003.

9. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.

10. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.

11. Http://www.labirint.ru/books/373095

Приложение:

Рекомендации «Как избавиться от жаргонных слов в своей речи»

Почему стоит избавиться от жаргонизмов

  • Вас будут лучше понимать собеседники. Ваша речь станет более грамотной и понятной;
  • Помните, что жаргонная речь– это не вы. Жаргонизмы– это слова, от которых необходимо избавиться;
  • Человека с грамотной речью приятно слушать. Этот человек ясно и четко выражает свои мысли, не используя лишние жаргонные слова. Он хочет, чтобы его слышали и слушали;
  • Избавляясь от слов-жаргонизмов, вы улучшаете свою речь. При этом важно сохранять самоконтроль. Самоконтроль требует времени и упорства.

Рассмотрим, как избавиться от жаргонных слов в своей речи

1. Проведите оценку собственной речи

Для начала нам нужно провести оценку своей собственной речи на предмет наличия жаргонных слов. Возьмите диктофон или камеру и запишите ваш диалог с другом по телефону. После того, как вы посмотрели видео либо прослушали запись на диктофоне, запишите все услышанные жаргонизмы на бумагу.

2. Расширяйте словарный запас

Читайте больше книг из современной прозы и классической литературы. Чем больше вы будете читать, тем более насыщенной станет ваша речь.

3. Словесный мусор — злейший враг

Уясните для себя, что этот словесный мусор – ваш злейший враг, с которым нужно вести борьбу.

4. Ведите самоконтроль

Самоконтроль — необходимое условие избавления от слов-жаргонизмов. К примеру, вы разговариваете с собеседником, и вы хотите использовать те самые слова. Лучше немножко подождать, сделать паузу, подумать. И затем заменить жаргон на литературную речь. Поначалу это будет занимать какое-то время. Но затем слова пойдут автоматом. Вы избавитесь от жаргонизмов и начнете без труда употреблять нужные слова и фразы;

 5. Составляйте глоссарий

Составление глоссария (словаря) – важный этап для борьбы с лишними словами в речи. Например, вы читаете какую-нибудь книгу или журнал. Заметку в газете. Увидели какой-нибудь интересный оборот либо цитату, запишите на отдельный лист. Сначала ваш глоссарий будет небольшим, но со временем список полезных слов и выражений будет увеличиваться. Кроме составления глоссария старайтесь использовать выписанные слова в речи.

6. Развивайте уверенность в себе

Не торопитесь. Когда вы спешите, мозг не успевает обработать мысли, и вы невольно начинаете использовать слова-жаргонизмы.

7. Пересказывайте текст

Читайте какой-нибудь отрывок текста. Старайтесь его пересказать как можно ближе к оригиналу.

8. Контролируйте себя

Старайтесь говорить вдумчиво, с чувством, с толком, с расстановкой.

9. Придумайте систему наказания

Например, произнесли неправильное слово — пять-десять раз отожмитесь;

10. Просите помощь у членов семьи

Попросите членов семьи обратить внимание на вашу речь. Постепенно исправляйте свою речь.

11. Читайте вслух

Чтение вслух не только расширяет словарный запас, но и оттачивает дикцию и улучшает стиль речи. Вы привыкаете говорить красиво и культурно.

Старайтесь придерживаться рекомендаций, и вы точно избавитесь от излишних слов-жаргонизмов. Ваша речь станет чистой, грамотной. Вас будет приятно слушать.