ЖАНР РОЖДЕСТВЕНСКОГО РАССКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В.НАБОКОВ «РОЖДЕСТВО»

Татьяна Викторовна Макухина

 В работе представлен анализ рассказа В. Набокова "Рождество"

Студента  В. Барлита

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЖАНР РОЖДЕСТВЕНСКОГО РАССКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В.НАБОКОВ «РОЖДЕСТВО»

     Тема рассказа – тема смерти.

     Герой рассказа Слепцов переживает смерть сына, гроб с телом которого он привез из Петербурга в деревню.   Душевные страдания героя достигают наивысшей точки, когда он находится в комнате сына, перебирает его вещи.      Он открывает, «горбясь, всхлипывая всем корпусом», стеклянные  ящики шкафа, где лежат ровные ряды бабочек.

    Действие рассказа происходит во время рождественских праздников, накануне Рождества, перед рождественской ночью. Пространство в рассказе ограничено флигелем, комнатой сына, заснеженным садом.

   Рождественскую атмосферу создают символические образы. Рождественская звезда – лампа.  Сначала во флигель  ее вносит слуга и опускает на нее розовый абажур, потом сам Слепцов,  «сурово затосковав»,освещает лампой комнаты, наполняющиеся желтым светом, и  входит с ней в комнату сына. Когда он возвращается во флигель, то слуга Иван подвязывает к макушке елки, поставленной на стол свечу. Не случайно ель стоит на столе.  Герой рассказа  в комнате сына  «вдруг, уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся, прижимая то губы, то мокрую щеку к холодному пыльному дереву и цепляясь руками за крайние углы».

   Центральный символический образ Рождества в  рассказе  – это  церковный крест, который сияет за туманом деревьев.  Аршинная елка на столе тоже символизирует Рождество.    Облик слуги Ивана наводит на мысль о Деде Морозе, он ставит елку на стол, в  начале рассказа именно он несет лампу,  седой ежик его волос отражается в окне.

   Выйди в заснеженный сад, герой сначала идет по единственной расчищенной дороге, он как бы повторят путь других, не видит своего, он застыл в своем горе ( слеп – «Слепцов), но потом он сворачивает с дороги и идет по сугробам к обрыву, то есть идет своей дорогой, или, что вернее, ищет свой путь пережить страдания.  Но эти шаги – только намек на  осмыслении своего горя.

     После прочтения записей в тетради сына герой уверен, что «…до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…».

     Образ бабочки, о которой вспоминал в бреду, умирая, сын Слепцова тоже имеет символическое значение. Вылупление бабочки из кокона – это рождественское чудо.

 В  бисквитной коробке прорвался  кокон ( застывшее горе героя),  на стене у сморщенного существа, которое вылупилось от тепла ( так и душа героя от света и тепла отогреется), медленно разворачивались крылья, они продолжали расти и расправляться. Развернулись, и на стене вместо комочка, вместо черной мыши была громадная ночная бабочка.

Когда крылья бабочки «Вздохнули  в порыве почти человеческого счастья», мы чувствует надежду на душевное прозрение героя, на то что он не застынет в своем горе, он будет милосерден к себе.

    Канун Рождества – соединение светлого и темных начал, смерти и жизни.   Финал рассказа просветленный. Явного морализаторского характера повествования нет в произведении, но позиция автора выражается через образы, отсылающие читателя к евангельским заповедям.

       Черты жанра рождественского рассказа проявляются не только в мотиве рождественского чуда, но и в мотиве одиночества (одиночество героя, который уже не может поговорить с сыном), в мотиве воспоминаний

 ( воспоминания о летнем образе сына), мотиве покойника ( гроб с телом сына Слепцов привез в деревню).