Статья "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

Юлия Викторовна Атюшина

В последнее время исследования PISA оказали влияние на развитие образования в мире. Меняется запрос на качество общего образования. Усиливается внимание к функциональной грамотности, формирование которой становится приоритетной целью в системе общего образования РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.В. Атюшина

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

И.С. Медведева

учитель химии

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени

Героя Советского Союза В.К. Ерошкина»

г. Балаково Саратовской области

В последнее время исследования PISA оказали влияние на развитие образования в мире. Меняется запрос на качество общего образования. Усиливается внимание к функциональной грамотности, формирование которой становится приоритетной целью в системе общего образования РФ[3].

В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». 

Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление[4, с.35].

       

Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии. В методическом арсенале учителя много различных приемов, способов, инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Наиболее актуальными в условиях реализации ФГОС становятся технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно – коммуникационная технологии. Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности. «Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,…проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности»[1, с.226-227]

Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, анализируют нестандартные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал, повышают свою самооценку. Возрастает интерес к процессу обучения и воспитания.

Развитие функциональной грамотности мы рассмотрим на примере применения проектной деятельности. Системообразующий проект рассчитан на 3 года и реализуется в процессе обучения детей 7-9 классов. За основу в проектах берётся связь жизненного опыта с предметом и темой, выбранной учениками.

Выбор темы осуществлялся учеником самостоятельно, но руководитель также давал рекомендации по формулировке и наиболее удачным вариантам. Все проекты связаны с использованием жизненного опыта в одной из областей наук. Обозначили проблемы, связанные с экологией в мире. В самом начале работы над проектом мы начали развивать функциональную грамотность путём поиска ведущих проблем, связанных с экологией, и адаптацией их под уровень участников проекта. Это реализовывалось с помощью анализа информационных ресурсов. Соответственно, без развитой информационной грамотности нельзя полноценно создать проект. Руководитель помог ребятам определиться с основными источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, художественные произведения как отдельно изданные, так и в сборниках, Интернет, знания и опыт взрослых, библиотеки, газеты и др.). Обучающиеся самостоятельно анализируют их с точки зрения достоверности, достаточности для решения задач проекта, отбирать, обрабатывать, создавая новую информацию. В 7 классе учащиеся развивают навык правильной формулировки темы проекта, а также учатся ставить цели и задачи будущей работы. Здесь они определяются с областью науки, проблему которой хотят решить в своей работе. После этого, по нашим рекомендациям, пробуют самостоятельно формулировать тему и ставить основную цель. В дальнейшем они подбирают наиболее удачные этапы ее достижения и оформляют их в виде задач проекта. В 8 классе обрабатывают собранную информацию из источников и адаптируют для конкретной темы проекта. Учатся грамотно оформлять работу в соответствии с требованиями ГОСТ [2, с.16-17] На данном этапе мы также разбираем структуру проекта и все необходимые моменты оформления (шрифт, интервал, абзац, нумерация страниц и т.д.). В свою очередь к структуре мы относим лаконичность изложенного материала, подкрепляемого соответствующими выводами. В 9 классе обучающиеся определяются с окончательной темой своего проекта, корректируют цели и задачи.

Некоторые придумывают совершенно новые темы проектов, так как при развитии умения работы с информацией из различных источников они знакомятся со сторонним материалом, который никак не связан с темой отработки данного навыка. Если он вызывает интерес, то ученики фиксируют его и используют для собственного проекта. Каждый ученик в работе обязательно отражает её актуальность, так как по определению любой проект должен иметь практическую значимость. Во время подготовки работы учащиеся делятся своим опытом и помогают друг другу, а также с удовольствием принимают участие в исследовании одноклассников. Это позволяет сплотить коллектив и развить коммуникативные навыки. В наших проектах большое место отведено было развитию естественно-научной грамотности детей. По определению PISA «естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовностью интересоваться естественнонаучными идеями». [1] Обучающиеся в процессе работы над проектом учились научно объяснять явления, с которыми им пришлось столкнуться; понимать особенности исследования в рамках этого явления в области естественных наук; давать им объяснение; использовать научные доказательства для своих выводов. К концу работы над проектом ученики научились критически оценивать свои действия, находить ошибки, недочеты, определять их причины и пути исправления недостатков. Они с огромным удовольствием отмечали не только свои успехи, но и успехи одноклассников.

В заключении с уверенностью можем отметить, что в процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность.

Список литературы

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам М.: Икар, 2009. - 448 с., С. 226-227, 342.
  2. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с. 16–17
  3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 года»
  4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
  5. https://www.google.com/url?q=https://businessman.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html&sa=D&ust=1585053651536000   
  6. https://studopedia.ru/view_psiholog.php?id=17