Образ Сусанны в повести И.С. Тургенева «Несчастная».

Колобаева Арина Романовна
«Ася», «Вешние воды», «Первая любовь» - названия этих произведений на слуху у современного читателя, данные повести являются знаковыми в русской культуре, многие исследователи обращались к ним, анализировали образы героев и особенности сюжета.
 
Совсем другая картина предстает,когда мы обращаемся к повести И.С. Тургенева «Несчастная». Нечасто данное литературное произведение попадала в сферу внимания философов,литературоведов,лингвистов и других учёных.
 
Одной из причин, почему данное произведение осталось нетронутым многими исследователями,возможно,послужило и само мнение автора о своём творении. И.С. Тургенев высказал отношение к повести в ряде писем, он называл повесть  «Несчастная» «престранной», «непроницаемо черной», возлюбленная автора Полина Виардо, в свою очередь, называла  произведение «мрачнейшим».
 
Центральным образом повести является образ Сусанны, который вызывал у критиков чистое удивление и недоумение. Образ Сусанны полностью отличается от привычного нам образа тургеневских девушек, она не похожа ни на одну из них.
Читая повесть И.С. Тургенева «Несчастная», все время удивляешься, неужели может быть настолько несчастливым человек? Ведь не за свои грехи и не за грехи родителей она получила такую судьбу. Ведь должен же быть хотя бы один «лучик света» в этой тьме, куда попала Сусанна сразу после рождения. Но нет, автор по всему ходу повести не дает ей ни единого шанса вырваться с этого дна, все больше топит и топит Сусанну. Даже любовь, которая в иных случаях нередко спасает даже из лап смерти, здесь проклята.
Структура образа Сусанны сложная и неоднозначная. Тургенева интересуют загадки человеческой природы и судьбы.
Он очень тщательно и вдумчиво работал над созданием женского образа, подвергал его детальной проработке. Все движения, мимика, жесты, манеры, слова героини должны были способствовать созданию у читателя максимально чёткого представления как о силе характера девушки и глубине тех чувств, которые ей овладевают, так и об её внешнем облике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_susanny_v_povesti_i.s._turgeneva_neschastnaya_2_1.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Образ Сусанны в повести И.С. Тургенева «Несчастная».

Колобаева Арина Романовна

Актуальность выбранной нами темы обусловлена неизученностью структуры образа Сусанны. Отдельные наблюдения есть в трудах Головко Владимира Михайловича, Топорова Владимира Николаевича, Муратова Аскольда Борисовича, но они не дают полной картины анализируемого образа.

Одной из причин, почему данное произведение осталось нетронутым многими исследователями, возможно, послужило и само мнение автора о своём творении. И.С. Тургенев высказывал отношение к повести в ряде писем, он называл повесть  «Несчастная» «престранной», «непроницаемо черной», возлюбленная автора Полина Виардо, в свою очередь, называла  произведение «мрачнейшим».

Исходя из сказанного, целью данного исследования является изучение структуры образа Сусанны в повести И.С.Тургенева «Несчастная»: изучение портреты героини, точки зрения других персонажей, интертекстуальные связи.

Центральным образом повести является образ Сусанны, который вызывал у критиков чистое удивление и недоумение. Образ Сусанны полностью отличается от привычного нам образа тургеневских девушек.

В самом начале работы над произведением, автор, рисуя образ героини, обращается к библейским сюжетам. Первоначальное имя, которое дал Иван Сергеевич главной героине - Магдалина, но, возможно, решив, что данное имя не подходит для чистой, целомудренной девушки, поменял его на Сусанну.

Имя Сусанна должно было напомнить читателям историю из Библии о Сусанне и старцах. Известно, что в греческом варианте Священного текста в тринадцатой главе Книги пророка Даниила приведена легенда о "красивой и богобоязненной" женщине по имени Сусанна, которая жила в Вавилоне, была замужем и вела праведный образ жизни. Два старца, выбранные судьями, увидев Сусанну, воспылали к ней греховной страстью. Получив отказ Сусанны, старцы обвинили ее перед народом в недостойном поведении и приговорили к смерти. Тогда она обратилась к Богу со словами: "Ты знаешь, что они ложно засвидетельствовали против меня". Господь услышал ее. На защиту Сусанны встал юноша по имени Даниил. Вдохновленный Богом, он спас Сусанну от смерти, доказав, что старцы оклеветали ее.

Автор начинает описание Сусанны с внешнего вида, а затем по ходу произведения раскрывает ее характер и судьбу.

"Её красивое, но уже отцветающее лицо носило отпечаток уныния, гордости и болезненности, …тоскливая тревога сказывалась во всем её несомненно аристократическом существе… Чрезвычайно густые чёрные волосы без всякого блеска, впалые, тоже чёрные и тусклые, но прекрасные глаза, низкий выпуклый лоб, орлиный нос, зеленоватая бледность гладкой кожи, какая-то трагическая черта около тонких губ и в слегка углубленных щеках, что-то резкое и в то же время беспомощное в движениях, изящество без грации,. вошедшая девушка внесла с собою струю легкого физического холода. …В глубине ее неподвижных расширенных глаз глухим, негасимым огнем тлела стародавняя ненависть".

При первом появлении Сусанны в повести «Несчастная» Петр Гаврилович почувствовал необычность этой девушки, которая заключалась не только в имени и внешности, ее непохожесть и несовместимость с другими людьми бросалась в глаза сразу. Недаром рассказчик, увидев Сусанну, вспоминает слова Шекспира о "белом голубе в стае черных воронов". В девушке сочетается самолюбие и уныние; гордость и отчаяние; "дикость" и артистизм; духовность (тонкое понимание музыки и ее прекрасное исполнение на фортепиано); разная кровь - русская и еврейская. Всё это, в итоге, только подчеркивало отстраненность Сусанны.

Особенность образа Сусанны состоит и в том, что это единственная тургеневская героиня, исповедь которой предстает перед читателем. Свидание Сусанны и Петра Гавриловича, которому она оставляет свою "тетрадку-исповедь", - один из главных эпизодов повести. Для Сусанны ее "тетрадка" - единственное средство "оправдать" себя. Перед смертью Сусанна рассказывает на страницах дневника историю своей жизни, она хочет поведать о своем горе незнакомому человеку: "Вот мне и не хотелось умереть так, в одиночку, в молчанку, не сказав никому: "Я все потеряла... и я умираю..."". Отдавая "тетрадку" Петру Гавриловичу, она еще раз повторяет: "Но нельзя же умереть так, чтобы никто не знал...".

Детство Сусанны проходило "дурно и невесело". Она ощущала своё одиночество, безуспешно пытаясь "пробиться" к сердцу одного из родителей. Детские воспоминания о смерти матери Сусанна отразила в своём дневнике. "И вот в одну ночь - незабвенную ночь! - пишет Сусанна, - страшное несчастие меня поразило. Моя матушка скончалась почти внезапно. Мне только что минуло пятнадцать лет. О, какое это было горе, каким злым вихрем оно налетело на меня! Как запугала меня эта первая встреча со смертию! Бедная моя матушка! Странные были наши отношения: мы обе страстно любили друг друга..." .

В повести "Несчастная" совсем нет описания сада или усадебного парка, которые есть во всех произведениях Тургенева. Сусанна, прожив большую часть жизни в имении, никогда не вспоминает о саде. Да и все события в повести происходят зимой (встреча Сусанны и Мишеля, знакомство рассказчика с девушкой и, наконец, гибель Сусанны и ее похороны), словно Тургенев, выбрав зимнее время, хотел подчеркнуть ту холодность и безразличие окружающего Сусанну человеческого мира и мира природы, трагический финал ее любви, а затем и жизни.

Тургенев, так и не дал однозначного ответа, была ли смерть Сусанны естественной или насильственной. Скорее всего, слова одного «подпитого» гостя наиболее точно отражают причину смерти: «Уморил девку, немчура треклятая», - умереть Сусанне «помогли». Ее и после смерти не оставили в покое, начиная от бесчинства, устроенного на поминках, и заканчивая продолжением распространения клеветы даже через год после смерти. Автор «Несчастной» как будто бы «добивает» свою героиню, усугубляя страдания при жизни еще большими страданиями после смерти, ведь за ее душу и помолиться-то некому.

Структура образа Сусанны сложная и неоднозначная. Тургенева интересуют загадки человеческой природы и судьбы.
Он очень тщательно и вдумчиво работал над созданием женского образа, подвергал его детальной проработке. Все движения, мимика, жесты, манеры, слова героини должны были способствовать созданию у читателя максимально чёткого представления как о силе характера девушки и глубине тех чувств, которые ей овладевают, так и об её  внешнем облике.

Список литературы

Васильев В.К. Роман И.С. Тургенева "Новь" в свете архетипического сюжета об Антихристе // Материалы к спецсеминару. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2008.

Головко В. М. Библейские мотивы в "Странной истории" И.С. Тургенева // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.

Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М.,1989.

Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М.; СПб., 1981.