Презентация по дисциплине "Основы литературоведения" на тему: "Жанр РАССКАЗ"

Умидуллаев Анвар Муминжонович

 "Жанр РАССКАЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_umidullaeva_anvara_na_temu_rasskaz.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по дисциплине «Литературоведение» на тему: « Жанр РАССКАЗ » Выполнил: Студент 410 группы Умидуллаев Анвар Муминжонович Денау 2022-2023 гг

Слайд 2

Рассказ как эпический жанр Предполагает повествование об одном, но ярком, значимом событии в жизни героя. Основные характеристики жанра рассказа: Небольшой объем; Одна сюжетная линия; Ограничение места действия и времени; Динамичность повествования; Мало действующих лиц; Значимая концовка.

Слайд 3

Мастера жанра рассказа XIX в. И.С. Тургенев А.П. Чехов Д.Н. Мамин-Сибиряк А.И. Куприн Н.С. Лесков С.Т. Аксаков В.Г. Короленко Н.Г. Гарин-Михайловский Л.Н. Толстой и другие. Накоплен значительный опыт в этом жанре писателями XIX в., что подготовило почву для его расцвета в XX в.

Слайд 4

Модификации (виды) жанра рассказа в ХХ в. Исторический Юмористический Научно-познавательный Игровой Дидактический Природоведческий

Слайд 5

Юмористический рассказ о детях и для детей

Слайд 6

Юмористический рассказ – небольшое по объему произведение, в котором описывается комическая ситуация. Подразделяются на анекдоты, юморески, истории из жизни . Цель – посмеяться над человеческими недостатками, обратить на них внимание. Средствами создания комического в этом случае являются ирония, гипербола, литота, употребление слов в несвойственных им значениях. Юмористический рассказ

Слайд 7

Дидактический рассказ

Слайд 8

Это произведение, содержащее поучение, в художественных образах дающее читателям представление об этической норме. Тематика: взаимоотношения между детьми, между детьми и взрослыми, отношение к труду, природе, животным, процессу приобретения знаний и т.Д. Дидактический рассказ -

Слайд 9

Мастера дидактического рассказа

Слайд 10

Научно-познавательный рассказ

Слайд 11

Произведение, цель которого – сообщение детям знаний об окружающем мире, пробуждение любознательности, познавательной активности. Могут быть самостоятельными произведениями и частью цикла, учебных книг и энциклопедий. Часто используется сказочный прием: животные и растения говорят, рассказывают о себе. Научно-познавательный рассказ -

Слайд 12

Значение научно-познавательной литературы: Развивать интерес к знаниям, любознательность, пытливость; Расширять представления о том, что нельзя увидеть своими глазами; Увлечь наукой, показать ее значение в жизни человека и общества; Сохранять память о тех, кто прославил науку своим трудом, открытиями, достижениями.

Слайд 13

Научно-познавательные рассказы Б.С. Житкова Первые рассказы для детей появились в 1924 году. Всего написал более 100 произведений. Тематика рассказов: о детях и взрослых, о море, о животных, о путешествиях, о смелых людях, о технике и др. Рассказы имеют большую познавательную ценность. (1882-1938) В. Шкловский о Б.Житкове: «… пойми то, что он пишет, и тогда тебя не испугают ни пожары, ни моря, ни дальние страны, ни метели».

Слайд 14

Первая в мире энциклопедия для самых маленьких «Что я видел» Рассказ ведется от имени 4-летнего Алеши. Это герой-почемучка – живой, непосредственный, любознательный мальчик. Его бесконечные «Почему?» свидетельствуют о познавательной активности, свойственной ребенку данного возраста. Глазами Алеши, который пускается в путешествие, автор помогает читателю 4-7 лет увидеть мир, узнать о многих вещах и процессах в простой и доступной читателю форме.

Слайд 15

Исторические рассказы

Слайд 16

Произведения, в которых повествуется об исторических событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности. Героем исторического рассказа может быть личность, прославившая родину в науке, в управлении государством, в проявлении гражданского мужества, в труде. Исторические рассказы -

Слайд 17

Игровые рассказы

Слайд 18

Произведения, В которых фантазией автора создан необычный мир. Здесь соединяется несоединимое, происходит игра понятиями, история переворачивается, смещается. Распространились на рубеже XX – XIX веков. Авторы: Ю. Вийра , С. Георгиев, М. Есенковский , О. Кургузов , С. Седов, А. Иванов и др. Игровые рассказы -

Слайд 19

Спасибо за внимание!