И. А. Бунин - лекция "Великий дурман"

Ежова Марина Сергеевна

Презентация для ознакомления студентов с лекцией И. А. Бунина "Великий дурман" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_velikiy_durman.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И. А. Бунин " В е л и к и й д у р м а н " 1 9 1 9 г .

Слайд 2

И . А . Б у н и н « т а к у в л е к с я , ч т о з а б ы л с д е л а т ь п е р е р ы в , и т а к о в л а д е л в н и м а н и е м п у б л и к и , ч т о 3 ч а с а е г о с л у ш а л и , и н и о д и н с л у ш а т е л ь н е п о к и н у л з а л а . < … > К о г д а о н к о н ч и л , т о в с е в с т а л и и д о л г о , с т о я , х л о п а л и е м у . В с е б ы л и о ч е н ь в з в о л н о в а н ы . < … > И м н о г и е , м н о г и е п о д х о д и л и и г о в о р и л и к а к и е - т о с л о в а … » Вера Николаевна Муромцева-Бунина

Слайд 3

« И в а н А л е к с ее в и ч — в ы ш е в с е х п и с а т е л е й , с у д а р ы н я , э т о т а к а я с м е л о с т ь , э т о т а к а я п р а в д а ! Э т о з а м е ч а т е л ь н о ! Э т о и с т о р и ч е с к и й день!» Кондаков Никодим Павлович

Слайд 7

т яго тею к со циа л-д ем ок рат ии , хо тя и ст ор оню сь вс як ой пар ти йн ост и я п ро тив го сп од из Сан -Ф ран ци ско вм ест е с др уги ми … жа жду ре во лю ци и

Слайд 8

« Я б ы л , — в с и л у т о г о , ч т о п р е ж д е в е р и л в л ю д е й н е м н о г о б о л ь ш е , ч е м т е п е р ь , — п р и в е р ж е н ц е м республик, теперь же стал несколько сомневаться в н и х … Я и т е п е р ь е щ е д у м а ю и н о г д а : “ в и д е а л е э т о , к а ж е т с я , ч у д е с н а я в е щ ь — в с е э т и п р я м ы е , р а в н ы е , тайные, явные и вообще народовластие”, но, б у д у ч и н е р о б к о г о д е с я т к а , г о в о р ю с о в е р ш е нн о открыто, без всякой боязни: убежден, что Пила и Сысойка ни к черту не годятся ни для явных, ни для т а й н ы х и ч т о и з р у сс к о г о “ н а р о д о в л а с т и я ” в ы й д е т о п я т ь г н у с н е й ш а я и к р о в а в е й ш а я ч е п у х а — в и д е л и и в и д и м м ы э т о “ н а р о д о в л а с т и е ” , п о к а з а л о о н о с е б я ! » .

Слайд 9

Любая революция, какими бы прекрасными ни были ее цели, — это всегда зло, разрушение, насилие над человеческой личностью и большевизм с его бешеной нетерпимостью к политическим противникам и «чрезвычайками» — логическое п р о д о л ж е н и е « в е л и к о й р у сс к о й р е в о л ю ц ии » . Интеллигенция, которая при всем своем народолюбии не знала собственного народа, идеализировала его, преувеличивая его нравственные качества, патриотизм и т. п., причем русская литература второй половины XIX — начала XX в. усиленно ей в этом помогала. И д е я

Слайд 10

Революционный народ — это темная, невежественная, бессознательная масса, живущая той полудикой, первобытной, чуть ли не звериной жизнью, какой русский мужик жил еще во времена Ивана Грозного, поэтому доверять народу управление государством по меньшей мере безответственно.

Слайд 11

« К а к ж е п р е л о м и л а с ь р у сс к а я р е в о л ю ц и я в о “ в н у т р е нн е м мире” нашего художника? В своей лекции “Великий дурман” Бунин дал художественно-публицистический ответ на этот вопрос. “Художественно-публицистический”, ибо это была лекция, иллюстрированная художественными образами и поэтическим лиризмом. Проникнутая местами большим пафосом проповедника, человека определенного лагеря, она вместе с тем была Борис Соломонович Вальбе именно лекцией поэта, мечтателя»

Слайд 12

«Мрачный вечер, — сентябрь того же [1917] года, — темные, с желтоватыми щелями тучи на западе. Остатки листьев на деревьях у церковной ограды как-то странно и зловеще рдеют, хотя под ногами уже сумрак. Вхожу в церковную караулку. В ней совсем почти темно. Караульщик, он же и сапожник, небольшой, курносый, с окладистой рыжей бородой, человек медоточивый, сидит на лавке, в рубахе навыпуск и в жилетке, из карманчика которой торчит пузырек с нюхательным табаком. Увидав меня, встает и низко кланяется, встряхивает волосами, которые упали на лоб, потом протягивает мне руку. Как поживаешь, Алексей? Вздыхает: Скушно. Что такое? Да так. Нехорошо. Ах, милый барин, нехорошо. Скушно. Д а п о ч е м у ж е ? Да так. Был я вчера в городе. Прежде, бывало, едешь, на свободе, а теперь хлеб с собой берешь, в городе голод пошел. Голод, голод! Товару не дали. Товару нету. Ни почем нету. Приказчик говорит, — “хлеба дадите, тогда и товару дадим”. А я ему так: “нет, уж вы ешьте кожу, а мы свой хлеб будем есть”. Только сказать — до чего дошло! Подметка 14 рублей. Нет, покуда буржуазию не перережут, будет весь люд голодный, холодный. Ах, милый барин, по истинной совести вам скажу, — будут буржуазию резать, ах будут!

Слайд 13

К о г д а я в ы х о ж у и з к а р а у л к и , к а р а у л ь щ и к т о ж е в ы х о д и т и з а ж и г а е т ф о н а р ь в о з л е церковных ворот. Из-под горы идет мужик, порывисто падая вперед, — очень пьяный, и н а в с ю д е р е в н ю к р и ч и т , р у г а е т с а м ы м и о т б о р н ы м и р у г а т е л ь с т в а м и д и а к о н а . Увидав меня, с размаху откидывается назад и останавливается: А вы его не можете ругать! Вам за это, за духовное лицо, язык на пяло надо вытянуть! Но позволь: я, во-первых, молчу, а, во-вторых, почему тебе можно, а мне нельзя? А кто ж вас хоронить будет, когда вы помрете? Не диакон разве? А т е б я ? Уронив голову и подумав, мрачно: Он мне, собака, керосину в лавке коперативной не дал. Ты, говорит, свою долю уж взял. А если я еще хочу? “Нет, говорит, такого закону”. Хорош ай нет? Его за это арестовать, собаку, надо. Теперь никакого закона нет… Погоди, погоди, — обращается он к караульщику, — и тебе попадет! Я тебе припомню эти подметки! Как петуха зарежу, дай срок!»

Слайд 14

«С утра серо, ветер с северо-запада, холодный, сейчас три, мы с Верой гуляли, облака, светит солнце. На низу сада, возле плетня, слышу матерную брань. Вижу — Савкин сын (кривой), какой-то пьяный мужик лет двадцати пяти, долговязый малый лет двадцати, не совсем деревенского вида. Когой-то ругает? Пьяный: Д а д ь я к о н а в а ш е г о . Какой же он мой. Как же так не ваш? А кто ж вас хоронить будет, когда помрете? Вот П. Ник. помер — кто его хоронил? Дьякон. Ну, а вот ты-то дьякона ругаешь, тебя-то кто ж будет хоронить? Он мне керосину (в потребиловке) не дает… и т. д. Говорил, что мы рады, что немцы идут, они мужиков в крепостное право обратят нам»

Слайд 15

Критика «И. Бунин, автор знаменитых деревенских картин, в которых предвидел физиономию будущих строителей революции, имел возможность на своей лекции вдоволь отомстить за те нападки, которые делались в свое время критикой при выпуске им своих бытописаний о деревне. В целом ряде мучительных иллюстраций Бунин нарисовал мрачную картину жестокого русского бунта, бессмысленного издевательства над человеческим достоинством, над человеческой личностью. Великий Дурман, великий балаган — русская революция, и строитель этой революции — русский народ» «К сожалению, в краткой газетной заметке мы лишены возможности воспроизвести многочисленные картины нашего революционного быта, выхваченные из самой жизни и зарисованные И.А. Буниным с чрезвычайной, быть может ему одному свойственной, яркостью и колоритностью"