Проблема классификации вопросительных предложений подходы к ее решению в лингвистической литературе

Проблема классификации вопросительных предложений подходы к ее решению в лингвистической литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема классификации вопросительных предложений подходы к ее решению в лингвистической литературе

Из-за сложности определения вопросительных предложений возникает сложность их классификации. В научной литературе существуют различные типологии классификаций вопросительных предложений.

Пешковский А.М. в своей работе «Русский синтаксис в научном освещении» описывает традиционную классификацию предложений по цели высказывания. «Мы говорим всегда зачем-нибудь, с какой-нибудь целью. Если мы говорим только для того, чтобы сообщить свои мысли другому, то такую речь можно назвать повествовательной. Если мы говорим для того, чтобы, сообщая свои мысли, в то же время выразить и чувства, овладевающие нами по поводу этих мыслей, наша речь будет восклицательной. Наконец, если мы сообщаемыми мыслями желаем повлиять на своего собеседника, подействовать на его волю, побудить его поступить так или иначе, нашу речь можно назвать побудительной. Последний случай разбивается на два: мы можем побуждать слушателя сообщить нам то, чего мы не знаем, ответить на наш вопрос – речь вопросительная, и можем побуждать его сделать то именно, что мы ему приказываем или о чем просим,- речь повелительная» [5: 356].

А.Я. Опришко, предлагает свою классификацию вопросительных предложений, основанную на существенных для них признаках: характере вопросительного члена («выраженный» или «неполновыраженный») и на характере модальности, выражаемой вопросительным предложением (заданная или незаданная). Таким образом, выделяются:

  1. Вопросительное предложение с «неполновыраженным» вопросительным членом и заданной модальностью, которые выражают вопрос о предмете, качестве, месте, направлении и т.д. как о чем-то существующем – несуществующем, желательном – нежелательном. Такой вопрос может быть риторическим, т.е. таким, который персонаж задает сам себе или собеседнику с целью обратить внимание на предмет речи: С этого часа она словно бы выглядывала из себя: что же будет дальше?;

Ответ на данный вопрос должна дать последующая ситуация.

  1. Вопросительное предложение с «выраженным» вопросительным членом и заданной модальностью, в которых содержится вопрос о предмете, действии, качестве, месте, направлении с конкретным их названием, которые представляются как существующие (несуществующие), желаемые (нежелаемые): Какие имеются известия от сына?;

Такой вопрос содержит элемент побуждения собеседника к развернутому ответу не только о характере «новостей», но и об их наличии.

  1. Вопросительное предложение с «выраженным» вопросительным членом и незаданной модальностью, заключающее вопрос, который предполагает установление в ответе и характера предиката, и характера модальных отношений между субъектом и предикатом, вопрос-побуждение этикетной формы: Иван Петрович, не хотите ли чаю?

Н.Ю.Шведова в работе «Очерки по синтаксису разговорной речи» ( предлагает свою структурно-семантическую классификацию вопросительных предложений, основанную на первичных и вторичных функциях этих предложений:

  1. Общевопросительные предложения, направленные на получение информации о ситуации в целом;
  2. Частновопросительные предложения, заключающие вопрос об отдельной стороне какого-либо факта, о деятеле, носителе состояния, о признаке, о тех или иных обстоятельствах;
  3. Собственно-вопросительные предложения, отражающие полную неосведомленность спрашивающего;
  4. Вопрос, в котором заключено уверенное экспрессивно окрашенное утверждение. При этом может акцентироваться категоричность утверждения, непременность наличия чего-нибудь, возможность или целесообразность, обычность, закономерность чего-либо;
  5. Вопрос, в котором заключено уверенное экспрессивно окрашенное отрицание, так называемый риторический вопрос;
  6. Вопрос-уяснение, повторяющий словесный состав предшествующей реплики и обычно окрашенный эмоциональной окраской удивления, недоумения, беспокойства, неодобрения;
  7. Вопрос-побуждение к чему-либо;
  8. Вопрос, выражающий эмоциональную реакцию говорящего;
  9. Вопрос, имеющий целью активировать внимание, заинтересовать, обратить внимание на форму выражения мысли.

Таким образом, в приведенной классификации наряду со структурно-семантическим характером учитывается и коммуникативно-функциональный аспект содержания высказывания,  его прагматика.

В учебных пособиях для вузов обычно акцент делается на структурную классифификацию вопросительных предложений.

Чаще всего вопросительные предложения в учебной литературе делятся на местоименные и неместоименные, т.е. в местоименных вопросительных предложениях слово, к которому преимущественно относится вопрос, всегда выражено вопросительным местоимением и местоименным наречием: кто?, что?, куда?, откуда?, зачем?, где? и т.д.: Что за прибор?

В неместоименных общемодальных предложениях вопросительным членом может быть любое самостоятельное слово. Выделяется этот член либо интонацией, либо с помощью частицы «ли», либо порядком слов, при котором вопросительный член часто занимает первое место.

В неместоименных вопросах могут употребляться и частицы, вносящие оттенок сомнения, недоверия: разве, неужели, ужели, оттенок условного значения: если, что, ли: Достанет ли у него сил снова искать и готовить тебе преемника?

Л.Ф. Бердник отмечает, что местоименные и неместоименные вопросительные предложения выполняют различные функции в процессе коммуникации. Вопросы местоименного типа, которые осуществляют поиск новой информации, относятся к информативным вопросам – функционально семантической разновидности собственно вопроса. Вопросы неместоименного типа, посредством которых выясняют, соответствует или нет исходная информация действительности, которая заключена в самом вопросе, квалифицируется как удостоверительный функционально-семантический тип собственно вопросов.

Также в научной литературе мы можем встретить деление вопросительных конструкций по наличию/отсутствию дополнительных модульных значений:

  1. Собственно-вопросительные предложения;
  2. Удостоверительно- вопросительные предложения;
  3. Предположительно-вопросительные предложения (Распопов, с.90-93).

Т.е. деление вопросов по их субъективной семантике.

Следует отметить, что вопросы еще иногда делятся на общие и частные. Общие – вопросы без вопросительных местоимений и местоименных наречий, т.е. неместоименные. Частные – вопросы с вопросительными словами, т.е. местоименные (Белошапкова В. А.,А.Пешковский).

Вопросительное слово, задающее потенциал необходимой и требуемой информации, должно иметь наиболее обобщенную семантику, чему и соответствуют вопросительные местоимения и местоименные наречия (кто?, что?, где?, когда?, куда?...), т.е. большую степень неопределенности.

Благодаря этому и обеспечивается широта возможности поиска ответа. Л.Ф.Бердник в работе «Функционально-семантическое поле вопросительности» выделяет 17 семантических типов реализации собственно вопросительного значения, т.е. ею рассматриваются вопросительные предложения с функциональной точки зрения.

Необходимо отметить, что главным средством оформления вопросительного значения является интонация. Особенно важна она при формальном совпадении вопросительного и повествовательного предложений (при общемодальном вопросе). При этом «интонация является звуковым средством, звуковой природной материей языка, которой принадлежит функция уточнения тех синтаксических отношений, которые устанавливаются в высказывании между его лексическими единицами и вытекают из задач и условий общения»[ 1: 24].

Интонация вопросительного предложения может быть: а)восходящей, если слово, на которое падает ударение, стоит в самом конце предложения: За кого ж ты меня почитаешь?;б)восходяще-нисходящей, если это слово располагается в середине предложения: За кого ж почитаешь ты меня?;в)нисходящей, если это слово стоит в начале предложения: Почитаешь за кого ж ты меня?

Наиболее типичной вопросительной интонацией является восходящая, а у нисходящей и восходяще-нисходящей интонаций есть добавочные эмоционально-экспрессивные оттенки. В общих вопросах – повышение интонации на слове, содержащем вопрос, и сразу ее понижение.

Е.А.Брызгунова в книге «Практическая фонетика и интонация русского языка» выделяет следующие три типа интонаций вопросительных предложений: интонация вопросительного предложения без вопросительных слов, интонация вопросительного предложения с вопросительным словом и интонация неполных вопросительных предложений с союзом а.

Интонация в вопросительных предложениях без вопросительных слов является основным средством выражения вопроса. Центром этого типа предложений является разговорный слог выделенного вопросом слова. Например: Давно ты здесь стоишь?

В  вопросительных предложениях второго типа вопрос выражен лексически, а вопросительное слово является предикатом вопроса. Например:

Что ж могу я сделать?  – Ничего.

Для интонации неполного вопросительного предложения с союзом а характерна связь с предыдущим высказыванием. Например:

-А у нас какой лучший город?/-Петербург./-А еще какой?

Где о связи с предыдущим текстом свидетельствует союз а и порядок компонентов.

Следует отметить, что во всех этих типах фразовое ударение может передвигаться с одного слова на другое, но содержание вопроса и ответа будет изменяться. Но интонация в вопросительных предложениях, побудительных предложениях и повествовательных совсем разная.

Недостаток всех классификаций заключается в том, что они основаны на одном или двух признаках и предполагают одноаспектный подход. Но для полной характеристики вопросительных предложений необходима система классификации с учетом разных аспектов характеристики вопросительных предложений – модально-прагматической, функциональной, коммуникативной, когнитивной.

Библиографический список

  1. Бердник Л. Ф. Коммуникативные типы русских предложений. – Пермь,1982.
  2. Бердник Л. Ф.Функционально- семантическое поле вопросительности // Семантика и сочетаемость компонентов грамматических конструкций / Межвузовский сборник научных трудов/. – Ростов – на Дону, 1995.
  3. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка
  4. Опришко
  5. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении.- М., 2001.
  6. Распоров,1970
  7. Современный русский язык // П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Х.Л.Касаткин и др.; Под редакцией П.А.Леканта.- М., 2001.
  8. Современный русский язык: В.А.Белошапкова, Е.А.Зелескал, И.Г.Милославский, М.В.Панова; Под редакцией В.А.Белошапковой.- М., 1981.
  9. Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису разговорной речи.- Изд- во АН СССР, 1960.