Методическая разработка урока русского языка

Абдулкеримова Амина Агабековна

Данная методическая разработка урока русского языка в 10 классе подготовлена к республиканскому конкурсу   разработок  и проектов  по  научному направлению «Филология». 

В работе использована рабочая программа по русскому языку, составленная на основе учебного комплекса под редакцией  Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В., Мищериной М. А. В качестве основного учебного пособия используется учебник  для 10-11 классов общеобразовательных организаций  издательство «Русское слово» Москва - 2015 год. Количество часов в неделю: 5 уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkoumetodichka_moy.docx128.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Кугская СОШ им. Б. Байрамбекова»
Методическая разработка урока русского языка

Инновационная школа.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 – 11 кл.: Учебник для общеобразоват. организаций/ Н.Г. Гольцова, И. В Шамшин., М. А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2015 г.

Тема урока: Средства выразительности в языке.

Урок русского языка в 10 классе.

Продолжительность: 2 урока. 1 марта 2022г.

                                  Составитель: учитель русского языка и литературы

                                                          1 кв. категории  Абдулкеримова А. А.

Аннотация

Данная методическая разработка урока русского языка в 10 классе подготовлена к республиканскому конкурсу   разработок  и проектов  по  научному направлению «Филология».  

В работе использована рабочая программа по русскому языку, составленная на основе учебного комплекса под редакцией  Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В., Мищериной М. А. В качестве основного учебного пособия используется учебник  для 10-11 классов общеобразовательных организаций  издательство «Русское слово» Москва - 2015 год. Количество часов в неделю: 5 уроков.

Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый элемент поэтической речи. Такая речь отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения» (В.Б.Шкловский); ощущается и звуковая и смысловая строка слова. Образные слова – необходимый конструктивный элемент поэтической речи. Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов. И каждый человек, находясь под воздействием художественного слова, становится немного художником, создающим художественный образ в своём воображении.

Важно умело использовать богатства родного языка, его тончайшие оттенки и нюансы.

Данная работа посвящена систематизации знаний о существующих в русском языке лексических и синтаксических средств художественной выразительности и методике и приемам работы с ними на уроках русского языка, развития речи, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Цель работы

Образовательные – изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования в языке.

Развивающие

Воспитательные

Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. До сих пор нет чёткой их классификации. В некоторых учебниках используются разные термины, называющие эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т. п. Умение обнаруживать в тексте самые распространённые средства выразительности необходимо и при анализе текста на уроках русского языка и литературы.

Постановка данной цели обусловила следующие задачи:

- Обобщить материалы авторских наработок.

- Систематизировать материал по данной теме, используя как современные учебные пособия так и разработки прошлых лет ,методическую  литературу , исследования  известных языковедов ,ведь  научные  изыскания  по теме продолжаются.  Без сбора теоритического и дидактического материала работа учителя-филолога  немыслима :в ней должны гармонично без сочетаться старые исследования и новых открытия в  области изучения методологии обучения. Этому способствует сбор   материалов на страницах интернета, ЦОРы,  личный учительский опыт .Но какими бы современными средствами и технологиями подачи и изучения материала мы ни оперировали, конкретные задачи ученика и учителя при изучении русского языка - сформировать прочные умения применять лингвистические знания в работе с языковым материалом. Развитие мышления через чтение и письмо позволяют учителю формировать   оценочное критическое творческое мышление у учащихся. Современные информационные технологии предоставляют учителю возможность использовать значительную часть его времени  для живого общения с учениками. Применение ИКТ в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные учебные задачи проблемы .   В основу данной разработки учебной темы по русскому языку  положена совместная деятельность учителя и учащихся с использованием мультимедийных средств и традиционных приемов и методов анализа языковой единицы.

- Провести детальный анализ изобразительно-выразительных средств языка, тем самым помочь учащимся систематизировать  теоритические знания  по   теме, с тем чтобы ребята смогли на практике применить знания при выполнении заданий к ОГЭ и ЕГЭ. Безусловно, пробудить в них интерес к новым открытиям в языке. Развивать стремление совершенствовать свою речь, обогащать ее,  что является непременным признаком образованности, культуры. Показать ребятам, что в век высоких технологий скиллы коммуникации сегодня на приоритетных позициях. следует повышать  культуру речи, а это возможно только при условии работы над  словом.  Слову и посвящается данная разработка, точнее, проявлению всей многогранности  этой единицы языка.

Разработка состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложения в виде таблицы, заданий, презентации, практической части.

  Актуальность данной разработки обусловлена следующими причинами.

Во-первых, данная тема  представлена в учебниках и методических пособиях не в полном обьеме,  а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся.

Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как тайны языка до конца не изведаны, многие учёные занимаются исследованиями по теме, многие вопросы остаются спорными.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы   могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств учителями  на уроках, внеклассных занятиях, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Любой развитой язык,  необычайно красив и богат.

В чём же заключается богатство, красота, сила, выразительность русского языка?

Литература – вид искусства, в котором оружием является слово. Слову , языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны.

Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»?

На этот труднейший вопрос пытается ответить стилистика. Начиная с античных времён пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать эту загадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка. Этими словами и интересуется стилистика.

И, действительно, чем может привлечь нас текст? Прежде всего, конечно, яркостью и разнообразием яркостью красок, т. е. образными выражениями.

В этом и прелесть художественной литературы – рисовать словами. Есть слова, обороты речи, специальные приёмы, как бы предназначенные для живописания словом.

Писатели, поэты используют также метафоры, эпитеты, метонимии и другие приёмы и средства, о которых далее пойдёт речь. Они очень важны, составляют богатство языка, запас его выразительных средств, ресурсов. Один из разделов стилистики – изучение изобразительно-выразительных средств языка.

1.1 Выявление выразительных средств языка, используемых в задании 26 ЭГЭ.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в нашей жизни, требующий обдуманного выбора своего будущего, обобщения знаний по предмету и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку во многом определяется тем, насколько мы подготовлены к этому экзамену. Познакомившись с КИМ ЕГЭ по русскому языку мы пришли к выводу, что особое внимание стоит уделять 26 заданию, в котором выставляется от 0 до 4 баллов.

Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно иметь полное представление об основных языковых средствах художественной изобразительности, знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть. Знание художественно выразительных средств поможет лучше справиться со сложным заданием С1, в котором предлагается написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, оценить речевое оформление текста, но и использовать яркие приёмы в оформлении своих мыслей, чтобы набрать баллы по критерию «Точность, богатство и выразительность речи выпускника».

После проработки более 60 вариантов ЕГЭ,  составлен список из терминов, которые встречаются в задании 26. У нас получилось 42 наименования.

Эпитет

Вводные слова и словосочетания

Синонимы

Анафора

Гипербола

Восклицательные и вопросительные предложения

Антонимы

Эпифора

Летота

Неполные предложения

Фразеологизмы

Антитеза

Метафора

Обращения

Разговорная и просторечная лексика

Вопросно – ответная форма изложения

Метонимия

Сравнительные обороты

Книжная лексика

Градация

Олицетворение

Ряды однородных членов

Оценочная лексика

Инверсия

Синекдоха

Риторические вопросы

Диалектизмы

Лексический повтор

Сравнение

Риторические обращения

Устаревшая лексика

Цитирование

Ирония

Односоставные предложения

Неологизмы

Диалог

Аллегория

Термины

Парцелляция

Символ

Синтаксический параллелизм

Оксюморон

Учительский опыт преподавания в старших классах показал , что большинство учащихся  с трудом справляются с заданием 26 , затрудняются в определении средств выразительности.  

Вывод: так как данная тема слабо представлена в учебниках и дополнительных пособиях. В материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся, потому что знание этого материала проверяется на экзамене по русскому языку как в 9 классе, так и в 11 классе. Поэтому особое внимание стоит уделить сбору теоретического и дидактического материала по данной теме. К разработке прилагается  таблица с классификацией средств выразительности в помощь учителю и учащимся , которую они могут дополнить своими примерами из различных текстов. Таким образом, наша разработка будет актуальна и полезна как для учителей, так и  дляучащихся.

 

                                         Ход Урока

Использование информационных технологий:

мультимедийный проектор, экран, презентация

                                                   «Берегите наш язык,

                                                   Наш прекрасный русский язык, этот      клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

                                                                            И. С. Тургенев

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

              Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы , на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный-речь.

                                                      ( И. Бунин) Слайд

-Мы начали урок с прекрасных строк Бунина о нашем языке , о бережном отношении к языку.С начала уч. года мы работали с разными типами  и видами текстов. Представленное на слайде стихотворение – тоже текст.

-Как по-вашему, к какому стилю речи оно относится?

-Какие чувства у вас вызвало стих-е И. А. Бунина?

-В чем состоит его функция ?( эмоциональное воздействие на чувства и мысли читателя, создаваемые образы призваны доставить эстетическое наслаждение,  пробудить чувство сопереживания, и даже сопричастности, заставляет задуматься о высоком, истинно важном для каждого человека)

2. Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса .Фронтальная работа

Проблемный вопрос:

- Какими языковыми средствами автору удалось воздействовать на читателя(Поэт использует  выразительные средства живого великого  богатого русского языка

-мы видим, слышим особое звучание, которое  они придают художественной речи ( благодаря им речь выразительна ,  величественна ; в данном произведении   звучит  как торжественный призыв )

- постараемся, ребята, определить проблему, встающую перед теми , кто изучает язык. Сформулируем ее в виде вопроса( Как  сделать язык , речь лучше, выразительнее, точнее)

3. Целеполагание

-Давайте подумаем над темой сегодняшнего урока

-Тема урока  связана с проблемой? (Правильное понимание  изобразительных средств поможет придать речи выразительность и образность

Цели урока как планируемые результаты обучения

Предметные:

  • повторение закрепление и обобщение знаний об основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
  • совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;  
  • выработать умение анализировать тексты художественной литературы.
  • подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Повторить и закрепить знания о средствах художественной выразительности и их особенностях
  • Использовать на практике знания о языковых средствах используя тексты художественной литературы.

Метапредметные:

Регулятивные:

        Определят цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать  средства ее осушествления, находить и определят учебную проблему совместно с учителем, решать проблемы творческого и поискового характера.

Научатся отвечать используя выразительные средства языка –

Находить в текстах различных типов и стилей тропы, стилистические фигуры речи и художественные приемы.

Анализ распозновать на практике различные средства (лексические,синтаксические и т.д)

Проводить сравнительный анализ текста грамотно составлять письменную речь  

Познавательный:

-Извлекать информацию из различных источников с целью получения новых знаний  , делать предварительный отбор источников информации ориентируясь своей системы знаний осознанный поиск информации.

Научатся:- Определят в текстах изученные категории средств выразительности.

Понимать для чего нужны средства выразительности языка,с какой целью они используются.

Коммуникативный:

-Доносит свою позицию до других ,владея приемами монологической и идеологической речи.

-Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию .

-Грамотно оформлять письменную речь .

- Ответит на вопрос «для чего авторы используют средства выразительности языка»

Личностные:

- Прививать интересы ,потребность в изучении и использовании средств художественной выразительности в устной и письменной речи.

-Показать все разнообразие и богатство русского языка

-Воспитивать чувства ответственности за порученное дело ,уважение друг другу во время совместной работы.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию культуры речи;
  • дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
  • развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Отработка умений и навыков.

5. Проверка знаний.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

4.Формулирование задач. Составление синквейна.

                                                 

- Вспомните при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности , уметь различать, квалифицировать, определять их роль в тексте и т.д. Вопрос: Какие трудности вы при этом испытываете. Отразите свои мысли, затруднения в синквейне.

1строка-  термин

2строка- 2 прилагательных

3строка- 3 глагола

4строка- предложение

5строка- синоним к термину

 

Итак,средств выразительности много, поэтому трудно развить умение распознать их в текстах. Думаю цель урока ясна –повторить и обобщить виды средства выразительности , систематизировать знания по теме: классификация всех видов ( работа по таблице), совершенствовать навыки анализа художественного текста. Возможно ,кто- то из вас откроет для себя новые интересные явления в языке, раскроет смысл новых терминов и научится употреблять средства выразительность в собственной речи.

- Запишите число, классная работа и тему урока, и в то же время подумайте, где пригодятся вам полученные знания?

(при написании задания 26  единого государственного экзамена)

     5.Актуализация имеющихся  знаний.

- работа в группах: составьте кластер по  изучаемой теме, запишите за одну минуту как можно больше слов и выражений, ребята обмениваются идеями, составляют вопросы.

-Что такое стилистические фигуры?( ответ с самопроверкой по слайду)

-Почему фигуры речи называют стилистическими?( Так как синтаксические конструкции составляют текст,  который изучается и с точки зрения стилистики.

Пользуясь памяткой назовем стилистические фигуры, и рассмотрим примеры  :

                   Опять  с вековою тоскою

                   Пригнулись к земле ковыли,

                   Опять за туманной рекою

                   Ты кличешь  меня издали…  

                                                                   (А . Блок «На поле Куликовом»)

Все разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света

                                                                       (Л. Толстой)

Анафора –стилистический прием (фигура ), встречается как в стихотворных формах, так и в прозе . Повторятся в прозе могут абзацы, фразы , предложения

Анафора в прозе сближает его с поэзией.(слайд)                  

- каждое слово, помимо своего основного значения ,может иметь переносное значение ,  а то и совсем новое неожиданное для читателя,  которое реализуются и понимается  во всей  полноте в контекстах. Эти значения могут быть связаны с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности.

-Давайте вспомним какие термины связаны с переносным значением?

(Зачитайте записанные ранее слова по теме)

-Вспомним определение тропов( ребята вспоминают определение с последующей самопроверкой   по слайду)   Слайд

Тропы, метафора, эпитет …..продолжим список ,глядя в памятки. Рассмотрим примеры из художественной литературы

Чем тропы отличаются от  стилистических фигур?

6.Подготовка учащихся к  повторению-обобщению  средств выразительности. Воспроизведение на новом уровне.

Распределительный терминологический диктант. Запишите названия терминов по определениям. 1вариант – названия тропов , 2 вариант- названия стилистических фигур. Проверьте  ваши  знания на примерах, запишите названия терминов. Задание с последующей взаимопроверкой

1.Повтор в конце фразы, предложения , строки, строфы(Эпифора)

2.Образное определение явления, предмета, действия(эпитет)

3.Намеренноеразделения одного предложения на значимые отрезки(парцеляция)

4.сочетание противоположных по значению понятий, слов.

- Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка исключительно богат и разнообразен. Тропы и стилистические фигуры призваны украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной.

  1. Отработка умений и навыков.

- Теперь обратимся к справочному материалу и вспомним, что наряду с лексическими и стилистическими синонимами и антонимами есть контекстные. (слайд)

Сообщение учащегося 1.

Контекстуальные синонимы и антонимы (индивидуальные, авторские). Они сближаются своими значениями только в условиях контекста. Сравните:

-лексические антонимы: Ложь бывает доброй или злой, сердобольной или беспощадной.

- контекстные антонимы: Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной.

Упражнение 1 (распечатка)Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.

  1. И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

  1. …всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)

(слайд)

Проверьте себя:

  1. Антонимы:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобени любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

  1. Синонимы:

…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)

- Выставите себе оценку:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

- Какое средство художественной выразительности используется наряду с синонимами во втором тексте? (сравнение) (слайд)

Сообщение учащегося 2.

Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции. За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, мастера неожиданных сравнений. Вот как описана в начале «Мёртвых душ» гостиница, в которой остановился Чичиков: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».

Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),

звёзды(слайд),

солнце(слайд),

жизнь(слайд),

любовь(слайд),

радость(слайд).

Возможные ответы:

Небо как голубое покрывало Вселенной, хрустальный купол

Звёзды как горошины, бриллианты, плевочки

Солнце как огненный шар

Жизнь как необъятный океан, непрочитанная книга

Любовь как сон, цветущая яблоня

Радость как летящие по воздуху звуки музыки, разноцветные воздушные шары

(слайд) Сообщение учащегося 3.

Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (от греческого – перенесение), когда свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом, предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». (слайд) Большой мастер создания метафор был С. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор – это «В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…».

 (слайд) Сообщение учащегося 4.

Возможны и другого рода переносы смысла. Художник может заменить одно слово другим, имеющим с ним причинную связь, т. е. использовать метонимию (от греческого переименование). Так, в «Евгении Онегине», описывая читательские предпочтения героя, Пушкин заметит: «Однако ж несколько творений/ Он из опалы исключил:/ Певца Гяура и Жуана/ Да с ним ещё два - три романа». Имя Байрона легко восстанавливается по упоминанию героев его произведений. (слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:

Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.

Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.

Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.

Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.

Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми

Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Упражнение 4 (распечатка)Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:

а) его ожидали скипетр и золотая мантия (действие на орудие этого действия);

б) он снял с полки Бунина (имя автора на его творения);

в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно (название вещества на изделие из него);

г) весь зал оглушительно захлопал (название помещения на людей, находящихся там);

д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия);

е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка (действие на орудие этого действия.

(слайд) Сообщение учащегося 5.

Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года…» В этом случае мы говорим о перифразе, что буквально обозначает пересказ, замену предмета или явления описанием существенных его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Упражнение 5 (распечатка(слайд): Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Пермесская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Ответ ( проверяем устно (слайд):

Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

юность

Пермесская богиня

Седая чародейка

Прикованный к скале Титан

Потомок викингов отважных

Блистающая сталь

Спаситель Капитолия

Солнце русской поэзии

Бессмертный творец «Илиады»

Волшебный прибор Левенгука

Весна человеческой жизни

(слайд) Сообщение учащегося 6.

Разновидностью метонимии является синекдоха (от греческого соотнесение). Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)

Упражнение 6 (распечатка(слайд)Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:

  • Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
  • Люблю Подмосковье.
  • Нам нужна крыша над головой.
  • Сто лет не виделись.
  • Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
  • Белеет парус одинокий…
  • И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
  • Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
  • Мы все глядим в Наполеоны.
  • Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
  • Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

французу отдана?

  • Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.

Ответ (проверяем устно слайд):

  • Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
  • Люблю Подмосковье.
  • Нам нужна крыша над головой.
  • Сто лет не виделись.
  • Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
  • Белеет парус одинокий…
  • И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
  • Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
  • Мы все глядим в Наполеоны.
  • Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
  • Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

французу отдана?

  • Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.

- Ещё раз просмотрите справочный материал (памятки), вспомните все тропы и стилистические фигуры, о которых говорилось не только на прошлых уроках, но и в течение всех лет вашего обучения в школе и выполните задание В8. (слайд)

  1. Проверка знаний.

Проверочная работа с последующей проверкой.

- Для этой работы я предлагаю вам отрывок из рассказа Ивана Бунина «Ночь», где автор вновь обращается к мирозданию, к философским вопросам бытия.

- Текст читает учитель.

(1)На даче темно, - час поздний, - и все окрест струится непрерывным журчанием. (2)Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (3)Я думаю - и слушаю, слушаю: хрустальное: журчание, наваждение!

(4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С балкона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну.

(10)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусонной волны, медленно накатившейся где-то внизу на берег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, умирающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, - сиянием несметных жизней, - и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.

(14)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, которое испытываю всю жизнь, когда мне случается проснуться на ранней заре, - испытал чувство великого счастья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного - и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.

(И. Бунин)д

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.

В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».

Список терминов:

  1. эпитеты
  2. синонимы
  3. антонимы
  4. метафора
  5. инверсия
  6. неполные предложения
  7. обособленные члены
  8. синтаксический параллелизм
  9. ряды однородных членов

Ответы: 1, 4, 9, 7

- Взаимопроверка. Здесь может быть только «5».

  1. Рефлексия.

- Обратимся к цели нашего урока (повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста).

- Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?

- Какое задание у вас вызвало затруднение?

- Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

- Оцените, пожалуйста, урок при помощи цветных кружочков?

- За работу оценки получают…

  1. Домашнее задание.

Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений) и проанализируйте его с точки зрения использования в нём изобразительно-выразительных средств языка.

                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

Тропы

         эпитет,

         гипербола,

         литота,

         метафора,

         метонимия,

         олицетворение,

         синекдоха,

         сравнение,

         ирония,

         аллегория,

         символ.

 

Лексические средства выразительности

         синонимы,

       антонимы,

       фразеологизмы,

         разговорная и просторечная лексика,

         книжная лексика,

         оценочная лексика,

         диалектизмы,

         устаревшая лексика,

         неологизмы,

         термины

 

Синтаксические средства

    вводные слова и словосочетания,

    восклицательные и вопросительные предложения,

    неполные предложения,

    обращения,

    сравнительные обороты,

    ряды однородных членов предложения,

    риторические вопросы и обращения,

    односоставные предложения

Стилистические фигуры.Приёмы

    анафора,

    эпифора,

    антитеза,

    вопросно-ответная форма изложения,

    градация,

    инверсия,

    лексический повтор,

    цитирование,

    диалог,

    парцелляция,

    синтаксический параллелизм,

    оксюморон

Термин

Тропы

                             Определение

Пример

АЛЛЕГОРИЯ 

Однозначное (в отличие от символа),

легко узнаваемое иносказание,

закрепленное традицией, условно

изображающее отвлеченное понятие

или явление через похожий конкретный

образ. Чаще всего встречается в баснях,

притчах, сказках.

И прежний сняв венок — они венец

терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело...(лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)

ГИПЕРБОЛА 

Преувеличение размеров или свойств

предмета, человека, явления.

Сто лет не виделись. Волны вставали

горами. Я говорил это тысячу раз. Это

длилось целую вечность. Шаровары

шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ИРОНИЯ 

Явно-притворное изображение

отрицательного явления в

положительном виде.

Едва ли кто польстится на такую красавицу. Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

ЛИТОТА 

Преуменьшение размеров или свойств

предмета, человека, явления.

Жизнь человека – один миг. Небо с

овчинку. Мальчик с пальчик. Ваш шпиц,

прелестный шпиц, не более напёрстка…

МЕТАФОРА 

Скрытое сравнение, перенесение

свойств одного предмета или явления

на другой на основании общих

признаков.

Пчела из кельи восковой / Летит за данью

полевой. (Пушкин) В крови горит огонь

желанья. (Пушкин) Грустя, и плача, и

смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

"мечты кипят" (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ 

Замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Тарелку съел; У него бойкое перо; Весь дом ушел; Выпить целый самовар; Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 

Наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев) .

..Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

СИМВОЛ 

Многозначное иносказание,

изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.

Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)

В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений.

СИНЕКДОХА 

Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

«...и слышно было до рассвета, как

ликовал француз...» (Лермонтов).

Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ 

Уподобление одной ситуации другой,

одного явления другому.

Сравнение может быть выражено:

1) Сравнительным оборотом с союзами

как, точно, словно, будто, как будто;

2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде;

3) сущ. в творительным падеже;

4) Сравнит.степенью прил. или наречия.

Глаза, как океаны;

Лентой бархатной чернеет / Груда

вспаханной земли. Разливы рек ее,

подобные морям... (Лермонтов)

Луна «как-то добродушно, во все глаза

смотрела на деревни и поле и очень

походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)

ЭПИТЕТ 

Эмоционально-красочное определение,

несущее особую эмоциональную и

смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет

выражен прилагательным, реже –

наречием.

Добрый ветер; живительная влага;

робкое дыхание; горящие глаза;

дорожная тоска;

Гордо реет буревестник (М. Горький)

Лесов таинственная сень / С печальным

шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

Синтаксические средства

Термин

Определение

Пример

ВВОДНЫЕ СЛОВА / СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 

 

Слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать

вопрос), выражающие отношение

говорящего к высказыванию. В

предложении выделяются

запятыми.

К сожалению, все оказалось ложью. По-моему, ты не понимаешь меня.

Он, видимо, думает об экзамене.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

 

Предложения, в которых

выражается стремление

говорящего узнать что-либо,

удостовериться в чем-либо.

Как дела? О чем ты говоришь?

ВСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

 

Эмоционально-окрашенные

предложения, произносимые с

восклицательной интонацией.

Какой чудесный день! Как хорошо в поле!

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -

 

Синтаксические конструкции,

допускающие пропуск одного

или нескольких компонентов,

известных или подразумеваемых

из ближайшего контекста;

отсутствующими могут быть как

главные, так и второстепенные

члены предложения.

Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).

ОБРАЩЕНИЯ 

Слова или сочетания слов,

используемые для называния лиц

или предметов, к которым

обращена речь. Обращения

выделяются запятыми, также

после обращения, произнесенного

с восклицательной интонацией

ставится "!" знак.

Антон, что ты делаешь? (Пушкин) Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  /

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 

Слова одной и той же части речи,

относящиеся к одному слову и

отвечающие на один вопрос.

А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын) Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

 

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС/ ВОСКЛИЦАНИЕ/ ОБРАЩЕНИЕ -

Вопрос, восклицание, обращение,

НЕ имеющие адресата.

Отчего мне так грустно, береза? Здравствуй, солнышко! (Пушкин)

Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу... (Гоголь)

Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ 

Сопоставление предметов и

явлений по принципу сходства,

которое выражается при помощи

союзов подчинительных

союзов как, точно, словно,

будто, как будто, что, чем,

нежели.

Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)

Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны...(Жуковский)

Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого... (Лермонтов)

 

Стилистические фигуры

Термин

Определение

Пример

АНАФОРА 

Единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

Наше оружие — наши песни,

Наше золото — звенящие голоса.

      Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, /

Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

   И счастье я могу постигнуть на земле,

 И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)

АНТИТЕЗА 

Противопоставление.

Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / …

Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.

Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА 

Текст, представленный в виде

риторических вопросов и ответов

на них.

«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое»

ГРАДАЦИЯ 

Последовательное нагнетание

или ослабление сравнений,

образов, эпитетов, метафор.

Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Не уйти, не встать и не вздохнуть. Поежился, с задавленной тоской

оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)

ДИАЛОГ 

Разговор двух или более героев

повествования.

Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:

 - Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь...

- Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он.

- Если бы не вы!...(Бондарев)

ИНВЕРСИЯ 

Нарушение порядка слов в

предложении. Приблизительная

норма: обстоятельство места или

времени (ко всему предложению)

+ определение + подлежащее +

обстоятельство образа действия +

сказуемое + дополнение +

обстоятельство.

И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин). Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)

Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии...(Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР 

Повторение одного и того же

слова. Средство связи в тексте

между предложениями.

Это еще не сказка. Сказка только начинается. Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)

Нам нужно злата, злата, злата'. Копите злато до конца! (Пушкин)

НЕОЛОГИЗМ 

Новое, не так давно вошедшее в

язык слово или словосочетание.

Неологизмы появляются в языке в

двух случаях: 1) возникают для

обозначения новых, ранее не

существовавших предметов,

явлений, понятий;

2) вводятся писателями.

ОКСЮМОРОН 

Сочетание несовместимого

Смотри, ей весело грустить.

Убогая роскошь. Горячий снег. Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский) Эти умники все такие глупые... (Чехов)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -

Авторское членение текста

(расчленение фразы на части или

на отдельные слова).

Я! Говорю! Хватит! Я думаю. Что вы не правы. Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. ...Но идет... Шатается... Одна (Ахматова)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ 

 

Тождественное или сходное

расположение элементов речи в

смежных частях текста.

Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.

Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

Все в огне будете гореть неугасимом.

Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

ЦИТИРОВАНИЕ 

Слова, строки, отрывки из других

произведений, включенные в текст.

Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».

ЭПИФОРА 

Повторение одного и того же

слова, фразы в конце отрезка

речи.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат...(Шолохов)

 

Лексические средства выразительности 

Термин

Определение

Пример

АНТОНИМЫ 

Слова, противоположные по

значению.

Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ 

Слова, противоположные по

значению только в пределах

контекста.

«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая»

АРХАИЗМЫ 

 

Устаревшее слово или оборот

речи, которым есть замена в

современном языке.

Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ДИАЛЕКТИЗМЫ 

Слово или оборот,

употребляющийся в

определенной местности.

Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой - плохой

ЖАРГОНИЗМЫ 

Речь социальной группы,

отличная от общего языка.

Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага – общежитие.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА 

Слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ИСТОРИЗМЫ 

Слова, вышедшие из

употребления в связи с

исчезновением предмета или

явления, которое они

обозначали. (нет замены в

современном языке)

Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА 

Слова, которые употребляются

преимущественно в письменной

речи.

Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА 

Слова, характеризующиеся

упрощенностью, оттенком

грубости, обычно служащие для

резких оценок.

Вовнутрь, задаром, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ 

Слова, употребляющиеся

только в определенной

профессиональной среде.

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА 

Слова, которые употребляются

в повседневной обиходной речи.

Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда.

СИНОНИМЫ 

Слова, различные по

написанию, но близкие по

значению.

«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться - пугаться

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ 

Слова, близкие по значению

только в пределах контекста.

"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."

ТЕРМИНЫ 

Слова, обозначающие

специальные понятия в науке,

технике.

Суффикс, метафора, гипотенуза.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ 

Лексически неделимые,

устойчивые словосочетания.

Авгиевы конюшни, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое. Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА 

Слова, которые носят

оценочный характер.

Детина, бабуля, солнышко, близехонько, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

 

Фонетические средства

Термин

Определение

Пример

АЛЛИТЕРАЦИЯ 

Стилистический прием, при

котором

повторяются согласные.

Свищет ветер, серебряный ветер в

шёлковом шелесте снежного шума.

(Пушкин)

В дымных тучках пурпур розы.

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, И заря, заря!

(Фет)

АССОНАНС 

Повтор одинаковых или

похожих гласных звуков.

Мело, мело по всей земле во все

пределы. Свеча горела на столе, свеча

горела. (ассонанс на е).)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ 

Воспроизведение природного

звучания какими - либо

напоминающими его звуками.

мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква «Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах...» (Блок)

 

Как же пользоваться этими таблицами при выполнении задания 26?

Мы разработали алгоритм выполнения задания.

Сначала проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:

- тропы отметим «т»,

- лексические средства – «л»,

- синтаксические – «с»,

- приёмы – «п».

Таким образом, область поиска указанного языкового средства сузилась.

В задании сказано, что первое и третье (А и В) - это синтаксические средства. Как мы видим в списке, их всего три. Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные предложения, выбираем нужное.

Второе (Б) – это лексическое средство. В списке их три.

Наконец, четвёртое средство (Г) – это троп. Их в списке два.

Сопоставляем примеры с определениями. Расставляем цифры в нужном порядке.

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

1

7

5

3

Подводим итог:

  • Прочитать рецензию.
  • Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства, приёмы.
  • Прочитать список терминов.
  • Сгруппировать понятия.
  • Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
  • Расположить цифры в нужном порядке.

                                                                      Часть 3

                                                            Практическая часть

1. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья... тянули кривые руки», «ужас... впился своей пастью...») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки». 

Список терминов:

1) сравнительные обороты

2) олицетворение

3) однородные члены

4) эпитет

5) диалектизм

6) риторическое обращение

7) литота

8) вопросительные предложения

9) парцелляция

(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один?   (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

 

2. «В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) просторечие

3) диалектизм

4) литота

5) ряды однородных членов

6) эпитет

7) ирония

8) риторическое обращение

9) противопоставление

(6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

(8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел». (18)Он был прав, удручающе прав...

(10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

  (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников.

 

3. «Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство — (А)_____ (например, предложение 31). Лексическое средство — (Б)_____ («душонка», «горе-змееборец») — позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп — (Г)_____ в предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».

Список терминов:

1) вопросительное предложение

2) диалектизм

3) олицетворение

4) термины

5) ряд однородных членов

6) сравнительный оборот

7) эмоционально-оценочные слова

8) синтаксический параллелизм

9) гипербола

(5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал...

(31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.

 

4. «Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство — (А)_____ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп — (В)_____ (в предложении 28) − помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 36) — отражает глубину чувств юноши». 

Список терминов:

1) диалектизм

2) эпитеты

3) парцелляция

4) синтаксический параллелизм

5) вопросительное предложение

6) сравнительный оборот

7) просторечное слово

8) метафора

9) анафора

(28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (З6)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

 

5. «О возможном будущем человечества известный писатель Владимир Солоухин говорит очень эмоционально, взволнованно, используя такой троп, как (А)_____ (в предложении 32). Ещё один троп — (Б)_____ (предложения 8−12, 23) — помогает автору отразить позицию тех, кто не думает о необходимости сохранять природу, и в то же время выразить своё отношение к таким людям. В тексте ощущается тревога автора. Её подчёркивает троп — (В)_____ («зловещее чёрное пятно» в предложении 15). Призывая человека задуматься над сложившейся ситуацией, писатель использует приём — (Г)_____ («земля есть, а травы нет» в предложении 30)».

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм

2) ирония

3) разговорная лексика

4) эпитет

5) риторическое восклицание

6) развёрнутая метафора

7) фразеологизм

8) противопоставление

9) риторическое обращение

(8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.

(15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно.

(23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка

(30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!

(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

 

6. «Приём — (А)_____ (предложения 25—27) − и синтаксическое средство выразительности — (Б)_____ (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство — (В)_____ («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём — (Г)_____ (предложения 13, 15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:

1) метафора

2) индивидуально-авторские слова

3) эпитеты

4) общественно-политическая лексика

5) вводное слово

6) вопросно-ответная форма изложения

7) цитирование

8) диалектизм

9) ряды однородных членов

 (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".

(20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов".

(36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание.

 

7. «Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности — (А)_____ (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини используются тропы: (Б)_____ («глаза светились от счастья» в предложении 31) и (В)_____ («тоскливое разочарование» в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнение

3) литота

4) парцелляция

5) экспрессивно-оценочные слова

6) диалектизм

7) вопросительное предложение

8) разговорные синтаксические конструкции

9) метафора

(14)Я сразу ей: триста!.. (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!»

(29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось.

(31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась.

(36)— Разве ты меня обманул?

 

8. «Монолог рассказчика, молодого преподавателя высшего военного учебного заведения, вспоминающего об одной из непростых ситуаций в своей жизни, создаёт его речевой портрет. Мы понимаем, что перед нами образованный человек. Он использует в своей речи (А)_____ («иероглифами», «готическим шрифтом», «структуру»). Используя лексическое средство — (Б)_____ («не давая себе спуску» в предложении 41), герой говорит о своём жизненном принципе, в основе которого лежит (В)_____ («быть» — «казаться»). Характеризуя рассказчика, автор использует синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 40)».

Список терминов:

1) синонимы

2) фразеологизм

3) парцелляция

4) диалектизм

5) ряд однородных членов

6) риторический вопрос

7) анафора

8) термины

9) противопоставление

 (40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

 

9. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём — (А)_____ (в предложениях 23—24, 24—25), а также тропы: (Б)_____ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), (В)_____ («стеклянные глаза» в предложении 24) и (Г)_____ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

Список терминов:

1) антитеза

2) метафора

3) сравнение

4) анафора

5) ряд однородных членов

6) лексический повтор

7) риторический вопрос

8) риторическое восклицание

9) эпитет

(23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

 

10. «В тексте автор употребляет различные тропы: (А)_____ («течёт молчаливая людская река» — перенос признаков одного предмета на другой на основании их сходства), (Б)_____ («как колокольчик» в предложении 36). Объясняя свои внутренние ощущения после нечаянно услышанного разговора, автор использует лексическое средство выразительности − (В)_____ («с лёгким сердцем» в предложении 44). Синтаксическое средство выразительности − (Г)_____ (предложения 1, 5) − помогает автору изобразить обстановку, в которой происходит действие, и передаёт настроение героя».

Список терминов:

1) метафора

2) фразеологизм

3) лексический повтор

4) ряды однородных членов

5) сравнение

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) вопросно-ответная форма изложения

9) диалектизм

(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах.

(36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.

(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих.

 

                                                        Заключение.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что актуальность данного разработки несомненна: обучение осуществляется не «методом натаскивания», а путем осознанного подхода к освоению материала. Мы работали с информацией, самостоятельно добывая знания и проверяя их получение на практике. Исходя из актуальности данного вопроса, нами подобран материал подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Представлен в практической части.

Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств, значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

Изучать средства выразительности языка сложно, но интересно и полезно.Знание этого материала поможет лучше справиться со сложными заданиями на экзаменах.

Использованная литература

1.Блинов А.И. Все, что нужно для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие.-

Уфа: Эдвис.

2.Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций.- М.:

Экзамен, 2021.

3.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.-

Ростов н/Д:Легион, 2020.

4. Интернет.

                         Презентация к уроку :

27 слайдов

Редактор PowerPoint Presentation

Цель использования презентации:

- актуализация опорных знаний;

- отработка умений и навыков;

- проверка знаний

Карточки – упражнения

Упражнение 1: Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.

  1. И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

  1. всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)

Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо, звёзды, солнце, жизнь, любовь, радость.

Упражнение 4: Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:

а) его ожидали скипетр и золотая мантия;

б) он снял с полки Бунина;

в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно;

г) весь зал оглушительно захлопал;

д) перо кипело страстью;

е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.

Упражнение 5: Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:

          Муза

Зима

Прометей

Швед

Сабля

Гусь

Пушкин

Гомер

Микроскоп

юность

Спаситель Капитолия

Блистающая сталь

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Пермесская богиня

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Упражнение 6: Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:

  • Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
  • Люблю Подмосковье.
  • Нам нужна крыша над головой.
  • Сто лет не виделись.
  • Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
  • Белеет парус одинокий…
  • И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
  • Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
  • Мы все глядим в Наполеоны.
  • Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
  • Скажи-ка, дядя, ведь недаром

           Москва, спаленная пожаром,

           французу отдана?

  • Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.    

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

Анафора

— фигура речи, представляющая собой повторение однотипных языковых единиц в начале каждого отрезка речи (единоначалие)

«Пора снимать янтарь,

Пора менять словарь,

Пора гасить фонарь наддверный».

М. Цветаева

Антитеза

— фигура речи, основанная на резком противопоставлении понятий, образов

«Познай, где свет, — поймешь, гдё тьма...» А. Блок

Гипербола

— прием, представляющий собой образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

«В сто сорок солнц закат пылал...»

В. Маяковский

Градация

— фигура речи, представляющая собой такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся (нисходящая градация) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение

«Пришел, увидел, победил».

Ю. Цезарь

Диалектизмы

— это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.

«Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него на хуторе чудное.

М. Шолохов

Жаргонизм

– слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками.

общага – общежитие

халява – всё, что бесплатно

сервить – пользоваться “Интернет”

облом – неудача

Инверсия

— фигура речи, представляющая собой нарушение обычного (прямого) порядка следования членов предложения с целью усиления выразительности речи. При прямом порядке слов согласованное определение обычно стоит перед определяемым словом, несогласованное определение — после определяемого слова, подлежащее — перед сказуемым, дополнение — после сказуемого и т. д.

«Судьбы свершился приговор...»

М. Лермонтов

и это же предложение при прямом порядке слов: «Приговор судьбы свершился»

Ирония

— насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»

— Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

И.А. Крылов

Контекстные

антонимы

— Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.

! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной.

Ложь бывает ловкой и нескладнойОсмотрительной и безогляднойУпоительной и безотрадной.

Контекстные

синонимы

— Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию

!Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными

Битва, побоище, сеча, баталия, стычка, сражение

Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют.

Литота

— приуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета

«И, шествуя важно, в спокойствии чинном,/ Лошадку ведёт под уздцы мужичок/ В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В больших рукавицах… А сам с ноготок!

Н. А. Некрасов

Метафора

— прием, в основе которого лежит перенос значения по сходству явлений

«В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…» С. Есенин

Метонимия

— прием, в основе которого лежит перенос наименований по смежности

«Так скушай же ещё тарелочку, мой милый!» И. Крылов

Олицетворение

— прием, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлечённые понятия

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость

А. Пушкин

Оксюморон

— фигура речи, основанная на соединении несоединимых понятий с целью подчеркнуть противоречивость явления

«Убогая роскошь наряда...» Н. Некрасов
(сладкая боль, звонкая тишина, живой труп)

Параллелизм

— фигура речи, при которой несколько предложений строятся по одной и той же синтаксической схеме.

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Парцелляция

— фигура речи, состоящая в расчленении предложения на два (или несколько) интонационно обособленных отрезка

«Этот год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов. Горьким от кофе и старых пластинок». С. Довлатов

Перифраз

— замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину (описательный оборот)

«Унылая пора! Очей очарованье…»

А. Пушкин

Риторический вопрос

— фигура речи, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание

«И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?» Е. Замятин

Риторическое

обращение

— фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата

«Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...» А. Пушкин

Синекдоха

— замена жизненного явления названием его части вместо целого

«Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц». И. Бунин

Сравнение

— прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. Для этой цели обычно используются сравнительные союзы как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы

«Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной...» А. Пушкин

Термин

— слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.

Ноосфера, дебет, кредитор.

Устаревшие слова

Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования.

Архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии.

Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчёт городских будочников.

Н.В. Гоголь

Фразеологизм

— устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка.

«Он решил проглотить язык и молчал до самой больницы» К. Паустовский

Эпитет

— слово, представляющее собой образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо характерное качество предмета или явления

«Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана»

М. Ю. Лермонтов

Эпифора

— фигура речи, представляющая собой повторение однотипных языковых единиц в конце каждого отрезка речи

«И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны» А. Островский