Статья "Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках иностранного языка"

Ельчанинова Светлана Анатольевна

Проектная деятельность на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elchaninova_s.a._denisova_t.o.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках иностранного языка

Ельчанинова С.А., Денисова Т.О.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохольский лицей», р.п. Хохольский

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.  Повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. При этом всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

  • Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
  • Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках иностранных языков, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым ФГОС является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно, наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы формируем у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, четко презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

  • умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их;
  • умение оценивать свою работу.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие– вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Темы проектов  в нашем лицее на иностранных языках в основном метопредметные, но в будущем планируются и билингвальные проекты, так как уже второй год в нашем лицее учащиеся изучают второй иностранный язык. При подборе темы проекта мы ориентируемся на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

Выполненные проекты представлены в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках:

  1. выбор темы или проблемы проекта;
  2. формирование группы исполнителей;
  3. разработка плана работы над проектом, определение сроков;
  4. распределение заданий среди учащихся;
  5. выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;
  6. оформление совместного результата;
  7.  отчет по проекту;
  8.  оценка выполнения проекта.

Можно проиллюстрировать это, например, работой над проектом о немецкой группе «Раммштайн». Проект назывался «Творчество группы Rammstein. Элементы лингвистического анализа текста». В проекте  принимали участие учащиеся 10 класса. Тему выбрали сами, т. к. многие  мальчики интересуются рок-музыкой, сами играют на гитаре,  в школе есть своя музыкальная рок-группа. Одна группа учащихся собирала музыкальный иллюстративный материал, т.е. видео- и аудиозаписи, другая группа  готовила свое исполнение нескольких песен на немецком языке, еще одна группа собирала тексты песен и анализировала их, переведя  на русский язык, а также подбирала  литературные переводы. Творчество этой музыкальной группы многогранно, в текстах много отсылок к классическим произведениям немецкой литературы, известным историческим событиям, реалиям современной жизни,  поэтому отдельная группа занималась  этим направлением, обращаясь и  к истории Германии, и к литературным источникам. В ходе работы группы обменивались данными, коллективно обсуждали полученные результаты. Отчетом по проекту стало выступление на НОУ учащихся лицея с презентацией и мини- концертом, на котором  учащиеся   сами  также исполнили несколько  песен группы.

Другой проект - «Немецкие фирмы в нашем поселке», выполненный учащимися 8-9 классов.  Недавно  у нас  побывали специалисты из Германии, Представители немецких фирм ВМА и «Зенит» устанавливали свое  оборудование на Хохольском сахарном заводе и на предприятии «Промрегион», выпускающем тротуарную плитку. Так как, учитель Ельчанинова С.А. была привлечена в качестве переводчицы для контакта с немецкими инженерами на обоих предприятиях то и была учащимся предложена такая тема. Причем один из специалистов даже был приглашен в лицей для встречи с учащимися. В ходе работы над проектом группы учащихся  посещали эти предприятия вместе с учителем, беседовали с инженерами, фотографировали оборудование, брали интервью у рабочих этих предприятий. Работа облегчалась тем, что  у некоторых детей родители как раз работают на этих предприятиях. Отдельная группа искала материал о фирмах в Интернете.  Затем весь материал обрабатывался, была специальная координационная группа. Проект в виде презентации также был представлена в лицее.

Планируемым результатом стало повышение мотивации обучающихся при изучении немецкого языка, так как немецкий язык по своей популярности отходит на второй план.

Рассмотрим этапы проектной деятельности на примере интересного проекта на английском языке в начальной школе по теме « В мире животных».

Методический паспорт проекта

1.        Задачи:

-познакомить младших школьников с наиболее известными животными

-развивать у детей умение работать с различными информационными источниками;

-совершенствовать у учащихся начальных классов навыков публичного выступления.

2.        Учебный год: 4 класс.

3.        Тип проекта:

•        информационный;

•        долговременный (выполняется от двух недель до месяца);

•        групповой.

4.        Режим работы:  урочный

5.        Планируемый результат:  организация выставки масок животных и мягких игрушек к Новому году и презентация их на английском языке.

Содержание проекта

Младшие школьники знакомятся с темой проекта, мотивация формируется с помощью рассказа учителя о том, что для некоторых стран символом является определённое животное: для России – бурый медведь(bear), медвежонок панда (panda) – символ Китая; кенгуру (kangaroo) – символ Австралии; слон (elephant) символизирует Таиланд. В процессе совместного обсуждения выбирается название для будущего проекта, форму выполнения (групповой проект).

Организация деятельности

На данном этапе педагог организует коллективное обсуждение и решение следующих вопросов:

1.        Необходимая информация

2.        Возможная форма презентации проекта.

3.        Критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности:

•         Содержательность и эмоциональность рассказ;

•        разнообразие и качество наглядного материала (фотографии, слайды, компьютерная презентация, сувениры, рисунки, маски для праздника и т.п.)

4.        Продолжительность работ над проектом

После коллективного обсуждения учащиеся распределяются по группам для совместной проектной деятельности. Уже в составе групп школьники планируют предстоящую работу:

•        выбирают какое-нибудь животное для дальнейшего изучения;

•        решают, где они будут искать необходимую информацию и наглядный материал;

•        осуществляют распределение функций в группе.

Осуществление деятельности

На этом этапе каждая группа работает в соответствии с намеченным планом.

Содержание данного проекта позволяет органично сочетать урочную и внеурочную деятельность.

На уроке изобразительного искусства учащиеся рисуют выбранное животное, а на уроке технологии – делают маску или шьют мягкую игрушку.

Презентация

 Готовится место для презентации для удобного размещения экспонатов, гостей и необходимого технического оснащения.

Планируемый результат достигнут: организована выставка мягких игрушек и масок животных к Новому году и презентация их на английском языке. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, испытывают радость и гордость. Растут их самооценка и мотивация к дальнейшей проектной деятельности. Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Мы считаем, что подобные формы занятий и методы обучения помогают поддерживать интерес учащихся к английскому и особенно немецкому языку, который  теряет популярность,  повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся.

У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.

Список литературы

1.А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шилкунова. Урок в развивающем обучении. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008.

2.Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию //Интернет-журнал «Эйдос». – 2010.

3. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

4.Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.

5.Соловьева, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2005.

6.Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.