Доклад "Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка"

Курдюкова Екатерина Игоревна

Данная разработка может быть использована студентами и учителями для выступления на метод.объединениях и семинарах по теме "Технология проблемного обучения на уроках английского языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx93.98 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка"

Процесс любого обучения должен удовлетворять две важные человеческие потребности: стремление к познанию мира, к приобретению знаний и стремление к более полному использованию собственных знаний и способностей, т.е. формированию собственной индивидуальности. Названные потребности тесно взаимосвязаны. Так как в основе умственной деятельности лежит развитие умственных способностей и самостоятельности мышления, то любое приобретение знаний должно быть максимальной тренировкой ума. Обучаемые не смогут развить и приобрести умственные, творческие способности и самостоятельность мышления путем одностороннего изучения готовой информации. В связи с этим, в процессе обучения очень важны методы учения, обращённые к репродуктивному мышлению, вниманию и памяти, к самостоятельному разрешению теоретических проблем. Поэтому будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Проблемное обучение относят к передовому уровню развития дидактики и современной педагогической практики. Организация учебного процесса в данном обучении базируется на принципе проблемности, на систематическом поиске решения учебных проблем. Цели проблемного обучения включают усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов, а также развитие и формирование познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

(слайд №2)

Общеизвестно, что теоретическая основа проблемного обучения разработана американским психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859—1952). В 1894 году Джон Дьюи основал в Чикаго экспериментальную школу, где в процессе обучения внимание акцентировалось не на учебном плане, а на игровых методах обучения и на трудовой деятельности. 

(Слайд №3)

Известный польский ученый Винценты Оконь в своей книге «Основы проблемного обучения» излагает отличительные характеристики проблемного обучения, которые заключаются в следующих моментах:

1.Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;

2.В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигают высокого уровня;

3.Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

4.Результаты преподавания относительно высокие и устойчивыеУчащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Для создания проблемной ситуации учителем успешно используются специально созданные, особые методические приемы, такие как: (Слайд №4)

  • подведение обучающихся к противоречию и предложению самим найти способ его разрешения;
  • столкновение противоречий практической деятельности;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • предложение обучающимся рассмотрение явления с различных позиций;
  • побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставление фактов;
  • постановка конкретных вопросов для обобщения, обоснования, конкретизации, логики рассуждения;
  • определение проблемных теоретических и практических заданий;
  • постановка проблемной задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограничением времени решения задачи и другие.

Итак, проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Благодаря использованию проблемных ситуаций на уроках иностранного языка можно достигнуть следующих результатов:

  1. включить учащихся во все четыре виде деятельности – чтение, говорение, аудирование и письмо;
  2. снять страх ошибки при выдвижении гипотез;
  3. научить работать быстро и эффективно;
  4. научить не бояться задавать вопросы, выражать линую позицию и отстаивать ее;

Задания учебника довольно редко являются проблемными. Но по мере желания можно внести элемент проблемности практически в любое задание и в любой вид деятельности.

Работа над лексическим материалом

(слайд №5)

Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики часто применяются лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений.

Введение новой лексики рекомендуется осуществлять в классе, причем делать упор на запоминание слова и усвоение способов его употребления уже на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов - исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.

Лексику рекомендуется вводится тремя блоками:

  1. интернациональные слова - слова или выражения, употребляющиеся во многих языках с одним и тем же значением .

Например: industry, official

  1. слова, о значении которых можно догадаться (слова, состоящие из знакомых словообразовательных элементов).

 Например: careful (care + ful); carefully (careful + ly)

 По словообразовательным элементам учащиеся определяют принадлежность слова к какой-либо части речи, прогнозируют иные возможные производные, а затем догадываются о значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, предоставляемого учителем.

  1. контекст, в котором употребляются новые слова.

 Например: kingdom (n): a kingdom – kingdoms.

A kingdom is a country ruled by a king or a queen.

 (Королевство: королевство – это страна, управляемая королем или королевой.)

При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста учащийся устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.

Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а, следовательно, улучшает запоминание новых слов. Уровень проблемности можно менять, если исключить подсказки учителя, направляющие поиск.

(Слайд №6) При закреплении и контроле лексического материала могут использоваться такие  проблемные задания, как

 -         анаграммы:

https://myslide.ru/documents_2/4857fdcb822ebf3d4145fc58719951a5/img6.jpg

(Слайд №7)

 задание на исправление ошибок в словах и предложениях:

https://myslide.ru/documents_2/4857fdcb822ebf3d4145fc58719951a5/img6.jpg

Учащиеся с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само- и взаимоконтроле.

упражнения на сопоставление (слайд №8), которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова.

 Например:

Read and compare (Прочитай и сравни).

  1. The water is clean. You can see little fishes swimming in it - Вода чистая (прозрачная). Можно видеть, как в ней плавают маленькие рыбки.
  2. The sky is clear: there are no clouds. - Небо чистое (ясное), нет ни облачка.
  3. Lake Baikal is the biggest reservoir of pure drinking water. - Озеро Байкал – самое большое хранилище чистой питьевой воды в мире.

При самостоятельном анализе данного контекста даже слабые ученики очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила их употребления. Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления.

Обучение грамматике.

(Слайд №9)

При работе над грамматическим материалом также применяют проблемные задания для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся в роль исследователей.

Например, после объяснения способа образования времени the Past Continuous Tense, ученикам даётся следующее задание на самостоятельное выявление правил его употребления:

Read and compare:

(Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Continuous Tense)

Past Simple

Past Continuous

He played tennis yesterday.

He was playing tennis at 4 o'clock yesterday

He read this book 3 weeks ago.

When I came he was reading a book.

 

Проблемное изложение возможно применять при изучении времен. Исходя из названия времени, учащимся предлагается вывести формулу образования, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным. Случаи употребления времени можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности.

Следующая проблемная задача поможет учащимся разобраться в употреблении предлогов of и from с глаголом to make.(Слайд №10)

TO MAKE

OF

FROM

This table is made of wood.

Cheese is made from milk.

The watch is made of gold.

Sour cream is made from milk.

Учащимся предлагается догадаться, в зависимости от каких условий мы употребляем эти два предлога (Если вещество или материал, из которого изготовлен предмет, изменил свои физические свойства, используется предлог from, если нет - of).

Работа с текстами при обучении чтению, говорению, аудированию и письму.

Исследования в области подростковых интересов показали, что большинство современных детей не любят читать.  Естественно, что перед учителями встаёт вопрос, как разбудить интерес, какими методами приобщить учащихся к чтению на иностранном языке. При проблемно – поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.

Большие трудности вызывают у учащихся задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речь на слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям. Продуктивность подобного рода работы очень низкая.

(Слайд №11) Для стимулирования познавательной активности необходимо осуществлять прослушивание текста в 3 тапа:

1)Предтекстовый

2)Текстовый

3)Послетекстовый

Рассмотрим пример упражнения на аудирование во 2 классе. (Слайд №12)

Тема: «Family».

Рассказ состоит из нескольких простых фраз. Перед прослушиванием и во время прослушивания используются картинки, изображающие семью девочки, о которой она рассказывает.

1.     Предтекстовый этап. Задание: прослушайте рассказ девочки о своей семье и скажите, как её зовут и с кем она любит играть.

2.    Текстовый этап.  Прослушивание с показом картинок:

“ My name is Ann. I have got a family. I have got a mother, father, a grandmother and a grandfather. I have got a brother. His name is John. I have got a cat. Its name is Pussy. I like to play with my cat. I love my family.”

3.   Послетекстовый  этап. Ответы на вопросы:

- как зовут девочку?

- с кем она любит играть?

- сколько человек в её семье?

Для ответа на последний вопрос может понадобиться вторичное прослушивание.

Задание: расскажи о своей семье.

Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения: (Слайд №13)

пересказ от лица неодушевленного героя или

переработка диалога в монолог и наоборот;

Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.

Мотивировать учащихся, повысить познавательную активность позволяет работа над измененным текстом, при этом возможно индивидуализировать и дифференцировать задания, меняя степень сложности. Например: при работе над текстом, можно разделить учащихся на 3 группы и предложить три варианта одного и того же текста, в одном из которых части текста переставлены, в другом пропущены слова, в третьем не хватает  предложений, которые нужно составить из приведенных после текста слов. В результате переработки текста у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант. Это задание позволяет добиться включенности учащихся в занятие, реализовать воспитательные цели, научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтроль и активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации.

Проблемные задания продуктивно использовать в качестве домашних, так как это исключает возможность списывания и повышает познавательную активность учащихся.

Обучение говорению.

(Слайд №14)

Научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.

Можно  предложить ребятам представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора. Это позволяет добиться не просто зазубренное воспроизведение, а игру на зрителя, стремление донести идею всеми возможными способами, выйти из затруднительной ситуации.

 Например:  при изучении темы Health (Здоровье) можно предложить участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника – A Visit to a Doctor (Визит к врачу). Итогом задания могут стать красочные театрализованные сценки: учащиеся перевоплотятся в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, не просто изменив лексическое наполнение диалога, но подобрав соответствующую атрибутику – белый халат, стетоскоп и т.п., сымитировав поведение участников диалога.)

Использовать  проблемные задания можно на разных этапах обучения. Для начинающего этапа (младшие классы) применяются поисково-игровые задания, направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления.

Например:

- найдите различия между картинками. Опишите, что вы увидели;

- найдите путь на карте. Расскажите, как вы дошли от дома до школы;

- составьте картинку. Опишите героя.

Для более продвинутого этапа (среднее звено) подойдут познавательно-поисковые: на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую. Например:

- составьте рассказ/диалог по схеме;

- составьте вопросы по таблице, составьте диалог по таблице,

На самом продвинутом этапе (старшие классы) возможно использование ролевых игрпознавательно-исследовательских проектов, иноязычных дискуссий.

Переработка текста в диалог позволяет работать над развитием диалогических навыков, обратная операция учит вычленять из диалога необходимую информацию и оформлять ее в монологическое высказывание разного содержания – от научной статьи до рекламного объявления, что также позволяет работать над стилистической стороной речи. Такие задания способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышления школьников.