Статья "ПОНЯТИЕ «ПЕРСОНАЖ» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ"

Спешилова Виктория Павловна

В данной статье с различных литературоведческих точек зрения рассматривается понятие «персонаж», подробно проанализирована система персонажей, которая встречается при изучении произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshilova_v._akt_problemy_2019.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

В.П. Спешилова

Научный руководитель -  д-р филол. наук, профессор О.М. Култышева

Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет

ПОНЯТИЕ «ПЕРСОНАЖ» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. В данной статье с различных литературоведческих точек зрения рассматривается понятие «персонаж», подробно проанализирована система персонажей, которая встречается при изучении произведений. В статье мы опирались на 2 точки зрения литературоведов: А.Б. Есина и  Н.Л. Вершининой.  Мы выяснили, что исследователи сходятся во мнении, что система персонажей в литературе подразделяется на главных (первого плана), второстепенных (побочных или второго плана), эпизодических. Пришли к выводу, что классификация Н.Л. Вершининой является  наиболее обширной.

Ключевые слова: персонаж; система персонажей; главный персонаж; второстепенный персонаж; эпизодический персонаж.

В специальной литературе существует множество определений термина «персонаж» и классификаций персонажей художественного произведения. При литературоведческом анализе эпических и драматических произведений много внимания уделяется именно композиции системы персонажей, то есть системе действующих лиц произведения.  Это происходит потому, что в образах персонажей отражаются определенные внутренние качества людей, типы их поведения, через образы персонажей читатель может проследить и сравнить этапы их эволюции, или, наоборот, деградации. В реализме персонаж есть продукт социума, поэтому по картине персонажа читатель может составить представление об образе эпохи, отраженной в произведении. Образы персонажей важны также при уяснении художественной идеи произведения. Рассмотрим понятие «персонаж» в работах литературоведов более подробно и охарактеризуем систему персонажей в художественном произведении.

А. Б. Есин в учебном пособии «Принципы и приемы анализа литературного произведения» отмечает, что  персонаж   это, прежде всего, действующее лицо произведения. Исследователь отмечает, что в литературоведении при анализе эпических и драматических произведений  литературоведам много внимания приходится уделять композиции системы персонажей, то есть действующим лицам произведения, причем анализу не самих персонажей, а их взаимных связей и отношений [2, с. 134 ].

 По классификации А.Б. Есина принято различать персонажей главных (они находятся в центре сюжета, вокруг них сосредоточено основное действие), второстепенных (им уделяется меньше авторского внимания, но они могут дополнять и раскрывать главного героя) и эпизодических (находятся на периферии авторского внимания).  

Исследователь  Г.Н. Поспелов в учебнике «Введение в литературоведение» обращается к истокам возникновения слова «персонаж» и говорит, что термин «персонаж» взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом «persona» называли маску, которую надевал актер, а позднее  изображенное в художественном произведении лицо. Персонаж, по мнению ученого,  это не сумма деталей, из которых слагается изображение человека, но целостная личность, воплощающая характерные черты жизни и вызывающая  к себе определенное отношение читателя [3, с. 189]. На взгляд Поспелова, именно с выявления системы персонажей начинается рассмотрение любого произведения. Литературовед считает, что можно выделить следующую систему персонажей: главные, центральные, второстепенные и эпизодические. Добавим, что данная точка зрения имеет право на существование, если вспомнить любимых героев Л.Н. Толстого из романа-эпопеи «Война и мир», в котором существуют именно центральные персонажи.

Рассмотрим точку зрения литературоведов  Г. Г. Хазагерова  и  И. Б. Лобанова, которые в учебнике «Основы теории литературы» приводят следующее определение персонажа: персонаж  это любое действующее лицо, которое принимает непосредственное участие в действии или упоминается в нем лишь эпизодически [4, с. 90]. В зависимости от роли, которую персонажи играют в событиях, их также принято разделять  на первостепенных (главных), второстепенных и эпизодических.

Н.Л. Вершинина в учебнике «Введение в литературоведение» тоже обращается к термину «персонаж» и выводит следующее определение: персонаж   вид художественного образа, субъект действия. Этот термин, по мнению Н.Л. Вершининой, в определенном контексте может быть заменен понятиями «действующее лицо», «литературный герой», но в строгом теоретическом плане это разные термины. Система персонажей, выстроенная Н.Л, Вершининой, является наиболее обширной из рассмотренных нами. С учетом роли литературных персонажей в художественном мире произведения их можно поделить на главных (первого плана), побочных (второго плана), эпизодических, а с точки зрения их участия в развитии событий - на поступающих (активных) и пассивных [1, с. 28].

      Исследователь В.Е. Хализев считает, что персонаж  это либо плод чистого вымысла писателя, либо результат домысливания облика реально существовавшего человека, либо, наконец, итог обработки и достраивания уже известных литературных героев [5, с. 197]. По его мнению, персонаж является субъектом действия и  является носителем определенных качеств, черт, характеристик.

Добавим, что понятие «персонаж» применимо для эпических и драматических произведений (хотя в драме чаще используется понятие «действующее лицо»), в меньшей степени для лирических, в последнем именуется лирический герой.

Таким образом,  мы проследили и проанализировали  несколько  определений понятия «персонаж», рассмотрели систему персонажей с точек зрения разных литературоведов. На наш взгляд, сегодня в отечественном литературоведении классификация системы персонажей в литературе, принадлежащая А. Б. Есину, является наиболее простой, но в то же время понятной и всеобъемлющей.

 

Диаграмма 1. Система персонажей в литературе (по А.Б. Есину)

Самой же распространенной и подробной является система персонажей с точки зрения Н.Л. Вершининой:

Диаграмма 2. Система персонажей в литературе (по Н.Л. Вершининой)

                 

Литература

1. Вершинина Н.Л.. Введение в литературоведение: учебник. М.:Юрайт, 2015. С. 479

2. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. С. 248

3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение: учеб.для филол. Спец. Ун-тов. М.: Высш. шк.,1988. С. 528

4. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Основы теории литературы: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С.316

5. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. С. 437