Адаптивная фк

Петренко Екатерина Сергеевна

адаптивная физкультура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_fk.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение 2

Взаимосвязь и отличие понятий: «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура» 4

Заключение 18

Список литературы 20


Введение

В последние десятилетия интерес к этой очень важной и актуальной теме чрезвычайно возрос во многих странах мира. С этой целью были проведены обширные исследования для обоснования принципов и разработки методов реабилитации, реабилитационных программ и критериев их эффективности. Причина такого большого интереса - большое практическое значение реабилитации. Примером этого является, в частности, высокий процент пациентов, перенесших инфаркт миокарда, вернувшихся к своей прежней работе и привычному ритму жизни.

Среди причин большого интереса к реабилитации - снижение числа инвалидов и большой процент людей, вернувшихся на работу после определенных болезней и травм. В результате общество оказывает значительное социально-экономическое воздействие. Термин "реабилитация" давно используется в юридической практике для обозначения людей, восстановивших свои права, и происходит от латинского слова reabilitacio (реставрация).

В России наибольший опыт использования средств и методов физической культуры накоплен в работе с людьми, имеющими проблемы со здоровьем, в том числе с инвалидами, в терапевтической и педагогической областях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению акцента проблем данной социальной практики в эти области. Поэтому адаптивная физическая культура очень часто интерпретируется как часть терапевтической физкультуры или сводится к адаптивной физкультуре только в специальных (тюремных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями развития.

Признавая неоспоримые достижения местных специалистов в этих областях, неправильно оценивать функции такого всеобъемлющего и широкого социального явления, как АФК.

В этом случае доминирование многочисленных научных исследований по частным проблемам АФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и абсолютному снижению эффективности исследований и, особенно, к распространению и практическому внедрению результатов исследований и передового опыта преподавателей - новаторов.

Первым и основным направлением АФК является восстановление здоровья пациента путем комплексного применения различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого - разработка компенсаторных и заменяющих устройств.

Взаимосвязь и отличие понятий: «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»,

Адаптивная физическая культура (АФК) - это комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни и осознанию необходимости их личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптируемость- это название подчеркивает цель физического воспитания людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать положительные морфофункциональные изменения в организме с целью формирования необходимой двигательной координации, физических качеств и навыков, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Основным направлением адаптивной физической культуры является развитие двигательных навыков как биологических и социальных факторов, влияющих на организм и личность человека. Знание природы этого явления является методологической основой адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура (АФК) - это вид общей физической подготовки для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФЦ является достижение максимально возможного развития жизненной силы человека со стабильными отклонениями в состоянии здоровья путем обеспечения оптимального режима функционирования физико-моторных качеств и умственных способностей, высвобождаемых и доступных (остающихся в жизненном процессе) по своей природе, их гармонизации для максимальной самореализации как социально и индивидуально значимого субъекта.

Максимальное развитие средствами и методами адаптивной физической культуры жизнедеятельности человека, поддержание оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможность реализовать свои творческие способности и добиться отличных результатов, которые не только соответствуют результатам здоровых людей, но и превосходят их. Тема: Принципы, методы и техники обучения моторике на занятиях АФК.

Адаптивная культура тела как интегрирующая наука

АФК объединяет, по меньшей мере, три основные области знаний - физическое воспитание, медицину, тюремную педагогику - и различные педагогические и научные дисциплины: теория и методика физического воспитания, теория и методика отдельных лиц и их групп, теория и методика физического воспитания, восстановление двигательной активности и физическая реабилитация; анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, гигиена, общая и частная патология, тератология, психология заболеваний и инвалидности, специальная психология, специальное образование, психиатрия, консультирование и др. д.

Необходимость объединения представителей ФК, медицины, коррекционной педагогики в единую исследовательскую группу приводит к различным трактовкам сути АФК, которая определяет научные предпочтения исследователей, их предыдущий опыт работы.

Например, среди профессионалов и исследователей, и особенно в массовом сознании, доминирует идея идентичности АФК и ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и национальная практика, это не так, особенно в области адаптивных видов спорта (или спорта для инвалидов).

АФК - это гораздо более широкое и всеобъемлющее научное и социальное явление, целью которого является социализация или ресоциализация инвалида или человека с проблемами со здоровьем, повышение уровня их качества жизни, наполнение их новым содержанием, важность эмоций, чувств, а не только их лечения с помощью определенных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одним из важнейших требований сегодня является развитие методологических основ АФК, фундаментализация обучения в этой области.

Основной проблемой здесь является не накопление и закрепление знаний о ФК, медицине, тюремной педагогике и большом количестве перечисленных выше педагогических и научных дисциплин, а, по сути, создание новых знаний, что является результатом взаимного проникновения знаний в каждую из этих областей и дисциплин. Эта задача архаична, но именно ее решение позволяет нам целостно взглянуть на человека с расстройствами здоровья (в том числе и на человека с той или иной инвалидностью); преодолеть так называемый дихотомический подход к исследованию их природы, когда они "разлагаются" на отдельные субстанции конкретных наук.

Теория адаптивной культуры тела

Теория АФК как науки изучает содержание, структуру, функции АФК, его назначение, принципы, цели и средства, специфику деятельности работающих в данной области и специалистов; разрабатывает концептуальный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (типов) АФК, обосновывает и апробирует на практике его новые типы и формы, направленные на удовлетворение различных потребностей людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов.

Одной из основных проблем теории АКО является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в здоровье и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема изучения процесса формирования и коррекции аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоления психологических комплексов средствами и методами АФК.

Теория АФК должна учитывать ее комплексные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества - здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, ФК и др. - а также разработать технологии для формирования готовности общества принимать инвалидов как равноправных членов, которые обладают самоуважением и огромным творческим потенциалом в широком спектре человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей интеллектуального, нравственного, эстетического, профессионального образования в процессе физической активности.

Цели адаптивной физической культуры

Для многих людей с ограниченными возможностями АФК - это единственный способ "прорваться" через закрытое пространство, войти в общество, завести новых друзей, получить возможность общаться, испытать полные эмоции, познакомиться с миром и т.д., и т.п. Здесь они учатся, часто впервые в жизни, радости движения, учатся побеждать поражения и выживать с достоинством, признают счастье преодоления себя, и каждая клетка их тела ощущает философию "честной игры".

Целью АФК как вида ФК является максимально возможное развитие жизненных сил человека со стабильными отклонениями в состоянии здоровья и (или) инвалидностью, обеспечение оптимального функционирования характеристик движения тела и высвобождающихся и доступных (остающихся в жизненном процессе) по своей природе психических сил, их гармонизация для максимально возможной самореализации как социально и индивидуально значимого субъекта.

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать базовое отношение к деятельности в этой области как для актеров, так и для учителя (педагога, тренера, методиста).

Максимальное развитие с использованием средств и методов адаптивной физической культуры жизнедеятельности человека.

Поддержание оптимального психофизического состояния дает каждому инвалиду возможность реализовать свой творческий потенциал и добиться отличных результатов, которые не только соответствуют результатам здоровых людей, но даже превосходят их.

Задачи адаптивной физической культуры

Задачи, решаемые в АФК, должны определяться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет той или иной задачи во многом зависит от компонента (типа) АФК, учебного материала, материально-технической базы образовательного процесса и других факторов.

Адаптивная физическая культура позволяет решить проблему интеграции инвалида в общество. Адаптивная физическая культура формируется у человека с ограниченными физическими или психическими возможностями:

  • Сознательное отношение к собственным силам по сравнению с силой среднестатистического здорового человека;
  • способность преодолевать не только физические, но и психологические барьеры, мешающие полноценной жизни;
  • Компенсаторные способности, т.е. способность использовать функции различных систем и органов вместо того, чтобы использовать отсутствующие или нарушенные;
  • способность преодолевать физические упражнения, необходимые для полноценного функционирования общества;
  • необходимость быть как можно более здоровым и вести здоровый образ жизни;
  • осознание необходимости внесения личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшить свои личные качества;
  • желание улучшить свою умственную и физическую работоспособность.

В целом, адаптивная тренировка считается гораздо более эффективной, чем медикаментозная терапия. Понятно, что адаптивная физическая культура носит сугубо индивидуальный характер. Адаптивные упражнения выполняются полностью от начала до конца под руководством специалиста по адаптивным упражнениям.

В наиболее обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из характеристик задействованных людей - людей с проблемами со здоровьем и/или инвалидов. Это задачи по исправлению, компенсации и профилактике.

Когда мы говорим о корректирующих задачах, мы имеем в виду не только нарушения (дефекты) опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, лишний вес и т.д.), но и органов чувств (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и т.д.

Основные задачи:

  • чтобы ускорить восстановление;
  • для улучшения исхода травмы (заболевания), включая профилактику осложнений;
  • сосредоточение всех реабилитационных мероприятий на спасении жизни пациента;
  • предотвращение инвалидности или смягчение ее проявлений;
  • возвращение человека к активной жизни, работе и профессиональной деятельности;
  • возвращение профессионалов в общество;
  • значительное экономическое воздействие на общество - вклад сотрудников, возвращающихся в систему, и устранение издержек.

Вторая группа - задачи образования, воспитания, оздоровления и развития - самая традиционная для ФК.

В связи с тем, что объектом внимания в адаптивной физической культуре является человек с отклонениями в состоянии здоровья, целесообразно попытаться исправить существующий дефект, по возможности устранить его основной недостаток, используя огромный потенциал этой деятельности. И чем раньше будет замечен тот или иной дефект, тем больше вероятность того, что он будет исправлен.

Если коррекция невозможна, на передний план выходят компенсационные задачи (формирование пространственно-временной ориентации у слепых, "тренировка" спасенных органов чувств, тренировка ходьбы на протезах и т.д.). И, наконец, тот или иной дефект, та или иная болезнь требует обязательной профилактической работы (решения профилактических задач).

В адаптивной физкультуре необходимо учитывать образовательные, оздоровительные, воспитательные и корректирующие задачи.

Образовательные цели АЭФ включают в себя те, которые направлены на развитие, укрепление и совершенствование моторики и способностей, необходимых инвалиду.

Образовательные задачи:

  1. Разработать концепцию здорового образа жизни
  2. Развитие навыков здорового образа жизни
  3. Формирование представления о строении собственного тела и его моторике
  4. Развитие концепции физической культуры как феномена общечеловеческой культуры
  5. Соответствующая возрасту тренировка моторной базы.

К оздоровительным задачам относится организация труда таким образом, чтобы восстанавливались не только общее состояние, но и некоторые функции организма, нарушенные болезнью. Эти задачи включают в себя:

  • физическое исцеление;
  • создавая условия для соответствующего физического развития;
  • затвердевание;
  • коррекция соматического состояния (коррекция дыхательного акта, сердечно-сосудистых нарушений).
  • фрмирование положительных компенсаций
  • исправление ошибок разработки

Образовательные задачи включают в себя развитие определенных черт характера (воля, настойчивость, чувство общности, организации, активности, мужества и т.д.), стимулируют умственное развитие и формирование личности инвалида. Развивается внимание, память и изобретательность, совершенствуется ориентация, развивается интеллект. До недавнего времени обучение основным физическим характеристикам (сила, подвижность, скорость, выносливость) инвалидов считалось нецелесообразным, так как организм побеждается сложным способом, и они не могут полностью адаптироваться к самостоятельной жизни.

АФК инвалидов показывает ряд специальных задач коррекции, которые имеют самостоятельное значение, но тесно связаны между собой:

  1. Коррекция расстройств. Задача заключается в создании адекватной моторики и развитии жизненно важных двигательных навыков.
  2. Формирование компенсаций. Проблема предполагает формирование определенных двигательных стереотипов и аналогий, которые открывают возможности формирования осанки и наличия базовых двигательных навыков (в случае отсутствия конечностей, их недостаточного развития или деформации и т.д.).
  3. Социализация. Задача предполагает создание условий для развития социальных и бытовых навыков через обучение моторике.
  4. Адаптация - задача развития основных физических характеристик, формирования компенсаторных механизмов толерантности физической активности. 4.
  5. Интеграция - создание условий для эффективного взаимодействия с обществом.

Основные компоненты (типы) адаптивной физической активности

На основе потребностей людей с нарушениями здоровья и инвалидностью можно выделить следующие компоненты (типы) АФК

  • Адаптивная физическая культура (образование). Она направлена на создание комплекса специальных знаний, жизненных и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого спектра основных физических и специальных свойств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на создание, сохранение и использование оставшихся в настоящем времени физических и двигательных свойств инвалида.

Основной задачей адаптивной физкультуры является формирование сознательного отношения к собственным силам, твердого доверия к ним, готовности к смелым и решительным действиям, преодоление физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования предмета, а также необходимость систематических физических упражнений и, в целом, внедрение здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

  • Адаптивный спорт в первую очередь направлен на развитие высоких спортивных способностей у людей с ограниченными возможностями здоровья (особенно у одаренной молодежи) и, в различных его формах, достижение наилучших результатов в соревнованиях с людьми, имеющими схожие проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается в основном в рамках основных международных Паралимпийских и Специальных Олимпийских движений.

Основной целью адаптивного спорта является формирование спортивной культуры инвалида, ознакомление его с социальным и историческим опытом в этой области, овладение мобилизационными, технологическими, интеллектуальными и другими ценностями физической культуры;

Адаптивная двигательная реакция - компонент (тип) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с ограниченными возможностями (в том числе и инвалидов) в отдыхе, развлечениях, интересном досуге, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении.

Адаптивная физическая реабилитация - это компонент (тип) АФК, удовлетворяющий потребности человека с медицинским заболеванием, который находится в состоянии, требующем лечения для восстановления временно утраченных функций (за исключением тех, которые утрачены или уничтожены на длительное время или навсегда в результате серьезного заболевания, например, инвалидности).

Креативные (художественно - музыкальные) телесноориентированные практики АФК - это компонент (тип) АФК, удовлетворяющий потребности человека с ограниченными возможностями в самореализации, творческом самовыражении, духовном самовыражении посредством движения, музыки, изображения (в том числе художественного) и других художественных средств.

Экстремальная двигательная активность является компонентом (типом) АФК, который удовлетворяет потребности людей с расстройствами здоровья, находящимися под угрозой, повышенным напряжением, необходимостью испытывать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и/или субъективно опасных для их здоровья и даже жизни.

Функции адаптивной физической культуры

Все функции АФК реализуются следующими способами: движение - двигательные действия (физические упражнения) - двигательные (физические упражнения) действия, основанные на активных способностях участников, которые они получили от природы, но ограничены влиянием той или иной патологии. Деятельность АФК настолько разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственного обучения ФУ, в котором выполняются преподавательские функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, социальными явлениями и процессами, формирующими социальные функции.

Во избежание степени учета функций в АФК выделены следующие группы функций: педагогические функции, которые являются уникальными и реализуются в процессе занятий по ФУ, и социальные функции в результате совместной деятельности с другими социальными учреждениями (учреждениями социальной защиты, специального образования, медицинской, психологической и педагогической помощи, родителями и т.д.). Были выбраны не все известные функции, а только те, которые имеют приоритет в этой категории.

Педагогические функции:

  • корректирующие и компенсирующие функции;
  • профилактический;
  • поучительный;
  • поучительный;
  • поучительный;
  • ценностная ориентация;
  • терапевтический и восстановительный;
  • профессиональное обучение;
  • оздоровительные и оздоровительные меры;
  • гедонистический;
  • спорт и соревнования.

Социальные функции:

  • гуманистический;
  • Социальная ответственность;
  • интегрирующее;
  • коммуникабельность;
  • эффектный и эстетичный.

Принципы адаптивной физической культуры

Принципы являются неотъемлемой частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие природу, основные законы обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к этому процессу и степень взаимодействия между учителями и участниками. Принципы служат руководством для строительной практики, профессионального конструирования технологий в соответствии с целями АФК.

Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и людей с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

  • Принцип гуманистической ориентации;
  • Принцип непрерывности физического воспитания;
  • Принцип социализации;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип приоритетности роли общества.

Общеметодические принципы. Процесс неспециализированной физической подготовки инвалидов и инвалидов подчинен общим дидактическим законам, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельности определяется не только моральными, правовыми и этическими категориями, но прежде всего профессиональной компетентностью, научной обоснованностью образовательных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК.

  • Принцип научной обоснованности;
  • Принцип осведомленности и деятельности;
  • Принцип видимости;
  • Принцип последовательности и постоянства;
  • Принцип силы.

Социально - методическими принципами являются принципы АФК, основанные на интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. В них доминируют теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии, специального образования и его разделов: Тифлопедагогика, олигопедагогика, педагогика языка жестов.

  • Принцип диагностики;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации;
  • Принцип коррекции и развития педагогического процесса;
  • Принцип компенсационной ориентации педагогических эффектов;
  • Принцип возрастной чувствительности;
  • Принцип адекватности, оптимальности и изменчивости педагогических воздействий.

Заключение

Адаптивная физическая культура (АФК) - это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Для многих инвалидов и людей с ограниченными возможностями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя.

Адаптивная физкультура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех её видов:

  • адаптивное физическое образование,
  • адаптивный спорт,
  • адаптивная двигательная рекреация,
  • адаптивная физическая реабилитация,
  • экстремальные виды двигательной активности,
  • креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры и форм.

Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев характеристики процесса реабилитации.

Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.

Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

Список литературы

  1. Теория и организация АФК: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 296 с.
  2. АФК: Ежеквартальный периодический журнал. - 2000; №№1-2, 3-4. - 2002 и последующие годы: №1, 2, 3, 4.
  3. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа ФВ во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1998.
  4. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. ФВ в школе глухих и слабослышащих: Учебное издание. - М.: Советский спорт, 1992. - 64 с.
  5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Тера-Спорт, 2001. - 166 с.
  6. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М.: Аграф, 1998. - 128 с.
  7. Горская И.Ю., Сунягулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различными уровнями способностей: Монография. - Омск: Изд-во СибГАФК, 2001 - 212 с.
  8. Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика ФВ инвалидов. - Одесса, 1992. - 98 с.
  9. Дмитриев А.А. ФК в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2003. -176 с.
  10. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение АФК: Учебное пособие / Под ред. профессора С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.