Анализ произведения «Школьник» Николай Некрасов.

Анастасия Андреевна Николаева

Анализ произведения «Школьник» Николай Некрасов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stikh_shkolnik.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ произведения «Школьник» Николай Некрасов

       Николай Некрасов отличался от своих коллег по перу тем, что зачастую посвящал свою музу крестьянскому классу. Он отрицательно относился к неравенству, классовому разделению и к привилегиям дворянства. Сострадание Некрасова к крестьянам выражалось во многих произведениях поэта, таких так: «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники», «Крестьянские дети» и других. В стихотворении «Школьник» автор поднял проблему безграмотности низших слоев. Произведение является одной из работ поэта, посвящённых острым вопросам участи крестьянства в России. 

История создания

       Стихотворение «Школьник» написано в 1856 году, в год подписания Парижского трактата по окончанию Крымской войны, который охарактеризовал плачевные последние годы правления Николая I. На престол взошел сын Николая – Александр II. Крестьянский вопрос всё еще оставался довольно острым и нуждался в корректировке со стороны правительства. 

       Николай Некрасов написал это стихотворение во время проживания на даче в Ораниенбауме, где неподалёку ещё в XVIII веке М. Ломоносов открыл завод по изготовлению цветного стекла. Стихотворение «Школьник» было опубликовано в том же году в журнале “Библиотека для чтения” № 10 и вошло в сборник поэта 1856 года. 

Композиционные особенности стихотворения «Школьник»

Стихотворение включает в себя десять строф, но по смысловой нагрузке делится на три части. В первой части, которая состоит из первых двух четверостиший, автор подробно описывает внешний вид школьника и их встречу.  Он уделяет внимание описанию полураздетого грязного ребенка, который сумел зацепить поэта.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Во второй части произведения, которая включает в себя последующие пять четверостиший, автор начинает придаваться размышлениям на тему того, что ждет этого мальчишку в будущем? Он возлагает огромные надежды на талант русского человека, благодаря которому он сможет добиться успеха.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

В заключительной части стихотворения, состоящей из трех строф, поэт обращается к Великой стране. Он знает, что Россия очень богата на талантливых людей, которые не имеют возможности полностью раскрыться из-за условий жизни и крепостного права.

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-
Николай Алексеевич не теряет надежды на то, что русский человек сможет всего добиться, благодаря своему уму и таланту.

Темы и мотивы стихотворения «Школьник»

       Работа Н. Некрасова представляет собой монолог. Причина размышлений автора — случайная встреча с простым небогатым мальчиком-крестьянином. Юноша является школьником, что и делает его главным героем произведения. В стихотворении включены отсылки к историческим и общественным событиям. 

Средства поэтической выразительности стихотворения

  1. Антитеза, противопоставление «добрых, сильно любящих душой» людей «тупым, напыщенным собой».
  2. Аллегории: говоря, что произойдёт что-то волшебное, автор использовал «сон свершится наяву». 
  3. Часто в монологе автора используется обращение: «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!». 
  4. Также найдены метафора «невеселая дорога» и множество эпитетов: «добрая душа», «родная Русь», «последний грош». 

Стихотворный размер

       Стихотворение состоит из 10 строф, размер четырех стопный хорей, стопа двухсложная, с ударением на 1 слог, по жанру небольшая лироэпическая поэма, отражающая чувства автора и его личные воспоминания о детстве

Заключение

       Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины. 

       Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор и призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.