ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КАК ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
В современных образовательных условиях проектная деятельность школьников предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на каждой образовательной ступени. Проектная деятельность – это хорошая альтернатива традиционному обучению, поскольку использование современных обучающих и развивающих технологий позволяет обеспечить возможность каждому школьнику самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность. Одним из наиболее успешных проектов в области филологии является создание лингвокультурологического словаря.
Ключевые слова: современная образовательная среда, образовательный стандарт, проектная деятельность, проект, лингвокультурологический словарь.
Annotation.
In modern educational conditions, the project activity of schoolchildren is provided for by the federal state educational standard (FGOS) at each educational stage. Project activity is a good alternative to traditional education, since the use of modern teaching and developing technologies will allow each student to independently carry out their educational activities. One of the most successful projects in the field of philology is the creation of a linguistic and cultural dictionary.
Keywords: modern educational environment, educational standard, project activity, project, linguistic and cultural dictionary.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК Абдуллина Э.А. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково,
студентка II курса ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
(г. Уфа)
Научный руководитель – И.В. Артюшков
докт. филол. наук, профессор кафедры
русского языка, теоретической и прикладной лингвистики
ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КАК ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Аннотация.
В современных образовательных условиях проектная деятельность школьников предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на каждой образовательной ступени. Проектная деятельность – это хорошая альтернатива традиционному обучению, поскольку использование современных обучающих и развивающих технологий позволяет обеспечить возможность каждому школьнику самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность. Одним из наиболее успешных проектов в области филологии является создание лингвокультурологического словаря.
Ключевые слова: современная образовательная среда, образовательный стандарт, проектная деятельность, проект, лингвокультурологический словарь.
Annotation.
In modern educational conditions, the project activity of schoolchildren is provided for by the federal state educational standard (FGOS) at each educational stage. Project activity is a good alternative to traditional education, since the use of modern teaching and developing technologies will allow each student to independently carry out their educational activities. One of the most successful projects in the field of philology is the creation of a linguistic and cultural dictionary.
Keywords: modern educational environment, educational standard, project activity, project, linguistic and cultural dictionary.
Инновационные процессы в современном российском образовании обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению целостной картины мира [5].
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание и развитие обучающихся. Для этих целей педагоги используют разнообразные педагогические технологии. Обязательными к использованию в учебно - воспитательном процессе являются сегодня проектные и исследовательские технологии, поскольку они регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), начиная с начальной школы. В связи с чем, можно говорить об актуальности реализации проектной деятельности школьников в области русского языка и литературы. Именно проектные и исследовательские технологии в обучении наиболее полно отвечают требованиям личностно ориентированного подхода. Это позволяет обучающимся наиболее глубоко погружаться в такие научные области, как лингводидактика, лингвострановедение, лингвокультурология и др.
Лингвокультурология – это отрасль языкознания, которая изучает отношения между языком и культурными концептами. Проблема связи языка и культуры является одной из наиболее актуальных в современной науке. Как отмечают исследователи, изучение проблематики языка и культуры целесообразно вести в рамках особой научной дисциплины - лингвокультурологии (Воробьев, 1994).
Лингвокультурология стала одним из ведущих направлений лингвистических исследований. Она идёт от духа языка, или от явлений, которые связаны с языковой ментальностью. Лингвокультурология изучает национально-культурные специфические правила организации речевого общения, показывает духовность русского народа, которая отражена в языке. Она связана с философией, национальным характером и менталитетом русского народа. Это некоторая совокупность знаний о национально-культурной специфике и организации содержания речевого общения. Лингвокультурологические исследования соответствуют общей тенденции современной лингвистики.
Формирование языковой картины мира, которая представляет собой систему философских, социальных, политических, нравственных и эстетических взглядов на мир, есть одна из ведущих задач воспитания базовой культуры личности в современной образовательной среде. Чтобы это осуществлять в образовательных организациях, при изучении дисциплин русский язык и литература, педагогам необходимо создавать соответствующие организационные и педагогические условия для формирования у школьников целостной языковой картины мира в процессе обучения языку.
Проектная деятельность школьников позволяет решить все эти задачи. Педагоги – практики говорят о том, что сегодня крайне важно прививать школьникам вкус к настоящему, чистому, красивому русскому литературному языку. Русский язык способен передать тончайшие движения человеческой души, сложнейшие понятия и умозаключения. Это, в свою очередь требует постоянной, кропотливой и бережной работы со словом, с лингвистическими словарями справочной литературы и др. Эта работа должна проводиться целенаправленно и системно [7].
Под проектной деятельностью школьников понимают совокупность действий, которая направлена на решение задач в рамках конкретного выполняемого проекта [5]. Каждый проект ограничен целевой установкой, поставленными задачами, сроками и достигнутыми результатами/продуктами. Проектная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы в школьном образовательном пространстве сегодня чрезвычайно актуальна. Проектная деятельность рассматривается как особый инновационный вид деятельности, реализуемый в личностно ориентированном подходе к каждому школьнику.
Чтобы глубоко вникнуть в основы проектной деятельности в области русского языка и литературы, необходимо провести анализ понятия проектная деятельность по русскому языку/литературе. В современном образовании в условиях требований ФГОС присутствует главный принцип «научить учиться». Главная задача учителя – это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность школьников.
К целям проектной деятельности относят следующие:
-формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;
-переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
-формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;
-развитие психических процессов школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и др.);
-воспитание у школьников ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
-эффективное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
Учебный исследовательский проект сегодня – это требование ФГОС, как для начальной школы, так и для полной средней школы. Проектирование учеников может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках и др. Проектное обучение всегда личностно ориентировано, что тоже является требованием ФГОС. Оно позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего персонального труда. Педагогу это помогает создавать ситуацию успеха для каждого школьника [2].
Педагоги должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над проектами. Метод проектов является методом практического целенаправленного действия. Он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ученика при взаимодействии с окружающим миром. Метод проектов является педагогической технологией, которая актуализирует субъектную позицию ученика в педагогическом процессе. Проектная и исследовательская деятельность школьников относится к инновационным технологиям.
Цели проекта могут быть краткосрочными и долгосрочными. Конечная цель в проекте должна быть достижимой. Проект при обучении школьника можно использовать как одну из форм самообразовательной деятельности субъекта. Разработка проекта начинается с анализа ситуации. Школьник самостоятельно формулирует идеи и замыслы проекта [6]. Выбор тематической направленности проектов происходит, в целях углубления теоретических знаний. При этом, возможна ситуация, когда проект несет в себе практическую ценность для многих участников проекта. Педагог в этом случае играет роль модератора деятельности ученика, или группы учеников. Школьники учатся самостоятельному анализу и выбору интересующей его сферы деятельности. У каждого ученика, в ходе реализации проектной деятельности есть уникальная возможность оценивать свои возможности на практике. При работе над проектом, ученик берёт на себя ответственность. Продуктом проектной деятельности может служить статья школьника, проведённое исследование, доклад и др.
Практика показала, что на уроках русского языка и литературы в качестве востребованного продукта проектной деятельности может стать разработанный школьниками лингвокультурологический словарь. Например, разработка в 7 классе лингвокультурологического словаря при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» будет удачным методическим продуктом для более успешного изучения рассматриваемой учебной темы. Словари такого рода достаточно востребованы при изучении каждой учебной темы по русскому языку или литературе. Положительным моментом проектной деятельности такого рода, является возможность вовлечения в работу всего класса. Проводить эту работу можно в течение года, и в качестве конечных проектных продуктов получить следующее:
- программу научно - исследовательской деятельности в школе;
- программу внеурочной проектной деятельности по литературе;
- конспекты занятий по проектной деятельности и др.
Лингвокультурологический словарь повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» как продукт проектной деятельности школьников будет включать следующие сведения:
1. Заголовочная единица.
2. Этимологическая справка.
3. Лингвокультурологический смысл:
- лексическое значение;
- краткое толкование;
- культурологическое содержание и его описание.
4.Иллюстративный материал.
5.Значение ключевых слов в данном контексте.
6. Дополнительные сведения.
В качестве иллюстративного материала могут быть использованы фразеологизмы, афоризмы, крылатые выражения, портреты, произведения изоискусства, рукописные документы, страницы и внешний вид изданий и др.
Это необходимо использовать для большей убедительности и для более точного, информативно-образного, эмоционального выражения своих собственных мыслей. Метод проекта позволит ученикам раскрыть все свои творческие способности и создать условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад.
Этапы работы над проектом по созданию словаря могут быть следующими[1]:
-погружение в проект, формулировка проблемы проекта;
-постановка цели и задач;
-организация деятельности;
-создание рабочей группы;
-определение роли каждого ученика в группе;
-планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта;
-определение возможных форм презентации словаря.
Защита проекта – это всегда событие в жизни каждого школьника. Обязательным процедурным моментом, который успешно завершит любой проект, является итоговая рефлексия. Она позволяет ученикам объективно оценить, что из задуманного в проекте удалось реализовать, а что нет. Таким образом, в ходе работы школьников над лингвокультурологическим словарём в рамках проектной деятельности можно говорить об успешной реализации личностно ориентированного подхода при изучении дисциплин русский язык и литература.
ЛИТЕРАТУРА
1.Варнавских С.М. Воспитание творческой активности школьников в условиях развивающей образовательной среды // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40–43.
2.Джиемуратова Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2012. – № 12 (47). – С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/(дата обращения: 19.06.2023).
3. Донгак Н.А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 151-153. URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 19.06.2023).
4. Ефимов П.П. Сущность инновационной образовательной // Молодой ученый. – 2014. – № 7. – С. 502–506.
5. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2012. – 186 с.
6. Потебня А.А. Мысль и язык. – СПб., 2012. – 192с.
7.Хошимова Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий. Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 9 (143). – С. 34-36. – URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 19.06.2023).
