Брейн-ринг по литературе для 7-х классов

Буду Шурумаа Доржуевна

 


Брейн-ринг по литературе для 7-х классов


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл брейн-ринг19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг по литературе для учащихся 7 классов.

Цели: 1) образовательная - формировать у уч-ся  понятий о нормах русского литературного языка, умение применять знания о них в речевой практике; 2) развивающая - развивать у учащихся владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; 3) воспитательная  приобщать учащихся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.

Проведение мероприятия:

Ведущий: Уважаемые ребята! Как вы знаете в школе проходит неделя литературы и, в рамках этого события мы сегодня с вами проведем брейн-ринг по знанию литературных произведений, авторов, истории литературного процесса. Вы проявите свою эрудицию и смекалку. Итак, мы начинаем нашу игру.

1 задание

Ведущий: Название, девиз ваших команд, желательно, чтобы оно соответствовало предмету литературы. За представление-1 балл каждой команде, за оригинальность- дополнительный балл.

2 задание

Ведущий: Следующее задание будет посвящено знанию текстов художественных произведений. Перед вами отрывки из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», описывающие самые трагические сцены произведения. Назовите героев, которые присутствуют в описаниях, и сами эпизоды.

  1. Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине!
  2.  А уж огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни и муки, и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
  3. Как хлебный колос, подрезанный  серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
  4. Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами, заставляли скорее думать, что это был призрак.
  5. Пусть же хотя и будет орел выклевывать из твоего лба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть живого, а довезу тебя да Украины!

За каждый правильный ответ -1 балл.

3 задание

Ведущий:  Это задание направлено на знание теории и истории литературы. Назовите места, откуда родом русские былинные богатыри. Угадайте имена русских былинных героев по их краткой характеристике.

  1. В 33 года получил чудесное исцеление от  старцев и начал совершать подвиги, очищая землю Русскую от врагов.
  2. Велик ростом, могуч, его с трудом носит земля, нашел суму переметную, но. Пытаясь ее поднять, надорвался.
  3. Гусляр, поразив мастерством своей игры морского царя, получил совет. Как разбогатеть.
  4. Ему свойственны удаль, натиск, находчивость, хитроумие, а также он хвастлив, лукав, женолюбив и коварен.

За правильный ответ-2 балла.

Ведущий: Еще одна рукопись А.С.Пушкина. Восстановите частично поврежденные строчки.

«Цар.  с  .ар..ею  п..с..л.я,  в  пу.ь- .оро.усн..я.и..я,  .   цар..а  у  о..а   .е.аж.ат.   ..о   о…».

(Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна).

4 задание.

Ведущий: В следующем задании вы должны будите ответить на вопросы.

  1. Какой русский поэт сказал о себе: «Я лиру посвятил народу своему»?
  2. В каких произведениях главными героями его стихов были крестьянки, деревенские мальчишки?
  3. В каком  стихотворении он пишет о бурлацкой песне, в которой слышится стон всех обездоленных?
  4. О ком идет речь в этом описании? «Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, написав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 г., любил все таинственное и романтическое, о чем писал в своих сказках и балладах.
  5. Какие известные баллады этого автора вы знаете?

6 задание

           Ведущий: Здесь вы должны проявить свое творчество на составление ЦЕНТОНА.

Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихами, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось  центон, что по-латыни означало «одеяло из цветных лоскутков». Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.

Отгадайте, из каких произведений составлен этот центон.

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

Попробуйте сами составить центон из стихов и сказок разных поэтов. Затем предложите своим соперникам разгадать свое произведение, определить, откуда взяты строки.

Подведение итогов. Награждение команды-победителя.