Брейн-ринг по литературе для 7-х классов
Предварительный просмотр:
Брейн-ринг по литературе для учащихся 7 классов.
Цели: 1) образовательная - формировать у уч-ся понятий о нормах русского литературного языка, умение применять знания о них в речевой практике; 2) развивающая - развивать у учащихся владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; 3) воспитательная приобщать учащихся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.
Проведение мероприятия:
Ведущий: Уважаемые ребята! Как вы знаете в школе проходит неделя литературы и, в рамках этого события мы сегодня с вами проведем брейн-ринг по знанию литературных произведений, авторов, истории литературного процесса. Вы проявите свою эрудицию и смекалку. Итак, мы начинаем нашу игру.
1 задание
Ведущий: Название, девиз ваших команд, желательно, чтобы оно соответствовало предмету литературы. За представление-1 балл каждой команде, за оригинальность- дополнительный балл.
2 задание
Ведущий: Следующее задание будет посвящено знанию текстов художественных произведений. Перед вами отрывки из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», описывающие самые трагические сцены произведения. Назовите героев, которые присутствуют в описаниях, и сами эпизоды.
- Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине!
- А уж огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни и муки, и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
- Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
- Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами, заставляли скорее думать, что это был призрак.
- Пусть же хотя и будет орел выклевывать из твоего лба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть живого, а довезу тебя да Украины!
За каждый правильный ответ -1 балл.
3 задание
Ведущий: Это задание направлено на знание теории и истории литературы. Назовите места, откуда родом русские былинные богатыри. Угадайте имена русских былинных героев по их краткой характеристике.
- В 33 года получил чудесное исцеление от старцев и начал совершать подвиги, очищая землю Русскую от врагов.
- Велик ростом, могуч, его с трудом носит земля, нашел суму переметную, но. Пытаясь ее поднять, надорвался.
- Гусляр, поразив мастерством своей игры морского царя, получил совет. Как разбогатеть.
- Ему свойственны удаль, натиск, находчивость, хитроумие, а также он хвастлив, лукав, женолюбив и коварен.
За правильный ответ-2 балла.
Ведущий: Еще одна рукопись А.С.Пушкина. Восстановите частично поврежденные строчки.
«Цар. с .ар..ею п..с..л.я, в пу.ь- .оро.усн..я.и..я, . цар..а у о..а .е.аж.ат. ..о о…».
(Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна).
4 задание.
Ведущий: В следующем задании вы должны будите ответить на вопросы.
- Какой русский поэт сказал о себе: «Я лиру посвятил народу своему»?
- В каких произведениях главными героями его стихов были крестьянки, деревенские мальчишки?
- В каком стихотворении он пишет о бурлацкой песне, в которой слышится стон всех обездоленных?
- О ком идет речь в этом описании? «Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, написав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 г., любил все таинственное и романтическое, о чем писал в своих сказках и балладах.
- Какие известные баллады этого автора вы знаете?
6 задание
Ведущий: Здесь вы должны проявить свое творчество на составление ЦЕНТОНА.
Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихами, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало «одеяло из цветных лоскутков». Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.
Отгадайте, из каких произведений составлен этот центон.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок».
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
Попробуйте сами составить центон из стихов и сказок разных поэтов. Затем предложите своим соперникам разгадать свое произведение, определить, откуда взяты строки.
Подведение итогов. Награждение команды-победителя.
