Словарь философских терминов.

значения некоторых философских терминов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь философских терминов.

  1. Агностицизм – принципиальная непознаваемость мира.
  2. Аксиология - (с гр. учение о ценностях) - как особая область вненаучного исследования и своеобразный способ видения мира возникает на рубеже XIX-XX вв. Природа и эволюция ценностей, причины их существования, роль в познании мира - предмет острых дискуссий между философами.
  3. Аналогия – учение о бытии.
  4. Антиномии – это суждения, которые взаимоисключают друг друга.
  5. Антропология – (от греч. antropos – человек, logos – слово, учение) – учение о человеке. Философская антропология – это часть философии, в которой осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, изучается его сущность и существование, отношения с миром.
  6. Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.
  7. Архэ  – первооснова мира.
  8. Атеизм – отречение от Бога, отрицание Бога
  9. Атомизм – учение греческого философа Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной науке (Галилео Галилей, Исаак Ньютон и т.д.).
  10. Волюнтаризм – (лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия.
  11. Гносеология (с гр.) - учение о познании. Гносеологический - относящийся к процессу познания.
  12.  Гуманизм – (от лат.-человек): принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, а также требование защиты достоинства личности, ее свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение потребностей и интересов человека должно быть главной конечной целью общества.
  13.  Дедукция – переход от общего к частному.
  14. Деизм – (лат. deus — бог) — учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.
  15. Детерминация (с лат. определять) - причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.
  16.  Диалектика – (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, об-ва, человека и мышления.
  17. Догматизм – (греч.-мнение, учение, решение) – стиль мышления, для которого характерна склонность к утверждению без обсуждения, к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем и формул, без учета конкретных обстоятельств и изменяющихся условий.
  18.  Дуализм – двойственность сознания.
  19.  Иерархия –  расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему или, наоборот, вхождение или функциональное соподчинение систем, при которых меньшие подсистемы составляют большие системы, сами являющиеся подсистемами еще более крупных систем.
  20. Индукция – переход от частного к общему.
  21. Истина – адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
  22. Категория (с гр. высказывание) - основные понятия, в которых раскрываются простейшие формы действительности, их главные характеристики. В философии различают каттегории бытия и категории познания, соотношение между ними исследуется в теории познания (гносеологии).
  23.  Культура – (лат. cultura — возделывание, обрабатывание) — социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
  24.  Логика – (греч. logos – слово, рассуждение, понятие, разум) – наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.
  25.  Майевтика – (греч. maieutike, букв, повивальное искусство) – предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.
  26. Материализм – (лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, материю.
  27.  Метод – (от греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
  28.  Монотеизм – (от греч. monos – единственный и theos – Бог) – учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия и ислам, а в широком смысле также и христианство
  29.  Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях.
  30. Номинализм – (от лат. nomen имя, название) – философское воззрение, согласно которому всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли.
  31.  Объект – (от лат.-расположенное перед): все то, что предстает взгляду. В более узком смысле объект – это содержание нашей мысли, что противоположно мыслящему субъекту.
  32. Объективный идеализм – одна из основных, наряду с субъективным идеализмом, форм идеализма.
  33. Онтология - (греч. on, ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии: в классической философии – учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии – интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом.
  34.  Пантеизм - учение о том, что все есть Бог. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога, как творца и вседержателя.
  35. Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2—8 вв. (отцов церкви), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
  36. Политеизм - (греч,-многобожие): система религиозных представлений, основу которых составляет вера во множество богов.
  37. Рационализм - (лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).
  38. Реализм - (лат. realis – действительный, вещественный) – направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия.
  39. Релятивизм – (лат. relativus — относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания.
  40. Ренессанс – возрождение.
  41. Сенсуализм - (лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.
  42. Скептицизм - (греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий, критикующий) — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.
  43. Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
  44. Субъект - одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и означающее субстанциональное начало мира.
  45. Субъективный идеализм - философское направление, представители которого исходят из примата субъективного по отношению к внешней реальности, отрицают ее независимость от воли и сознания субъекта.
  46. Схолостика - (от греч. scholastikos школьный, ученый) – христианизированная философия неоплатонизма и позднее аристотелизма, которая культивировалась в монастырских школах и университетах Западной Европы в IX – XIV вв.
  47. Тезис - основополагающее утверждение в некоторой концепции или теории.
  48. Теизм - (греч. theos — бог) — религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.
  49. Теодицея - (греч. theos — бог и dike — право, справедливость) — “богооправдание”
  50. Теология - (греч. theos — бог и logos — учение, слово), или богословие— систематизация вероучения данной религии.
  51. Теоцентризм - (от греч theds – бог, лат. centrum – центр) – теологич. концепция, согласно к-рой бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага.
  52. Эклектика - (от греч. eklego – выбирать) – соединение лучшего из разных систем мысли.
  53. Эксперимент - (лат. experimentum – проба, опыт) – метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.
  54. Эмпиризм - (от греч. empeiria опыт) – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте.
  55. Эстетика - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном.
  56. Этика - (от греч. ethos – нрав, обычай) – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования, основания этих систем и логическая структура понятий, описывающих моральные феномены и ситуации.