Д. Бернал о роли науки в жизни общества

Кизиляева Екатерина Юрьевна

В данном тексте рассмотрена книга Д.Бернала "Наука в истории общества", которая является его фундаментальным исследованием. В книге предпринята интересная попытка исследовать историю взаимоотношения между развитием науки и техники и развитием общества с начала его зарождения  до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bernal.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

РЕФЕРАТ

Д. Бернал о роли науки в жизни общества

Проверил:

А. И. Тимофеев,

профессор кафедры

социально-гуманитарных дисциплин,

доктор философских наук,

доцент

Исполнитель:

соискатель

кафедры

Е.Ю. Кизиляева

Научный руководитель:

Ю.,

Зав. Каф., к.п.н.,  

доцент

Санкт-Петербург

2010

Оглавление.

Введение………………………………………….………….……3

Глава 1. Понятие науки …………………………………..……...4

Глава 2. Наука в древнем мире………………………………..…5

  1. Происхождение общества………………………….…..6

2.2.Земледелие и цивилизация………………………….…9

2.1.Неолит……………………………………….…………10

2.2.Бронзовый век……………………………….………….12

Глава 3. Железный век. Классическая культура ……………….13

Глава 4. Наука в эпоху веры…………………………….………..20

Глава 5. Рождение современной науки. Научная революции.....22

Глава 6. Промышленная революция………………………….….30

Глава 7. Наука в 19 и 20 веках……………………………………32

Заключение…………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………36

Плагиат  - 37.5%.

Введение.

Джон Десмонд Бернал (10.05.1901- 15.09. 1971гг.) английский физик и социолог науки, общественный деятель. Профессор Кембриджского (с 1927), затем (с 1937) Лондонского университета, член Лондонского Королевского общества (1937). Иностранный член АН СССР (1958).

Вице-президент Всемирной федерации научных работников, Президент Всемирного Совета Мира (1959—1965), обладатель международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1953); автор научных работ в области физики, кристаллографии (наука о кристаллах, их структуре, возникновении и свойствах. Она тесно связана с минералогией, физикой твёрдых тел и химией. Исторически кристаллография возникла в рамках минералогии, как наука описывающая идеальные кристаллы) и биохимии.

Научные интересы Бернала очень широки: он исследовал структуры графита, металлов, воды, стиролов, гормонов, витаминов, белков, вирусов, строительных материалов, в частности цементов. В 1933 создал берналовскую модель льда, которая позволяет объяснить поведение воды во всех соединениях. Ему принадлежат также работы по теории жидкого состояния. Автор трудов о роли и месте науки в жизни общества, в которых он осветил философское значение науки, взаимосвязь науки, техники и социальных условий, влияние науки на общественное развитие с позиций диалектического материализма и показал особенности развития науки при капитализме и социализме. Он был одним из основателей науковедения — отрасли исследования, изучающей закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с материальной и духовной сферой жизни общества, её роль в общественном процессе. В книгах «Социальная функция науки», «Наука и общество», «Наука в истории общества» рассматриваются философское значение науки, взаимосвязи науки, техники и социальных условий, влияние науки на общественное развитие. Бернал — один из создателей концепции научно-технической революции; в книге «Мир без войны» (1958) он нарисовал картину общества, освобождённого от ужаса войн и использующего все научные достижения на благо людей.

Глава 1. Понятие науки.

В данном реферате будет рассмотрена книга «Наука в истории общества», являющаяся фундаментальным исследованием Д. Бернала,  в которой предпринята интересная попытка исследовать историю взаимоотношение
между развитием науки и техники и развитием общества от зарождения науки до наших дней. Автором нарисована широкая и достоверная картина прогрессирующего познания наукой действительности,
возрастающие роль и значение науки в обществе.

Имея многочисленные определения, наука выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности. Российский ученый В.И. Вернадский отмечал именно деятельностную модель науки: «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей».

Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и основная ценность науки.

Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что «дать определение науки по существу невозможно», намечает пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, чем является наука.

Итак, наука может рассматриваться:

1). Как институт;

2). Как метод;

3). Накопление форм и традиций;

4). Фактор развития производства;

5). Наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру.

Глава 2.Наука в древнем мире.

В этой части книги автор даёт обзор первоначального создания и дифференциации науки в связи с ранними стадиями развития человеческих обществ. Данный период делиться на  2 основных этапа, разграниченных кульминационным событием – изобретением земледелия.

Первый этап охватывает древнекаменный век (палеолит) – верхний и нижний, во время которого люди занимались собирательством и охотой.

Второй этап охватывает периоды первобытных земледельческих поселений (неолит), а так же периоды ранней городской и приречной культуры в Египте, Месопотамии, Индии и Китае (бронзовый век) и, наконец период независимых городов – государств, существовавших за счёт торговли (железный век), включая классическую цивилизацию Греции и Рима.

В каждый из этих этапов люди вносили свой вклад в развитие техники и идей, которые являлись необходимой основой науки.

2.1. Происхождение общества.

Первым и наиболее основательным способом отличия человеческих существ от животных являлось то, что они образовали постоянные общества с материальной культурой, дополняющей их способности.

Такие общества, в отличие от животных стад обладали лучшими методами добывания пищи и защиты, эти методы сохранялись в форме непрерывной традиции и передавались из поколения в поколение.

Материальная основа первобытного общества.

Орудия производства и труда – то, что расширяло возможности человеческих органов: камень – возможности кулаков и зубов, палка – возможности руки, мешок – возможности руки и т.д. О непрерывности традиций в жизни первобытного общества свидетельствуют подлинные предметы, сделанные человеком в наиболее ранние известные археологам времена.

Процесс изготовления орудий труда был следующим – вначале их выделывали из камня, после научились оттачивать и, наконец, ковали и оттачивали из металла, что лежит в основе всей современной техники. Благодаря практическому изготовлению и использованию орудий труда человек изучил механические свойства многих продуктов природы и тем самым заложил основы физики. Орудия труда использовались не только для более эффективной охоты, они так же обеспечивали средства обработки и подготовки материалов – дерева, кости, шкуры. В то же время люди начали соединять предметы: прокалывать, сшивать, скреплять, скручивать сплетать и ткать. Появились сосуды для воды, пищи.

В связи с необходимостью переносить предметы появился обычай прикреплять их к телу, на наиболее удобные для держания места  в волосы, на шею, талию, запястья, лодыжки. Прикреплённые вещи старались выделить и украсить. Затем было сделано открытие того, что шкуры помогают людям сохранять тепло. Возникла одежда, вначале в виде накидок из шкур и юбки, а затем – сшитых и надеваемых одежд, полностью закрывавших тело, она значительно расширила возможности расселения первобытного человека.

Огонь и приготовление пищи.

С началом испоьзования огня человек встал на путь применения науки (химии). Раньше всего появилась простейшая и жизненно необходимая практическая химия – приготовление пищи. Затем возникло более управляемое и научное использование огня в гончарном производстве, а позднее – в производстве металла.

С помощью наблюдения человек начал накапливать сведения о животных и растениях, что легло в основу биологической науки. Эти знания  были отражены в первобытном искусстве. При чем изображения не ограничивались внешним видом животного – часто рисовали кости, сердце и другие внутренние органы, что свидетельствует о зарождении анатомии из обычая резать добычу. Появилась техника живописного изображения, являвшаяся основой изобразительных искусств, графического символизма, математики, письма, которые сделали возможным появление рациональной науки.

Язык.

Для взаимодействия нескольких индивидуумов, например в целях преследования добычи, применялись жесты и слова.

Основной экономический характер групп людей определялся вначале почти исключительно, а затем преимущественно по способу добывания пищи. Вначале это было собирательство, затем к нему добавилась охота на животных. По сохранившимся орудиям того времени можно проследить тщательно разработанную технику охоты  на различных крупных животных вплоть до мамонта.

Изготавливая и используя орудия человек преобразовывал природу в соответствии со своими желаниями. Это явилось истоком рациональной механики – овладения законами движения материи  в пространстве, выраженным в умении обращаться с рычагом,  бумерангом, боласом, а так же луком, представляющим для истории науки особый интерес. Изучение полета стрелы стимулировало развитие динамики,    лучковое сверло, заменяя действие рук по кручению было первым примером поддерживаемого вращательного движения. Звук натянутой тетивы, возможно, привел к созданию струнных инструментов, следовательно, это был вклад как в науку, так и в музыку.

Каждое новое техническое приспособление расширяло область управляемого и используемого в окружающей среде.

2.2. Земледелие и цивилизация.

Крупнейшими научными центрами в древнем мире были Месопотамия, Египет, Индия, Китай, а затем Греция и Рим.

Переход к производительной экономике.

Трудности с которыми сталкивался первобытный человек во время охоты и собирательства способствовали поиску новых путей получения пищи. Зародилось земледелие – одно из важнейших изобретений в истории человечества. В сущности, это был переход общества от эксплуатации живой среды к господству над ней.

Земледелие вызвало целый ряд новых технических приемов для выращивания сельскохозяйственных культур и приготовления пищи, таких, как посев, мотыженье, жатва, молотьба, уборка, размол зерна выпечка хлеба и пивоварение, а так же вспомогательные технические приемы – ткачество, гончарное производство, строительство хижин. Появилась собственность, вначале общинная, затем выделилась частная, неизбежным следствием которой было имущественное неравенство. Общество разделилось на классы.

Земледелие так же ввело новое понятие в общественную жизнь – понятие труда, который во время охотничьей культуры не рассматривался как нечто обособленное от остальных сторон жизни. Отношение труда к его результатам привело к дальнейшему расширению понятия  причины и следствия, которое должно было стать основой рациональной и осознанной науки. Было необходимо знать не только то, как поймать животное или собрать растение, но и то, как они размножаются и растут. Соответственно новым техническим приемам, появившимся с возникновением земледелия, были введены и новые математические и механические понятия. Ткачество  - это дальнейшая разработка искусства плетения корзин, а оба они включают, прежде всего практическое овладение, а затем уже осмысление закономерностей, являющихся основой геометрии и арифметики. Формы образцов и количество пряжи имеют, по существу, геометрический характер, что приводит к более глубокому пониманию отношения между формой и количеством. Прядение, кроме первого луковичного сверла, было первой промышленной операцией, использовавшей вращение, и в свою очередь привело к употреблению колеса, которое в следующий период должно было революционировать механику, промышленность и транспорт. Гончарное производство было первым косвенным применением огня и потребовало гораздо большего умения владеть им, чем отопление и приготовление пищи. Использование глиняных изделий расширяло рамки операций по приготовлению пищи, сделать возможным выплавку металлов и появление первоначальной химии.

2.2.1.Неолит.

 Период между изобретением земледелия и основанием городов известен как эпоха неолита, или новый каменный век, в связи с употреблением в нем шлифованных и отесанных каменных орудий вместо оббитых орудий древнекаменного века. Неолитическая община  главным образом занималась разведением зерновых. Соответственно в тотемических ритуалах роль женщины была выделена и получила дальнейшее развитие. Наиболее характерными были обряда плодородия, в которых для стимулирования роста зерновых   использовались изображения человеческих половых органов. Влияние дождя на рост растений в эпоху неолита становиться вопросом жизни и смерти. Подражательная магия вызывания дождя становиться второй главной целью обрядов.

Такие ритуалы упорядочивались, преобразовываясь в управление и религию.

Характерной экономической и культурной ячейкой общества эпохи неолита является поселение, натуральное хозяйство которого способствовало его распространению, но препятствовало дальнейшему развитию.

Цивилизация. Приречная культура.        

Координация общественной деятельности на гораздо большей территории, чем территория обычного поселения была необходима для того, чтоб заниматься земледелием на обширных долинах крупных рек, берега которых были засушливыми. Там впервые могла появиться и распространяться цивилизация. Ранние цивилизации соответственно ограничивались количеством благоприятных зон, главные из которых – долины Месопотамии, Египта и Индии, а через несколько столетий – долины Аму -Дарьи и Сыр – Дарьи, Хуанхэ, Янцзы.

Город был причиной возникновения цивилизации, который являлся центром ряда селений, накапливающим избыточные продукты. Появилось разделение между городом и деревней. Вначале город слабо отличался от деревни. Со временем в городах появлялись дома из необожженных кирпичей, вместо хижин из- за опасности возникновения пожара при их массовом скоплении.

Промежутки между домов сокращались, превращаясь в улицы или сады. Вокруг всего этого, по мере роста частной собственности и угрозы войны возводилась стена для защиты города.

Город  строился вокруг храма где одно божество, вытесняя другие, становилось главным, а другим отдавались подчиненные роли. Жрицы распространились в городе и контролировали большую часть его доходов. Они образовали первый управленческий класс, обладающий следующими функциями: распоряжались разделением воды и семян, определял время посева и уборки урожая, ведали запасами зерна и т.д.

Но жрицы не выполняли физической работы для поддержания экономики. Такая деятельность требовала специальных рабочих, таких как строители и плотники, гончары ткачи, мясники, пекари, пивовары. Первое полное разделение труда возникло, когда эти  ремесленники занялись своим делом, оторвавшись от се5льского хозяйства. Они быстро совершенствовали свою технику, появились новые ремёсла, такие как ремесло ювелира и специалистов по обработке металлов.

Возникающее  неравенство укреплялось в результате торговли, возникшей из ритуальных обменов, а в дальнейшем ставшая необходимостью. Появились единицы измерения стоимости товаров. Возникли купцы, осуществляющие торговлю с другими землями. Неимущие люди продавали свой труд за плату. Одни брали взаймы, другие от избытка давали взаймы под большие проценты, если человек не отдавал долг, его продавали  в рабство.

Для предотвращения сделок, приводившим к убыткам храма или кровопролитию были введены законы.

2.2.2.Бронзовый век.

Бронзовый век, пришедший на смену каменному и длившийся с конца 4-го тысячелетия до н. э. по начало 1-го тысячелетия до н. э., ознаменовался распространением земледелия и скотоводства, применением бронзы (сплава меди и некоторых других металлов: олова, свинца и др.) для изготовления орудий труда и оружия, возникновением письменности. Бронзовый век был также временем начала цивилизации, являющейся, по Л. Моргану ступенью общественного развития, следующей за варварством, временем становления важных центров древнего мира - Месопотамии, Египта, Индии и Китая.

Важный прогресс в технике заключался в открытии и использовании металлов, меди и её сплава – бронзы, по имени которой была названа целая эра ранней цивилизации. Для извлечения из земли и изготовления металлов был необходим длительный опыт и, возможно, обдуманная экспериментальная работа.

Изготовление металлических предметов – техническое достижение, знаменующее новое качество господства человека над природой.

Первые кузнецы составляли очень замкнутую гильдию, т.к. многие процессы изготовления металла хранились в секрете.

По мере развития торговли развивался и транспорт – появились первые лодки и суда, вначале они приводились в движение с помощью гребцов, затем появился парус, расширивший область применения судов.

Не менее важным было развитие наземного транспорта, который сочетал в себе 2 идеи: использование силы животных и колеса.

Происхождение количественной науки.

Огромное количество информации требовало её систематизацию и количественные записи. Был принят ряд храмовых и королевских единиц измерения. Появились весы- способ сравнения тяжести – обладающие признаками, свойственные научному изобретению.

Для стандартизации единиц измерения было важно записывать число предметов, т. о. письменность постепенно возникла из счета.

Древний человек уделял большое внимание Солнцу, Луне и звездам. Так зародилась астрономия. С появлением земледельческой цивилизации стало важно ориентироваться во временах года – возник календарь.

Другим занятием, являющимся наряду с астрономией профессией высших классов, была медицина. В то время врач умел лечить травмы. Доктора ставили диагнозы. Из ранних египетских папирусов видно, что зарождалась анатомия и физиология.

В химии был развит химический анализ, или апробирование для отделения металлов от примесей и определения подделки.

Глава 3. Железный век. Классическая культура.

С середины второго тысячелетия до н. э. ряд технических, экономических и политических причин вызвал объединение отдельных цивилизаций, расположенных в нескольких бассейнах рек, в одну, охватывающую годные под посевные площади Азии, Северной Африки и Европы. Данная цивилизация была менее упорядоченной и миролюбивой, чем та, чьё место она заняла, но более гибкой и рациональной.

Варвары, разрушившие культуру периода бронзового века на древнем Востоке, были не в состоянии создать государств на родине до второго тысячелетия до н. э, когда на их родовое общество стала влиять классовая экономика городов.

Открытие железа послужило причиной возникновения железной металлургии. Железо широко распространилось (в отличие от бронзы в предыдущей эпохе) могло быть легко получено и обработано деревенскими кузнецами. Благодаря этому распространялось земледелие – появилась возможность рубить лес, осушать болота. Европа из лесной глуши превратилась в «Золотой запад», богатый полями пшеницы.

В городах железного века товарное производство становиться естественной и существенной частью экономической деятельности. Город превратился в удобно расположенный центр ремесла и торговли, имеющий возможность получать извне сырьё и даже рабочую силу – рабов в обмен на продажу своих продуктов. Зародилась политика, в результате политической борьбы между классами сменялись формы олигархии, тирании и демократии.

Были изобретены металлические деньги.

Важнейшие достижение железного века для развития науки  - упрощение сложных систем письма и создание алфавита. Появилась литература – поэтическая, историческая, философская.

Иудеи и финикияне.

Первым народом, из новых условий цивилизации были финикияне, жившие на сирийском побережье. Они занимали выгодное положение между Египтом и Ассирией, были снабжены корабельным лесом из Ливана. Они прокладывали торговые пути, используя морской транспорт, популяризировали алфавит.

Библия иудеев, которую мы называем Ветхим заветом, впервые была написана примерно в 5 в. до н. э. В ней были прописаны основные идей

закона и справедливости.

Греки.

Греческая цивилизация, пришедшая в начале железного века на смену Египту и Вавилону, является яркой и удивительной страницей в истории человечества. Греки восприняли знания, накопленные в Египте и Месопотамии, и с тех пор летопись становления и развития науки не прерывалась.

Греки достигли наивысших успехов в использовании новых условий. Между 7 и 6 веками до н. э. на землях греков была создана единая культура, усвоившая существовавшие знания и добавившая к ним свои.

Институты и божества утратили своё прежнее значение, большое внимание стало уделяться людям, о чем свидетельствуют реалистичные изображения человека в живописи и скульптуре, драматургии и науке. Греческие мастера старались изобразить совершенство человеческого тела. В данной культуре атлет, художник и врач работали в тесном содружестве, в медицине стало уделяться большее внимание здоровью, чем болезни.

История греческой философии и науки – тогда они существовали нераздельно – является историей нахождения последовательной аргументации. Аргументацию за и против называли диалектикой, способность к которой стала возможной благодаря политическим особенностям греческой жизни.

Греческая наука отличается от науки ранних цивилизаций коренным образом, она значительно более рациональна и абстрактна.

Архитектура поднялась до уровня профессии, оказывая влияние на математику. Были изобретены важнейшие инструменты – циркуль чертёжника и токарный станок, позволявшие создавать линейно- окружные конструкции. Архитекторы были способны сотворить великие красоты, пропорции и симметрии.

Греческую науку можно разделить на этапы:

  1. Ионийский – охватывает 6 век до н. э. и является периодом зарождения греческой науки. Данный этап связан с фигурами Фалеса и Пифагора.
  2. Афинский – охватывает 480-330 годы до н. э. греческая культура достигла вершин своих достижений при афинской демократии. Интересы философии переключились с объяснения материального мира на объяснение природы человека и его общественного долга. Это был великий период Сократа, Платона, Аристотеля.

Сократ (470 - 399 гг. до н. э.). Его имя стало впоследствии нарицательным, воплощая собой мудрость. Сократ родился в Афинах в семье каменотеса Софроника. Молодой Сократ, по-видимому, занялся сначала профессией отца, а потом некоторое время был скульптором. Во всяком случае, ему приписывается создание скульптуры трех Харит (три богини красоты и изящества - Аглая, Евфросиния и Талия), выставлявшейся у Афинского акрополя. До нас не дошло каких-либо письменных материалов, созданных Сократом, вполне возможно, что их не было вовсе и он излагал свои мысли только устно. До нас дошли сведения о том, что Сократ имел обыкновение проповедовать свое учение везде, где это было возможно, часто непосредственно на улицах и площадях. Все, что известно о Сократе, почерпнуто из сочинений его учеников, главным образом Платона и Ксенофонта. Сократ ставил целью самопознание, видя в нем путь к счастью, рассматривал знания и мудрость как истинную добродетель: «Вот, например, мужество,- учил он,- когда оно не имеет ничего общего с разумом, а подобно простой дерзости: разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы? А разве не то же самое с рассудительностью и с понятливостью? С умом образование и воспитание приносят пользу, а без ума - вред. Одним словом, разве не все, к чему стремится душа и что она претерпевает, оканчивается счастливо, если ею управляет разум, и несчастливо - если безрассудство? Так вот, если добродетель - это нечто, обитающее в душе, и если к тому же она не может не быть полезной, то, значит, она и есть разум: ведь все, что касается души, само по себе не полезно и не вредно, по становится вредным или полезным благодаря разуму или по безрассудству. В согласии с этим рассуждением добродетель, коль скоро она полезна, и есть не что иное, как разум» (Цит. по: Нерсесян В. С. Сократ. М., 1980, с. 34.). В 399 г. до н. э. Сократ был казнен (принял яд по приговору афинского суда) по обвинению в непочтении к богам и развращении юношества. По своим взглядам Сократ был идеалистом, выступал против научного познания природы, считая это делом безбожным.

Платон (428 - 347 гг. до н. э.). Платоном была образована в Афинах философская школа, названная академией, просуществовавшая около тысячи лет. Философская школа Платона помещалась в саду, носившем имя легендарного героя Академа. Поэтому она и была названа академией. В течение примерно 40 лет Платон проводил занятия в академии с избранными группами учеников, рассказывал им о своем учении. Следует заметить, что Платон в высшей мере обладал способностью красочно и убедительно излагать свои мысли, был прекрасным оратором. Это во многом содействовало его успеху. Платон много занимался математикой и астрономией, требовал от своих учеников в академии хорошего знания математики.

Как философ-идеалист, Платон считал, что «истинным бытием» является мир вечных и неизменных идей, а предметы материального мира - это лишь тени, отражения идей. Следовательно, чувственное восприятие, утверждал Платон, может ввести только в мир теней истинно существующего, незыблемого, вечного.

Таким образом, Платон разделял все существующее на два мира: мир идей и мир вещей. Действительным, истинным, так сказать, «основным» он считал мир идей. Что касается мира вещей то, согласно Платону, он представляет лишь отражение «истинного» мира идей. Эти свои соображения Платон иллюстрировал следующим примером. Допустим, говорил Платон, закованные узники находятся в пещере спиной ко входу. Мимо входа в пещеру снаружи проходят люди с разными предметами в руках. Находясь спиной ко входу в пещеру, узники не могут видеть ни людей, ни предметы, которые они несут. «Лучи солнца освещают проносимые мимо пещеры предметы, и их тени падают на заднюю стену пещеры. Узники видят эти тени и могут принять их за сами предметы. Так и мы, рассуждал философ, видим не сами предметы, а лишь их отражения, но принимаем их за истинные предметы, и убедить людей, что это не так, невероятно трудно. Платон не только не мог, но и не пытался доказать, что на самом деле все обстоит именно так, как он утверждал. В центре мира идей Платона - высшая идея Блага. Его диалектика включает понятия «души» и «чистой любви». Душа, по Платону, близка к миру идей и бессмертна. Он считал, что человек познает мир не посредством восприятия его своими органами чувств, а благодаря знаниям, которые скрыты в его душе. Человек должен «вспомнить то, что скрыто в его душе».

В сочинениях Платона много места отведено созданию идеального, с его точки зрения, государства, некоей социальной утопии. Он считал, что существующий общественный строй, будучи предоставлен естественному ходу событий, придет от состояния большего совершенства - господства лучших его представителей - к упадку, к господству толпы, демагогов и тиранов. Поэтому Платон считал необходимым - и это ясно выражено в его сочинениях «Государство» и «Законы» - разработку основ нового совершенного государственного устройства. Его точка зрения о создании идеального государства сводится к тому, чтобы путем принятия надлежащих законов приостановить развитие общества. Государство, по Платону, должно быть разделено на классы: правителей и философов (философам он придавал очень большое значение в управлении обществом), воинов и низших слоев населения - ремесленников и земледельцев. При этом Платоном допускается использование рабского труда, о чем сказано в его «Законах».

Платон считал также, что высшие классы общества, правители и философы должны быть поставлены в особые условия. Они могут вступать только во временные союзы и не должны иметь постоянных семей, причем временные союзы в целях улучшения потомства должны регулироваться государством (вот откуда, по-видимому, берет начало евгеника!). Дети со времени рождения лишаются забот родителей и поступают на попечение государства. Мужчины и женщины получают равные права. Для высших классов отменяется частная собственность. Всем этим Платон предполагал поставить интересы государства среди правителей и философов выше личных интересов.

Как видно из сказанного, Платон отнюдь не собирался уравнять права различных слоев народа. Наоборот, он намеревался увековечить социальные различия. Платон считал, что труд физический - обязанность рабов и ремесленников.

Нельзя не отметить большого значения Платона в становлении и развитии науки. Особенно важным было платоновское представление о структуре мироздания, которое, как полагают, является классическим образцом античного понятия космоса. Космос, согласно Платону, зрим, осязаем и материален, он существовал не всегда, а появился в результате творческого акта. Космос разделен на семь небесных кругов, соответствующих планетам и Солнцу, которые движутся вокруг шарообразной Земли. Многочисленные сочинения Платона читались и изучались многими поколениями людей, а созданная им академия явилась, можно сказать, родоначальником высших учебных заведений.

 Особенно характерна в оценке древнегреческой науки фигура философа-естествоиспытателя Аристотеля, жившего в IV в. до п. э. Сочинения Аристотеля охватывают, по сути дела, все известные в тот период времени отрасли знания. Аристотелевское представление о мироздании определяло развитие науки в течение двух последующих тысячелетий, и его авторитет был столь высок, что, в конце концов, его идеи (не без помощи властей предержащих) превратились в тормоз для развития науки.

  1. Эллинистический начался упадок независимых городов – государств и их подчинение империям нового типа. Империя Александра дала возможность греческой науке соприкасаться с более древними  источниками культуры на востоке. Существенно развилась математика, механика и астрономия, ассоциирующиеся с именами Эвклида, Архимеда и Гиппарха. Сформулировалась основа  точной  науки как связанного целого.
  2. Римский этап является мостом между древнеклассической и всеми последующими науками.

Глава 4. Наука в эпоху веры.

Феодальный общественный строй, пришедший на смену рабовладельческому (Или первобытнообщинному строю (в странах, где рабовладельческого строя не было).) , существовал много веков - более 1200 лет. В некоторых странах, например в Англии и Франции, эпоха феодализма началась сразу после крушения Западной Римской империи (V в.), а завершилась в период буржуазных революций (в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в.). В других странах начало феодального строя относится к более позднему времени. В России, например, феодализм существовал с IX в. до крестьянской реформы 1861 г.; в Средней Азии - с VII в. вплоть до 1917 г. В различных странах феодализм имел свои особенности, но в целом через эту фазу общественного развития прошли почти все страны.

С 3 по 4 век в большинстве наиболее искусственно и в последнюю очередь  цивилизованных частей античного мира (в Британии, Франции, Испании) система правления класса богатых рабовладельцев была постепенно заменена феодальным строем. Нашествие варваров, сопровождающее это изменение, является результатом его возникновения.

Тем временем на остальной части Римской империи большие города, такие как Александрия, Антиохия и Константинополь оставались нетронутыми с установившимся управлением, хотя в значительно суженных пределах.

Условия феодального производства свели спрос на использование науки до минимума. Появилась новая черта цивилизации – организованные религиозные вероисповедания. В первых веках н. э. это было всемирным явлением, что свидетельствует о наличии повсеместной потребности в таких

вероисповеданиях и возможности их развития. В то время введение богов, мифов и видений загробной жизни отвлекало внимание людей от несправедливостей этого мира.

Церковь враждовала со светской властью и в целях самозащиты создала замкнутую организацию, отчасти экономического характера. На первых парах христианская она посредством своих старейшин, священников и помощников поддерживала личный контакт с каждым христианином и могла рассчитывать на его поддержку в отличие  от официальной власти.

Научные исследования того времени предпринимались для религиозных целей представителями духовенства – священниками, монахами или членами какого- либо ордена.

Первоочередной потребностью было обоснование истины христианства как указывающего полную цель человеческого существования на земле. Никакое мирское познание не шло в сравнение с познанием плана спасения, ключи о которого держала церковь с её таинствами и традициями. Средневековая мысль направляла знание и опыт на построение одной величественной картины мира. Она достигала своей вершины не только в законченной системе «Суммы» Фомы Аквинского, но и в других работах.

Технические успехи средневековья стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий, которые взятые вместе должны были дать европейцам большие возможности управления и понимания мира, чем они могли получить от классического наследия. Наиболее важные изобретения – хомут лошади, мельница,  часы, компас, порох, бумага и книгопечатание – зародились не в феодальной Европе. Все они пришли с Востока, в основном – из Китая.

Мельница, так же,  считается средневековым механизмом, т.к. в этот период она нашла широкое применение. Мельница и мельник имелись почти в каждом имении. Факт использования и быстрого развития в Европе мельниц свидетельствует о недостатке рабочей силы и о связи этого факта с развитием науки и техники.

Важным достижением в науке данного периода является установление схоластами принципов научного метода. Роберт Гроссетент в начале этого периода сформулировал двойной метод разложения и составления, или индукции и дедукции, так же ясно как Ньютон 500 лет спустя. Но метод без желания или средств его применения был бесполезен.

Основной причиной того, что достижения задерживались надолго было то, что рациональная наука не могла их использовать для получения практической выгоды.

Глава 5. Рождение современной науки. Научная революция.

Развитие городов, торговли и промышленности, достигшее к концу средневековья довольно высокого уровня, несоответствовало экономике феодализма. Начал учреждаться новый порядок в экономике и науке. Возрастало производство товарной продукции. Города, где учреждались рынки сбыта окрепли, в них теперь оплата труда деньгами, а не принудительная повинность, определяла форму производства. Капитализм становился ведущим способом производства. В науке преобладал эксперимент и математический анализ, как новый метод естествознания. Изменения в технических приемах вели к науке, которая, в свою очередь – к новым, все более быстрым изменениям в технических приёмах. Протекали техническая, экономическая и социальная революции, как единое общественное явление.

Д. Бернал разделил научную революцию на несколько фаз:

1. Возрождение (1440 -1540) В эту фазу активно развивалось искусство и медицина, навигация и астрономия, появлялись новые знания об окружающей природной среде.

2.  Наука в период первой буржуазной революции 1540-1650 годов. В эту фазу было дано обоснование строения солнечной системы.

3. зрелость науки (16501690) Была создана новая  картина мира.

Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента. Начиная с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию других.
Путь к прогрессу.
За исключением нескольких блестящих открыли, в период позднего средневековья научная мысль уступала в развитии технологическим обретениям. Техника занималась практический вещами, которые либо работали, либо нет. 1аука же изучала природу Вселенной и управляющие ею законы. Передовые идеи часто наталкивались на ожесточенное сопротивление. В частности, новые теории вошли в противоречие с религиозными догмами в объяснении природных явлений, подвергать сомнению которые считалось кощунственным и недопустимым.
До XVI века, считающегося началом современной эры, преобладал взгляд на Вселенную, основанный на теориях древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и развившего их греческого астронома Птолемея (II век н. э.). Учения греков и римлян всегда пользовались большим авторитетом в западном мире, особенно если они были приемлемы для Церкви.
Церковью было принято описание Птолемеем небесного свода, где Земля помещена в центр Солнечной системы, что соответствовало христианской теологии, сделавшей драму грехопадения и спасения души краеугольным камнем истории. Согласно Птолемею, Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг неподвижной Земли. Когда же, производя астрономические наблюдения, ученые обнаружили противоречия в системе Птолемея, орбиты планет были вычерчены по-другому и приобрели весьма замысловатый вид исключительно для того, чтобы соответствовать данной теории. Понятно, [то объектом исправлений была сама Земля, а а Луной, как верили, хрустальная планетарная сфера и звездный небесный свод, управляемые ангелами, были неизменными и нетленными в
своем совершенстве. Где-то за ними находился рай и сам Бог.
Не все ученые разделяли точку зрения Птолемея, однако в течение всего периода средневековья ее никто не оспаривал. Первая тщательно разработанная альтернативная теория была представлена польским ученым Николаем Коперником (1473-1543), который, будучи кафедральным каноником, большую часть жизни посвятил научным исследованиям. Хотя далеко не все иерархи католической церкви выступали против новых идей, Коперник, похоже, сознавал, что его выводы могут оказаться еретическими. Поэтому он не спешил публиковать свой труд «Об обращениях небесных сфер», и, как говорят, увидел его типографский экземпляр лишь в последний день своей жизни. А ученый, курировавший издание книги, был настолько напуган возможными последствиями, что в предисловии определил цель написания труда как желание помочь астрономам при вычислениях, а не как критику теории Птолемея.
Новый облик Вселенной.
На самом же деле, Коперник предложил революционно новую модель мироздания, кардинально отличавшуюся от известной на тот момент. Он утверждал, что Солнце является неподвижным центром, вокруг которого вращаются планеты; и что Земля - одна из этих планет. Период обращения нашей планеты вокруг Солнца равен году, кроме того, она вращается вокруг собственной оси и совершает полный оборот за сутки. Ученый также полагал, что Луна - это не одна из планет (как считали в то время), а спутник Земли.
Коперник первым расположил планеты в правильном порядке по степени их удаленности от Солнца - Меркурий как самую ближнюю, а Сатурн как самую дальнюю (Уран, Нептун и Плутон тогда еще не были открыты. Новая теория в основном была правильной, но в ней имелись и слабые места. В частности, эта система была почти такой же сложной, как и птолемеевская, главным образом потому, что Коперник ошибочно считал орбиты планет окружностями.
Хотя в те времена теория Коперника еще не была окончательно подтверждена, устаревшая картина мира стремительно рушилась. Значительный удар ошибочным представлениям был нанесен датским астрономом Тихо Браге (1546-1601), который в 1572 году заметил сверхновую звезду - неизмеримо далекую и очень яркую, -чье появление в «неизменном» пространстве за Луной было бы невозможно. Спустя несколько лет Браге наблюдал столь же невероятное появление кометы. В результате масштабных и систематических наблюдений исследователь определил положение многих небесных тел и издал первый современный каталог звезд.
Еще более впечатляющие и убедительные данные были получены итальянским ученым Галилео Галилеем (1564-1642). Ему повезло, так как он уже мог использовать техническое новшество - зрительную трубу, изобретенную в Голландии примерно в 1600 г. Почти сразу же после получения в 1609 году известий о ее существовании Галилей сконструировал гораздо более совершенный прибор для наблюдения за небом. Его открытия имели огромное значение, т. к., помимо всего прочего, Галилей установил существование множества звезд, не видимых невооруженным глазом, пятен на Солнце, кратеров на поверхности Луны, спутников Юпитера и фаз Венеры.
Галилей использовал свои открытия для подтверждения гелиоцентрической (с Солнцем в центре) теории Коперника. Однако Церковь забила тревогу, поскольку это угрожало традициям и авторитету библейского учения, основанного исключительно на геоцентрической (с Землей в центре) теории. Например, Иисус, как сказано в Библии, остановил движение Солнца по небу; соответственно, описание Коперником Солнца как неподвижного объекта в пространстве должно было быть «ложным и ошибочным», каковым оно и было провозглашено в 1616 году.
Европейская сенсация.
Сам папа римский запретил Галилею отстаивать взгляды Коперника, и ученый замолчал на долгие годы. Но постепенно он пришел к выводу, что если будет действовать осторожно, слава сможет оградить его от преследований Церкви. В 1632 году Галилей опубликовал трактат «Диалог о двух главнейших системах мира», в котором опровергал положения системы Птолемея однако сохранил видимость того, что следует указаниям папы, закончив книгу утверждением что творения рук Господних в действительности не доступны пониманию человека.
Однако работа Галилея вызвала сенсационный отклик в Европе, и его уловка была разоблачена. 69-летнему ученому было приказано явиться в Рим, где он предстал перед судом инквизиции и был обвинен в ереси. Под угрозой смертного приговора Галилей признал ошибку и объявил о раскаянии. По понятиям того времени, наказание было достаточно мягким: в течение отавшихся восьми лет своей жизни Галилей находился под домашним арестом.

Попытки Церкви запретить теорию Коперника потерпели неудачу, поскольку книга Галилея была переведена на многие языки и стала популярной во всей Европе. Более того, важное свидетельство справедливости утверждений Коперника предоставил немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630), который в 1609-19 гг. открыл три закона движения планет. Коперник и Галилей считали, что планеты вращаются вокруг Солнца по круговой орбите; Кеплер определил, что орбиты планет являются эллиптическими, и тем самым устранил ошибки своих предшественников. Он продемонстрировал, что гелиоцентрическая теория проще системы Птолемея, а также свободна от ее противоречий. Несколькими годами позже Кеплер создал Рудольфовы таблицы, с помощью которых было возможно предсказать движение планет в будущем; основанные на работах Тихо Браге, эти открытия ознаменовали начало всеобъемлющего и математически точного описания Солнечной системы.
Законы Ньютона
Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) был величайшим ученым после Галилея. Его труд «Математические начала натуральной философии» (1687) убедительно продемонстрировал, что земная и небесная сферы подчиняются одним и тем же законам природы, а все материальные объекты - трем законам движения.
Более того, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и математически обосновал законы, управляющие этими процессами. Ньютонова модель Вселенной оставалась фактически неизменной вплоть до новой научной революции начала XX века, в основу которой легли труды Альберта Эйнштейна.
Достижения медицины.
В связи с этими открытиями еще более возросла роль научных исследований. Так как догматические воззрения исчезли и загадки более не казались неразрешимыми, объектом изучения стало все, включая тело человека и его болезни. Вплоть до XVI века предполагалось, что болезнь является следствием ненормального смещения четырех жидких сред организма (крови, мокроты, желтой и черной желчи). Первым вызов этой теории бросил швейцарский алхимик Парацельс (1493-1541), который утверждал, что болезни связаны с нарушениями различных органов и могут быть излечены при помощи химических препаратов. Примерно в это же время первое тщательное анатомическое исследование человека было проведено Андреасом Везалием (1514-64). Однако основы современной медицинской науки были заложены почти сто лет спустя, когда английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) открыл, что кровь в теле человека циркулирует по замкнутому кругу благодаря сокращениям сердца, а не печени, как полагали ранее.
Новый язык.
Новая наука пыталась подтвердить справедливость наблюдений путем экспериментов и перевести результаты на универсальный язык математики. Галилей был первым ученым, осознавшим, что именно такой подход является ключом к пониманию всего сущего, и утверждал, что «книга природы... написана математическими знаками».
Прогресс математического метода был стремителен. К началу XVII века самые обычные арифметические символы (сложения, вычитания, умножения, деления и равенства) вошли в повсеместное употребление. Затем в 1614 году Джон Непер ввел в обиход логарифмы. Первая суммирующая машина - далекий предок компьютера - была сконструирована Блезом Паскалем (1623-62) в 1640-х годах, а спустя 30 лет великий немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) изобрел машину, способную производить умножение. Лейбниц также был одним из создателей дифференциального исчисления, ставшего наиболее важным математическим методом того времени. К сходным результатам независимо от Лейбница пришел и Исаак Ньютон, и эти два великих человека с далеко не научным пылом вступили в дискуссию по поводу того, кому из них принадлежат лавры первенства.
Изобретения.
Итак, к XVII веку наука действительно далеко продвинулась в своем развитии. Помимо телескопа, были изобретены такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос.
Научные достижения постоянно множились. Ньютон открыл волновую природу света и продемонстрировал, что поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить при помощи призмы. Двумя другими знаменитыми английскими экспериментаторами были Уильям Гилберт (1544-1603), заложивший основы изучения электричества и магнетизма, и Роберт Гук (1635-1703), который ввел понятие «клетка» для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа. Ирландец Роберт Бойль (1627-91) изобрел вакуумный насос и сформулировал закон, известный в наши дни под названием закона Бой-ля-Мариотта, который устанавливает соотношение между объемом и давлением. А голландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, доказав правильность вывода Галилея, что маятниковое устройство можно использовать для контроля за временем.
Распространение знаний.
В это время интерес к науке проявлялся повсеместно, а научные знания были еще не настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог провести эксперимент и совершить открытие.
Создавались научные общества, такие как Лондонское королевское общество (учреждено в 1662 году) и Французская королевская Академия наук (1666), и издавались научные журналы, подобные «Философским ведомостям» -первому английскому периодическому изданию такого рода.
Существование научных обществ и журналов означало, что сведения о каждом научном открытии могли быстро распространяться по всей стране, давая возможность исследователям использовать новейшую информацию.
Другими словами, сотрудничество и публикация результатов исследований ускорила развитие научного прогресса. В результате этой «революции» в 16 -17  веках, наука стала (и с тех пор остается) одним из ярчайших примеров успешного сотрудничества во благо человека.

В первой половине 17 века наблюдается снижение любознательности к науке вплоть до 1760г. Вторая фаза данного периода охватывает отрезок времени в семьдесят лет, имевший столь же решающее значение для науки, как и для политики. По научному значению его можно сравнить с XVII веком, однако он далеко превзошел его по своим непосредственным, практическим результатам. Эта фаза охватывает промышленную революцию в Англии и политические революции в Америке и Франции. Революционные войны действительно делят ее на две части, хотя и не нарушают непрерывности в развитии науки и техники. Перечисленные события произошли на протяжении первых 40 лет, с 1760 по 1800 год; эти же годы явились также свидетелем начала и завершения еще одного переворота в науке—революции в области пневматики, которая, будучи связана с открытием получения электрического тока, фактически должна была создать новую, рациональную химию. Вторая часть этой фазы, с 1800 по 1830 год, хотя и не была столь плодотворной в смысле новых научных и политических идей, однако по прежнему характеризовалась огромной силой и распространением этих идей во всех областях практической деятельности человека.

Глава 6.Промышленная революция.

Началась промышленная революция. Это название впервые было дано этому периоду Энгельсом, по видимому, еще в 1844 году. Позднее оно встречается и в произведениях Тойнби. Никакого иного термина, кроме термина «революция», нельзя употребить для характеристики изменения производительности в тех областях промышленности, где оно возникло. Производство хлопка возросло за период между 1766 и 1787 годами в пять раз, что немедленно и решающим образом сказалось на торговле, сельском хозяйствен жизни населения. Какой бы новой страны влияние этой революции ни коснулось, оно сразу же выражалось в крутой ломке прежних производственных тенденций.

Промышленная революция проходила только там, где она зародилась; почти все связанные с ней крупные события произошли в Центральной и Северной Англии, в большинстве случаев близ Бирмингема, Манчестера, Лидса, Ньюкасла и Глазго. Хотя эта революция имеет все характерные черты взрывного процесса, обусловленного особым сочетанием обстоятельств, определивших место и время его возникновения, она остается в то же время и конечной фазой длительного роста производства, продолжавшегося па протяжении предыдущих семидесяти или более лет. В экономическом отношении переворот этот был, по видимому, обусловлен постоянным расширением рынка сбыта промышленных товаров, главным образом текстильных, что в свою очередь являлось следствием прежде всего расширения морских путешествий и событий XVII столетия, связанных с колонизацией.

Сама промышленная революция была порождена не новшествами в области тяжелой индустрии или транспорта; она произошла и могла произойти только в результате событий, имевших место в основной промышленности Англии, и, по сути дела, вплоть до того времени—всех стран вообще, а именно—в текстильной промышленности. По мере роста спроса на ткани, как внутри страны, так и за границей, старая, скованная купечеством и цехами промышленность Южной Англии не могла расширяться достаточно быстро, а низкая заработная плата и стремление освободиться от ограничений толкали ее на север. Здесь, первоначально в Йоркшире, а затем и в Ланкашире, ее ожидали дополнительные преимущества—наличие гидроэнергии для таких процессов, как валяние, и угля—для осуществления промывки и крашения. К 1750 году промышленность начала обрабатывать новое волокно—хлопок. Текстильная революция, которая позднее, с изобретением в 1785 году механического ткацкого станка Картрайта, должна была распространиться также и на все ткацкое дело, включая обработку шерсти и льна, равно как и хлопка, отнюдь не имела характер только чисто технический. Она оказалась возможной только благодаря социальным и экономическим преобразованиям начала XVIII века и порождала еще более значительные изменения в XIX веке. Спрос на изделия текстильной промышленности создал для промышленной революции особо благоприятные условия, какие существовали в то время только в Англии. На протяжении жизни одного поколения спрос на текстильные машины и новая текстильная технология стимулировали развитие железообрабатывающей и химической промышленности, в то время как все это, вместе взятое, требовало возрастающего снабжения этих отраслей универсальным поставщиком энергии—каменным углем. Последнее, в свою очередь, вызвало к жизни новые направления развития в области горного дела и транспорта, а использование паровой машины в качестве источника энергии для текстильной промышленности объединило две вначале изолированно развивавшиеся отрасли—тяжелую и легкую промышленность—и создало тот современный промышленный комплекс, который должен был распространиться из места своего зарождения, Англии, по всему миру.

Крупным новым вкладом науки в развитие производства в период промышленной революции явилось создание современной, то есть рациональной и количественной, химии.

Глава 7. Наука в 19 и 20 веках.

Д. Бернал  выделил  три  фазы  в  развитии  научной  революции.   Первая   фаза охватывала период с 1895 по 1916 год. Для нее характерно исследование  новых миров, создание новых представлений, главным образом с  помощью  технических и теоретических средств науки ХХ века. Это период в основном  индивидуальных достижений  супругов  Кюри,  Резерфорда,  Планка,  Эйнштейна,  Бора  и   др.

Физические исследования ведутся в университетских  лабораториях,  они  слабо связаны с промышленностью, используемая аппаратура дешева и проста.

  Вторая  фаза  (1919-1939гг.)   характеризуется   массовым   внедрением промышленных методов и организованности в физические  исследования.  Хотя  в это  время  фундаментальные   исследования   ведутся   главным   образом   в университетских лабораториях, отдельные крупные ученые начинают  возглавлять научные  группы,  начинают  устанавливать  связи  с  крупными  промышленными исследовательскими лабораториями.  Растет  число  ученых.  Физика  расширяет сферу  своей  деятельности.  Начинается  военное  использование   физических знаний,  начинается  установление  связи  между  руководителями   физических исследований с промышленными  и  государственными  организациями  в  военных

целях.

  Третья фаза характеризуется еще  большим  расширением  участия  физики  в военных   программах.   Физические   исследования   требуют    дорогостоящей аппаратуры, становятся  все  более  дорогостоящими,  в  их  организации  все большую роль играет государство.

Вместе со становлением индустриального общества наука превращается в один из решающих факторов общественного развития. Она становится не только «производительной силой» и обязательным условием успешного технико-экономического развития, но и оказывает сильнейшее влияние почти на все сферы человеческой деятельности, решительно меняет устаревшие представленияоб окружающем мире, космоке, живой и неживой природе, биологических основах человеческой жизни, раскрывает тайны мозга и психики. Овладение научными знаниями становится необходимым условием формирования человеческой личности, причем процесс этот начинается с первых классов общеобразовательной школы, продолжается в профессиональной высшей школе, но на этом не заканчивается. Динамично развивающееся современное общество требует от человека постоянного овладения новыми научными знаниями, необходимыми для профессионального роста.  Сфера образования испытывает наиболее сильное воздействие науки и научных открытий, она постоянно меняет свои образовательные программы, включая в них сведения о новейших научных открытиях, и, готовя высоко профессиональные кадры, способствует дальнейшему прогрессу науки и техники.

Особенность развития науки на рубеже 19-20 вв. – продолжающаяся дифференциация научных дисциплин, каждая из которых обладает организационной самостоятельностью (кафедры, лаборатории, институты), своими исследовательскими приемами и методами, специально подготовленными научными и инженерными кадрами. Становление дисциплинарной науки окончательно превращает  научно-исследовательскую  деятельность в особого рода профессию, занимающую весьма престижное место в социально-профессиональной структуре общества.
Утверждению науки в качестве особого социального института способствовал целый ряд важных организационных изменений в ее структуре. Вместе с интеграцией науки в общественную систему происходит и определенная автономизация науки от общества. В первую очередь этот процесс реализуется в университетской науке, концентрирующейся на изучении фундаментальных проблем. Автономия социального института науки, в отличие от других социальных институтов (экономики, образования и др.), имеет ряд особенностей.

Заключение.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наука была неотъемлемой частью развития общества во все времена, начиная с самого его зарождения.

Дж. Бернал замечает, что ранние цивилизации добились большого прогресса в технике, некоторые созданные уже около 5 тыс. лет назад изделия изменились очень мало. Наши стулья и столы, отмечает Бернал, не изменились с тех пор, как их создали первые египетские мастера. Кресла с плетеными сиденьями и гнутыми ножками были известны приблизительно 4500 лет назад (2500 лег до н. э.). Мы пользуемся тарелками той же формы, какая употреблялась в период ранних цивилизаций. Стены и потолки комнат, в которых мы живем, как и раньше, сделаны чаще всего из дерева, кирпича и штукатурки.

Чем больше развивалось общество, тем совершеннее становились его научные открытия и изобретения. Развитие науки шло в истории человечества очень неравномерно. Периоды быстрого и даже стремительного прогресса сменялись периодами застоя, а иногда упадка. Однако в целом значение науки в жизни общества непрерывно возрастало. В наши дни, в период научно-технической революции, это видно особенно ясно.

Список литературы.

1. Белл, Д. Грядущее информационное общество / Д. Белл. – М., 1999.

2. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.: Издательство иностранной литературы.,1956 – 734с.

3. Бессонов Б.Н. История и философия науки. -  Издательство: Высшее образование, 2009 г. - 400 стр.

4. Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. -  Издательство: Аста-Пресс, 1995 г.- 382 с.

5. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой, Издательства: Университетская книга, ПЕР СЭ, 2000 г., - - 319 стр.

6. Горохов В.Г., Розов М. А. Степин В. С. Философия науки и техники.– М.: Контакт-Альфа, 1996. – 380 с.

7. Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности, Издательство: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2002 г.
- 424 стр.

8. Ильин В. В. Философия науки: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360 с.

9. В. А. Канке Основные философские направления и концепции науки: Учебное пособие для вузов. -  Издательство: Логос, 2004 г.
-  328 с.

10. Канке В.А. Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. -Издательство: Омега-Л, 2009 г. - 328 с.

11. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. –  М.: Логос, 2001. – 288 с.

12. Копнин П.В. Логические основы науки. -  Издательство: Наукова думка, 1968 г. -  284 стр

13. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999г. – 448 с.

14. Лешкевич Т. Г. Философия науки. -  Издательство: Инфра-М, 2005 г. - 272с.

15. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. - Издательство: Мысль, 1983 г.
- 284 стр.

16. Немировский А. И. У истоков исторической мысли. -   Издательство Воронежского Университета, 1979 г., - 212 с.

17. Нерсесян В. С. Сократ. М., 1980 г., с. 34

18. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология, Издательство: Дом интеллектуальной книги (ДИК), 1998 г.
Твердый переплет, 280 с.

19. Пенкин М. Искусство и наука. Проблемы, парадоксы, поиски, Издательство: Современник, 1978 г. - 302 с.

20. Пржиленский В. И. Классическая философия науки. Хрестоматия. - Издательство: ИКЦ "МарТ", ИД Март, 2007 г.- 592 с.

21. Пуанкаре А. О науке. -  Издательство: Наука, 1983 г - 560 с.

22. Горохов В.Г., Розов М. А. Степин В. С. Философия науки и техники.– М.: Контакт-Альфа, 1996. – 380 с.

23. Хрусталев Ю. М.  История и философия науки. -  Издательство: Феникс, 2009 г. - 480 с.

24. Черникова И. В. Философия и история науки: учебник. – Томск: Водолей, 2001. – 280 с.

25. Шаповалов, В. Ф. Основы философии современности к итогам 20 века /             Антология мировой литературы. – М., 1991.

26. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники.  - М., 2004.