Рабочие программы

Видяшев Сергей Владимирович

Рабочие программы по дисциплинам: "Основы философии" и "Правовое обеспечение в профессиональной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.f1.docx54.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«сАРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»

________________________________________________________________

 организация-правообладатель программы

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ________________

базовый уровень

 

2012г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 120714 «Земельно-имущественные отношения»

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Саратовской области Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений .

Разработчики:

Видяшев Сергей Владимирович – к.и.н., преподаватель общественных дисциплин .


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации  учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  120714«Земельно-имущественные отношения»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картины мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

Внеаудиторная работа:

  1. Ведение философского словаря

5

  1. Составление схемы «Основные функции философского знания»

1

  1. Составление биографических справок о жизни и творчестве представителей философской мысли (по программе семинара)

2

  1. Составление таблицы «Законы диалектики»

2

  1. Составление схемы «Природа человека»

2

  1. Подготовка сообщений по теме «Глобальные проблемы современности» (по программе конференции)

2

Итоговая аттестация  в форме дифференцированного зачёта     


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии.

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Сущность, структура и значение философии

8

Тема 1.1.

Мировоззрение и философия

Содержание учебного материала

2

1

Основные исторические виды и сущность мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Философия как мировоззрение: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Идеология.

2

Тема 1.2.

Философия, её предмет и основные формы существования

Содержание учебного материала

2

2

1

Объект, предмет и основные проблемы философии. Материализм и идеализм. Формы существования философии. Философия как наука. Философия как искусство. Философия как обыденное знание. Основные философские категории: реальность, бытие, материя, идеальное, первооснова, субстанция, субъект, объект, форма и содержание, причина и следствие, количество и качество.

Тема 1.3.

Основные функции и структура философского знания

Содержание учебного материала

2

2

1

Функция философии: мировоззренческая, методологическая, познавательная. Роль философии в жизни и развитии общества. Структура философии: онтология, гносеология, логика, аксиология, социальная философия, история философии.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Ведение философского словаря: мировоззрение, методология, онтология, гносеология, логика, аксиология, этика.

2

Составление схемы «Основные функции философского знания»

Раздел 2.

Основные исторические типы философского знания

17

Тема 2.1.

Философия Древнего Мира

Содержание учебного материала

2

1

Философия Древней Индии. Основные понятия: веды, Брахма, Сансара, Карма. Зарождение, развитие и основные принципы буддизма. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, легизм, моизм. Античная философия: понятие и структура. Философские идеи и взгляды натуралфилософов (VII – VI вв. до н.э.). Творчество  философов классического периода: Сократ, Платон, Аристотель. Философские школы периода Эллинизма: киники, киренаики, стоики, скептики, эпикурейцы.

2

Тема 2.2.

Философия Средневековья и Возрождения

Содержание учебного материала

2

2

1

Теоцентризм философии средних веков. Возникновение и развитие христианского мировоззрения. Учение Августа Аврелия, Пьера Абеляра, Фомы Акванского. Исламская философия. Нормы и правила Корана. Учения арабских мыслителей Ибн - Сины и Ибн – Рушда. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, Лоренцо Валла, Николай Коперник, Джордано Бруно. Социальная философия эпохи Возрождения:Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Рабле, Н.Макиавелли.

Тема 2.3.

Философия Нового Времени

Содержание учебного материала

2

2

1

Эмпиризм Ф.Бэкона и его развитие Т.Гоббсом и Дж. Локком. Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б.Спинозы и Г.Лейбница. Философия эпохи Просвещения. Социальная философия Ш.Монтесье, Вольтера, Ж.-Ж.Руссо. Французский материализм XVIII в.: Ж. Ламерти, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.

Тема 2.4.

Немецкая классическая философия

Содержание учебного материала

2

2

1

Философская система И.Канта. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. Объективный идеализм Ф.Шеллинга. Объективный диалектический идеализм Г. Гегеля. Материализм Л. Фейербаха.

Тема 2.5.

Западная философия XIX – XX вв.

Содержание учебного материала

2

2

1

Западный философский рационализм XIX – XX вв.: Марксизм (К.Маркс, Ф.Энгельс), Позитивизм и неопозитивизм (О.Конт, Л.Витгенштейн, Б.Рассел.), Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд), Структурализм (К.Леви – Стросс). Иррационалистические школы западной философии XIX – XX вв: философия жизни (Э. Гуссерль), психоанализм (З.Фрейд), Герменевтика (Х.Гадамер), Экзистенциализм (Н.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж. – П. Сартр).

Тема 2.6.

Русская философия

Содержание учебного материала

2

2

1

Источники, основные особенности и периодизация русской философии. Формирование и становление русской философской мысли (XI – XIX вв.). Русская философия второй половины XIX - начала XX в.: антропологический материализм (Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, П.Л.Лавров), анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин), марксизм (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин, А.А.Богданов), религиозная философия (А.С. Хомяков, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев), Отечественная философия XX в. Идеалистическое направление (И.А.Ильин, П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев); материалистическое направление (К.Э.Циалковский, В.И.Вернадский, М.М.Бахтин, Б.М.Кедров, А.А.Зиновьев)

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Ведение философского словаря: античность, вера, гедонизм, герменевтика, гуманизм, интуиция, иррационализм, космос, космоцентризм, логос, ноосфера, рационализм, религия, субстанция, теоцентризм, фатализм, экзистенциализм, эмпиризм.

2

Составление биографических справок о жизни и творчестве представителей философской мысли (по программе семинара)

Практические занятия

2

1

История философии (семинар)

Раздел 3.

Философское осмысление природы и развития

13

Тема 3.1.

Бытие как проблема философии

Содержание учебного материала

2

1

Категория «бытие» в системе категорий онтологии. Материалистическое и идеалистическое представление бытия. Сущность и основные формы бытия: материальное бытие, бытие идеального.

2

Тема 3.2.

Материя: сущность и формы

Содержание учебного материала

2

2

1

Исторически сложившиеся подходы к осмыслению материи: идеалистическая позиция и материалистический подход. «Материя» как философская категория. Уровни и формы материи. Пространство и время.

Тема 3.3.

Философия развития

Содержание учебного материала

2

2

1

Движение и развитие как важные философские категории. Диалектическая и метафизическая позиции осмысления движения и развития. Принципы, законы и категории диалектики.

Тема 3.4.

Система как форма бытия; сущность, типы, механизм развития систем.

Содержание учебного материала

2

2

1

Сущность, основные свойства и типы систем. Системы живой и неживой природы. Социальные системы. Закрытые и открытые системы. Системный подход как направление в методологии науки и практике. Самоорганизация (синергетика) как универсальный механизм эволюции

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Ведение философского словаря: бытие, реализм, плюрализм, материя, пространство, время, диалектика, метафизика, движение, отношение, процесс, развитие.

2

Составление таблицы «Законы диалектики»

Практические занятия

2

1

Законы диалектики Ф. Гегеля (семинар)

Раздел 4.

Проблемы человека, сознания и познания в философии.

11

Тема 4.1.

Природа человека и смысл его существования

Содержание учебного материала

2

1

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека. Сущность человека и его отличительные черты. Проблема целеполагания. Смысл жизни человека

2

Тема 4.2.

Сознание: происхождение, сущность и типы.

Содержание учебного материала

2

2

1

Историко-философские типы осмысления сознания. Основные философские подходы к изучению сознания: объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, радикально-материалистический, умеренно-материалистический. Структура и функции сознания.

Тема 4.3.

Познание как проблема философии

Содержание учебного материала

2

2

1

Сущность, содержание и структура познания. Уровни и методы познавательной деятельности. Истина и практика как атрибуты познания.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Составление схемы «Природа человека»

2

Ведение философского словаря: индивид, личность, фатализм, валюнтаризм, мышление, объект, субъект, метод, теория, практика, истина

Практические занятия

2

1

Написание эссе «В чём смысл жизни человека?»

Раздел 5.

Общество: сущность, формы проявления и перспективы развития

13

Тема 5.1.

Общество как предмет философского анализа

Содержание учебного материала

2

1

Происхождение общества. Сущность, структура и типология общества. Общественные отношения. Общество современной России.

2

Тема 5.2.

Общество как развивающаяся система

Содержание учебного материала

2

2

1

Общество - социальная система. Культура в жизни общества. Общественное развитие: подходы и проблемы.

Тема 5.3.

Формы общественного сознания и проблемы социальной регуляции

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие общественного сознания. Формы общественного сознания: мифология, религия, искусство, наука, обыденное сознание. Социальная регуляция  как условие общественного развития. Мораль и право.

Тема 5.4.

Проблема современного общества.
Россия в системе макросоциальных отношений.

Содержание учебного материала

2

2

1

Глобальные проблемы современности. Глобализация как проблема современного мира. Россия и процессы социальной эволюции: внутренние и внешние противоречия развития,

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Ведение философского словаря: глобализация, общество, тоталитаризм, авторитаризм, либерализм, демократия, культура, цивилизация, религия, эстетика, мораль, справедливость.

2

Подготовка сообщений по теме «Глобальные проблемы современности».

Практические занятия

2

1

«Глобальные проблемы современности» (конференция)

Всего:

62


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  1. комплект учебно-методической документации;
  2. наглядные пособия (планшеты, стенды).

Технические средства обучения:

  1. мультимедийные средства обучения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Учебники и учебные пособия:

1)Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Риор: ИНФРА – М: РА П, 2010. – 411с. – (профессиональное образование).

Дополнительные источники:

  1. Гриненко  Г.В. История философии: Учебник. – М., 2006.
  2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2007.
  3. Торгашев Г.А. Основы философии: Курс лекций. М., 2007.
  4. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., Академический проект, 2001. – 878 с.
  5. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991
  6. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Ред. Радугина А.А. – М., 2001.
  7. Рубашкин В.Ш., Лахути Д.Г. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний // Вопросы философии. 2005. №1. С. 64-81.
  8. Философия в современной культуре: новые перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2004. №4. С. 3-46.

Интернет-ресурсы:

  1. www.filo-lectore.ru
  2. www.filosofia-totl.narod.ru
  3. www.labrip.com

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования по темам.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

Основные категории и понятия философии

Текущий контроль в форме тестирования по темам, проверки ведения философского словаря

Основы философского учения о бытии

Текущий контроль в форме тестирования по темам, защиты практических работ

Сущность процесса познания

Текущий контроль в форме тестирования по темам

Основы научной, философской и религиозной картин мира

Текущий контроль в форме тестирования по темам, защиты практических работ

Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранность

Текущий контроль в форме тестирования по темам, организации конференций, защиты практических работ

О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижением науки, техники и технологий

Текущий контроль в форме тестирования по темам, организации конференций

Уметь:

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Текущий контроль в форме философского словаря. Организации конференций, защита практический работ

Разработчики:         

СКСМГС

преподаватель

С.В. Видяшев

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)