УМК по дисциплине "Основы философии" для студентов медицинского колледжа
учебный материал для студентов, изучающих дисциплину "Основы философии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._privetstvie.doc | 26.5 КБ |
tematicheskiy_plan.doc | 52.5 КБ |
filosofiya_10.04.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемый Студент.
Я рада, что вас интересует информация по учебной дисциплине «Основы философии». В папке, которую Вы открыли, содержится информация, которая поможет Вам освоить основы этой особой области знания.
На изучение дисциплины в учебном плане по Вашей специальности отведено 48 часов. Занятия построены таким образом:
теоретическая часть занятия - 45 минут
практическая часть – 45 минут.
Ваши задачи:
прослушать лекцию, составить конспект
выполнить задание для самостоятельной работы
изучить вопросы для самопроверки;
один из выбранных Вами вопросов изложить в портфолио
в микрогруппе решить философскую задачу
представить преподавателю итог работы на занятии
ответить на вопросы контроля знаний
В результате Вашей работы на занятии Вы получаете три оценки. Такая систематическая, поэтапная работа позволит Вам избежать пробелов в знаниях и успешно подготовиться к сдаче дифференцированного зачета (см папку «Контроль знаний»).
Для того, чтобы Ваша работа была успешной, Вам необходимо:
внимательно слушать теоретическую часть занятия (см папку «Лекции»)
иметь на занятии учебник по философии (см файл «Список литературы»)
аккуратно вести портфолио (см файл «Портфолио»)
активно участвовать в решении философской задачи (см файл «Философские задачи»)
своевременно выполнить задание для самостоятельной работы (см файл «Самостоятельная работа»)
P по желанию Вы можете выполнить творческое задание (см файл «Творческие задания»)
Для того, чтобы Вам было удобно работать, отдельные занятия выделены в файлы. Конспект каждой лекции также выделен в отдельный файл и имеет №№ в соответствии с тематическим планом (см файл «Тематический план»).
Удачи и хороших оценок!
Предварительный просмотр:
Тематический план дисциплины «Основы философии»
Преподаватель: Еленина НН
Специальность: 060101.52 «Лечебное дело», 060501.51 Сестринское дело, 060102.51 «Акушерское дело»
№ п/п | Наименование темы | Макс. кол-во часов | Сам-ая учеб-ая нагр-ка | Обязательная учебная нагрузка |
всего | теория | прак-тика | семи-нары |
Лекционный курс |
1. | Происхождение философии. Философия как наука | 2 | 2 | 2 |
2. | Основные категории и понятия философии | 2 | 2 | 2 |
3. | Специфика философского знания и его функции. | 4 | 2 | 2 | 2 |
4. | Философия Древнего Востока. | 2 | 2 | 2 |
5. | Развитие античной философии. | 2 | 2 | 2 |
6. | Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени. | 2 | 2 | 2 |
7. | Немецкая классическая философия | 2 | 2 | 2 |
8. | Русская философия. | 2 | 2 | 2 |
9. | Философия XX века. | 4 | 2 | 2 | 2 |
10. | Основы научной, философской и религиозной картин мира. | 2 | 2 | 2 |
11. | Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства. | 4 | 2 | 2 | 2 |
12. | Человек как объект философского осмысления. | 2 | 2 | 2 |
13. | Человек как объект философского осмысления. | 2 | 2 | 2 |
14. | Сознание, его происхождение и сущность. | 2 | 2 | 2 |
15. | Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания. | 4 | 2 | 2 | 2 |
16. | Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания. | 4 | 2 | 2 | 2 |
17. | Общество как саморазвивающаяся система | 2 | 2 | 2 |
18. | Общество как саморазвивающаяся система | 2 | 2 | 2 |
19. | Проблема личности в философии | 4 | 2 | 2 | 2 |
20. | Проблема личности в философии | 2 | 2 | 2 |
21. | Проблема личности в философии | 2 | 2 | 2 |
22. | Философия и медицина: общие проблемы и ценности | 2 | 2 | 2 |
23. | Мировоззренческие основы философии. | 4 | 2 | 2 | 2 |
24. | Мировоззренческие основы философии. | 2 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 62 | 14 | 48 | 48 |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
2011 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 060109.51 Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат.
Организация-разработчик: Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области «Ишимский медицинский колледж»
Разработчик: Еленина Наталья Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 060501.51 Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 14 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
в том числе: составление электронной презентации по заданной теме подбор из различных источников изречений философов выполнение творческой работы составление конспекта составление вопросов для самопроверки написание рефератов | 2 2 2 4 2 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества | 6 |
Тема 1.1. Происхождение философии. Философия как наука. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории философии | 1 |
2 | Мировоззрение и его структура и формы | 1 |
3 | Человек и его бытие как центральная проблема философии | 1 |
Тема 1.2. Основные категории и понятия философии | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Материализм и идеализм – основные направления в философии. Природа бытия | 1 |
2 | Основной вопрос философии | 1 |
3 | Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология | 1 |
Тема 1.3. Специфика философского знания и его функции. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. | 1 |
2 | Методологическая роль философии и ее функции | 2 |
Самостоятельная работа: Составление электронной презентации на тему: «Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей» | 2 |
Раздел 2. История философии | 12 |
Тема 2.1. Философия Древнего Востока. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Философское знание в Древней Индии | 1 |
2 | Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция | 1 |
Тема 2.2. Развитие античной философии. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Философия Сократа. Философская система Платона | 1 |
2 | Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии | 1 |
Тема 2.3. Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Теоцентризм средневековой духовной культуры | 1 |
2 | Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения | 1 |
3 | Эпоха научной революции. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта | 1 |
Тема 2.4. Немецкая классическая философия | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи. Критическая философия И. Канта | 1 |
2 | Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. | 1 |
3 | Антропологический материализм Л. Фейербаха | 1 |
Тема 2.5. Русская философия. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Западники и славянофилы в русской философии | 1 |
2 | Русская религиозная идеалистическая философия | 1 |
3 | Русский космизм. Судьба русской философии в XX веке | 1 |
Тема 2.6. Философия XX века. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Место и роль философии в культуре XX века | 1 |
2 | Философское открытие З. Фрейда. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше | 1 |
3 | Экзистенциализм | 1 |
4 | Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм | 1 |
Самостоятельная работа: Подбор из различных источников изречений философов на тему: «Медицина – ежедневное испытание на человечность» (А.Чехов) | 2 |
Раздел 3. Философское учение о бытии. | 4 |
Тема 3.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира | 1 |
2 | Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания | 1 |
3 | Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия | 1 |
Тема 3.2. Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Категория «бытие» и ее роль в философии | 1 |
2 | Материя, атрибуты, уровни организации и виды | 2 |
Самостоятельная работа: Выполнение творческой работы в форме буклета – ответа на вопрос: «Кем Вы себя считаете: агностиком, скептиком, оптимистом, рационалистом…?» | 2 |
Раздел 4. Философское осмысление природы человека. | 10 |
Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека | 1 |
2 | Основные этапы антропосоциогенеза. Внутренняя противоречивость человеческой природы | 1 |
3 | Философская проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. | 2 |
Тема 4.2. Сознание, его происхождение и сущность. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сознание как отражение бытия. Онтологический и гносеологический аспекты сознания | 1 |
2 | Основные структурные компоненты сознания. Мышление. Рефлексия | 1 |
Тема 4.3. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания | 1 |
2 | Многообразие форм познания. Сенсуализм и рационализм | 1 |
3 | Субъект и объект познания. Практика - критерий истины | 2 |
Самостоятельная работа: Составление конспекта «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки». | 4 |
Раздел 5. Философское учение об обществе. | 10 |
Тема 5.1. Общество как саморазвивающаяся система | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие о цивилизации как типе общественного порядка | 1 |
2 | Структура общества. Соотношение общества и индивида | 1 |
3 | Духовная жизнь общества. Понятие культуры | 1 |
4 | Глобальные проблемы современности | 2 |
Тема 5.2. Проблема личности в философии | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность личности | 1 |
2 | Антропосоциогенез. Концепции взаимоотношения природного и социального в формировании человека | 1 |
3 | Социальные типы личности. Деградация личности | 1 |
Самостоятельная работа: Составление вопросов для самопроверки на тему: «Человек в информационно - техническом мире» | 2 |
Раздел 6. Философия и медицина | 6 |
Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины | 1 |
2 | Философско-методические проблемы определения понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др. | 1 |
6.2. Мировоззренческие основы философии. | Содержание учебного материала | 4 | 2 2 |
1 | Анализ проблемы бытия, сознания, познания, свободы личности в различных философских течениях. |
2 | Анализ проблемы смысла жизни как основы формирования гражданской позиции и культуры будущего специалиста. |
Самостоятельная работа: Написание рефератов «Врачи – философы»: 1. Гиппократ - натурфилософ Античности и медик 2. Систематизация медицинского знания в учении Галена. 3. Исторические модель моральной медицины Парацельса. 4. Арабо-мусульманская философия Средневековья в трудах Авиценны 5. В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его работа «Очерки гнойной хирургии». | 2 |
Всего | 62 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивная доска
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. – М. : Проспект, 2009. – 215с. Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д. Основы философии.– М. : ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 288 с. Марков Б. В. Философия. – СПб. : Питер, 2009. - 256 с. Философия/ В. Г. Кузнецов [и др.]. – М. : Высшее образование. 2009. - 480 с. Философия: учебник/ под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. – М. : Гардарики, 2008. - 506 с. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : Юристъ, 2008. – 304 с. Базы данных, информационно справочные и поисковые системы: Гуманитарное образование – федеральный портал высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www. humanities. edu. ru. Российское образование – федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www. edu. ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2011. - Режим доступа : http: // www. chool – collection. edu. ru. |
Дополнительные источники:
Нижников С.А. Философия. Курс лекций. - М.: Экзамен, 2007. - 396 с. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009. - 335 с. Философия медицины / под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 408 с. |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления конспектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | - оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий; - оценка результатов тестирования |
Усвоенные знания: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | - оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта; - оценка индивидуальных устных ответов; - оценка результатов письменного опроса в форме тестирования; - оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; - оценка точности определения различных философских концепций; - оценка результатов защиты рефератов; - оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций. |
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
(освоенные общие компетенции) | (освоенные умения, усвоенные знания) |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий; оценка индивидуальных устных ответов |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их методы и качество | Знание сущности процесса познания Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; оценка индивидуальных устных ответов; оценка результатов письменного опроса в форме тестирования |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Знание о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; оценка индивидуальных устных ответов |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка результатов защиты рефератов |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Знание основных категории и понятия философии; Знание роли философии в жизни человека и общества; Знание основ философского учения о бытии | оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | Знание основных категорий и понятий философии; Знание роли философии в жизни человека и общества | оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка индивидуальных устных ответов; оценка результатов письменного опроса в форме тестирования; оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; оценка результатов защиты рефератов |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия | Знание основ научной, философской и религиозной картин мира | оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку | Знание об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | оценка индивидуальных устных ответов |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | оценка индивидуальных устных ответов |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | оценка индивидуальных устных ответов |
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | оценка индивидуальных устных ответов |