Рабочая программа дисциплины "Обществознание" для специальностей среднего профессионального образования технический профиль

Рабочая   программа   учебной   дисциплины   «Обществознание» предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (2008).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khmelevskaya_rp_obshchestvoznanie.doc803.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

 среднего профессионального образования Ростовской области

«Ростовский-на-Дону строительный колледж»

Утверждаю        

Зам. директора по УР

Сухаревская О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

для специальностей среднего профессионального образования

технический профиль

270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

«общеобразовательный цикл»

основной профессиональной образовательной программы СПО

2012

Рассмотрено

цикловой комиссией ________________

протокол № ___ от «___»_____ 201__ г.

 Председатель цикловой комиссии:

 Коваленко Л.А.  (                       )

Рабочая   программа   учебной   дисциплины   «Обществознание» предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.

Составитель: Хмелевская Е.Н., Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский-на-Дону строительный колледж»,  кандидат философских наук, преподаватель.

Рецензент: ______________________________

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (2008).

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.


Пояснительная записка

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего (полного) общего образования по специальностям 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции на    базовом    уровне    в    пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В ГБОУ СПО «Ростовский-на-Дону строительный колледж» при освоении специальностей СПО технического профиля 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции. Дисциплина «Обществознание» изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 175 часов (максимальная учебная нагрузка), 117 часов (обязательная аудиторная учебная нагрузка).


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия  реализации  учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


1.  паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

1.1 Область применения рабочей программы (пояснительная записка)

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации Федерального государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальностям СПО 270101 Архитектура; 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО технического профиля. Дисциплина является базовой.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 58часов.

Практические занятия: 60 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

Практические занятия

60

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 1 семестр, дифференцированного зачета 2 семестр


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

175

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

26

Введение

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

2

1

Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

10

2

Формирование характера, учёт особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.

2

Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления.

2

Свобода человека и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодёжной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодёжной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодёжи.

2

Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

2

Тема 1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

6

2

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2

Практическая работа по разделу 1

Семинарские занятия по темам:

Свобода и ответственность

Понятие общественного прогресса

Формы и методы контроля: оценка устных ответов на семинарских занятиях

Подготовка докладов на темы:

Науки, изучающие человека и общество:

-антропология

-психология

-история

-социология

-экономика, политология, правоведение, культурология, регионоведение.

Формы и методы контроля: оценка докладов

Выполнения заданий практикума по темам:

Общество как сложная система

Формы и методы контроля: проверка письменных работ

9 из 26

Самостоятельная работа по разделу 1

написание эссе на темы:

Возможна ли свобода без ответственности?

Как и когда появилось человеческое общество?

«Платон мне друг, но истина дороже…»

Наука и религия: в чём противоречие?

Можно ли жить в обществе и быть свободным от него?

Каково значение творчества в человеческой деятельности?

Формы и методы контроля: конкурс эссе, проверка письменных работ

Подготовка к семинарским занятиям на темы:

Свобода и ответственность

Понятие общественного прогресса

Формы и методы контроля: оценка устных ответов

8

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

18

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура- продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2

2

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учёного, его особенности. Ответственность учёного перед обществом.

2

2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Профессиональное образование.

            2

2

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2

2

Практическая работа по разделу 2.

Выполнения заданий практикума по темам:

Духовная культура личности и общества

Образование в современном мире

Формы и методы контроля: проверка письменных практических работ

4 из 18

Самостоятельная работа по разделу 2

Написание рефератов на темы:

Духовная культура личности и общества, её значение в общественной жизни.

Роль образования в жизни современного человека и общества.

Гуманизм.

Добро и зло.

Долг и совесть.

Моральный выбор.

Моральный самоконтроль личности.

Религия как феномен культуры.

Формы и методы контроля: защита рефератов

Выполнение творческих заданий (плакатов) на тему:

Добро и зло.

Долг и совесть.

Патриотизм.

Золотое правило морали

Настоящий человек.

Мировые религии 

Формы и методы контроля: конкурс плакатов

10

Раздел 3 Экономика

32

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука.

Экономические системы. Экономика семьи.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства.

6

2

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

2

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

2

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.

Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.

6

2

2

Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Функции государства в экономике. Виды налогов.

2

Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

2

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Спрос на труд и его факторы. Предложения труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.

6

2

Понятие безработицы, её причины и экономические последствия. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.

2

Инфляция. Виды и причины инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

2

Тема 3.4. Основные проблемы экономики Росси. Элементы международной экономики

Становление современной рыночной экономики Росси. Особенности современной экономики России, её экономические институты. Основные проблемы экономики России , и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

4

2

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

2

Практическая работа по разделу 3.

Решение заданий практикума по темам:

Экономика и экономическая наука

Защита прав потребителя

Рынок. Основные законы рыночной экономики

Роль государства в экономике

Формы и методы контроля: проверка письменных работ

Семинарское занятие на тему:

Понятие безработицы, её причины и экономические последствия

Формы и методы контроля: оценка устных ответов

Подготовка и обсуждение докладов на темы:

Становление современной рыночной экономики Росси. Особенности современной экономики России, её экономические институты. Основные проблемы экономики России , и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Формы и методы контроля: оценка докладов

11из 32

Самостоятельная работа по разделу 3

Написание эссе на темы:

История развития предпринимательства в России.

Кодекс чести современного предпринимателя.

Какими качествами должен обладать предприниматель?

Конкуренция и её роль в рыночной экономике.

В чём выражается сходство семьи и фирмы?

Основные проблемы рыночной экономики.

Формы и методы контроля: проверка эссе

Подготовка к семинарским занятиям на темы:

Понятие безработицы, её причины и экономические последствия

Формы и методы контроля: оценка устных ответов

Выполнение творческих заданий (плакатов) на тему:

Семейный бюджет

Основные проблемы международной экономики.

Причины безработицы в современной России.

Как выбрать профессию, востребованную на рынке труда?

Формы и методы контроля: конкурс плакатов

10

Раздел 4.

Социальные

отношения

26

Тема 4.1. Социальная роль и

стратификация.

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

6

3

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

3

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

3

Тема 4.2.

Социальные нормы и

конфликты.

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

3

4

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

8

3

Молодёжь как социальная группа.

3

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

3

Семья как малая социальная группа. Семья и брак.

           3

Практическая работа по разделу 4.

Семинарские занятия,

написание эссе  на темы:

Социальная стратификация.

Особенности социальной стратификации в современной России

Девиантное поведение, его формы, проявления.

 Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт.

Причины и истоки возникновения социальных конфликтов

Молодёжь как социальная группа

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

Семья как малая социальная группа.

 Семья и брак

Формы и методы контроля: оценка устных ответов на семинарских занятиях, проверка эссе

9 из 26

Самостоятельная работа по разделу 4

Написание рефератов на темы:

Ребёнок в семье.

Права ребёнка.

Опасность наркомании и алкоголизма.

Позитивное и деструктивное в конфликте.

Этнические общности.

Межнациональные отношения.

Проблема неполных семей.

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Формы и методы контроля: конкурс рефератов

Подготовка к семинарским занятиям на темы:

Социальная стратификация.

Особенности социальной стратификации в современной России

Девиантное поведение, его формы, проявления.

 Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт.

Причины и истоки возникновения социальных конфликтов

Молодёжь как социальная группа

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

Семья как малая социальная группа.

 Семья и брак

Формы и методы контроля: оценка устных ответов

8

Раздел 5. Политика как общественное явление

32

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе общества

Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

10

2

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов.

2

Основные особенности развития современной политической системы.

2

Формы государства: формы проявления, территориально- государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.

2

Демократия, её основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

2

Правовое государство, понятие и признаки.

2

Тема 5.2. Участники

политического

процесса

Личность и государство. Политический статус личности.

12

2

Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство.

2

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

2

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.

2

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

2

Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.

2

Роль средств массовой информации в политической жизни общества

2

Практическая работа по разделу 5.

Выполнение заданий практикума, подготовка докладов, написание эссе на темы: 

Политическая система, её внутренняя структура.

Политические институты.

Государство как политический институт.

Признаки государства.

Государственный суверенитет.

Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

 Политическое лидерство

Избирательная кампания в Российской Федерации.

Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.

 Роль средств массовой информации в политической жизни общества

Формы и методы контроля: проверка письменных практических  заданий, оценка докладов, эссе

11 из 32

Самостоятельная работа по разделу 5. 

Подготовка презентаций на темы:

Политические идеи русских мыслителей.

Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей.

Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм.

Политические лидеры и партии современной России.

Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.

Формы и методы контроля: конкурс презентаций

Выполнение творческих заданий (плакатов) на тему:

Политические партии и движения, их классификация

Формы и методы контроля: конкурс плакатов

10

Раздел 6. Право.

41

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Системы права: основные институты, отрасли права.

6

2

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправомерное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и её задачи.

2

Тема 6.2. Основы конституционного

права РФ

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

6

2

Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

2

Основные конституционные права и обязанности граждан России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты отечества. Основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика.

2

Тема 6.3. Отрасли Российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры.

16

2

Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность.

Основания приобретения права собственности: купля- продажа, мена, наследование, дарение. Личные

2

неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2

Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовое регулирование образования. Порядок приёма в образовательные учреждения профессионального образования.

2

Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приёма на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

2

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления.

2

Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

2

Тема 6.4.

Международное

право

Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

1

2

Практическая работа по разделу 6.

Решение заданий практикума по темам:

Право в системе социальных норм.

Конституция РФ - основной закон жизни государства

Правовые и моральные нормы.

Системы права: основные институты, отрасли права.

Нормативные правовые акты и их характеристика.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Система государственных органов РФ.

Законодательная власть.

Исполнительная власть.

Институт президентства.

Местное самоуправление

Защита прав потребителей

Трудовое право и трудовые правоотношения

Семейное право и семейные правоотношения

Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях

 Административная ответственность.

 Уголовное право

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Международное гуманитарное право.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Формы и методы контроля: проверка письменных практических задач, оценка участия в дискуссиях

16 из 41

Самостоятельная работа по разделу 6

Подготовка и защита рефератов по темам:

Право - воплощение справедливости и добра.

 Правовые отношения родителей и детей.

Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ.

Конституционное право как отрасль российского права.

Основы конституционного строя РФ.

Правомерное и противоправомерное поведение.

Виды противоправных поступков

 Формы и методы контроля: защита рефератов

12

        

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Материально-техническое обеспечение

 Для реализации учебной дисциплины есть в наличии учебный кабинет истории и обществознания.

Методическое обеспечение работы кабинета:

1. Учебная, учебно-методическая, справочная литература.

п/п

Наименование учебно-методического

обеспечения работы кабинета

Кол-во

Год издания

Курбатов В.И. Обществознание. Учебник. Ростов н/Д.

35

1999-2003гг

Важенин А.Г. Обществознание.  Практикум для студентов учреждений среднего профессионального образования

30

2012

Важенин А.Г. Обществознание. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования

30

2012

«Ростовская область: 70лет создания»

1

2007

«Ростовская область. 1937-2007г»

2

2008г

«Россия и мир» (Учебник для ВУЗов)

2

2003г

Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» (научно-метод.)

60

2003-2009

п/п

Наименование учебно-методического обеспечения работы кабинета

Кол-во

Год создания

УМК «Обществознание», методическое обеспечение лекционных занятий

2

2011-2012

Материалы контроля знаний по обществознанию

35

2011

Тематика рефератов по обществознанию

2

2011

Материалы практических работ по обществознанию

35

2011

Электронный учебник по обществознанию

1

2007

2. Видеофильмы: на DVD

Философия Древней Греции

1

2008

Картины великих художников. Леонардо да Винчи

1

2008

Картины великих художников. Санцио Рафаэль

1

2008

Крестовые походы. Загадки истории

1

1995

Правители и императоры. В кругу великих имён

1

2008

Средневековье и эпоха Возрождения. Фламандская живопись

1

2007

Пирамида. За гранью воображаемого

1

2005

Правители-завоеватели. В кругу великих имён

1

2008

Женщины, которые изменили мир

1

2008

Технология спаивания. Концепция Общественной Безопасности

1

2012

Начало. Беседы педагога Е.А.Авдеенко. Православные лекции для молодежи переходного возраста. "Радонеж"

1

2001

Дом. Свидание с планетой.

1

2012

3. Оформление кабинета: план работы кабинета, стенды, сменная

информация по дисциплине, плакаты, планшеты, схемы ит.д.

1.

Стенды по обществознанию

10

2009-2010

4. Технические средства обучения

Киноэкран

1

1985

Доска

1

1988

Планшеты

12

2009-2010

Телевизор «Funai»

1

2003

DVD- плейер «Samsung»

1

2005

Видеомагнитофон

1

2003

Стол преподавателя

1

2007

Столы для студентов

17

2009

Стулья для студентов

36

2009

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.

Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.

Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2005.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.

Дополнительные источники:

Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп.     – М., 2002.

Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.

Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

Интернет-источники:

Сайт Президента Российской Федерации http://president.kremlin.ru 

Сайт Правительства Российской Федерации http://www.government.ru 

Сайт Государственной Думы http://www.duma.gov.ru/ 

Сайт по Приоритетным Национальным проектам в РФ - www.rost.ru 

Всероссийский Центр изучения общественного мнения http://www.wciom.ru 

Левада – Центр http://www.levada.ru 

Обществознание. Форма доступа http://history,standart.edu.ru 

Методический материал по обществознанию. Форма доступа http://www. openclass.ru/ communities      

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения  обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

Оценка устных ответов по темам «Социальные науки», работа с литературой, выполнение заданий к семинарам по темам «Специфика объекта изучения социальных наук», «Представление об обществе как сложной динамичной системе».

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, обществоведческими терминами и понятиями;

Оценка и анализ тестовых заданий по теме «Общество как сложная система», внеаудиторная самостоятельная работа по темам «Общество и его регуляторы»,  «Подсистемы и элементы общества» - написание эссе.

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Защита рефератов по разделу 2 «Основы знаний о духовной культуре человека и общества», устный опрос по темам «Духовная культура личности и общества»,  «Наука и образование в современном мире», выполнение практических работ по темам «Религия и церковь в современном мире», «Моральный самоконтроль личности».

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Оценка и анализ практических занятий по разделам 1 «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе» , 2 «Основы знаний о духовной культуре человека и общества» , 3 «Экономика», 4 «Социальные отношения», 5 «Политика как общественное явление», 6 «Право».

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Конкурс презентаций по темам «Факторы производства», «Типы экономических систем», «Факторы спроса», «Основные источники финансирования бизнеса», «Глобальные экономические проблемы», «Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей», «Политические лидеры и партии современной России»,  защита рефератов по темам «Конституция РФ - основной закон жизни государства», «Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних», «Права ребёнка», «Межнациональные отношения»,  «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации»,  работа с литературой.

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Проверка эссе по темам «История развития предпринимательства в России», «Конкуренция и её роль в рыночной экономике», «Свобода как условие самореализации личности», «Цель и смысл человеческой жизни», «Экономика семейных отношений»,   докладов по темам «Избирательная кампания в Российской Федерации», «Законодательное регулирование деятельности партий в РФ», «Роль средств массовой информации в политической жизни общества».

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Проверка эссе по темам «Причины и истоки возникновения социальных конфликтов», «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни», «Причины и особенности экстремистских форм политического участия», «Проблемы рыночной экономики», «Религия и церковь в современном мире».

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Оценка докладов по темам «Противоречивость воздействия людей на природную среду», «Выбор профессии», «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации»,  защита рефератов по темам

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Оценка и анализ практических заданий по темам «Политические институты», «Политическое лидерство», «Роль средств массовой информации в политической жизни общества», «Система государственных органов РФ», «Системы права: основные институты, отрасли права», «Административная ответственность», «Уголовное право».

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

конкурс рефератов на темы «Позитивное и деструктивное в конфликте», «Проблема неполных семей», «Межнациональные отношения», «Права ребёнка».

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

Проверка  эссе по темам «Понятие истины, её критерии»,

«Основные особенности научного мышления»,

Процессы глобализации».

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

Конкурс презентаций на темы «Политические идеи русских мыслителей», «Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей»,

«Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм», «Политические лидеры и партии современной России», «Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний».

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности

Оценка и анализ письменных практических задач по темам «Право в системе социальных норм», «Правовые и моральные нормы», «Системы права: основные институты, отрасли права», «Нормативные правовые акты и их характеристика», «Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц»

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

Оценка и анализ устных ответов в дискуссиях по темам «Институт президентства», «Местное самоуправление», «Семейное право и семейные правоотношения», «Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях»

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий

Оценка и анализ устных ответов в дебатах по темам «Конституция РФ - основной закон жизни государства», «Законодательная власть», «Исполнительная власть», «Защита прав потребителей», «Трудовое право и трудовые правоотношения».

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Оценка эссе по темам «Добро и зло», «Долг и совесть», «Моральный идеал», «Моральный выбор», «Мораль и право», «Моральный и правовой самоконтроль личности».

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

Оценка и анализ практических задач по теме «Конституция РФ - основной закон жизни государства», «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Оценка устных ответов на семинарских занятиях по темам «Особенности социальной стратификации в современной России», «Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации».

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений

Оценка докладов по темам «Философские представления о социальных качествах человека», «Самосознание и социальное поведение», «Человек в группе. Многообразие мира общения».

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

Оценка устных ответов на семинарских занятиях на темы «Понятие общественного прогресса», «Процессы глобализации», конкурс эссе на темы «Общество и его регуляторы», «Подсистемы и элементы общества»

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Оценка устных ответов на семинарских занятиях на темы «Современные войны, их опасность для человечества», «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации».

Защита рефератов по темам «Основы конституционного строя РФ», «Правомерное и противоправомерное поведение», «Виды противоправных поступков».

- особенности социально-гуманитарного познания

Проверка эссе на тему «Ответственность учёного перед обществом», «Образование как способ передачи знаний и опыта», «Принципы гуманизма и научное мировоззрение».