Семинарские занятия пофилософии

Архипова Елена Владимировна

Семинары расчитаны на 3 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminary_po_filosofii.docx48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Т е м а 1 ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

1 Мировоззрение и его структура.

2 Предфилософские виды мировоззрения:

а) мифология;

б) религия.

3 Изменение предмета философии в ходе истории.

4 Основные аспекты философского знания. Методы и функции философии.

5 Структура философии (онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия).

6 Место и роль философии в культуре.

Тема первого семинара "Философия, ее специфика и место в культуре" является вводной и потому

предполагает раскрытие и усвоение базовых философских понятий, без которых дальнейшее изучение философии будет весьма затруднительным. Один из центральных терминов в ней – "мировоззрение".

Это широкое понятие, имеющее следующие структурные компоненты: познавательный, ценностно-

нормативный, эмоционально-волевой, практический. Их характеристика и даст в целом определение

термина "мировоззрение" и выявит его основные функции.

Следует заметить, что мировоззрение выступает на жизненно-практи-ческом и теоретическом и

уровне. Первый проявляется в виде мифологии и религии, потому необходимо показать специфику ми-

фологии и религии и определить функции, которые они выполняли на ранних этапах общественного

развития. Теоретический уровень мировоззрения представлен философией и наукой.

Третий вопрос семинарского занятия предполагает рассмотрение исторической перспективы предмета

философии, который в момент ее зарождения включал всю совокупность научных знаний, а затем по ме-

ре отделения конкретных наук сохранил лишь самые общие мировоззренческие вопросы.

Раскрывая четвертый вопрос плана, следует выявить специфику философии, показать ее отличие от

других видов мировоззрения и наук, охарактеризовать методы философского знания (базовыми из них

являются диалектика, метафизика, иррационализм, рационализм, сенсуализм) и определить функции, ко-

торые выполняет философия в современном обществе.

Пятый вопрос предполагает краткую характеристику основных разделов философии. Ответ на шес-

той вопрос имеет целью подведение итогов обсуждения заявленной темы. В данном случае возможна

дискуссия на тему "Философия: наука или мировоззрение?" Необходимо также определить соотно-

шение понятий "философия" и "культура".

Контрольные тесты

1 Философия представляет собой …

а) теоретический уровень мировоззрения,

б) методологию познания природы,

в) умение "припоминать" душой все то, что она знала до вопло-

щения в тело,

г) жизненно-практический уровень мировоззрения.

2 Синонимами практического уровня мировоззрения выступают понятия …

а) научное, теоретическое, интеллектуальное;

б) житейское, повседневное, ненаучное;

в) эстетическое, этическое, этническое;

г) онтологическое, гносеологическое, антропологическое.

3 Общим для философии и мифологии является то, что они …

а) олицетворяют природные и социальные явления в образах богов;

б) отражают в абстрактной форме предметы и явления действительности и связи между ними;

в) рассматривают всю совокупность вопросов о происхождении мира и человека, о месте чело-

века в мире;

г) с помощью обрядности культивируют чувства любви, доброты, сострадания, милосердия.

4 Философия переводится как …

а) мудрость, в) наука о морали,

б) любовь к мудрости, г) стремление к истине.

5 Философия как историческая форма мировоззрения сформировалась …

а) раньше мифологии, в) в 3 в. до н. э.,

б) позже мифологии, г) в 3 в. н. э. .

6 Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов наиболее характерно для …

а) философии, в) искусства,

б) науки, г) мифологии.

7 Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории

сущего:

а) аксиология, в) онтология,

б) историософия, г) диалектика.

8 Гносеология – это:

а) философское учение о наиболее общих связях и развитии бытия и познания;

б) раздел философии, изучающий возможности и проблемы познания;

в) философское направление, признающее первичность материи;

г) направление в теории познания, рассматривающее чувственный опыт главным источником

знания.

9 Мораль, нравственные идеи и принципы изучаются …

а) этикой, в) онтологией,

б) эстетикой, г) гносеологией.

10 Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и

основанный на этом учении метод творчески познающего мышления:

а) диалектика, в) антропология,

б) метафизика, г) аксиология.

1 Источники формирования и особенности философствования в Древней Индии.

2 Ортодоксальные философские системы Древней Индии (веданта, миманса, санкхья, йога, вай-

шешика, ньяя).

3 Неортодоксальные школы (буддизм, джайнизм, чарвака).

4 Особенности развития и связь философии и культуры в Древнем Китае.

5 Основные школы китайской философии и проблемы их размышлений (конфуцианство, даосизм,

моизм, легизм).

Первый вопрос предполагает характеристику основных источников древнеиндийской философии,

каковыми являются брахманизм, основывавшийся на Ведах, и эпические поэмы "Махабхарата" и "Ра-

маяна". Определение специфики древнеиндийских философско-религиозных учений заключается в вы-

явлении их общих идей, направленности, жизненных принципов и характера.

Ответы на второй и третий вопросы должны послужить подтверждением выявленных общих тен-

денций на конкретном материале. Характеристику каждой древнеиндийской школы можно осуществ-

лять по плану:

а) период существования и условия зарождения;

б) основатель и известные представители (краткие биографические сведения);

в) основные идеи (если возможно, то с выделением онтологических, гносеологических, философ-

ско-антропологических и социально-философ-ских компонентов);

г) значение для развития философии в целом.

Специфика китайской философии связана в большинстве случаев с ее практической направленно-

стью, так как философские идеи в Китае часто использовались в политической борьбе (в том числе и в

ХХ в.). Сквозь эту же призму следует рассматривать и связь философии и культуры в Китае, поскольку

произведения литературы и искусства в этой стране имеют глубокий философский подтекст.

Для раскрытия пятого вопроса можно воспользоваться планом, предложенным для характеристики

древнеиндийских философских школ.

Контрольные тесты

1 Основателем даосизма считается …

а) Конфуций, в) Мо Ди,

б) Лао Цзы, г) Мэн Цзы.

2 Как звали Будду до того, как он стал "пробужденным"?

а) Махавира Вардхамана Джина,

б) Тит Лукреций Кар,

в) Сидтхартха Гаутама Шакьямуни,

г) Абу-л-Валид Мухаммад ибн Рушд.

3 Принцип "не-деяния" в даосизме основан на том, что …

а) человек не способен познать великую связь вещей и любое его действие, стремление что-

либо изменить не имеет смысла, так как все возвращается в свою противоположность;

б) "жажда жизни" мешает человеку освободиться от привязанности к земным вещам и препят-

ствует достижению нирваны;

в) человек уже достиг совершенства и ему уже нечего в этом мире ни познавать, ни совершен-

ствовать;

г) все существующее в настоящем, все, что возникнет в будущем, абсолютно предопределено

волей Бога-Творца.

4 В каком варианте перечислены только философско-религиозные учения, возникшие в Древнем

Китае?

а) даосизм, джайнизм, легизм;

б) буддизм, конфуцианство, легизм;

в) конфуцианство, легизм, даосизм;

г) даосизм, локаята, йога.

5 Какое из перечисленных учений не является древнеиндийским по происхождению?

а) буддизм, в) джайнизм,

б) локаята, г) даосизм.

6 Буддизм возник в …

а) 6 в. н. э., в) 17 в. н. э.,

б) 6 в. до н. э., г) 3 в. до н. э. .

7 В "четырех благородных истинах" буддизма речь идет о …

а) препятствиях на пути истинного познания материального мира;

б) способах преодоления жажды жизни;

в) методах совершенствования общественной жизни;

г) структуре идеального государства.

8 Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь – это страдание,

б) причина страданий – жажда жизни,

в) путь к нирване – жажда жизни,

г) у страдания есть причина.

9 Какие учения наиболее близки между собой?

а) буддизм и конфуцианство, в) буддизм и джайнизм,

б) даосизм и джайнизм, г) даосизм и конфуцианство.

10 В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы …

а) происхождения и структуры бытия;

б) отношения к традициям;

в) добродетели, долга, чести, благородства;

г) управления государством.

Список литературы

1 Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.

2 Васильев Л.С. История религий Востока. (любое издание).

3 История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Фило-

софия древности и средневековья. М., 1985.

4 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. (любое издание)

5 Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.

Древнеиндийская философия

1 Бродов В.В. У истоков индийской философии. М., 1972.

2 Буддизм. Словарь. М., 1992.

3 Гусева Н.Р. Джайнизм. М., 1968.

4 Древнеиндийская философия. М., 1972.

5 История и культура древней Индии: Тексты. М., 1990.

6 Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.

7 Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия

джайнизма. М., 1994.

8 Рерих Е.И. Основы буддизма: Жизнь и учение Будды. СПб., 1992.

9 Упанишады. М., 1967.

10 Чаттопадхъяя Д. История индийской философии. М., 1996.

Древнекитайская философия

1 Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

2 История китайской философии: Пер. В.С. Таскина. М., 1989.

3 Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994

4 Лао-цзы. Дао Дэ цзин (Книга о Пути и Силе): Пер А. Кувшинова. М., 2001.

5 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001.

6 Малявин В. Конфуций. М., 1992.

7 Панферова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1993.

8 Переломов Л.С. Конфуций: "Лунь юй". М., 1998.

9 Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998.

Т е м а 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1 Зарождение философии в Древней Греции:

а) милетская школа, д) атомисты,

б) пифагорейцы, г) элеаты,

в) Гераклит, е) софисты.

2 Век классической философии:

а) учение Сократа,

б) философия Платона,

в) энциклопедизм Аристотеля.

3 Эллинистическо-римская философия:

а) кинизм, г) стоицизм,

б) скептицизм, д) неоплатонизм.

в) эпикуреизм,

Античная философия сыграла значительную роль в развитии не только философского знания, но и

культуры мировой цивилизации в целом. Это начало западной философии, практически всех ее после-

дующих школ, идей и представлений, категорий и проблем. Она прошла в своем становлении и разви-

тии три этапа, что и отражено в плане семинарского занятия.

Первые два этапа часто объединяют в один – эллинский – период, для которого характерны космо-

логизм (т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом), онтологизм (когда цен-

тральной философской темой является проблема бытия) и теоретико-познавательный и жизненный оп-

тимизм. Практически через все философские школы и учения, включенные в первый вопрос, прошел

вопрос о субстанции (т.е. первооснове мира) и на этом следует заострить особое внимание при их ха-

рактеристике. Второй крупномасштабной проблемой досократического периода были методологиче-

ские вопросы, содержащие разработку диалектики и метафизики как методов познания окружающего

мира.

Второй вопрос разделен на три подвопроса, каждый из которых предполагает рассмотрение взгля-

дов наиболее известных античных философов. При характеристике учения Сократа следует акцентиро-

вать внимание на двух проблемах: гносеологии, основанной на разработке метода "майевтика", и во-

просах этического плана. Центральными темами при обсуждении философии Платона должны стать

вопросы гносеологии, основанные на диалоге "Пещера"; онтологии, связанные с разделением реально-

сти на мир вещей и мир идей и учением о душе; государственного устройства, включающие классифи-

кацию современных Платону государств и учение об идеальном государстве. Энциклопедичность

взглядов Аристотеля следует показать на широте круга рассматриваемых им проблем: онтологического

плана (форма и материя, учение о четырех причинах всего существующего, учение о Боге, учение о ду-

ше), этики (учение о добродетели), человека ("политическое животное"), логики и др.

Третий вопрос связан с эллинистическо-римским этапом развития античной философии, для кото-

рого характерно рассмотрение проблем субъективного мира личности и их синтез с идеями классиче-

ского периода и восточной философии. Это следует учитывать при анализе основных идей школ этого

периода, для которого можно воспользоваться планом, предложенным в методических рекомендациях

для темы 2.

Контрольные тесты

1 Единственным из перечисленных ниже античных философов, кого не интересовала проблема

происхождения и структуры бытия, был…

а) Платон, в) Фалес,

б) Аристотель, г) Сократ.

2 Какой античный философ предложил в качестве сущности и первоосновы всего сущего беспре-

дельное (апейрон)?

а) Пифагор, в) Анаксимандр,

б) Анаксимен, г) Зенон.

3 Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?

а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия),

б) атомы – мельчайшие неделимые частицы,

в) атомы делимы до бесконечности,

г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре.

4 Какая черта была наиболее характерна для античной философии?

а) теоцентризм, в) пантеизм,

б) космологизм, г) эмпиризм.

5 Поиском первоосновы бытия, "праматерии", из которой произошло все сущее, в античной фило-

софии занимались …

а) Парменид, Платон, Аристотель;

б) Сократ, Протагор, Горгий;

в) Демокрит, Левкипп, Эпикур;

г) Фалес, Гераклит, Анаксимен.

6 В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?

а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;

б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель;

в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;

г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.

7 По мнению Платона, душа человека после смерти тела …

а) переселяется в рай или ад;

б) переселяется в другое тело или попадает в "мир идей";

в) распадается на атомы;

г) переселяется в другое тело или достигает нирваны.

8 Кто из античных философов полагал, что огонь, вечно воспламеняющийся и угасающий, являет-

ся первоматерией?

а) Фалес__________, в) Гераклит,

б) Анаксимен, г) Парменид.

9 Аристотель утверждал, что …

а) форма превращает материю из возможности в действительность;

б) мир – это иллюзия (майя);

в) бытие есть, а небытия нет;

г) первичным является мир вечных сущностей – идей, а производным от них – многообразие

чувственно воспринимаемого мира.

10 Взгляды каких философов сходны между собой в понимании структуры бытия?

а) Сократа и Парменида, в) Платона и Аристотеля,

б) Демокрита и Левкиппа, г) Фалеса и Протагора.

Список литературы

1 Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. 3-е изд. М., 2003.

2 Богомолов А.С. Античная философия. М., 1976.

3 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр. М., 1988.

4 Гомперц Т. Греческие мыслители: Пер. с нем. СПб., 1999. Т. 1.

5 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

6 Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977.

7 Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник. М., 1999.

8 История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Фило-

софия древности и средневековья. М., 1985.

9 Лосев А.Ф. История античной философии. В конспективном изложении. М., 1989.

10 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М., 1993.

11 Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.

12 Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1979.

13 Нерсесянц В.С. Античная философия. М., 1976.

14 Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.

15 Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой филосо-

фии: Учеб. пособие. М., 1996.

16 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию. М., 1972.

17 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974.

Т е м а 4 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

1 Основные черты христианского мировоззрения. Теоцентризм – системообразующий принцип

философии средневековья.

2 Патристика – первый этап развития философии в средние века:

а) апологетика (Тит Флавий Климент, Тертуллиан);

б) классическая патристика (Августин Блаженный).

3 Особенности средневековой схоластики:

а) спор об универсалиях (номиналисты, реалисты, концептуалисты);

б) философские системы Боэция, П. Абеляра, Фомы Аквинского;

4 Развитие философии в Византии.

5 Арабо-мусульманская философия (калам, суфизм, фалсафа).

Средневековая философия занимает длительный период времени, но, несмотря на это, на всем ее

пятнадцативековом этапе развития ей были присущи специфические черты, которые в основном соот-

носятся с принципом теоцентризма. В данном случае имеются в виду социальные условия формирова-

ния философского учения, его двойственный характер (теология и рационализм), дуалистичность ан-

тропологии (душа и тело человека), иррационализм гносеологии (способы познания были связаны с ве-

рой, интуицией, озарением). Сам принцип теоцентризма пронизывал онтологию через идею креациониз-

ма, антропологию – через идею антропоцентризма, гносеологию – через идею богоуподобления, филосо-

фию истории – через идеи провиденциализма и эсхатологии. Раскрытие этих понятий и даст в совокуп-

ности характеристику теоцентризма в целом.

Второй вопрос предполагает рассмотрение в развитии следующих проблем: тринитарной, соотно-

шения веры и разума, понимания истории как движения к определенной цели, свободы воли человека и

возможности спасения его души, зла в мире и его соотношения с божественной благодатью. Следует за-

метить, что у патристики был еще и третий этап развития, который логично рассмотреть подробнее в

рамках византийской философии.

Раскрывая третий вопрос, необходимо обратить внимание на смену акцентов в проблематике, зало-

женной еще в период патристики. Ярким примером в данном случае будет рассмотрение спора об уни-

версалиях. Если говорить об учениях Боэция, П. Абеляра и Фомы Аквинского, то следует отметить их

роль в становлении категориального аппарата философии и выведении на первый план проблем соот-

ношения веры и разума, теологии и науки.

Ответ на четвертый вопрос может быть очень объемным по содержанию, и чтобы "не утонуть в мо-

ре имен и философских идей", следует сосредоточиться на рассмотрении особенностей византийской

философии и трех ее основных проблемах: идее творения, идее двоякого восприятия мира, идее духов-

ного содержания человека и связи в нем души и тела. Итог в данном вопросе можно подвести анализом

философской системы Иоанна Дамаскина.

Арабская философия, несмотря на свою специфику, достаточно близка западноевропейской, так как

имеет с ней одинаковые корни (философию античности). Ограничившись краткой характеристикой ка-

лама и суфизма, следует сосредоточить внимание на фалсафе и взглядах ее виднейших представителей

Аверроэса и Авиценны.

Контрольные тесты

1 В средневековой дискуссии о природе универсалий (общих понятий) философы разделились на

два направления:

а) эмпиризм и рационализм, б) материализм и идеализм,

в) монизм и дуализм, г) номинализм и реализм.

2 Какая черта наиболее характерна для философии средних веков?

а) пантеизм, в) космоцентризм,

б) антропоцентризм, г) теоцентризм.

3 Систематизатор средневековой схоластики –

а) Николай Кузанский, в) Фома Аквинский,

б) Эразм Роттердамский, г) Пьер Абеляр.

4 Тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату тео-

логии –

а) диалектика, в) схоластика,

б) метафизика, г) майевтика.

5 Взаимоотношения тела, духа и души в понимании средневековых философов:

а) дух подчиняется душе, душа – телу;

б) душа подчиняется телу, а тело – духу;

в) тело подчиняется душе, душа – духу;

г) тело подчиняется духу, а он – душе.

6 Креационизм средневековой философии проявлялся в идее …

а) откровения;

б) высшей предопределенности всего происходящего;

в) творения мира Богом;

г) одухотворенности природы.

7 Источниками философских учений Авиценны и Аверроэса были …

а) конфуцианство, христианство и идеи Платона;

б) буддизм, античное искусство и идеи Парменида;

в) ислам, античная философия и естественные науки;

г) медицина, астрономия и даосизм.

8 Для средневековой христианской философии были характерны …

а) дуализм, рационализм и космоцентризм;

б) антропоцентризм, материализм и механицизм;

в) теоцентризм, идеи творения и откровения;

г) гелиоцентризм, эмпиризм и метафизика.

9 Развернувшаяся в средневековой философии дискуссия между номиналистами и реалистами –

это спор о …

а) природе общих понятий, в) бессмертии души,

б) первоосновах бытия, г) смысле жизни.

10 Августин считал, что основой духовной жизни является воля, но не разум, поэтому его

учение можно назвать …

а) волюнтаризмом, в) релятивизмом,

б) атомизмом, г) эвдемонизмом.

Список литературы

1 Бретьес Б. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.

2 Великие мыслители Востока. М., 1998.

3 Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

4 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

5 Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.

6 Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

7 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979.

8 Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1979.

9 Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна) М., 1985.

10 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

11 Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995.

12 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

13 Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний

мир – эпоха Просвещения / Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. С. 155–187.

14 Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981.

15 Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

Т е м а 5 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1 Проблемы человеческой индивидуальности:

а) Данте Алигьери, в) Батиста Альберти,

б) Франческо Петрарка, г) Пико делла Мирандола.

2 Становление __________новой картины мира:

а) Николай Кузанский, г) Джордано Бруно,

б) Леонардо да Винчи, д) Галилео Галилей.

в) Николай Коперник,

3 Проблемы человека и государства:

а) Никколо Макиавелли, в) Томас Мор,

б) Мишель Монтень, г) Томмазо Кампанелла.

Философия эпохи Возрождения знаменует собой новый этап в становлении мировоззрения. В це-

лом, проблематика, характерная для Средневековья, имела место и в этот период, но решалась она с

прямо противоположных позиций. Основополагающими принципами философского знания в ренес-

сансной традиции стали антропоцентризм, гуманизм, натурфилософская направленность, пантеизм.

Первый вопрос семинарского занятия предполагает рассмотрение двух взаимосвязанных проблем: с

одной стороны, шла критика старого способа мышления, особенно в плане анализа способностей и воз-

можностей человека, а с другой стороны, акцент делался на творческом, созидательном труде каждой

личности. Развитие взглядов именно в таком ракурсе прослеживается у четырех названных мыслителей.

Нелишними в данном случае будут краткие биографические сведения о каждом из них, так как они са-

ми являлись живым примером создаваемого ими идеала.

Раскрывая второй вопрос, следует учитывать полную смену представлений об окружающем мире.

Каждый из обозначенных ученых, философов и деятелей искусства привносил определенно новый эле-

мент в становление новой картины мира, которая развивалась от геоцентризма через гелиоцентризм к

современным представлениям об окружающем нас мире.

Третья часть семинара посвящена проблеме соотношения личности и государства. Она решалась

по-разному: одни мыслители, исследуя современные политические системы и деятельность человека в

них, закрепляли и обобщали полученные тенденции в своих трудах; другие, критикуя сложившееся по-

ложение вещей, разрабатывали проекты идеального устройства государства. Это и следует подчеркнуть

при анализе философских воззрений Н. Макиавелли, М. Монтеня, Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Контрольные тесты

1 Гуманизм эпохи Возрождения выражался в следующем положении:

а) человек ничего не может изменить в этом мире, поэтому ему следует изменить свое отноше-

ние к миру;

б) вся жизнь человека предопределена Божественным Провидением и не следует ему проти-

виться;

в) человек в своем творчестве подобен Богу, обладает свободой выбора, чтобы самому творить

свою судьбу и оценивается по степени реализации творческих способностей;

г) человек – не то, чем следует гордиться, а то, что необходимо превзойти, став Сверхчелове-

ком.

2 Натурфилософы эпохи Возрождения –

а) Мор, Кампанелла, Макиавелли;

б) Петрарка, Монтень, Парацельс;

в) Бруно, Галилей, Коперник;

г) Мирандола, Данте, Боэций.

3 Для натурфилософии Возрождения было характерно …

а) пантеистическое понимание Бога, как бы "растворенного" в природе;

б) понимание богов как более сильных соседей, регулирующих жизнь людей;

в) представление о Боге как о личности, сотворившей мир по своей воле;

г) восприятие богов как людей, поднявшихся на более высокий уровень бытия в результате

чреды перевоплощений.

4 Основополагающим принципом философии эпохи Возрождения был …

а) теоцентризм, в) космизм,

б) антропоцентризм, г) номинализм.

5 Мыслители итальянского Возрождения, создавшие утопические проекты переустройства обще-

ства –

а) Аврелий Августин, Пьер Абеляр; в) К. Маркс, Ф. Энгельс;

б) Т. Мор, Т. Кампанелла; г) софисты и Сократ.

6 Как назывались наиболее знаменитые произведения, в которых мыслители Возрождения вопло-

тили проекты переустройства общества?

а) "Капитал" и "Что делать?";

б) "Исповедь" и "В чем моя вера?";

в) "Утопия" и "Город Солнца";

г) "Левиафан" и " Государь".

7 Какие научные и технические открытия во многом определили характер философии Возрожде-

ния?

А. Изобретение радио; Б. Доказательство гелиоцентрического строения Вселенной; В. Открытие

Америки; Г. Изобретение ткацкого станка;

Д. Периодическая система Менделеева; Е. Теория естественного отбора Дарвина; Ж. Изобретение пе-

чатного станка. З. Открытие клеточного строения вещества; И. Закон сохранения и превращения энер-

гии; К. Изобретение колеса; Л. Освоение Сибири; М. Открытие радоактивности.

Варианты ответа:

а) А, Е, М, И; б) Б, В, Г, Ж;

в) Д, З, К, Л; г) А, Д, И, М.

8 Как Вы думаете, кому могут принадлежать следующие высказывания: "Люди скорее простят

вам смерть собственного отца, чем потерю имущества", "Каждым человеком, группой людей правит ча-

стный интерес", "Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной

она предоставляет нам самим"?

а) Данте, б) Макиавелли,

в) Мору, г) Бруно.

9 Стремясь построить новую жизненную философию, способную помочь человеку и в жизни, и в

смерти, М. де Монтень выдвинул идею о том, что…

а) добросовестно играя свою социальную роль, нужно не забывать о том, что это всего-навсего

роль, так как маску нельзя делать своей сущностью;

б) в жизни следует придерживаться принципа ахимсы – ненасилия;

в) для возвращения к Единому необходимо отстраниться от собственной чувственности;

г) следует овладеть природой и превратить природу из хаоса в космос.

10 Эпоха Возрождения опиралась на идеалы…

а) конфуцианства, в) античности,

б) буддизма, г) средневековья.

Список литературы

1 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

2 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

3 Горфункель А.Ф. Томмазо Кампанелла. М., 1969.

4 Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения. М, 1980.

5 История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. М.,

1999.

6 Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

7 Монтень М. Опыты. М., 1991.

8 Мор Т. Утопия. М., 1978.

9 Осиновский И.Н. Томас Мор. М., 1985.__

Т е м а 6 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – XVIII вв.)

1 Поиск нового метода познания:

а) эмпиризм Ф. Бэкона;

б) рационализм Р. Декарта;

в) сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка.

2 Спор о субстанциональности мира:

а) монизм Б. Спинозы;

б) дуализм Р. Декарта;

в) плюрализм Г. В. Лейбница.

3 Европейская философия XVIII в.:

а) субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма;

б) общие черты философии эпохи Просвещения.

Философия периода Нового времени продолжает тенденцию, намеченную в эпоху Возрождения. В

XVII – XVIII вв. на основе научной революции на одно из первых мест выходят гносеологические про-

блемы. Это и отражено в первом вопросе плана семинара. Анализируя философские воззрения Ф. Бэко-

на, следует обратить особое внимание на две ее части: критическую работу по перестройке здания нау-

ки (учение об идолах и критика схоластики), и позитивную деятельность – разработку опытно-

индуктивного метода познания (классификация видов опыта на плодоносные и светоносные и составле-

ние пяти видов таблиц). В противовес Ф. Бэкону Р. Декарт обосновал рационально-дедуктивный метод

познания (учение об интеллектуальной интуиции и трех правилах дедукции). Заключали этот гносеоло-

гический спор в Новое время воззрения Т. Гоббса и Дж. Локка о чувствах как основе метода познания.

Безусловно, онтологические проблемы не остались за пределами внимания философов этого време-

ни. Следует заметить, что спор о субстанции получил в этот период свой законченный вид и впоследст-

вии занимал мало места в философской проблематике. Это и следует определить при рассмотрении вто-

рого вопроса.

XVIII в. стал своеобразным подведением итогов предыдущего развития философии. Сенсуализм в

воззрениях Дж. Беркли и Д. Юма получил свою крайнюю форму и выразился в субъективном идеализме

(концепция репрезентативного мышления, ассоциации идей). Философы эпохи Просвещения провели ос-

новательную критику не только старого способа мышления, но и существующего в этот период феода-

лизма. Они внесли огромный вклад в становление идей правового государства и гражданского общества.

На этом и следует сделать акцент при анализе третьего вопроса.

Контрольные тесты

1 Учение о множественности субстанций – монад создал …

а) Г.В. Лейбниц, в) Р. Декарт,

б) Ф. Бэкон, г) Б. Спиноза.

2 Материализм европейской философии XVII – XVIII вв. может быть охарактеризован как …

а) диалектический и материалистический;

б) антропоцентрический и утопический;

в) натуралистический и органицистский;

г) метафизический и механистический.

3 Для философии Нового времени было характерно понимание мира как …

а) механизма, приведенного в движение Главным Механиком – Богом;

б) организма, проходящего стадии "рождение", "расцвет", "упадок";

в) огня, вечно воспламеняющегося и угасающего;

г) хрупкого сосуда, которым нельзя манипулировать.

4 Бэкон Ф. разработал концепцию …

а) четырех благородных истин; в) трех законов диалектики;

б) четырех идолов познания; г) двух первоначал бытия.

5 В философии Просвещения разрабатывались главным образом проблемы …

а) метода познания; в) социально- политические;

б) структуры бытия; г) эволюции природы.

6 Знаменитое выражение Декарта, своеобразный лозунг рационализма:

а) "Познай самого себя!"

б) "Знание – сила!"

в) "Мыслю, следовательно, существую"

г) "Жизнь – это страдание".

7 Спиноза Б. утверждал, что …

а) материальная и духовная субстанции производны от Бога;

б) существует множество субстанций – монад;

в) есть только единая субстанция – Бог, неотделимая от природы;

г) существует мир непознаваемых "вещей в себе" и познаваемых чувствами "явлений".

8 Родоначальником английского эмпиризма Нового времени был …

а) Ф. Бэкон, в) Дж. Беркли,

б) Р. Бэкон, г) Д. Юм.

9 Индуктивный метод познания, предложенный Ф. Бэконом, состоит в следующем:

а) всякое познание должно опираться на опыт и продвигаться от изучения единичных фактов к

общим понятиям;

б) понять единичное можно лишь через соотношение его с другими сущностями, следуя прежде

всего законам формальной логики;

в) познание возможно как мистическое Богопознание, откровение, озарение;

г) решающую роль в познании играет разум, получающий знание, обладающее достоверностью;

путь познания – от общих положений к частным, конкретным.

10 Мыслители Просвещения –

а) Вольтер, Руссо, Дидро;

б) Ламетри, Гольбах, Гельвеций;

в) Мор, Кампанелла, Макиавелли;

г) Локк, Гоббс, Спиноза.

Список литературы

1 Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории: XVII – нач. XVIII

вв.) М., 1965.

2 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) М., 1985.

3 Заиченко Г. Локк. М., 1988.

4 Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М.,

1986.

5 Лазарев А.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.

6 Матвиевская Г.П. Рене Декарт. М., 1976.

7 Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII – XVIII вв. М., 1969.

8 Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

9 Соколов В.В. Европейская философия XV – XVIII вв. М., 1984.

10 Шашкевич П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.

Эпоха просвещения

1 Акимова А.А. Дидро. М., 1963.

2 Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

3 Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения. М., 1965.

4 Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

5 Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1973.

6 Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир –

эпоха Просвещения // Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. С. 301–326.