Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

      Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений. Сейчас много пишут и говорят об интерактиве, о мультимедиа-уроках, о применении ИКТ и забывают об одном самом важном, самом многогранном, самом неистощимом, самом «ранимом», самом трудно- измеримом ресурсе урока - воспитательном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

      Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений. Сейчас много пишут и говорят об интерактиве, о мультимедиа-уроках, о применении ИКТ и забывают об одном самом важном, самом многогранном, самом неистощимом, самом «ранимом», самом трудно- измеримом ресурсе урока - воспитательном. «Чему учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это 3 предмета, которые необходимы в любой школе», - писал Юрий Михайлович Лотман. Святые слова – «Знание», «Память», «Совесть». Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. В центре урока – живой диалог учителя и ученика. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя. На каждом уроке мы должны ставить перед собой воспитательные задачи и вносить их в контекст урока как «педагогический замысел», скрытно, таинственно, творчески, оригинально, интересно. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих школьников. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям. Пословицы можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д. Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др.

     Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово». Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка.

    На уроках русского языка и литературы просто необходимо показывать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Одним из заданий, предложенных учащимся, стала исследовательская работа «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся проследили за этимологией слова, его лексическим значением, употреблением его в русском народном творчестве, в творчестве наших писателей и поэтов, привели примеры своих творческих работ с этим словом. Прекрасные энциклопедии составили дети со словами любовь, семья, правда, жизнь. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.

      Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы. Русская литературы всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Русская классика – это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему. Концентрация литературного материала каждой темы вокруг нравственных и эстетических вопросов предполагает подчиненность школьного изучения литературы задачам нравственного и эстетического развития учащихся. Программный материал 9-11 классов представляет для этого большие возможности. Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки. Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева, В.Распутина, Ю.Бондарева и многих других. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Огромный воспитательно-патриотический заряд несут книги о войне. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации (В.В. Сериков) Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

    Совсем недавно с обучающимися была проведена дискуссия «Патриотизм: знак вопроса», одной из целей которой было формирование гражданской позиции учащихся, воспитание духовной, нравственной личности. Подростки делились тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество, какое отношение у них к службе в армии. В выступлениях звучали слова «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество», «Патриотизм».

     Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения духовно- нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

  «У литературы одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром»,- говорил Валентин Распутин. Эти слова я помню, когда готовлюсь к каждому уроку литературы.

     Моя первая, но не единственная задача – расширить педагогическое пространство урока, определив его ядром нравственный вопрос, значимый для каждого подростка. Соединяя жизнь, изображённую в книге, с реальной жизнью, я учу ребят разбираться в людях, делать выводы.

     Например, изучив рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», мы с ребятами размышляем о том, почему Лидия Михайловна, учительница французского, решилась играть со своим учеником в «замеряшки». Мы приходим к выводу, что она решилась на это, руководствуясь добротой, состраданием, что писатель мог бы назвать своё произведение « Уроки доброты». Затем я прошу ребят сформулировать «Законы доброты», по которым жила эта женщина. Далее мы с ребятами вспоминаем добрых, умеющих сострадать людей, с которыми они встречались в жизни.

     Читая повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», мы пытаемся понять, чем судьба главной героини Дуни похожа на судьбу блудного сына из библейской притчи, пытаемся провести параллель, опираясь на личный опыт, отвечаем на вопрос: «Почему родители страдают, когда дети совершают дурные поступки, не слушают их?» У каждого живущего в мире есть то, что отнять никто не может - право выбора. На уроках литературы я не однократно говорю об этом детям и акцентирую внимание на том, что важно не потерять нравственные ориентиры, находясь в ситуации выбора.

       Например, изучая повесть А.С. Пушкина «Дубровский», мы пытаемся понять, почему главный герой стал разбойником, правильно ли он поступил, определяем, как бы поступили они (дети) на его месте. Также мы размышляем, почему Маша Троекурова не ушла с Дубровским, а осталась со своим мужем, князем Верейским.

       Анализируя поступки героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», мы говорим о судьбе двух братьев (Остапа и Андрия), сравниваем их мировосприятие, отношение к людям, к своему долгу. Я прошу ребят на время перевоплотиться — стать Судом присяжных. Кто-то осуждает поступок Андрия, кто-то защищает его, обращаясь к тексту произведения. В результате мы приходим к выводу, что в погоне за личным счастьем этот человек потерял Родину, семью и право называться честным человеком.

     Читая рассказ А. Платонова «Юшка», мы отвечаем на вопрос: «Почему главный герой, нелюбимый, даже презираемый односельчанами, не держит ни на кого зла, более того — всех любит?» Так же я предлагаю поразмышлять, может ли быть добро с кулаками. В заключение я предлагаю детям написать письмо Юшке. Вот один из вариантов (автор Николаева Л.):

Юшка!

Прости меня, пожалуйста!

За них за всех меня прости,

За жизнь безумную без жалости,

За злое сердце без любви.

Мы все — «веселые прохожие» -

Затмила гордость взор очей,

На Каина душой похожие

Мы гибнем в омуте речей.

Ты не такой как все — особый,

Ты мир бездушный не судил,

Душою праведной, у-Богой

Ты все и всех, любя, простил!

    Необходимая составляющая моих уроков – их эмоциональная окрашенность, так как я считаю, что через эмоции ребёнок постигает духовно-нравственные истины, что способность искренне сопереживать – верный признак доброго сердца. Именно поэтому я стараюсь создать на уроке атмосферу творческого комфорта – общего вдохновения. Всё написанное детьми я анализирую, удачные работы хвалю, но никогда без желания автора не читаю для класса, потому что считаю, что дети боятся быть непонятыми.).

     Наш современник Юрий Петрович Азаров, писатель, педагог, говорил: « Не боритесь с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Этим светом и является наша национальная литература, её духовные истоки. Очень сложно приучить современного ребёнка читать и понимать прочитанное. Но дорогу осилит идущий.

  Часто предлагаю на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения – рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Вся русская литература — о причудливом «пейзаже русской души» (Н.А.Бердяев) и драме души русского человека, где «дьявол с Богом борется» (Ф.М.Достоевский). В сердечной тревоге русские философы и писатели искали те здоровые силы, которые могли бы спасти Россию. И сегодня, вглядываясь в наследие русских мыслителей и художников, зададимся вопросом: где то здоровое ядро нации, которое давало России силу сохранить себя в исторических испытаниях? На что можно опереться новой России? Это вопрос о ценностях русской духовности. И ответ мы будем искать в отечественной философии и литературе. Ценности — это тот стержень, который образует лицо нации. Ценности — это тот компас, который предопределяет историческую судьбу нации. На ценностях вырастает и национальная культура. В каждой национальной культуре «есть ценностей незыблемых скала» (О.Мандельштам). Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, надо стремиться научить их жить по законам добра, настойчиво формировать систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основой духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".