Свобода как философская проблема

Кинякина Елена Алексеевна

Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. В статье рассматривается свобода как филосовская проблема.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_filosofii.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

СВОБОДА КАК ФИЛОСОФСКА ПРОБЛЕМА

Кинкина Елена Алексеевна

Учитель права и истории МОУ СОШ №18 имени Подольским курсантов Городского округа Подольск

Наверно, ни одна философская проблема, не имела столь большое социальное  и политическое  звучание в истории общества, как проблема свободы.

Соглашусь со словами  Г. В. Плеханова, который говорил «старый, но вечно новый вопрос…», чем очень точно характеризовал проблему свободы. 

И это так, потому что к свободе как философской проблеме люди подходили издавне, но со своей точкой зрения. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.[1] 

Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим владычество всемогущей естественной причинности и закономерности. В немецкой религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также немецкий идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем основную роль в его среде играют экономические отношения и гражданская война. Таким образом, на протяжении всей истории, проблема свободы остается, но ее суть и назначение меняется из века в век.[2]

В современной философии свобода понимается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества.[3] Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роли простого "инструмента" в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу.

Конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, социальные группы, классы. Таким образом, можно говорить, что свобода личности и свобода общества взаимсвязанны.

«Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого» - это всем известное изречение утверждает социальный закон равноправия. Свобода для всех одинакова, но и для нее установленны определенные рамки, благодаря которым  в обществе сохраняется гармония.

Свобода личности в обществе, конечно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, например, в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Таким образом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.[4]

Люди по-разному представляют для себя свободу, для кого- то это отсутствие страха, для кого-то осознанная необходимость, а кто-то считает свободу просто чувством спокойствия. В моем же понимании свобода - это отсутствие принуждения, синоним к слову независимость. Возможность делать то, что тебе хочется, не смотря на преграды, мнения, наказание. Свобода как состояние власти над самим собой.

Понятие свободы имеет несколько категорий понимания: свобода выбора, свобода мировоззрения, свобода личности… К примеру, теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения, в этом смысле все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность, то есть они отрицали свободу человеческой жизни. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали идеи, связанные с признанием данной людям Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом.

Свобода личности как философский вопрос была наиболее актуальна в период ХIX века, когда существовал сословный строй, и предпренимались попытки реформирования данной системы.

Свобода мировоззрения как вопрос для размышлений свойствен периоду коммунизма, периоду единственной насильственной идеологии.

И на сегодняшний день существуют все эти категории, что лишний раз доказывает, что вопрос свободы имеет долгую историю.

Так, свобода мировозрения в ХХI веке это допустимость смотреть на сигареты ни как на метод расслабиться, а как на яд, как на дым, который отравляет организм. Ведь глупее ничего не придумаешь чем вдыхать дым, все равно, что вдыхать дым из выхлопной трубы.

Свобода личности сохранилась как состояние жизни, при котором имеется  возможность максимально и в полном мере самореализоваться в выбранной сфере. Из этого сугубо личного определения свободы следует, что свободным человек можно быть и при самой жестокой тирании. И наоборот, есть люди, которые даже в самом демократичном мире останутся рабами.

Свобода выбора раскрывается в предпостениях, при которых человек отдает преимущество тому, что ему интересно. На сегодняшний день это широко распространенно, так как  гражданину предоставляет огромный выбор в различных сферах жизни.

Некоторые придерживаются мнения о том, что быть свободным это в принципе невозможно. Аргументируя это тем, что все мы, жители Земли, от чего-то зависим: урожая, других людей, Солнца... Отчасти это верное суждение, но я считаю, что это физическая зависимость и она не затрагивает нравственную (духовную) сторону свободы. На мой взгляд, духовная сторона свободы является доминирующей. Наше воображение, нашу силу воли невозможно остановить какими-либо рамками. В подтверждение напомню о чустве патриотизма, о храбрости людей в блокадном Ленинграде. Ленинградцы были в заточение, но все же отданые в руки смерти, неуклоно верили в победу, потому что у них были свободна душа.

В заключение хочется сказать, что вне зависимости от того нужна она или нет свобода, она есть у каждого человека.


[1], 2 http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics

[3] Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. С. 238

[4] Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. С. 504