Статья ВРЕМЯ КАК МНОГОГРАННАЯ КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

Алова Надежда Александровна

Время. Что мы знаем о нем? Какое оно для нас?, Какое оно для других? А что о нём говорили философы? Как сопоставляли с категорией бытия? Эти и многие другие вопросы кратко освещены в представленной ниже статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. А. МИТЯЕВА

ВРЕМЯ КАК МНОГОГРАННАЯ КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

Время — одна из наиболее сложных категорий человеческого бытия и сознания. Необходимо выявить причины разрозненности знаний в области временного континуума:

  • отсутствие отдельной науки и как следствие — общепринятого категориального аппарата;
  • многообразие точечных исследований обсуждения к контексте философии, математики, физики, естествознания и искусства (музыки) и междисциплинарных исследований между вышеперечисленными науками.

Они выявляют простоту отношений к данной категории (время — широко употребляемое понятие, которое кажется простым и близким) или узкоспециализированную направленность исследований, в который используется спектр специфических знаний.

Возникновение интереса к проблеме времени сопоставимо с появлением первого человека на Земле («все что движется, изменяется, живет, действует и мыслит — все в той или иной форме связано со временем»[1]). Изучение данной категории в срезе спектра наук выявляет разноплановость, многогранность и масштабность знаний о времени сегодня.

В разные эпохи, любая проблема первостепенно становилась предметом философии. Категория времени не является исключением, поэтому на наш взгляд, обращение к истории философии, как к науке в которой, в определенной степени получили отражение многочисленные исследования вопроса категории времени, является приоритетным.

Область философской мысли отражает:

  • определение сущности и генезиса времени;
  • выявление связей с иными категориями бытия (например: движение, материя, пространство.);
  • сопряжение категории времени с первоосновами научного знания.

В срезе рассмотрения философской мысли, претворяются фундаментальные идеи зарубежных (Аристотель, Платон, Аврелий Августин, Г. Лейбниц, И. Кант, Ф. Брентано, А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), и отечественных философов (Н. Лосский, Н. Бердяев, А. Лосев). Они способствуют выявлению взаимосвязей феномена времени с человеческой субъективностью. В центре внимания находится задача исследования отношений, существующих между внутренним миром субъекта и миром внешним, с точки зрения временных зависимостей, имеющих место в этих «мирах».

Для системности и порядка понимания категории «время» у вышеперечисленных философов (которыми не исчерпывается весь спектр знаний), на наш взгляд представляется возможным сформулировать основной тезис каждого из них и представить наглядно в виде таблицы.

Таблица 1. Зарубежные философы

Аристотель

Время и движение, время и душа.

Платон

Время как категория космическая.

Августин Аврелий

Время сквозь призму индивидуальной души.

Лейбниц Г.

Время — относительное и субъективное.

Кант И.

Время — априорная форма внутреннего чувства.

Брентано Ф.

Время – психические и физические феномены.

Бергсон А.

Время и длительность, время и интуиция.

Гуссерль Э.

Время и феноменология.

Хайдеггер М.

Время и бытие.

Таблица 2. Отечественные философы

Лосский Н. О.

Время — форма событий.

Бердяев Н. А.

Время — продукт объективизации, происходящей с субъектом.

Лосев А. Ф.

Время — пространственно-подвижное «качество».

Тезисное изложение мысли философов подчеркивает разобщенность взглядов и дает спектральную оценку на категорию «времени». Хронологический порядок исследований показывает, как осмысление времени переходило от объективного восприятия к субъективному (направленность исследований сменялась от космоценрической модели к антропоцентрической).

Классическая наука рассматривает категорию «время» как любое другое природное явление. Научный подход позволяет ставить вопрос о реальном, естественном источнике времени и пространства, и их конкретных средств: длительности и делимости, обратимости и необратимости.

Роль времени в музыке основополагающая, в любом виде музыкальной деятельности (композитор, исполнитель, слушатель) происходит «работа со временем» и любая музыкальная интонация соотносится со структурами времени. Движение (темповые отношения) в музыке передается расчленением во времени (метрическая пульсация) непрерывно текущего звучания на отдельные, связанные друг с другом элементы (ритмические рисунки).

В музыкальном искусстве организующим (временным) началом являются категории темпа, метра и ритма. Детальная разработка, систематическое и последовательное изучение этих категорий в музыкальной науке представлена в работах следующих авторов: В. Холопова «Музыкальный ритм. Очерк», Е. Назайкинский «О музыкальном темпе», М. Харлап «Ритм и метр в музыке устной традиции». Менее детально (в связи с другим объектом исследования), но в тесной взаимосвязи, к этой проблеме обращались: Б. Асафьев, С. Беляева-Экземплярская, В. Васина-Гроссман, Т. Лазутина, Л. Мазель, В. Цуккерман, А. Сохор, С. Скребков, Е. Ручьевская, В. Медушевский. Музыкальная наука раскрывает данные категории в исторических и стилевых аспектах.

Область музыкальной психологии отображает проблемы времени в качестве способности (чувства) и исследует и изучает практическое применение и способы научения. К этому вопросу обращались следующие авторы: Б. Теплов, А. Готсдинер, К. Тарасова, Л. Бочкарев М. Старчеус, Д. Кирнарская. Рассмотрим подробнее вклад каждого автора и специфику их работ.

Фундаментальным и первым трудом в этой области явилась работа Б. Теплова «Психология музыкальных способностей», в которой автор дает название («чувство музыкального ритма») и определение способности ощущать, воспринимать время в музыке и классифицирует ее наряду с основными музыкальными способностями.

В свою очередь К. Тарасова, опираясь на исследование Б. Теплова, дает поурочную разработку воспитания метроритмического чувства, посредством усвоения основополагающих модусов на уроке музыки в общеобразовательной школе. Этот эксперимент дал практическое основание для дальнейшего исследования проблемы.

М. Старчеус в своей работе «Слух музыканта» выявляет тесную взаимосвязь чувства ритма, чувства метра, чувства темпа; определяет три уровня чувства ритма: перцептивный (дифференциация), репродуктивный (воспроизведение), креативный (субъектное отношение).

Д. Кирнарская в работе «Музыкальные способности» соотносит чувство ритма с движениями (природа ритма основывается на слухо-двигательной координации); соотносит значимость категорий ритма, метра и темпа между собой (чувство темпа является «следствием высокоразвитого чувства ритма»); выявляет, что чувство ритма бессознательно и рефлекторно; давая иную классификацию музыкальных способностей, нежели у Б. Теплова определяет свою (чувство ритма первично по отношению ко всем музыкальным способностям) позицию в ней чувства музыкального ритма.

Данная статья опирается на имена отечественных и зарубежных философов (Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев; Аристотель, Платон, Августин Аврелий, Г. Лейбниц, И.  Кант, Ф. Брентано, А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), которые внесли наиболее значимый вклад к раскрытию сущности времени и дали понимание на соотношения времени и чего-либо (движения, души, интуиции, восприятия и т. д.).

В свою очередь, в статье представлен практический опыт применения «временного континуума» путем обобщения в музыкальном искусстве. Определяя значение сущности времени сквозь призму изучения категорий темпа, метра и ритма, в лице таких ученых как: В. Холопова, Е. Назайкинский, М. Харлап, Б. Асафьев, С. Беляева-Экземплярская, В. Васина-Гроссман, Т. Лазутина, Л. Мазель, В. Цуккерман, А. Сохор, С. Скребков, Е. Ручьевская, В. Медушевский; и к формированию метрорического чувства как музыкальной способности у музыкантов-исполнителей (к этому вопросу обращались следующие авторы: Б. Теплов, А. Готсдинер, К. Тарасова, Л. Бочкарев М. Старчеус, Д. Кирнарская).

Философское осмысление понимания времени обеспечивает фундамент для воспитания чувства времени в практической деятельности (например, музыкальной). Любая грань изучения категории «время» (философия, естествознание, физика, музыка или другие виды искусств) к настоящему моменту имеют широкий спектр знаний, но актуальность исследования не исчерпывается, потому что при наличии фундаментальных знаний остается круг неизученных или нераскрытых систематично и последовательно проблем.


[1] Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. М., 2007. С. 5.