Практические работы по дисциплине Основы философии.

Белоконь Юлия Петровна

 

Автор: Белоконь Юлия Петровна, преподаватель общих гуманитарных социально- экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_osnovy_filosofii.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1.

Раздел 1.Основные этапы развития философской мысли.

Наименование работы: Философия – как мировоззрение.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Что в переводе с греческого означает термин «философия»?
  2. Кто и в каком веке впервые употребил термин «философия»?
  3. Дайте современное определение философии как науке.
  4. Перечислите функции философии.
  5. Охарактеризуйте философские направления материализм и идеализм?
  6. Перечислите исторические этапы развития философии.

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Каково соотношение мировоззрения и философии?
  3. Каковы исторические типы мировоззрения?
  4. Как формируется основной вопрос философии?
  5. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?
  6. Как вы понимаете рассуждение Эпикура (341-270г.г. до н. э.): «Пусть никто, пока он молод, не занят философией».
  7. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, агроному, юристу и т.д.?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Античная философия» И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

(стр. 12)

Темы докладов и презентации.

1.Философия, круг её проблем и роль в обществе.

2. Мировоззрение и философия. Общественно – историческая природа мировоззрения.

3. Социальные функции философии её роль в обществе.

4. Формирование научного мировоззрения.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 2.

Раздел 1.Основные этапы развития философской мысли.

Наименование работы: Античная философия.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для входного инструктажа.

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Каково соотношение мировоззрения и философии?
  3. Каковы исторические типы мировоззрения?

Дайте краткую характеристику. В чем их отличие от философии?

  1. Как формируется основной вопрос философии и в чем состоит его мировоззрение и методологическое значение?
  2. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?
  3. Как вы понимаете рассуждение Эпикура (341-270г.г. до н. э.): «Пусть никто, пока он молод, не занят философией».
  4. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, агроному, юристу и т.д.?

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Дайте общую характеристику античной философии.
  2. Каково место античной философии в истории мировой культуры?
  3. Какой главный философский интерес античности?
  4. Дайте характеристику натурфилософии?
  5. Охарактеризовать воззрения Сократа.
  6. Учения Платона об идеях, об обществе и этике.
  7. Дайте характеристики учению киников.
  8. Дайте характеристики учению эпикурейцев.
  9. Дайте характеристики учению стоиков.
  10. Дайте характеристики учению скептиков.
  11. Дайте характеристики учению об обществе и этике Аристотеля.

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Средневековая философия» И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г. (стр. 22)

Темы докладов и презентации.

  1. Философия Аристотеля: форма и движение. Логика и методология.
  2. Философия Милетской школы, дать общую характеристику.
  3. Философия Пифагора о феномене чисел.
  4. Противостояние учений Гераклита и элеатов. Парменида и Зенона.
  5. Демокрит  - учение атомизма.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 3.

Раздел 1.Основные этапы развития философской мысли.

Наименование работы: Средневековая философия.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для входного инструктажа.

  1. Дайте общую характеристику античной философии.
  2. Каково место античной философии в истории мировой культуры?
  3. Какой главный философский интерес античности?
  4. Дайте характеристику натурфилософии?
  5. Охарактеризовать воззрения Сократа.
  6. Учения Платона об идеях, об обществе и этике.
  7. Дайте характеристики учению киников.
  8. Дайте характеристики учению эпикурейцев.
  9. Дайте характеристики учению стоиков.
  10. Дайте характеристики учению скептиков.
  11. Дайте характеристики учению об обществе и этике Аристотеля.

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Дайте общую характеристику средневековой философии.
  2. Каков философский смысл принципа теоцентризма?
  3. Охарактеризовать учение о сотворении мира – креационизма.
  4. Как понимается план Бога спасения человека, по принципу провиденциализма (Августин).
  5. Дать характеристику учению герменевтики средних веков – символизм.
  6. Охарактеризуйте позиции средневекового реализма и номинализма.
  7. Охарактеризуйте средневековое общество и отношение человека к природе.

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Философия эпохи Возрождения» И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

(стр. 33)

Темы докладов и презентации.

  1. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
  2. Проблемы разума и веры в средневековой философии.
  3. Философское учение Фомы Аквинского.
  4. Философское учение Августина Блаженного.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 4.

Раздел 1.Основные этапы развития философской мысли.

Наименование работы: Философия эпохи Возрождения.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для входного инструктажа.

  1. Дайте общую характеристику средневековой философии.
  2. Каков философский смысл принципа теоцентризма?
  3. Охарактеризовать учение о сотворении мира – креационизма.
  4. Как понимается план Бога спасения человека, по принципу провиденциализма (Августин).
  5. Дать характеристику учению герменевтики средних веков – символизм.
  6. Охарактеризуйте позиции средневекового реализма и номинализма.
  7. Охарактеризуйте средневековое общество и отношение человека к природе.

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Основные идеи эпохи Возрождения.
  2. Дать характеристику основной идеи философии эпохи Возрождения – антропоцентризму.
  3. Дать характеристику философской идеи эпохи Возрождения – гуманизму.
  4. «Человек могущественен подобно Богу», считает Фичино, объясните его высказывание.
  5. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Почему?
  6. Ваше мнение о творческой деятельности Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Философия Нового времени» И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г. (стр. 42)

Темы докладов и презентации.

  1. Философия Кузанского.
  2. Философия Джордано Бруно, его учение пантеизма.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 5.

Раздел 1.Основные этапы развития философской мысли.

Наименование работы: Философия Нового времени.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для входного инструктажа.

  1. Основные идеи эпохи Возрождения.
  2. Дать характеристику основной идеи философии эпохи Возрождения – антропоцентризму.
  3. Дать характеристику философской идеи эпохи Возрождения – гуманизму.
  4. «Человек могущественен подобно Богу», считает Фичино, объясните его высказывание.
  5. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Почему?
  6. Ваше мнение о творческой деятельности Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Основные направления философии нового времени.
  2. Главные философские направления Френсиса Бэкона.
  3. Декарт, основатель картезианской теоретической механики, и принципа относительности.
  4. Галилей  и Ньютон: создатели теоретической механики, и принципа относительности.
  5. Правовые идеи философии Локка. Выработка нового юридического мировоззрения.
  6. Философия Лейбница.
  7. Философия французского просвещения XVIII в.
  8. Философия Вольтера.
  9. Концепция «Общественного договора» Ж.Ж. Руссо.
  10. Философия Дени Дидро и Поля Гольбаха.

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Проблема «Бытия» в западно-европейской философии Нового времени.»

И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г. (стр. 42)

Темы докладов и презентации.

  1. Основные проблемы философии Иммануила Канта – человек.
  2. Философия Гегеля, диалектический материализм.
  3. Антропологический материализм Фейербаха.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 6.

Раздел 1.Основные этапы развития философской мысли.

Наименование работы: Проблема «Бытия» в западно-европейской философии Нового времени.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для входного инструктажа.

  1. Основные направления философии нового времени.
  2. Главные философские направления Френсиса Бэкона.
  3. Декарт, основатель картезианской теоретической механики, и принципа относительности.
  4. Галилей  и Ньютон: создатели теоретической механики, и принципа относительности.
  5. Правовые идеи философии Локка. Выработка нового юридического мировоззрения.
  6. Философия Лейбница.
  7. Философия французского просвещения XVIII в.
  8. Философия Вольтера.
  9. Концепция «Общественного договора» Ж.Ж. Руссо.
  10. Философия Дени Дидро и Поля Гольбаха.

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Каковы жизненные корни и философский смысл проблемы бытия в античную эпоху?
  2. Проблемы бытия в эпоху Средних веков (Христианское учение).
  3. Проблемы бытия в западноевропейской философии нового времени.
  4. Проблема бытия в русской религиозной философии.
  5. XX век: судьба проблемы бытия.
  6. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Западная философия 19-20 веков» И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

(стр. 101)

Темы докладов и презентации.

  1. Абсолют в понимании Парменида и христианское учение о Боге: сравнительный анализ.
  2. Бытие и небытие, два принципа философии.
  3. Проблема бытия в философии М. Хайдеггера
  4. Судьба: проблемы бытия в XX веке.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 7.

Раздел 1.Основные этапы развития философской мысли.

Наименование работы: Западная философия 19-20 веков

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для входного инструктажа.

  1. Каковы жизненные корни и философский смысл проблемы бытия в античную эпоху?
  2. Проблемы бытия в эпоху Средних веков (Христианское учение).
  3. Проблемы бытия в западноевропейской философии нового времени.
  4. Проблема бытия в русской религиозной философии.
  5. XX век: судьба проблемы бытия.
  6. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Философия Георга Гегеля: абсолютный идеализм.
  2. Что содержит в себе такая наука как Логика по Гегелю?
  3. Почему Людвиг Фейербах видит основу идеального в природе и человеке?
  4. Теория диалектического материализма Карла Маркса.
  5. «Всё, что существует, это воля, как воля к жизни» - объясните смысл философской теории Артура Шопенгауэра.
  6. Философия власти – Фридрих Ницше.
  7. Объясните философию Хайдеггера: учение о бытии человека в мире, как существа обладающего сознанием.
  8. Феноменология Гуссерля.

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Античная философия» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Аналитическая философия XX в.
  2. Структурализм в XX в. От структурализма к постмодернизму.
  3.  Философия герменевтики.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 8.

Раздел 1.Основные этапы развития философской мысли.

Наименование работы: Русская философия XIX – XX в.».

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Философия Георга Гегеля: абсолютный идеализм.
  2. Что содержит в себе такая наука как Логика по Гегелю?
  3. Почему Людвиг Фейербах видит основу идеального в природе и человеке?
  4. Теория диалектического материализма Карла Маркса.
  5. «Всё, что существует, это воля, как воля к жизни» - объясните смысл философской теории Артура Шопенгауэра.
  6. Философия власти – Фридрих Ницше.
  7. Объясните философию Хайдеггера: учение о бытии человека в мире, как существа обладающего сознанием.
  8. Феноменология Гуссерля.

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Философская школа славянофилов Н.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин,  А.С. Хомонов.
  2. Философское учение западников (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен).
  3. Перечислите главные принципы русской философии XIX в.
  4. Философия А.Ф. Лосева.
  5. Философия Н.А. Бердяева.
  6. Человек в философии Н.Г. Чернышевского.
  7. Характерные черты русского консерватизма.

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

  1. Подготовить конспект на тему «Происхождение и сущность человека» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. История русской философии.
  2. Характерные черты русской философии.
  3. Философская концепция русского космизма.
  4. Философия русского консерватизма в XVIII в.: Данилевский Я.Д., Победоносцев К.П., Леонтьев К.Н.
  5. Философия всеединства в XVIII в.: Соловьев В.С., Булгаков С.Н., Флоренский П.А., Карсавин Л.П., Трубецкой С.Н.
  6. Философия всеединства XX в.: В.В. Розанов.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 9.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Происхождение и сущность человека.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Философская школа славянофилов Н.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин,  А.С. Хомонов.
  2. Философское учение западников (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен).
  3. Перечислите главные принципы русской философии XIX в.
  4. Философия А.Ф. Лосева.
  5. Философия Н.А. Бердяева.
  6. Человек в философии Н.Г. Чернышевского.
  7. Характерные черты русского консерватизма.

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. История происхождения и становления человека.
  2. Биологическая и духовная сущность человека.
  3. В чем человек уникален и универсален?
  4. Считается, что человек – существо историческое, т.к. он стремится внедриться в будущее. Правда ли это?
  5. Какова природа психиатрических функций человека, способность познавать мир?
  6. Какова сущность и предназначение человека?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Взаимосвязь природы и человека» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Проблемы человека в Античную эпоху.
  2. Проблемы человека в Средние века.
  3. Проблемы человека в Эпоху возрождения.
  4. Проблемы человека в Новое время.
  5. Человек и человечество.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 10.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Взаимосвязь природы и человека.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. История происхождения и становления человека.
  2. Биологическая и духовная сущность человека.
  3. В чем человек уникален и универсален?
  4. Считается, что человек – существо историческое, т.к. он стремится внедриться в будущее. Правда ли это?
  5. Какова природа психиатрических функций человека, способность познавать мир?
  6. Какова сущность и предназначение человека?

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Человек – это единство природного (биологического) и общественного, дайте определения.
  2. К. Маркс о взаимосвязи биологической и социальной сущности человека.
  3. Эволюционный путь развития человека, как он проходит?
  4. Продолжается ли биологическая эволюция человека?
  5. Что такое человечество?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Типология личности» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. В чем смысл жизни человека (проблема жизни, смерти, бессмертия).
  2.  «Доброта спасет мир», что хочет этим сказать Ф. Достоевский.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 11.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Типология личности.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Человек – это единство природного (биологического) и общественного, дайте определения.
  2. К. Маркс о взаимосвязи биологической и социальной сущности человека.
  3. Эволюционный путь развития человека, как он проходит?
  4. Продолжается ли биологическая эволюция человека?
  5. Что такое человечество?

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Объяснить понятия: человек, индивид, личность.
  2. Перечислить качества личности выраженных в индивидуальных особенностях.
  3. Свобода и ответственность личности. Какой смысл этих принципов?
  4. В чем суть концепции «социальные роли» личности?
  5. Дайте характеристику «социальному типу» в обществе, в разные эпохи его развития.
  6. Зависит ли активность личности от прав и свобод, которые ей определяет общество?
  7. Предложите эффективную систему нравственного воспитания в современных условиях.
  8. Что имел в виду К. Маркс, давая определение: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Жизненный мир человека» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Особенность социализации общества.
  2. Особенность проблемы самореализации личности.
  3. Личность в современном обществе.
  4. Взаимоотношения личности и трудового коллектива.
  5. Я и моя свобода: свобода выбора и свободный выбор.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 12.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Жизненный мир человека..

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Объяснить понятия: человек, индивид, личность.
  2. Перечислить качества личности выраженных в индивидуальных особенностях.
  3. Свобода и ответственность личности. Какой смысл этих принципов?
  4. В чем суть концепции «социальные роли» личности?
  5. Дайте характеристику «социальному типу» в обществе, в разные эпохи его развития.
  6. Зависит ли активность личности от прав и свобод, которые ей определяет общество?
  7. Предложите эффективную систему нравственного воспитания в современных условиях.
  8. Что имел в виду К. Маркс, давая определение: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений?

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Что такое жизнь?
  2. Противопоставьте «жизнь» и «бытие» и объясните эти состояния. Если «жизнь» - это движение, становление, то, что такое бытие?
  3. Что имел в виду Ф. Ницше, утверждая: «Нет бытия, есть только становление»?
  4. Разделяете ли Вы точку зрения Гольбах: «Человек создан для деятельности. Этого требуют его собственные интересы. Человеку необходима жизнь полная труда. Только жизнь посвященная труду на пользу общества, делает его достойным уважения в глазах других людей».
  5. Объясните, как Вы понимаете высказывание Д.М. Карамзина: «Смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, и ценность его жизни – в способности совершенствуя мир, совершенствоваться самому».
  6. Каково Ваше мнение о высказывании ученого Дорст: Мы живем в эпоху техники, когда гуманитарий уступил место технократу, когда цивилизация человека занимается цивилизацией машин и роботов, которые быть может, поглотят нас когда-нибудь.
  7.  Согласны ли Вы с такой жизненной позицией: «Смысл жизни в самом существовании»?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Происхождение и сущность человека» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Значение и границы проблемы смысла жизни?
  2. Может ли благо отечества быть жизненным смыслом?
  3. Для чего живет человек?
  4. Стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 13.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Философия жизни Ф. Ницше.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Что такое жизнь?
  2. Противопоставьте «жизнь» и «бытие» и объясните эти состояния. Если «жизнь» - это движение, становление, то, что такое бытие?
  3. Что имел в виду Ф. Ницше, утверждая: «Нет бытия, есть только становление»?
  4. Разделяете ли Вы точку зрения Гольбах: «Человек создан для деятельности. Этого требуют его собственные интересы. Человеку необходима жизнь полная труда. Только жизнь посвященная труду на пользу общества, делает его достойным уважения в глазах других людей».
  5. Объясните, как Вы понимаете высказывание Д.М. Карамзина: «Смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, и ценность его жизни – в способности совершенствуя мир, совершенствоваться самому».
  6. Каково Ваше мнение о высказывании ученого Дорст: Мы живем в эпоху техники, когда гуманитарий уступил место технократу, когда цивилизация человека занимается цивилизацией машин и роботов, которые быть может, поглотят нас когда-нибудь.
  7.  Согласны ли Вы с такой жизненной позицией: «Смысл жизни в самом существовании»?

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Почему в основу всего в философии жизни Фридрих Ницше поместил всего к власти?
  2. В чем смысл лозунга Ницше - «Живи опасно»?
  3. Чем является  философия для Ницше?
  4. Вечное - это когда всё умирает и всё расцветает вновь? Объясните смысл этого высказывания.
  5. Почему Ницше характеризуют, многие как нигилиста?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Сознание, его структура и функции» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. «Философия жизни» Фридрих Ницше.
  2. «Воля есть иррациональный импульс бытия», что имел ввиду Ницше. (форма психики)

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 14.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Сознание, его структура и функции.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Почему в основу всего в философии жизни Фридрих Ницше поместил всего к власти?
  2. В чем смысл лозунга Ницше - «Живи опасно»?
  3. Чем является  философия для Ницше?
  4. Вечное - это когда всё умирает и всё расцветает вновь? Объясните смысл этого высказывания.
  5. Почему Ницше характеризуют, многие как нигилиста?

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Что такое сознание и какова его структура?
  2. Каковы функции сознания?
  3. Решение проблемы сознания в античную эпоху?
  4. Решение проблемы сознания в средние века?
  5. Решение проблемы сознания в эпоху возрождения?
  6. Решение проблемы сознания в Новое время?
  7. Что такое самосознание?
  8. Что имел ввиду Сократ, когда призывал: « Познай самого себя, и ты познаешь истину»?
  9. Каково соотношение биологического и социального в происхождение сознания?
  1. Что такое обыденное сознание?
  2. Что такое теоритическое сознание?
  3. Что такое общественное сознание и его формы?
  4. Дать определение формам общественного сознания;
  • Политическое сознание - это:
  • Правовое сознание - это:
  • Нравственное сознание - это:
  • Эстетическое сознание - это:
  • Экологическое сознание - это:
  • Религиозное сознание - это:

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Сознание и бессознательное» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

1.Как возникло сознание, какова роль труда, общения и языка в формировании и развитие, сознания?

2.Сознание и мозг. Идеальное и материальное.

3. Значение философского учения о сознании современной науки.

4. Сознание, как высшая форма отражения действительности.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 15.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Сознание и бессознательное.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Что такое сознание и какова его структура?
  2. Каковы функции сознания?
  3. Решение проблемы сознания в античную эпоху?
  4. Решение проблемы сознания в средние века?
  5. Решение проблемы сознания в эпоху возрождения?
  6. Решение проблемы сознания в Новое время?
  7. Что такое самосознание?
  8. Что имел ввиду Сократ, когда призывал: « Познай самого себя, и ты познаешь истину»?
  9. Каково соотношение биологического и социального в происхождение сознания?
  1. Что такое обыденное сознание?
  2. Что такое теоритическое сознание?
  3. Что такое общественное сознание и его формы?
  4. Дать определение формам общественного сознания;
  • Политическое сознание - это:
  • Правовое сознание - это:
  • Нравственное сознание - это:
  • Эстетическое сознание - это:
  • Экологическое сознание - это:
  • Религиозное сознание - это:

Текущий инструктаж.

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Бессознательное - что это?
  2. В чем состоит взаимосвязь бессознательного и сознания?
  3. Охарактеризуйте уровни бессознательного.
  4. Какую роль играет сознание в жизни человека?
  5. Бессознательное и проблема социальных фильтров.
  6. Назовите идею бессознательного по З. Фрейду.
  7. Чем опасна для общества стихия бессознательного?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Познание, его формы и сущность» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

1 Что относится к бессознательным процессам? (эмоции, интуиция, сновидения и т.д.)

2. К. Маркс и З. Фрейд считали, что бессознательное-причина и основа?

Почему,

3.Фрейд укреплять призывал  в себе само сознательно «я» и освобождаться от бессознательного?

4. К. Маркс определил бессознательное, как социальное. Почему?

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 16.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Познание, его формы и сущность.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Бессознательное - что это?
  2. В чем состоит взаимосвязь бессознательного и сознания?
  3. Охарактеризуйте уровни бессознательного.
  4. Какую роль играет сознание в жизни человека?
  5. Бессознательное и проблема социальных фильтров.
  6. Назовите идею бессознательного по З. Фрейду.
  7. Чем опасна для общества стихия бессознательного?

Текущий инструктаж:

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Что такое  познание?
  2. Объяснит взаимосвязь практики и познания.
  3. Охарактеризовать виды познания.
  4. Какова взаимосвязь познания и знания?
  5. Объяснить значение - «субъект познания», «объект познания», «предмет познания».
  6. Охарактеризовать формы эмпиризма (чувственного) познания; ощущения, восприятие, представление.
  7. Охарактеризуйте формы мысли; понятие, суждение, умозаключение.
  8. Почему основой единства чувственного и рационального является - общественная практика?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Наука, её роль в жизни человека и общества» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. 1 Соотношение элипирического (чувственного) и

рационального в познании.

  1. Концепция рационализма в цеосеологии: разум, логическое мышление.
  2. Научное познание и его методы.
  3. Проблемы научной истины и заблуждений.
  4. Философские проблемы веры и знаний.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 17.

Раздел 2.Философия человека.

Наименование работы: Наука, её роль в жизни человека и общества.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Что такое  познание?
  2. Объяснит взаимосвязь практики и познания.
  3. Охарактеризовать виды познания.
  4. Какова взаимосвязь познания и знания?
  5. Объяснить значение - «субъект познания», «объект познания», «предмет познания».
  6. Охарактеризовать формы эмпиризма (чувственного) познания; ощущения, восприятие, представление.
  7. Охарактеризуйте формы мысли; понятие, суждение, умозаключение.
  8. Почему основой единства чувственного и рационального является - общественная практика?

Текущий инструктаж:

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Что такое наука?
  2. Охарактеризуйте этапы развития науки.
  3. Чем наука отличается от обыденного познания?
  4. Что такое эмпиризм?
  5.  Дайте определение теоретическому уровню познания.
  6. Дайте определение: анализ и синтез.
  7. Охарактеризуйте методы: индукции и дедукции.
  8. Дать определение теоретическим методом:
  • Аксиоматическом;
  • Констктивистским;
  • Гипотетико-дедуктивный;
  • Прагматический;
  • Логический;
  • Исторический;
  • Формализации;
  1. Объясните понятие гипотезы, теории, аксиомы.

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Общество и его развитие» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Эмпирический уровень познания, его методы.
  2. Теоретический  уровень исследования. Природа научных концептов: идеализация.
  3. Становление научной теории и рост теоритического знания.
  4. Наука и истина.
  5. Идеалы науки. Этика ученого.
  6. Соотношение философской, религиозной и научной картин мира.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 18.

Раздел 3. Социальная философия.

Наименование работы: Общество и его развитие.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Что такое наука?
  2. Охарактеризуйте этапы развития науки.
  3. Чем наука отличается от обыденного познания?
  4. Что такое эмпиризм?
  5.  Дайте определение теоретическому уровню познания.
  6. Дайте определение: анализ и синтез.
  7. Охарактеризуйте методы: индукции и дедукции.
  8. Дать определение теоретическим методом:
  • Аксиоматическом;
  • Констктивистским;
  • Гипотетико-дедуктивный;
  • Прагматический;
  • Логический;
  • Исторический;
  • Формализации;
  1. Объясните понятие гипотезы, теории, аксиомы.

Текущий инструктаж:

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Дайте  определение: « Общество - это»?
  2. Назвать  три концептуальных подхода к истории общества.
  3. Что такое формация?
  4. Что такое цивилизация?
  5. Назвать характерные черты традиционного общества.
  6. Назвать характерные черты индустриального общества.
  7. Что такое рациональность и что она дает индустриальному обществу.
  8. Назвать характерные черты постиндустриального общества.

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Философия культуры» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Основные принципы цивилизационного подхода к истории развития общества.
  2. Концепция У. Ростоу «Теория стадий развития общества»
  3. Традиционное и индустриальное общество, как  сформировавшихся типа цивилизации.
  4. Рациональность, как социокультурная проблема.
  5. Информационно - техническое общество и новый тип  рациональности.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 19.

Раздел 3. Социальная философия.

Наименование работы: Философия культуры.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Дайте  определение: « Общество - это»?
  2. Назвать  три концептуальных подхода к истории общества.
  3. Что такое формация?
  4. Что такое цивилизация?
  5. Назвать характерные черты традиционного общества.
  6. Назвать характерные черты индустриального общества.
  7. Что такое рациональность и что она дает индустриальному обществу.
  8. Назвать характерные черты постиндустриального общества.

Текущий инструктаж:

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Что такое культура?
  2. Какова специфика  философии  культуры?
  3. Перечислить спектр вопросов философии культуры:
  • Что такое культура?
  • Должны ли  национальные культуры сохранять собственную суверенность?
  1. Нужна ли человечеству общепланетарная, универсальная культура?
  2. Почему культура – это феномен?
  3. Какова взаимосвязь культуры и природы?
  4. Самоопределение этноса и культуры?
  5. Какова взаимосвязь культуры и истории?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Общество и его развитие» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Культура и история её создания.
  2. Феноменальность культуры.
  3. Социальная психология, как  одна из культурных детерминирует жизнедеятельности людей.
  4. Культ и культура (начало от культа)
  5. Культура и цивилизация
  6. Типология культур.
  7. Культура и контркультура.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 20.

Раздел 3. Социальная философия.

Наименование работы: Запад и Восток: Россия в диалоге культур.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Что такое культура?
  2. Какова специфика  философии  культуры?
  3. Перечислить спектр вопросов философии культуры:
  • Что такое культура?
  • Должны ли  национальные культуры сохранять собственную суверенность?
  1. Нужна ли человечеству общепланетарная, универсальная культура?
  2. Почему культура – это феномен?
  3. Какова взаимосвязь культуры и природы?
  4. Самоопределение этноса и культуры?
  5. Какова взаимосвязь культуры и истории?

Текущий инструктаж:

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Каковы особенности Восточной культуры?
  2. Каковы особенности Западной культуры?
  3. Каковы особенности Восточной  Западной культур?
  4. Почему западноевропейская цивилизация оказалась в кризисе?
  5. Кто такие славянофилы? (Киреевский Н.В., А.С. Хомяков, Самарин Ю.Ф.)
  6. Кто такие западники? ( П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен)
  7. Прав ли Р. Киплинг, написав следующие строки: « Восток, есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда им не сойтись»?

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Философия истории» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Диалог культур и кризис европоцентризма.
  2. Место в России в диалоге Западной и Восточной культур.
  3. История русской культуры.
  4. Еврозийство - направление за диалог России с Западом и Востоком   (Л.Н. Гумилёв, Г.В. Вернадский, Т.Н. Савицкий)

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 21.

Раздел 3. Социальная философия.

Наименование работы: Философия и религия.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Каковы особенности Восточной культуры?
  2. Каковы особенности Западной культуры?
  3. Каковы особенности Восточной  Западной культур?
  4. Почему западноевропейская цивилизация оказалась в кризисе?
  5. Кто такие славянофилы? (Киреевский Н.В., А.С. Хомяков, Самарин Ю.Ф.)
  6. Кто такие западники? ( П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен)
  7. Прав ли Р. Киплинг, написав следующие строки: « Восток, есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда им не сойтись»?

Текущий инструктаж:

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Что такое « философия религии»
  2. Почему философия религии  представляет либо как:
  • Филособрское религиоведение (философский анализ  наличной системы религиозных верований);
  • Философская теология (попытка конструктивного философского обоснования в виде учения о боге)
  1. Что такое верование?
  2. Что такое религиозная картина мира ( свойства и закономерности природы в результаты обобщения  и синтеза религиозного опыта угодий)?
  3. Что такое мимика?
  4. Что такое теология? (отношения между  богом и миром)
  5. Что собой представляет  онтологическое доказательство существования Бога (кант)?
  6. Космологическое доказательство в вопросе Бога (Тейяр де Шарден). Концепция « Эволюционно – космического христианства».
  7. Телеологическое доказательство существования Бога (форма Аквинский и доказательства XVIII- XIX в.)

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовить конспект на тему «Общество и его развитие» К.Е. Халин «Философия» издательство Академия Москва 2007г. (стр. 135)

Темы докладов и презентации.

  1. Философское религиоведение.
  2. Мировая религия: Христианство.
  3. Мировая религия: Буддизм.
  4. Мировая религия: Ислам.
  5. Философско -  антропологические концепции существования Бога.
  6. Философско - теистические концептциализации природы Бога           (метафизическое и физическая сущность Бога).

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическая работа № 22.

Раздел 3. Социальная философия.

Наименование работы: Философия истории.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

Основная:

  1. И.Ю. Медакова «Практикум по философии» издательство Форум, Москва 2012г.

Дополнительная:

  1. В.А. Канке «Основы философии» издательство Погос Москва 2007г.
  2. В.П. Кохановский «Философия» издательство Феникс Ростов на Дону 2006г.
  3. К.Е. Хомин «Философия» издательство Академия Москва 2007г.
  4. А.А. Горелов «Основы философии» издательство Академия наук Москва 2008г
  5. А.А. Радугин «Философия» издательство Центр Москва 2008г.
  6. Интернет-ресурсы.

Вопросы для вводного инструктажа.

  1. Что такое « философия религии»
  2. Почему философия религии  представляет либо как:
  3. Филособрское религиоведение (философский анализ  наличной системы религиозных верований);
  4. Философская теология (попытка конструктивного философского обоснования в виде учения о боге)
  5. Что такое верование?
  6. Что такое религиозная картина мира ( свойства и закономерности природы в результаты обобщения  и синтеза религиозного опыта угодий)?
  7. Что такое мимика?
  8. Что такое теология? (отношения между  богом и миром)
  9. Что собой представляет  онтологическое доказательство существования Бога (кант)?
  10. Космологическое доказательство в вопросе Бога (Тейяр де Шарден). Концепция « Эволюционно – космического христианства».
  11. Телеологическое доказательство существования Бога (форма Аквинский и доказательства XVIII- XIX в.)

Текущий инструктаж:

В тетрадях для выполнения практических работ ответьте на следующие вопросы, при выполнении практической работы можно пользоваться тетрадью для конспектов:

  1. Как происходило развитие истории  в античную эпоху?
  2. Каковы особенности развития философии  истории в Средние века     ( христианство)?
  3. Каковы особенности истории Нового времени?
  4. Каков смыл концепции философии истории К. Маркса?
  5. Кто является сторонниками линейного развития общества?
  6. Объяснить, что собой представляет  идея поступательного характера в истории. ( И.Г. Гердер, Г.В. Гегель)
  7. А.Д. Тойнби считая, что цивилизацию, а историю создает  « Новая духовная реальность» (творчество, мышление и воображение)

Заключительный инструктаж.

1. Составьте отчет о проделанной работе. Укажите в отчете: Дату, Практическая работа №, Раздел, Наименование работы, Цель занятия, кратко опишите порядок выполнения работы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.

2. Ответьте на индивидуальные вопросы преподавателя по выполнению работы.

Домашнее задание.

Подготовка к зачету, написанию эссе.

ИТК подготовила преподаватель                                         Ю.П. Белоконь

Практическое задание №23

Тема: « Глобальные проблемы современности»

Вопросы, которые необходимо подготовить к семинару по данной теме (самостоятельно):

1.Что такое глобализация?

2.Что такое глобализация социальных и культурных процессов?

3.Что собой представляет суперсистема общепланетарного единства творчества?

4.В чем сущность экологических проблем?

5.Какие задачи поставлены перед человечеством, глобальные  проблемы?

6.В чем сущность демографической проблемы?

7.Что такое научно- технический прогресс и его негативные и позитивные последствия?

Тема докладов и презентации:

  1.  Глобальные проблемы войны и мира.
  2. Глобальные проблемы здоровья человека.
  3. Глобальные проблемы международного терроризма.
  4. Гуманизм, как ценностная основа решения глобальных проблем современности.
  5. Космоцентрический взгляд на решение глобальных  проблем человечества - « философия общего дела» Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

        Рекомендуемая литература:

1.        «Основы философии»- А. А. Горлов. М. Академ. Наук 2008 г.

2.        «Основы философии» - В.А. Канке, М. Погос  2007 г.

3.        Философия – В.П. Кохановский. Ростов – на - Дону. Феникс 2006г.

4.        Философия - А.А. Радугин, М. Центр  2008 г.

5.        Философия – К.Е. Халин. М. Академ. 2007г.

6.        Компьютеры: интернет - ресурсы.