Презентация "Культура и религия" 4 класс

Мусова Руфия Мусовна

Презентация + реферат  "Культура и религия" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timirov_t_kultura_i_religiya.pptx2.28 МБ
Файл ref_timirov_kultura_i_religiya.docx59.89 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: Ученик 4 «Б» класса Тимиров Талгат Презентация «КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ»

Слайд 2

Культура - воспитание , образование , развитие морали , этики , нравственности ; совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком является частью культуры.

Слайд 3

Что такое религия? Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное , включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов , культовых действий и объединение людей в организации ( церковь , религиозную общину ).

Слайд 4

Православие Иудаизм Ислам буддизм На территории России основными считаются 4 религии:

Слайд 5

Христианство Самая крупная по числу последователей мировая религия.

Слайд 6

Буддий ская ступа Буддизм

Слайд 7

Ислам (по-арабски "покорность") Религия, одна из мировых религий её последователи - мусульмане. Мечеть

Слайд 8

мечеть

Слайд 9

синагога Иудаизм Звезда Давида Менора Символы иудаизма

Слайд 10

Ритуал — религиозный обряд . Ритуал — традиционный порядок проведения какой-либо церемонии . Ритуалы в религиях мира

Слайд 11

Христианство Молитва Богослужение Венчание Причищение Крещение погребение

Слайд 12

буддизм Молитва Ритуал очищения Погребение Ритуал притягивания богатства Ритуалы красоты

Слайд 13

Ислам Молитва Милостыня Паломничество Пост

Слайд 14

Иудаизм Молитва омовение Жертвоприношение Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламентируют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1018"

Реферат

по дисциплине:

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

на тему:

«КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ»

Выполнил:

Ученик 4 «Б» класса

Тимиров Талгат

Москва, 2018 г.

Введение

Культура (от лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, то есть изменение природы под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило более обобщённое значение и им стали называть всё созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются её существенные черты. Культура предстаёт как сотворённая человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Этим определением утверждается также принцип, что не следует искать особой «сферы культуры». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Одна является продуктом материального, а другая духовного производства.

Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; Religare — связывать, привязывать; relegere — возвращаться, обдумывать, бояться) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, тип мировоззрения важнейшая область духовной жизни людей и культуры. Религия — это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы — Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходятся с этим осмыслением религии и то, что предлагают современные мыслители. [1, 231 с.]

Родственность, близость и взаимосвязь культуры и религии состоит в том, что они решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.

Культура и религия

  1. Религия – первооснова культуры.

Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. «Религия не может быть частным делом, — писал Н.А. Бердяев, — как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопределяющим делом» [1, с.412]. Философ считал, что сама наука возвращается к своим магическим истокам, и скоро окончательно выявится магический характер техники, «Религия и знание вновь приходят в соприкосновение, и рождается потребность в религиозном знании». [2, с.436] Культурологи всегда подчеркивали, что религии — это явление мировой культуры. К. Ясперс, рассматривая осевое время, уделил немалое внимание феномену религии. Касаясь этого рубежа человеческой истории, К. Ясперс писал: «Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Греческие, индийские, китайские философы и Будда в своих основных идеях о Боге были далеки от мифа…Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии». [3, с.31]

Определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности в течение многих столетий было православие. Из 708 дошедших до нас рукописей XI-XIV в.в. только 20 были светского содержания [4, с.254]. Кроме того, этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. Н.А. Бердяев писал, что культура родилась из культа. «Культура – благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения». [5, с.248] И даже такой, совсем нерелигиозный писатель, как М. Горький, считал, что «Бог есть комплекс…идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм».

2. Соотношение культуры и религии.

Религия – духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она создаёт иерархию ценностей, на вершине которой стоит бог, и все остальные ценности как бы выводятся из Божественного промысла. Тем самым религия способна подчинить и объединить вокруг себя все сферы культуры.

Так, в культуре, возникающей на базе определённой религии, служение потребностям церкви образует общую направленность и стилистику художественного творчества. Искусство пронизывается религиозными терминами и идеями, философия и наука исходят из освящённых этой религией представлений о природе, обществе, человеке. Таким образом, всё существующее получает единое объяснение и обоснование, а даже самые далёкие друг от друга культурные формы оказываются связанными между собой общими установками, обусловленными господствующей религией.

Религия оказывает двойственное влияние на культуру. С одной стороны, получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, проследив исторический ход её развития, можно утверждать: сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Посему, главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.

6. Взаимосвязь между культурой и религией на примере Рима.

Римская культура, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.

Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.

Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Mapс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.

Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне».

Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда — развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела. [6, с.124 - 125]

Заключение

Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.

Роль религии и культуры, а наиболее важное – их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. Единство религии и культуры, скорее – религий и культур, в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, имеют большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивают на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов организации их совместной жизни; начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. с. 248.

2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и и искусства. М., 1994, с. 412.

3. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003, с. 231.

4. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003, с. 124 – 125.

5. Мамонтов С.П. Основы культурологи. Учебное пособие для высших

учебных заведений.3-е изд., доп.- М.: « Олимп», «ИНФРА-М», 1999 с.254.

6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1, М,, 1978, с, 31.