Выступление на научной конференции ИГСУ РАНХ и ГС, 2018

Малашина Татьяна Ивановна

Выступление на тему: «Аксиологический потенциал современных культурных тенденций» на Международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: вызовы и возможности», организованной 14-18 мая 2018 года Институтом государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУ РАНХиГС)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Тема: «Аксиологический потенциал современных культурных тенденций»

Международная конференц-сессия «Государственное управление и развитие России: вызовы и возможности»

14-18 мая 2018 года Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации (ИГСУ РАНХиГС)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Исследование аксиологического среза современных культурных тенденций актуально с точки зрения выявления эвристического потенциала, возможности которого могут быть использованы для гармонизации социокультурных процессов, преодоления огромного конфликтного потенциала, возникшего из-за аксиологической рассогласованности на разных уровнях социального воспроизводства: межличностном, общественном, межнациональном, межгосударственном.

Под понятием «культурные тенденции» в данной статье подразумевается характерная для современного социокультурного развития конфигурация аксиологических тенденций, сопутствующих разнонаправленным векторам отечественной культурной политики.

Напомним, что ценности в жизни человека и общества выполняют важнейшие функции, в процессе реализации которых строится общественное развитие.

Во-первых, они являются базисом формирования социальных взаимодействий личности. Общность ценностных установок способствует взаимопониманию не только между людьми, властью и обществом, но и служит основой для достижения консенсуса и в международных отношениях.

Во-вторых, ценности, выступая смыслообразующим компонентом деятельности человека и общества, мотивируют их социальную направленность.

В-третьих, ценности, являясь одним из важнейших элементов мировоззрения, играют важную роль критического осмысления действительности, помогают человеку и обществу согласовывать их картину мира с окружающей реальностью.

В-четвертых, они выступают регуляторами поведения человека и общества на чувственно-эмоциональном уровне, что также является важным фактором социальных взаимодействий.

Исходя из этого очевидно, что изучение социокультурной ситуации с аксиологической стороны позволяет выявить динамику общественного развития, определить ее положительные и отрицательные тенденции, предположить возможные сценарии развития будущего.

В соответствии с проведенным Г.А. Аванесовой и О.Н. Астафьевой[1] анализом состояния современной национальной культуры, на наш взгляд, можно выделить наиболее существенные аксиологические направления, соответствующие основным векторам нынешней культурной политики.

В первую очередь следует выделить группу традиционных ценностей, составляющих особенность русской ментальности, для которой свойственны такие отличительные черты, как приоритет духовного над материальным, соборность как нравственная общность коллектива, идущая от православия, любовь к Родине, предпочтение общественных интересов личным, ценности семьи, дружбы и любви, добросовестного труда; понимание красоты в тесной сопряженности с добром, милосердие, сострадание. Таким образом, в основе перечисленных ценностей, а значит и в восприятии русским человеком окружающего мира заложен принцип холизма, который, предполагая приоритет целого по отношению к его частям, в русской ментальности рассматривает человека как часть коллектива, а гармоничную личность как целостную личность.

Вторая группа ценностных предпочтений, которые получили наибольшее распространение в последние десятилетия, связана с преобразованиями в основных сферах жизни общества: в экономике посредством внедрения рыночных механизмов хозяйствования, распространения процессов информатизации и парадигмы общества потребления; в политике – через утверждение неолиберальных принципов управления государством; в культуре - вместе с формированием контекста постмодернизма.

Среди основных либеральных ценностей следует отметить идеалы свободы, индивидуализма, права на частную собственность, равенства и терпимости, рационализм, эгалитаризм. К ним примыкают ценности общества потребления – примат материального над духовным, приобретательство, накопительство, вещизм, гедонизм, стремление к успеху. При общей эклектичности перечисленных аксиологических установок их объединяет такая агрессивная по отношению к человеческой личности тенденция, как «расчеловечивание» человека на основе вытеснения нравственных смыслов, и как следствие - симулякризация социокультурного пространства.

Формирование третьей группы ценностных установок связано с вновь сложившимися социокультурными предпосылками, обусловленными развитием информационного общества, способствовавшими смене традиционной культуры культурой новаторской. Парадигма инновационной культуры только начинает оформляться. Ее концепция определяется идеей устойчивого развития современной цивилизации на основе перманентных нововведений в науке, образовании, культуре, экономике, управлении. При этом логика развития инновационной культуры связана с принципом оптимальной преемственности (в конкретно-историческом плане) между традиционным прошлым, современным настоящим и инновационным будущим.

Вновь формирующийся контекст задает аксиологический спектр, к которому относятся: инновации, постоянное обновление, творчество, динамичность, стремление к личностному совершенствованию, самообновление личности и общества, ее самореализация и саморазвитие, идеал высокоинтеллектуальной и креативной личности, гуманизация инновационных процессов.

Таким образом, особенностью функционирования ценностей в современном обществе является одновременное сочетание множества разнородных семантических групп в социокультурном пространстве, что свидетельствует о серьезной рассогласованности не только общественного сознания (когда противоречивость в отношении к ценностным категориям наблюдается на уровне социальных групп), но и мировоззрения отдельно взятых субъектов.

В связи с этим приведем пример исследования аксиологических особенностей современного общества М.С. Каганом, свидетельствующий о существовании феномена аксиологической асимметрии, которая проявляется в одновременном сочетании полярных ценностей в сознании одних и тех же людей. Например, по отношению к антонимичной паре традиционных ценностей «свобода - законность» до 80% респондентов проявили двойственное отношение в зависимости от конкретной жизненной ситуации, осознавая как экзистенциальную либо ценность свободы (понимаемой как произвол), либо ценность законности[2]. Это свидетельствует о «расколотости» сознания современного индивидуума, его неоднозначности.

Очевидно, что такой ценностно-смысловой плюрализм порождает множество нежелательных социальных явлений: приводит к росту конфликтного потенциала в обществе, который проявляется низким уровнем доверия на всех ступенях общественного воспроизводства, деформацией коммуникативных процессов, и как следствие - низкой договороспособностью сторон, отсутствием социального согласия, размыванием моральных норм, что, безусловно, не лучшим образом сказывается на качестве жизни, настроении масс, а также состоянии основных сфер общества.

Согласимся с авторами исследований, которые утверждают, что нематериальные факторы оказывают существенное воздействие на экономику, научно-технические достижения. Если общественное сознание отличается конфликтностью, рассогласованностью, то в таком обществе потенциал расходуется не на развитие, а на преодоление внутренних противоречий[3].

Анализ культурных тенденций определен системой координат: культура-общество-человек. В соответствии с этим следует обратить внимание на тот факт, что наиболее сложно приходится переживать последствия ценностных разрывов отдельному индивиду.

Возвращаясь к вопросу о функциях ценностей отметим, что в ситуации ценностного хаоса человек, (как и общество в целом), испытывает на себе множественные деструктивные последствия:

- испытывает проблемы при определении жизненных стратегий, поскольку не может планировать свою жизнь на долгосрочную перспективу;

- ощущает сложности в процессе формирования экзистенциальных установок;

- переживает кризис идентичности;

- затрудняется в установлении социальных контактов из-за разности ценностных предпочтений в сознании современников;

- является заложником стрессовых ситуаций из-за непонимания и частых конфликтов, порожденных ценностным плюрализмом и аксиологическими расхождениями.

Ситуацию усугубляют внутриполитические тенденции. В основе них также лежит проблема ценностного разрыва, начало которому было положено во времена перестройки.

Нанесенная тогда «культурная травма»[4] в виде слома отлаженной в течение многих веков аксиологической системы обернулась позже необратимыми последствиями для национального самосознания. По прошествии нескольких десятилетий запущенные энтропийные процессы привели к деградации морали, которая, как известно, выступая универсальной формой общественного сознания, пронизывает все виды человеческой деятельности. Таким образом тотально распространившаяся деформация деятельностных механизмов как следствие деградации этических норм поведения затронула все уровни общественного воспроизводства.

При том, что на протяжении последних десятилетий проводились перманентные реформы основных общественных сфер, обеспечивающих жизнедеятельность людей – системы здравоохранения, системы образования, сферы культуры, правоохранительной системы и др.- улучшения качества жизни людей в массовом порядке не наступило.

В свете последних обсуждений пенсионной реформы, вызвавших огромный резонанс среди населения, возникает вопрос о причинах нынешних социальных преобразований, их направленности и целях. Ответ отчасти может быть найден в культурологической плоскости.

Исторически цивилизационное развитие России складывалось на основе идеи сильной централизованной государственной власти. В русской ментальности государство, сильная власть представляли собой особую ценность, к которой у простого человека исторически было выработано и закрепилось определенное отношение как на рациональном, так и на эмоционально-чувственном уровнях сознания. Образ «народного царя» - заступника, который мог организовать защиту и от внешнего врага, и оградить простых людей от произвола чиновников, закреплен не только в представлениях русского народа, но и осмыслен в художественной форме. Поэтому стабильность и порядок в обществе закономерно связаны в сознании наших соотечественников с прочностью российской государственности.

Процессы социальной трансформации заставляют переосмысливать эту ценность в связи с новыми аксиологическими реалиями. Новации в социальной сфере в последние десятилетия сместили роль государства с позиции патернализма к партнерству в управлении социальной сферой, передав часть полномочий гражданскому обществу и частному бизнесу. В этих новых экономических условиях социальная функция государства ослабевает, что воспринимается широкими массами народа как уход властных структур от социальной ответственности, нарушение принципов справедливости и гуманизма. В связи с этим растет недоверие к власти и реформам, которые она проводит, конфликтогенная ситуация в обществе нарастает.

Таким образом, противоречивость современного социокультурного контекста создает предпосылки для накопления огромного конфликтного потенциала, преодолевать который следует, на наш взгляд, с помощью налаживания диалога на всех уровнях социального воспроизводства, и прежде всего между обществом и властью.

Поскольку социокультурное пространство из-за своей разобщенности, хаотизации выступает в роли агрессивного фактора по отношению к человеку, на современном этапе цивилизационного развития очевидна необходимость его символического структурирования, формирования устойчивых коммуникативных связей, базирующихся на нравственной основе.


[1] См. об этом: Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Национальная культура и культурная политика современной России. //Социально-гуманитарные знания. №2, 2016, с.7-26.

[2] См. об этом: Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2007. 205 с.

[3] См об этом: Москвин А.В. О роли нематериальных факторов в развитии России. //Социально-гуманитарные знания. №2, 2017, с.110-119.

[4] См об этом: Кара-Мурза С.Г. Ценностный разрыв как политическая проблема. //Социально-гуманитарные знания. №2, 2015, с.72- 84.


Предварительный просмотр: