Влияние позитивизма О. Конта на русскую философию.

Голубова Елена Александровна
Русская философия также огромное значение придавала вопросам этического и нравственного воспитания человека. По сути, понимание того, каким образом человек может постичь и установить объективные законы развития мира и общества, является всего лишь первым шагом на пути к более глобальному вопросу - вопросу о том, как человек должен постигать себя и совершенствовать свои духовные и нравственные силы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние позитивизма О. Конта на русскую философию.

Исследователи отмечают, что одной из главных черт русской философии в целом является ее стремление охватить все сферы жизни общества. Если в центре внимания философа оказываются вопросы гносеологии и эпистемологии, это не означает, что он должен оставаться только в рамках философии науки. Он имеет полное право на то, чтобы распространить свое видение познавательных сил и способностей человека на всю сферу общественных отношений и представить свою концепцию человека в целом.

Русская философия также огромное значение придавала вопросам этического и нравственного воспитания человека. По сути, понимание того, каким образом человек может постичь и установить объективные законы развития мира и общества, является всего лишь первым шагом на пути к более глобальному вопросу - вопросу о том, как человек должен постигать себя и совершенствовать свои духовные и нравственные силы.

Испытывая значительное влияние со стороны западных авторов, русская философия, тем не менее, адаптировала их идеи к условиям современной российской действительности и иногда развивала их до таких масштабов и пределов, о которых не могли бы и подумать европейские мыслители. Примерно то же самое произошло и с идеями основателя социологии - О. Конта.

Согласно воззрениям О. Конта обществу необходима новая наука, которая позволила бы выстраивать диалог с обществом на основании понятных и близких человеку категорий, которыми отвыкла пользоваться философия, долгие годы представленная только метафизикой. Социология зарождалась как попытка борьбы с абстрактными метафизическими законами, которые были не просто оторваны от реальных процессов и явлений общества, но и усложняли и без того запутанные отношения между людьми.

О. Конт в своей теории позитивного знания об обществе исходил из того, что не существует объективных законов развития, которые пытается вывести философия. Существую конкретные общества и конкретные явления. Он предлагал использовать в качестве образца научной рациональности достижения естественнонаучных дисциплин и попробовать применить их методологические установки и стратегии к рассмотрению общественных процессов.

Позитивизм в том виде, в каком его изначально создавал О. Конт, претерпел значительные трансформации в России. В отечественной философии влияние позитивизма было отмечено, прежде всего, стремлением привести всю систему философских представлений об обществе и человеке к идеалу «научной философии».  Согласно воззрениям П. Л. Лаврова основной массив научного знания должны составлять только те факты, которые даны человеку в опыте. Никакие иные источники знаний не могут попасть в фокус рассмотрения науки, которая должна опираться только на реально существующие объекты,  доступные чувственному восприятию человека. Установление причинно-следственных связей между ними и является основным содержанием научной деятельности, задача же философии состоит не в том, чтобы самой браться за рассмотрение естественнонаучных вопросов, а в том чтобы, предоставив это соответствующим дисциплинам, самой заняться построением единой картины человеческого опыта. Только таким образом, философия, по мнению Лаврова, может обрести свое подлинно научное основание и сможет держать ответ перед многочисленными нападками в ее сторону.

Однако проблема научного познания и соотношения философии и науки, которая была характерна для позитивного взгляда О. Конта, не является центральной для философии Лаврова. Сам он называет свою систему взглядов антропологизмом, полагая тем самым в качестве первостепенного объекта философского рассмотрения человека и проблему его нравственного становления  и воспитания.

В вопросах человеческой субъективности Лавров предлагает использовать соответственно субъективные методы познания, что противоречит идеям классического позитивизма. Он полагал, что сознание и мышление человека не являются теми областями научного знания, которые могут быть подчинены строгому требованию фактичности данных. Одухотворенность человека, его способность к нравственному самосовершенствованию - это те области, в которых требуется не столько изучение, сколько понимание и осмысление предмета, именно поэтому здесь отдается предпочтение субъективному подходу и толкованию явлений.

Одно из главных положений позитивизма, согласно которому позитивное знание

должно противопоставляться абстрактным метафизическим моделям, был в целом хорошо воспринят отечественной философской мыслью, хотя и с некоторыми перегибами.

Так, например В.В. Лесевич в своих работах старательно избегал терминов «причинность», «объект», «закон» и т.д., которыми оперировала традиционная философия. Он полагал, что понятие причинности превратилось в абстрактное мистическое начало, которым прикрываются исследователи в ходе своих наблюдений за обществом и человеком. Он  отказывался от принципа причинности в чистом виде и выдвигал предположение относительно соотнесенности, а не прямой зависимости причины и следствия.

Существование объективных законов социального бытия Лесевич не приемлет в той же мере, что и понятие причинности. Он настаивает на том, что никаких объективных законов становления и развития общества не существует, как не существует и окончательного, абсолютного знания (всякое знание лишь относительно).

Единственным недостатком позитивизма Лесевич считает то, что О. Конт не оставил в философии места для нравственной оценки духовной жизни человека. Взамен научным методам познания, которые справедливо можно распространить на все явления и процессы в обществе, в сфере духовной жизни человека Лесевич предлагает применять субъективный метод познания.

В целом Лесевич, точно также как и Лавров, задачу философии усматривает в построении целостной картины человеческого опыта, согласно потребностям и реальным процессам, протекающим в обществе. Связь философии с реальностью должно обеспечивать именно позитивное научное знание, философия же должна лишь систематизировать его и обобщать.

Таким образом, мы можем говорить о том, что позитивизм О. Конта действительно имел большое значение для развития философской мысли в России, что нашло свое отражение в многочисленных попытках представить обновленный вариант философии - научную философию, в противовес метафизике.

Стоит, однако, отметить, что общая установка и «идеология» позитивизма в России со временем выходит за рамки философии знания и трансформируется в призыв к коренному переустройству не только метафизической системы знания, но и всего общества в целом. На мой взгляд, здесь речь идет уже не столько о позитивизме, сколько об общей атмосфере революционной напряженности в России, и поэтому подробнее останавливаться на этом вопросе мы не будем.

Что же касается непосредственно влияния позитивизма О. Конта, то здесь стоит отметить, что, с одной стороны, в рамках отечественной философской мысли находит свое выражение вера человека в твердость научного основания мира, а также его преклонение перед наукой и научным типом рациональности в целом.  А с другой стороны, в отечественной философии воплощается явное предубеждением против метафизического способа толкования событий и признание относительности всякого знания.

Анализируя воздействия позитивистской идеологии О. Конта на русскую философию, на мой взгляд, стоит, прежде всего, отметить, что полного принятия концепции позитивного знания в России не происходит. Это обусловлено национальными особенностями менталитета и характера русской философии. Для отечественной философии характерно пристальное внимание к духовной составляющей человеческой жизни, ориентация на разрешение проблемы нравственного воспитания и совершенствования человека. Именно поэтому, как мы видим на примере философии Лесевича и Лаврова, отдельно возникает потребность в обосновании субъективного метода философского познания. И с этим трудно не согласиться. Если, избегая крайностей, принять ту точку зрения, согласно которой все процессы и явления, которые протекают в обществе, могут быть изучены и рассмотрены при помощи ориентированной на естественнонаучный способ мышления методологии, то серьезные сомнения вызывает возможность применения такого подхода для разрешения проблемы внутренней жизни человека, и это, на мой взгляд, является главной особенностью адаптации философии позитивизма к реалиям российской философии и российского общества в целом.