Основы Философии

Осипов Михаил Борисович

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon of_21-_2017.doc116.5 КБ
Microsoft Office document icon of_34_2017.doc127.5 КБ
Microsoft Office document icon of_43-_2017.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Печора

2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 26.02.03 «Судовождение»

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов М.Б., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ    ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 26.02.03 «Судовождение», входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта».

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ.01).

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 63 часа;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

  1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

63

в том числе:

   лабораторные занятия

-

   практические занятия

-

   контрольные работы

-

   курсовая работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

   Самостоятельная работа над курсовой работой

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет философии и её история

44

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала:

7

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

3

1

2

Предмет и определение философии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».

2

Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала:

16

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)

4

1

2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

6

1

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами – Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

3

Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала:

11

1

Гуманизм и антропоценризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

4

1

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: составить сравнительную таблицу основных философских систем ХVIII – XIX вв (3 – 4 – по выбору учащихся).

3

Тема 1.4. Современная философия

Содержание учебного материала:

10

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

2

1

2

Особенности русской философии. Русская идея.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся – работа с текстами : Э.Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»

5

Раздел 2. Структура и основные направления философии

43

Тема 2.1.

Методы философии и её внутреннее строение

Содержание учебного материала:

12

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

6

1

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии и её основные направления.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – методы философии.

3

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала:

11

1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

6

1

2

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и  научной истин.  Методология научного познания.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – определение понятий.

2

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала:

10

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

4

1

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся: написать эссе о глобальных проблемах (политических и экономических) современности.

3

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и её значение

Содержание учебного материала:

10

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

3

1

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение.  Философия и смысл жизни.  Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: написать сочинение (4 – 5 стр.) на тему « В чем ты видишь смысл жизни?»

3

Всего:

87

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

- проектор,

- экран,

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

  1.  Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 стр. (с хрестоматией).
  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 стр.(Профессиональное образование)
  3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 стр.

Дополнительные источники:

  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 – 337 стр.
  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2008. – 172 стр.
  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. -2010. – 315 стр.
  4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. – 2010. – 496 стр.
  5. Курс лекций по древней философии. А.Н. Чанышев.- М. «Высшая школа»- 1981.- 370 стр.
  6. А.А. Радугин. Философия: курс лекций. М.- «Центр».-1999

Дополнительные оригинальные тексты

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль . 1986. – 574 стр.
  2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 стр.
  3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
  4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. 480 стр.
  5.  Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 стр.
  6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. -430 стр.

Интернет-ресурсы

1. www.alleg.ru/edu/philos1.htm 

2. www.wikipedia.org/wiki/Философия 

3. www.diplom-inet.ru/resursfilos


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опросов, тестирования по темам, оценки выполнения самостоятельной домашней работы, сдачи итогового экзамена.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формы контроля обучения:

- практические задания по работе с оригинальными текстами;

- тестовые задания по соответствующим темам;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- текущий индивидуальный опрос;

- итоговый экзамен.

 

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка.



Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для специальности

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

Печора

2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов М.Б., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ    ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок», входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта».

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ.01).

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

  1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

   лабораторные занятия

-

   практические занятия

-

   контрольные работы

-

   курсовая работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

   Самостоятельная работа над курсовой работой

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет философии и её история

30

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала:

6

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2

1

2

Предмет и определение философии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».

2

Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала:

8

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)

2

1

2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

2

1

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами – Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

2

Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала:

8

1

Гуманизм и антропоценризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

2

1

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: составить сравнительную таблицу основных философских систем ХVIII – XIX вв (3 – 4 – по выбору учащихся).

2

Тема 1.4. Современная философия

Содержание учебного материала:

8

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

4

1

2

Особенности русской философии. Русская идея.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся – работа с текстами : Э.Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»

2

Раздел 2. Структура и основные направления философии

32

Тема 2.1.

Методы философии и её внутреннее строение

Содержание учебного материала:

6

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

2

1

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии и её основные направления.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – методы философии.

2

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала:

8

1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

2

1

2

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и  научной истин.  Методология научного познания.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – определение понятий.

2

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала:

12

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

6

1

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: написать эссе о глобальных проблемах (политических и экономических) современности.

2

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и её значение

Содержание учебного материала:

6

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

1

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение.  Философия и смысл жизни.  Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: написать сочинение (4 – 5 стр.) на тему « В чем ты видишь смысл жизни?»

2

Зачет

2

Всего:

64

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

- проектор,

- экран,

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

  1.  Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 стр. (с хрестоматией).
  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 стр.(Профессиональное образование)
  3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 стр.

Дополнительные источники:

  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 – 337 стр.
  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2008. – 172 стр.
  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. -2010. – 315 стр.
  4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. – 2010. – 496 стр.

5. Курс лекций по древней философии. А.Н. Чанышев.- М. «Высшая школа»- 1981.- 370 стр.

6. А.А. Радугин. Философия: курс лекций. М.- «Центр».-1999

Дополнительные оригинальные тексты

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль . 1986. – 574 стр.
  2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 стр.
  3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
  4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. 480 стр.
  5.  Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 стр.
  6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. -430 стр.

Интернет-ресурсы

1. www.alleg.ru/edu/philos1.htm 

2. www.wikipedia.org/wiki/Философия 

3. www.diplom-inet.ru/resursfilos


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опросов, тестирования по темам, оценки выполнения самостоятельной домашней работы, сдачи итогового экзамена.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формы контроля обучения:

- практические задания по работе с оригинальными текстами;

- тестовые задания по соответствующим темам;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- текущий индивидуальный опрос;

- итоговый экзамен.

 

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка.



Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для специальности

26.02.06  Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики”

Печора

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов М.Б., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ    ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

  1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 180403.51 Судовождение базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 180000 Морская техника.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ.01).

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 63 часа;

самостоятельной работы обучающегося 13 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

  1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

   лабораторные занятия

-

   практические занятия

-

   контрольные работы

-

   курсовая работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

   Самостоятельная работа над курсовой работой

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет философии и её история

38

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала:

6

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2

1

2

Предмет и определение философии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».

2

Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала:

14

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)

4

1

2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

4

1

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами – Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

4

Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала:

10

1

Гуманизм и антропоценризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

2

1

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: составить сравнительную таблицу основных философских систем ХVIII – XIX вв (3 – 4 – по выбору учащихся).

4

Тема 1.4. Современная философия

Содержание учебного материала:

8

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

4

1

2

Особенности русской философии. Русская идея.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся – работа с текстами : Э.Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»

2

Раздел 2. Структура и основные направления философии

34

Тема 2.1.

Методы философии и её внутреннее строение

Содержание учебного материала:

6

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

2

1

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии и её основные направления.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – методы философии.

2

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала:

8

1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

2

1

2

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и  научной истин.  Методология научного познания.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем – определение понятий.

2

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала:

12

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

6

1

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: написать эссе о глобальных проблемах (политических и экономических) современности.

2

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и её значение

Содержание учебного материала:

6

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

1

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение.  Философия и смысл жизни.  Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: написать сочинение (4 – 5 стр.) на тему « В чем ты видишь смысл жизни?»

2

Зачет

2

Всего:

72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

- проектор,

- экран,

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

  1.  Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 стр. (с хрестоматией).
  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 стр.(Профессиональное образование)
  3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 стр.

Дополнительные источники:

  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 – 337 стр.
  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2008. – 172 стр.
  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. -2010. – 315 стр.
  4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. – 2010. – 496 стр.

5. Курс лекций по древней философии. А.Н. Чанышев.- М. «Высшая школа»- 1981.- 370 стр.

6. А.А. Радугин. Философия: курс лекций. М.- «Центр».-1999

Дополнительные оригинальные тексты

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль . 1986. – 574 стр.
  2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 стр.
  3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
  4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. 480 стр.
  5.  Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 стр.
  6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. -430 стр.

Интернет-ресурсы

1. www.alleg.ru/edu/philos1.htm 

2. www.wikipedia.org/wiki/Философия 

3. www.diplom-inet.ru/resursfilos


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опросов, тестирования по темам, оценки выполнения самостоятельной домашней работы, сдачи итогового экзамена.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формы контроля обучения:

- практические задания по работе с оригинальными текстами;

- тестовые задания по соответствующим темам;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- текущий индивидуальный опрос;

- итоговый экзамен.

 

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка.