Понятие коммуникации и её роль в обществе

Пашкова Ангелина Александровна

Понятие  коммуникации и её  роль в обществе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Пашкова Ангелина Александровна Понятие коммуникации и её роль в обществе

Слайд 2

Термин «коммуникация» был введен в научный оборот в начале XX века, ранее вопрос коммуникации рассматривался в философии и науке как проблема человеческого общения . Термин «коммуникация» происходит от латинского communicatio - сообщение , передача ; communicare - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать . Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности, поэтому она достаточно широко трактует понятие и содержание коммуникации. Понятие коммуникации

Слайд 3

В античной философии роль коммуникации в обществе представлялась как диалог человека с человеком. На начальном этапе развития философии, во времена натурфилософии , проблема человеческих взаимоотношений не выделялась отдельной темой . Человек рассматривался в неразрывной связи с природой. Коммуникация в философии

Слайд 4

Коммуникация в философии Сократ видел в коммуникации могущественное средство самопознания индивида. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущности . Суть его метода заключается в том, что в диалоге, в форме вопросов и ответов , необходимо раскрыть противоречия во взглядах собеседника через столкновение различных точек зрения на обсуждаемый предмет с целью достижения истины .

Слайд 5

У Платона идеи Сократа трансформированы в представление об интракоммуникации – душа человека спрашивает сама себя, отвечая, утверждая, отрицая. Платон подчеркивает невозможность отдельного изолированного человека : «Каждый из нас бывает сам для себя недостаточен и имеет нужду в других ». Он определяет такие способы передачи информации , как речь и письменность. Отношения , возникающие между индивидами в процессе общения, изображаются им как « разумные отношения взаимного пользования» Коммуникация в философии

Слайд 6

Аристотель рассматривает общение как средство, необходимое для совместной жизни людей, доставления удовольствия или страдания. Он впервые пытается обосновать самоценность человеческого общения и найти в нём «золотую середину »: «Срединному душевному складу свойственна любезность, а кто умеет быть любезным, тому свойственно высказывать и выслушивать то, что подобает доброму и свободнорожденному человеку». Он выделил три компонента процесса коммуникации и создал первую схему общения: « Оратор – Речь – Аудитория». Коммуникация в философии

Слайд 7

В средние века религия определяла содержание, основные направления и формы диалога . Священные книги были основой мировоззрения человека Средневековья . Библия выступала мировоззренческой основой общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов . Труды теоретиков в основном были связаны с систематизацией уже имеющихся знаний, упорядочением терминологии риторики и организацией текста. Коммуникация в Средневековье

Слайд 8

Коммуникация в эпоху Возрождения В эпоху Возрождения возрос авторитет письменного, а затем и печатного слова. В размышлениях М. Монтеня находит отражение сложившаяся в эпоху Возрождения иерархия средств коммуникации, выдвинувшая книгопечатание на ведущую роль . В научной литературе ведущим жанром стал диалог , широко распространяются публичные научные дискуссии. Для научных трактатов характерны жанры публичной лекции или диалога. Новый жанр, который возникает в эпоху Возрождения, ученое письмо. Его появление можно считать началом формирования таких жанров как научный доклад и научная статья. Ученые письма , статьи, доклады публиковались в специально созданных газетах и журналах. Различные виды коммуникации используются, главным образом, для передачи новых знаний и творчества.

Слайд 9

В эпоху Нового времени технический прогресс сделал принципиально иными типы коммуникации , позволил им многократно усилить свою мощь и степень влияния: третья информационная революция — возникновение «галактики Гуттенберга», т.е. печатного способа передачи информации, — изменила коммуникативную картину мира, научила людей новым взаимоотношениям с пространством и временем . Сформировался институт журналистики , ставший основным средством связей с общественностью на столетия вперед. Исследуя общественную практику своей эпохи, рассматривая проблематику коммуникации такие философы, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Юм, исходили из общего тезиса о том, что социальная реальность в целом представляет собой общение, взаимодействие , взаимосвязь индивидов. Эти авторы в своих трудах значительное место уделяли соотношению формального и неформального начал в социальной деятельности. На рубеже XVIII – XIX вв. в немецкой философии разрабатываются понятия «субъект » и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно-познавательном отношении к окружающему объективному миру – «объекту ». Коммуникация в эпоху Нового времени

Слайд 10

В XIX в. возникает семиотика – новое направление исследования коммуникации. Главный упор семиотика направляла на знаковую природу коммуникации, исследовала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом сопоставлялось некоторое значение. Новое время снижает значимость устного слова. Активно развиваются письменные коммуникативные акты внутри различных общественных институтов. Происходит переориентация коммуникации на массовый способ взаимодействия. Коммуникация в эпоху Нового времени

Слайд 11

В целом, эпоха Нового Времени, вместе с развитием информационных технологий, внесла новый аспект в теорию коммуникации, сделав возможной передачу информации в режиме реального времени на неограниченные расстояния. Коммуникация воспринимается не только как общение человека с человеком, но и включает в себя различные способы передачи информации. Теория коммуникации становится объектом изучения многих дисциплин, и всестороннее изучение феномена коммуникации обусловливает необходимость его междисциплинарного исследования, привлечения инструментария и потенциала многих наук – общественных, гуманитарных, естественных и технических.

Слайд 12

Многие современные ученые подчеркивают, что сейчас общество все более и более зависит от коммуникации и информации. Это вызвано рядом следующих факторов: 1) Изменение и возрастание роли коммуникации в обществе, усиление интенсивности коммуникационных процессов, увеличение охвата аудитории; 2 ) Превращение информации в одну из производительных сил общества; 3 ) Совершенствование технических средств, обеспечивающих каждому пользователю возможность подключения к глобальной коммуникационной среде Интернет в любое время и в любом месте. В широком смысле коммуникация есть универсальное социальное качество, процесс возникновения, разворачивания и угасания различных видов взаимодействия между отдельными индивидами, социальными группами, институтами, организациями и т.д. В узком смысле — это конкретное взаимодействие между двумя сторонами. Каждая их сторон определяет себя и друг друга как реальных участников этого отношения.

Слайд 13

1 . Общение – диалог равноправных партнеров. 2. Управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации. 3. Подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения. Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах :

Слайд 14

Коммуникативные связи бывают синхронными и диахронными Синхронные ( горизонтальные) связи существуют между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечивается единство, сплоченность, консолидация общества. Они необходимы для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени. В диахронной (вертикальной ) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахронная коммуникация сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

Слайд 15

1. монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации; 2. диалогической – в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений; 3. полилогическая – организация многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах:

Слайд 16

- устные и письменные; - вербальные и невербальные; - формализованные и неформальные; - непосредственные и опосредованные; - реальные и виртуальные; - межличностные, публичные и массовые . Виды коммуникации

Слайд 17

Речь и слушание – одни из самых важных процессов приема и передачи информации. Через речь оказывается личностное воздействие на людей. Его сила в простоте, точной адресности и гибкости благодаря обратной связи . Важнейшим условием успешной устной коммуникации является эмоциональная и логическая убедительность. Умение пользоваться языком свидетельствует об образовании, жизненном опыте, социальном статусе и других социальных качествах индивида. Не менее важным в устной коммуникации является умение слушать и понимать истинный смысл и намерения говорящего . Главным инструментом в качестве посредника социальной коммуникации выступает язык. Составляющие коммуникации

Слайд 18

Вербальная форма в межличностных коммуникациях дополняется невербальной, с помощью которой передается до 70% информации. В современной социальной психологии предлагается схема знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации: 1. оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика) ; 2. пара- и экстралингвистическая (качество голоса , тембр, диапазон , тональность, паузация , покашливания, плач, смех, темп речи); 3. организация пространства и времени коммуникативного процесса; 4. визуальный контакт. Вербальная и невербальная форма коммуникации

Слайд 19

Формализованные и неформальные коммуникации принято разделять при изучении процессов распространения информации в сложных структурах, например организациях. Формализованные коммуникации осуществляются на основе установленных правил и их легче контролировать. Они соответствуют целям той структуры, где осуществляются . К неформальным коммуникациям относят слухи и сплетни, которые возникают в условиях недостатка официальной информации, предмет которой представляет интерес для некоей группы людей. Их значительно труднее контролировать, особенно в критических ситуациях. Слухи оказывают весьма существенное влияние на общественное мнение. Формализованные и неформальные виды коммуникации

Слайд 20

Контактная. Установление и поддержание контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи . Информативная . Информационный обмен как ради достижения какой-то практической цели , так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми . Интерактивная (побудительная). Стимуляция к выполнению тех или иных действий; организация взаимодействия между людьми, используя различные формы взаимодействия: внушение, приказ, просьба и убеждение . Прагматическая . Взаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности. Экспрессивная . Возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. Установление отношений . Осознание и фиксирование места человека в системе социальных связей. Социальная . Формирует и развивает культурные навыки взаимоотношений людей; Формирует мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Функции коммуникации

Слайд 21

Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд . Среди них можно выделить: информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст); предупреждать других (крик или дорожные знаки); объяснять что-либо (учебник); развлечь (художественный фильм или анекдот); убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат); описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм). Цели коммуникации

Слайд 22

Главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и восприятия передаваемой информации. Выделяют четыре базовых элемента в процессе обмена информацией: Отправитель — это лицо, которое собирается или отбирает информацию и передает ее. Сообщение — сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов. Канал — средство передачи информации. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.

Слайд 23

Роль коммуникации в нашей жизни чрезвычайно велика. В ней и через неё совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация, осуществляется и воздействие на коллектив, оформляются и черты личности. Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество». Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Заключение

Слайд 24

Спасибо за внимание!