Медицинская этика как основа профессии медицинского работника

Методическая разработка классного часа по проблеме этики и деонтологии в профессии медицинского работника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Медицинская этика как основа профессии медицинского работника

Форма проведения: классный час

Цель: формирование у студентов ответственного отношения к соблюдению медицинской этики в дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи:

образовательные

 - углубление знаний студентов о специфике медицинской профессии, об этике поведения медработников;

воспитательные

- воспитание интереса к своей будущей профессии;

- формирование таких качеств личности как терпение, гуманизм, милосердие, сострадание;

- формирование чувства значимости профессии медицинского работника;

 развивающие:

- развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, тактично высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

- развитие умений анализировать и преодолевать сложности в работе медицинского работника. 

Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Методы и приемы работы с обучающимися: диалог, беседа.

План:

  1. Выбор профессии.
  2. Гиппократ как основоположник медицинской этики.
  3. Врач-хирург В.Ф.Войно-Ясенецкий как эталон отношения к пациентам.

Ход мероприятия:

Мероприятие проводят 2 ведущих в лице студентов.

Ведущий 1

 Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня на нашем классном часе мы поговорим об одном из самых главных аспектов в деятельности медицинского работника – медицинской этике.

Ведущий 2

Выбирая профессию медицинского работника каждый из нас обязательно задавал себе вопрос: «Почему я решил стать медицинским работником?».

Ведущий 1

Вопрос группе  «А почему вы выбрали эту профессию?».

Большинство из вас отвечает: мы хотим приносить людям пользу, бороться с болезнями, облегчать страдания, быть полезными обществу. И эта мотивация очень важна!

Обращаясь к прошлому, можно увидеть, что возвышенные мотивы были решающими в выборе жизненного пути многих великих врачей и медицинских сестер.

Ведущий 2

Вопрос группе  «Давайте вспомним и назовем выдающихся учёных, которые стояли у истоков медицины и вошли в историю как эталон милосердия и профессионализма.»

Студенты перечисляют известных им ученых: древнегреческий врач Гиппократ, естествоиспытатель и эмбриолог - Бэр, основоположник военно-полевой хирургии - Н. И. Пирогов, немецкий микробиолог - Роберт Кох, великий английский бактериолог - Александр Флеминг, российский невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев, хирург архиепископ Лука Войно-Ясенецкий и др.

Ведущий 1

Их различает сфера профессиональной деятельности, но объединяет любовь к профессии, милосердие, сострадание, любовь к ближнему, - все те качества, которые включает в себя понятие «медицинская этика».

Ведущий 2

Медицинская этика и деонтология представляют собой особенности медицинской деятельности, основанной на взаимном доверии больного и медицинского работника, которому больной добровольно вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.

Ведущий 1

Если б все профессии на свете
Вдруг сложить горою на планете,
То, наверно, у ее вершины
Вспыхнуло бы слово: "Медицина".

Ибо чуть не с каменного века
Не было почетнее судьбы,
Чем сражаться в пламени борьбы
За спасенье жизни человека.

Все отдать, чтоб побороть недуг!
Цель - свята. Но святость этой мысли
Требует предельно чистых рук
И в прямом и в переносном смысле.

Потому-то много лет назад
В верности призванию и чести
В светлый час с учениками вместе
Поклялся великий Гиппократ.

Ведущий 2

Одним из первых вопросы соблюдения в профессиональной деятельности медицинской этики поставил Гиппократ. Обратимся к истории.

Студент 1

Презентация

У истоков медицины стоял древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист Гиппократ. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представления о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и многое другое.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей (клятва Гиппократа), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца - врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучал медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причём вполне естественным, причинам.

Гиппократ делил причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьёзное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определённые дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от не сваренных соков.

У Гиппократа впервые описываются операции и хирургические вмешательства; он положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т.д. Медики всего мира не без оснований считают Гиппократа основоположником научного и систематизированного подхода к изучению заболеваний, «отцом медицины».

Умер Гиппократ около 370 г. до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Ведущий 2 

Предлагаем вам послушать современный вариант клятвы Гиппократа, которую дают выпускники медицинских образовательных учреждений сегодня. 

Студент 2

Презентация

Перед лицом своих Учителей и сотоварищей по великой науке и искусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права Врача, торжественно клянусь:

  • чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям;
  • никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать её нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;
  • никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага;
  • в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего неправедного, пагубного и несправедливого;
  • направлять лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и возможностями;
  • не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показывать пути для осуществления подобного замысла;
  • умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;
  • почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, помогать ему в его делах и нуждах;
  • постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами её процветанию, передавая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам;
  • в необходимых случаях прибегать к советам коллег, более меня опытных и сведущих, отдавая должное их заслугам и стараниям;
  • быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного.
  • Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслуженная кара.

Ведущий 1

Этической основой профессиональной деятельности медицинских работников всегда были гуманность и милосердие. Выдающиеся деятели медицины всегда превыше всего ставили сострадание и уважение к жизни пациента, они оказывали  компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий.

Ведущий 2

Конечно же, для медицины немыслимы равнодушие, самонадеянность, ложный престиж, самолюбие, не критичность, неуживчивость. Настоящие специалисты могут вырасти только из людей, которые  не утратили в бурях переживаний человечность, но укрепили собственную душевность; не стали черствыми, не закрылись от людских страданий, но стали крепче и увереннее в собственных силах, научились дисциплинировать себя.

Ведущий 1

Одним из самых ярких примеров бескорыстного служения пациентам является врач-хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, принявший монашество с именем Лука.

Ведущий 2

В его отношении к людям, пациентам всегда прослеживалось глубокое уважение, сострадание, желание помочь, даже вопреки собственным интересам. Вопросы соблюдения профессиональной медицинской этики были для него нормой и потребностью жизни.

Ведущий 1

Больше 10 лет своей жизни он провел в ссылке в Красноярском крае, где постоянно оказывал медицинскую помощь всем обращавшимся. Предлагаем вашему вниманию отрывок из фильма «Сибирский путь святителя Луки», который демонстрирует насколько важно медицинскому работнику проявлять уважение, терпение и сострадание к пациентам и осуществлять служение, согласно выбранному жизненному пути, несмотря на жизненные обстоятельства.

Просмотр отрывка видеофильма «Сибирский путь Святителя Луки».

Ведущий 2

В ответ на тактичное милосердное отношение медицинские работники будут получать безмерную благодарность своих пациентов.

Ведущий 1

Я из профессии не подчеркиваю,

Не выбираю ни одной.

Они важны все и почетны.

Они основа всех основ.

И вместо долгих послесловий

Я до земли поклоны бью

Всем созидателям здоровья

За всю страну, как за семью!

За то, что вы не спите по ночам

Храните наш покой и наши жизни.

Спасибо сестрам, нянечкам, врачам

От всех от нас, от всех людей Отчизны!

 Список литературы:

  1. Абдуллаев, А. А. Этические, психологические и профессиональные требования к медсестре общей врачебной практики/семейной медицины / А. А. Абдуллаев // Мед. сестра. - 2006. – N 1. - C. 6-7.
  2. Какими личностными качествами должен обладать медик? (электронный ресурс), Навигатор образования - Режим доступа: http://fulledu.ru/articles/professii/article/472_medik.html
  3. Ключникова, П. Кодекс поведения медицинской сестры / П. Ключникова // Сестринское дело. - 2007. - N 1. - C. 40-41.
  4. Силуянова, И. В. Биоэтика в России : ценности и законы / И. В. Силуянова. – М.: Грантъ, 2001. – С. 192 с.
  5. Хетагурова, А. К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала / А. К. Хетагурова // Сестринское дело. - 2003. – N 6. - C. 34-35.