Философия Декарта

Презентация о философии Рене Декарта.

Рене Декарт - ранцузский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_dekarta.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Философия Рене Декарта (1596-1650) Cogito ergo sum "Я мыслю, следовательно, я существую"

Слайд 2

Рене Декарт 31 марта 1596 – 11 февраля 1650 гг. французский философ, математик, механик, физик и физиолог обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии

Слайд 3

Труды Декарта в философии «Правила для руководства ума» (1627–1629) «Рассуждения о методе» (1637) «Размышления о первой философии» (1641) «Первоначала философии» (1644) «Метафизические размышления» (1647)

Слайд 4

Научная деятельность Рене Декарта Развил идеи Галилео Галилея (ему принадлежит открытие законов, которые предвосхитили законы Ньютона) Создал аналитическую геометрию Создал современную алгебраическую символику. Ввел понятие функции, обозначив его буквой f, степени, обозначив ее как а ² , буквы для обозначения констант [a, b, c] и неизвестных [x, y, z]. Создал систему координат Автор механицизма в физике Создал оптику Создал физиологию. Был предтечей рефлексологии. И.П. Павлов считал себя учеником и продолжателем метода Декарта в изучения живых систем.

Слайд 5

Биография Рене Декарта Родился Ренне Декарт в г. Лаэ в центральной Франции в дворянской семье. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш , «Я учился в одной из самых знаменитых школ Европы». Затем в университете г. Пуатье. Схоластическое преподавание не удовлетворяло юного Декарта: полученные знания казались ему недостаточными, а в немалой своей части — вызывающими сомнения . «Вот почему, как только возраст позволил мне выйти из подчинения моим наставникам, я совсем оставил книжные занятия и решил искать только ту науку, которую мог обрести в самом себе или же в великой книге мира». С 1617 г. Декарт находился на военной службе сначала в Голландии, затем во Франции и участвовал в сражениях. В Голландии Декарт познакомился с выдающимся физиком и натурфилософом Исааком Бекманом, оказавшим значительное влияние на его формирование как учёного. В промежутке межу службой, находясь в Париже, Рене Декарт предаваясь научной работе. По окончании службы и возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет в уединённых научных занятиях.

Слайд 6

Он ведёт обширную тайную переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 году он заканчивает свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde), состоящую из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция осудила Галилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писал другу, математику, философу, а позже священнику - Мерсенну об осуждении Галилея: «Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере никому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, что он, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы, мог быть осуждён за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению». Французский Кардинал Ришелье благожелательно относился к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642);

Слайд 7

В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, принял предложение шведской королевы Христины обучать ее и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза о его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта были сходны с симптомами отравления мышьяком. Поводом для отравления, по версии ученых, могло послужить опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Христины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году). К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в «Индекс запрещённых книг», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции. Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены из Стокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен-де-Пре. В честь ученого назван кратер на Луне.

Слайд 8

Гносеология Декарта. Рационализм Одно из центральных мест философии Декарта занимает проблема поиска истины и метода , с помощью которого возможно получение достоверного знания. Западная философия Нового времени открыла новый период в развитии философской мысли. И, если Ф.Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического , опытного исследования природы, а Т.Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики , то французский математик и философ Рене Декарт, напротив, поставил на первое место разум , сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Рационализм - (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания, является разум. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания.

Слайд 9

Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям: Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, то есть, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция . Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Слайд 10

Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода: 1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. 3. В вопросе также должно содержаться нечто известное. Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное. После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию.

Слайд 11

Метод радикального сомнения Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения . Декарт подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти искомый, исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению. Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, писал Декарт , «что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь же нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение «я мыслю, следовательно я существую» истинно и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений». Знаменитое Cogito ergo sum

Слайд 12

Рационалистический постулат «Я мыслю» является основой единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, и удачи и счастливого стечения обстоятельств — с другой. Декарт выделял следующие правила для достижения достоверного знания 1. Не принимать никакую вещь за истину 2. Разделить каждый вопрос, который следует изучить методом дедукции 3. Располагать идеи в надежной последовательности от простого к сложному 4. Совершать полные расчеты, чтобы ничего не упустить из внимания

Слайд 13

Учение о субстанции. Субстанциональный дуализм Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим , неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу, они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Слайд 14

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение – для материальных; мышление – для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы . Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).

Слайд 15

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Мыслитель отвергал одушевленность животных: душа, по Декарту, присуща только человеку. На животных Декарт смотрит как на живые машины без души, чувства, ибо они целиком управляются инстинктами, без всякой свободы воли. Концепция субстанционального дуализма , впервые предложенная Декартом, согласно которой сознание и тело — две отдельные субстанции, также называется «картезианский дуализм» в честь самого Декарта, Картезий — латинский вариант его имени. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. Поскольку человек дуалистичен , то ни материя, ни сознание не могут быть первичными – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: по его мнению, спор о том, что первично – материя или сознание – бессмысленен .

Слайд 16

Учение о врожденных идеях Декарт выделял три вида идей , с которыми сталкивается человек в ходе познавательного процесса: 1. Идеи связанные с воздействием материальных вещей на наши органы чувств 2. Идеи, которые возникают в процессе рефлексии и связаны с деятельностью разума 3. Врожденные идеи . «Из этих идей одни кажутся мне врожденными, другие— благоприобретенными, третьи — образованными мною самим..» Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи . Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве . Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Следует отметить, что врожденные идеи, по Декарту, вовсе не присутствуют в законченном, ясном виде уже в уме младенца, изначально они — скорее «ростки истин», некие потенции, которые могут четко проявиться при определенных условиях. Врожденные идеи могут быть двух видов: 1. Понятия. Примеры врожденных понятий: Бог (существует); число (существует); «воля», «тело», «душа» и т.д. 2. Суждения. Примеры врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Слайд 17

Мое мнение о философии Рене Декарта Рене Декарт был великим философом и ученым. На мой взгляд, он смело подошел к важным вопросам философии: поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. Он требовал отказаться от доверия чувственному познанию (эмпиризму), чтобы построить новый мир философии. Метод радикального сомнения, на мой взгляд , стал настоящим прорывом, который позволил поставить разум в основу бытия и познания. Декарт демонстрировал ясность и простоту мышления, опираясь на факт человеческого самосознания, как на абсолютную истину. Правилами метода познания, обозначенными Декартом , мы пользуемся в наши дни. Учение и взгляды Декарта породили множество споров среди представителей философии и теологии. У него были и сторонники, и противники. Противники вменяли ему скептицизм и атеизм, травили его. Но тем не менее, многие аспекты философии Декарта выдержали испытание временем, стали основополагающими для развития философской мысли в последующем.

Слайд 18

Популярные высказывания, фразы, афоризмы Рене Декарта Сомневайся во всём Ничто из ничего не получается. Интеллект — это страсть Всякое заблуждение есть вина. Отчаяние — это страх без надежды. Уединение нужно искать в больших городах. Уважение других дает повод к уважению самого себя. Трусость очень вредна, потому что она удерживает волю от полезных действий. Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать. Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Мало иметь хороший ум, главное-хорошо его применить

Слайд 19

Литература Алексеев П. В., Панин А. В. «Философия» - М.: Проспект, 1996. - 504 с. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с. Радугин А.А. «Философия» -М.: Библионика , 2006. – 272 с. 4. Спиркин А.Г. «Философия» -М.: Гардарики , 2003. – 736 с. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб . и доп.— М.: Академический Проект; Трикста , 2004.— 688 с Спасибо за внимание!