Совещание при директоре по теме: «Преемственность в обучении и воспитании учащихся начальной школы при переходе в среднее звено».

Гущина Анна Юрьевна

 

Понятие преемственности трактуют по-разному, понимая ее как внутреннюю связь между отдельными частями единого курса математики, либо просто как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета, либо как постоянство и единство требований, предъявляемых учащимся. Именно эти направления в изучении проблемы мы поставили в центр внимания на школьном совещании при директоре в 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon soveshchanie.zip599.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУг. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №53 им. Н.М. Скоморохова»

2011г.

Совещание при директоре по теме: «Преемственность в обучении и воспитании учащихся начальной школы при переходе в среднее звено».

Уважаемые коллеги!

Качество образования в основной школе, по сравнению с начальной школой, снижается. В чем причина? Как исправить? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи. Проблема преемственности между начальным и средним образованием актуальна во все времена. Еще много надо работать над речью ребятишек, над их организованностью, вниманием на уроках. Но сколько в них энергии, желания что-то выполнять коллективно…

Важно поддерживать эту энергетику в детях, ведь она передается и нам педагогам.

 Как решить проблему преемственности? Я считаю, что проблема преемственности между начальной ступенью обучения и средней очень многогранна. На первой ступени обучения очень важен тандем учителя, психолога, медицинского работника, родителей. Только тесное взаимодействие даёт хороший результат. Чаще всего такой тандем успешно работает, но когда выпадает одно из звеньев - ребёнку приходится самому находить пути решения вставших перед ним учебных и жизненных проблем.

Как правило, несколько звеньев выпадает сразу при переходе в среднюю школу:

• нет учителя, который всегда был бы рядом и мог «подстелить соломинку» (учителей много, но они больше заинтересованы в успеваемости и безупречном поведении);

• заинтересованность учёбой своего ребёнка и гиперопека родителей - очень часто сводятся к нулю, (ребёнок вырос - пусть сам решает свои проблемы);

• психологическая служба очень часто в среднем звене берёт себе тайм-аут.

 • не говоря уже о том, что программы и требования разных учителей, их стиль педагогического общения очень разные и не всегда направлены на облегчение жизни ребёнку.

 Да, с такими проблемами не справится и взрослый, что уж говорить о малышах! А они ещё малыши, ведь перейдя в 5 класс, дети не взрослеют на 5 лет - промежуток между начальной школой и средней всего 3 месяца. Что же делать? Споры между учителями начальной школы и средней ведутся очень давно, но не приводят к положительному разрешению проблемы.

При переходе детей из начальной школы в среднюю у них начинаются проблемы с поведением и успеваемостью. Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следующим аспектам:

  • взаимодействие программ обучения: иногда класс, обучавшийся в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной системе.
  • преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
  • единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.

Особенно важно обеспечить преемственность в воспитательной работе с учениками начальных и пятых классов, безболезненный переход их от одного учителя – воспитателя ко многим учителям и классному руководителю, что в свою очередь, требует от всех учеников, учителей и особенно от классных руководителей, глубокого знания и заблаговременного изучения возрастных и индивидуальных особенностей своих будущих воспитанников. Дети младшего школьного возраста очень подвижны, мышление их конкретно, они впечатлительны и эмоциональны, не умеют долго концентрировать на чём-либо своё внимание.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

 1.Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов.

 2.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.

3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2». 5.Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

 6.Проведение родительского собрания.

7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников. 8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ). 9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п. 10.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников. 11.Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями. 12.Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Рекомендации по преемственности в преподавании математики

Начальная школа

5 класс

1.Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел

2.Отработать письменные вычислительные навыки основных 4 действий с однозначными и двузначными числами

В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навык по программе не отрабатывается. Рекомендуется на эту тему обратить внимание

3.Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения

Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят

4.Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой начальной школы

5.Доводить работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до навыка

6.Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2-х действий)

Использовать отработанные умения в решении задач более 2-х действий

7. Учить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется изучать объемные геометрические фигуры только в ознакомительном порядке.

Нахождение объема геометрических фигур перенести в программу основной школы.

8.Дроби. Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне навыка.

Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы.

Продолжить развитие математической речи обучающихся

Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях.