Занятие-спектакль "Путешествие в страну "Электробезопасность"
Сценарий спектакля, с которым обучающиеся, слушатели элективного курса "Физика на службе человека", выступали перед младшими школьниками. Цель мероприятия: познакомить детей в увлекательной форме с правилами безопасного использования электричества в быту, в природе, в школе. Сопровождается спектакль показом одноименной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-спектакль
Путешествие по стране «ЭлектроБЕЗопасность»
Цели занятия:
1. Дать представление обучающимся об опасности электрического тока и его действии на организм человека.
2. Познакомить с правилами поведения вблизи энергообъектов.
3. Предупредить противозаконные действия на энергообъектах и уберечь от их последствия.
4. Научить оказывать первую помощь пострадавшему от электрического тока.
Действующие лица: Два друга ПроводНИК и ДИэлектрик, ученик Алеша Всезнайкин, ученица Алена Пятеркина, электромонтер, учитель ОБЖ, учитель физики, агитбригада
(Демонстрируется слайд №1)
Вступительное слово учителя: Ребята! Жизнь современного человека нельзя представить без электричества. Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия на производстве, в быту и даже в учебном процессе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.
Сегодня вы услышите историю о том, как два друга ПроводНИК и ДИэлектрик решили разобраться вредно электричество или полезно.
На сцене появляются ПроводНИК и ДИэлектрик
(Демонстрируется слайд №2)
ДИэлектрик: Слушай, НИК, я сегодня задумался о происхождении наших имен. Ведь они как-то связаны с электричеством. Да и вообще, меня в последнее время интересует такой вопрос: если дети погибают от электротравм, то может вообще запретить этот электрический ток!
ПроводНИК: Ну, что ты, друг ДИ! Тогда остановятся заводы и фабрики, перестанут работать телевизоры и компьютеры, а мир с заходом Солнца погрузится в темноту. Жить, конечно, можно, но очень неудобно! Вряд ли человечество сможет отказаться от тех благ цивилизации, которые обеспечивает электроэнергия. Давай лучше разберемся, какие правила нужно соблюдать, чтобы обезопасить свою жизнь. Видишь, вот идет мой сосед Алеша Всезнайкин, давай спросим, что он знает об электрическом токе.
Алеша Всезнайкин: Электрический ток представляет собой упорядоченное движение заряженных частиц. Проходить ток может в веществах, которые являются проводниками. Проводниками электрического тока являются: металлы, растворы, вода ит.д. Тело человека тоже проводит электрический ток. Если человек, стоящий на сухом полу коснется руками оголенных проводов, то через его руки, сердце и легкие пройдет ток. При большом напряжении поражение током ведет к смерти. Поэтому никогда не касайтесь оголенных поводов, не ремонтируйте приборы, включенные в сеть.
ДИэлектрик: А если человек стоит на влажной земле и касается повода, по которому течет ток - это опасно?
Алеша Всезнайкин: В этом случае ток пройдет от руки к ногам по всем внутренним органам, что тоже не менее опасно. Поэтому нельзя подходить к оборванным проводам линий электропередач ближе, чем на 8 метров. Опасность возрастает многократно, если идет дождь и земля мокрая.
ПроводНИК: Спасибо, Алеша! Ты и вправду все знаешь. А что означает слово диэлектрик?
Алеша Всезнайкин: Диэлектрик-это вещество, которое электрический ток не проводит. К диэлектрикам относятся: эбонит, пластмасса, стекло, воздух…. Из диэлектриков делают изоляторы. Ручки отверток, ножниц, корпуса станков, приборов изготавливают из диэлектриков, чтобы защитить работающих от электрического тока. Если вы собираетесь починить электроприборы, проверить течет ли ток по проводнику и, вообще, имеете дело с током, нужно убедиться, что все применяемые устройства имеют хорошую изоляцию.
(Слайд№3)
ДИэлектрик: Ну, вот теперь можно жить спокойно и не бояться этого тока. Пойдем домой, видишь, туча надвигается, сейчас дождик пойдет!
ПроводНик: Да не бойся, друг! Вон видишь будка, там мы и спрячемся от дождя.
(Слайд №4)
(Недалеко находится трансформаторная будка, с надписью «Не влезай - убьет!» и знаком «Высокое напряжение», но неожиданно на их пути появляется человек в спецодежде, с отверткой и плоскогубцами в руках)
Электромонтер: Стойте дети! Это высоковольтная подстанция! Находиться рядом с ней очень опасно! В дождь эта опасность возрастает многократно.
(Слайд №5)
А еще хочу вам сказать, что около трети всех случаев электротравматизма среди населения происходит из-за соприкосновения людей с провисшими или оборванными проводами. Особенно часто травмируются дети. Для предотвращения указанных случаев детям нельзя влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных линий электропередачи; играть под высоковольтными линиями, запускать там воздушных змеев, разводить костры, бросать проволоку и другие предметы на провода. Хорошие дети никогда не станут разбивать лампы и изоляторы, а, кроме того, открывать дверцы распределительных щитов, силовых шкафов, двери трансформаторных подстанций.
ДИэлектрик: Спасибо вам за информацию, но, что же нам делать, туча приближается, я боюсь!
ПроводНИК: Да не паникуй ты! У меня есть большой зонт, под ним спрячемся!
ДИэлектрик: Ну, уж нет! Я только вчера смотрел по телевизору новости, из которых узнал, что три человека погибли в грозу, укрывшись зонтиком от дождя.
( Мимо проходит быстрым шагом ученица Алена Пятеркина, заинтересовавшись услышанным, останавливается)
(Слайд №6)
Алена Пятеркина: Вы совершенно правы, уважаемый! Молния-это гигантская электрическая искра, возникающая между слоями облака, имеющими противоположные заряды. Удары молний очень опасны. Молния может разрушить дом, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар. Её удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания подвергает свою жизнь опасности.
Надо знать, что молния ищет кратчайший путь к поверхности Земли. Поэтому молния чаще ударяет в отдельные высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты чаще в тот, который является лучшим проводником. Наиболее вероятен удар молнии в одиноко стоящие металлическую мачту, деревянный столб или дерево. Поэтому, находясь в поле, нельзя скрываться от дождя под одиноко стоящим деревом или в копне сена. В лесу надо уйти от очень высоких деревьев. В горах лучше всего спрятаться в пещеру или под глубокий уступ. ((Слайд №7)
Для защиты одиноко стоящих сооружений используют молниеотвод. Видите вот то здание, это наша школа. Бежим скорее, оно то, как раз защищено молниеотводом.
(Слайд №8)
(Дети заходят в школу и останавливаются перед кабинетом ОБЖ)
Алена Пятеркина: Извините, ребята, я спешу на урок. Кстати, я могу попросить учителя о том, чтобы вам разрешили присутствовать на занятии, ведь у нас сегодня очень интересная тема, которая вас обязательно заинтересует.
Учитель ОБЖ: Да, мои дорогие, тема жизненно важная. Проходите, пожалуйста, и послушайте. Говорить мы сегодня будем об оказании первой помощи при поражении электрическим током. Очень важно помнить, что в этом случае дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов спасти ему жизнь. Сам человек не может освободиться от проводов или деталей, прикосновение к которым стало причиной его поражения. Это происходит потому, что электрический ток, протекая по телу человека, вызывает судорожное сокращение мышц, а еще и потому, что электрический ток быстро поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание. (Слайд №9)
При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока. При низком напряжении можно воспользоваться сухой палкой, доской, веревкой, одеждой или другими сухими изоляторами. Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами. Необходимо помнить, что пострадавший, находящийся в контакте с токонесущими проводами или деталями, сам является проводником электрического тока. Поэтому необходимо принять меры предосторожности. Оттягивать пострадавшего от проводов надо за концы одежды одной рукой. Ни в коем случае нельзя работать неизолированными руками: в противном случае вы тоже окажитесь в этой цепи и не сможете освободиться. Для изоляции себя от земли и от пострадавшего, оказывающий помощь может надеть резиновую обувь, встать на сухую доску, на непроводящую ток подстилку или надеть резиновые перчатки.
Освободив пострадавшего от тока, необходимо: немедленно положить его на спину, дать ему полный покой, расстегнуть пояс и стесняющую дыхание одежду; нужно дать понюхать нашатырный спирт.
Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца.
В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача или срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
ПроводНИК: Да, действительно очень важная тема. Но где бы научиться правилам обращения с этим электричеством, чтоб до таких крайностей дело не доводить.
ДИэлектрик: Думаю, что в этом нам сможет помочь учитель физики. (Дети бегут в кабинет физики)
ПроводНИК: Уважаемый учитель, Вы не могли бы рассказать нам о том, как пользоваться электрическими приборами в быту.
(Слайд №10)
Учитель физики: Правила обращения с электрическими приборами, ребята, не сложны, и их легко запомнить:
1) Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают старшие или специалист-электрик!
2) Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. Это очень опасно! Не проходите мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях!
Запомните, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.
3) Опасность поражения людей электрическим током очень велика в помещениях с земляными, кирпичными, цементными и бетонными полами, хорошо проводящими электрический ток (это ванные комнаты, бани, сараи, гаражи, подвалы). В этих помещениях должны применяться электроприборы и переносные электролампы напряжением 12 вольт, включенные через специальный понижающий трансформатор. Такое же напряжение должно применяться для переносных приборов и ламп, применяемых в саду, огороде и во дворе. Ваши родители, да и некоторые из вас, пренебрегают этим и присоединяют непосредственно к сети напряжением 220 вольт бытовые электроприборы в ванных комнатах, пользуются переносными электролампами в гаражах и подвалах, устанавливают электроплитки в сырых помещениях и сараях. Подобные нарушения приводят к печальным последствиям. Посмотрите на плакат, который я специально приготовил для своих учеников.
Учитель физики демонстрирует плакат.(Слайд №11)
Когда электричество опасно
(10 «НЕ» в быту и на улице)
НЕ тяните вилку из розетки за провод
НЕ беритесь за электропровода мокрыми руками
НЕ пользуйтесь неисправными электроприборами
НЕ ремонтируйте электроприборы, включенные в сеть
НЕ пользуйтесь электроприборами в ванной комнате
НЕ пользуйтесь вилками, которые не подходят к розеткам
НЕ подходите к оборванным проводам на расстояние ближе 8 метров
НЕ пытайтесь проникнуть в трансформаторные будки
НЕ бросайте ничего на провода и электроприборы
НЕ пытайтесь снимать провода. Это опасно и уголовно наказуемо!
ПроводНИК. Спасибо, теперь мы знаем, как пользоваться бытовыми приборами.
ДИэлектрик. Да, день прошел не напрасно. Теперь мы сможем обезопасить себя от электрического тока и спасемся от грозового разряда.
ПроводНИК. Пожалуй, теперь действительно пора возвращаться домой.
Друзья направляются к выходу, но внезапно останавливаются. Из кабинета музыки доносится задорная музыка. Это участники агитбригады разучивают частушки на конкурс по электробезопасности.
Дети поют:
Во дворе у Саши будка
На двери рисунок есть
Если хочешь быть здоровым-
В эту будку ты не лезь!
Электричество полезно
Электричество прекрасно,
Но если ты на столб полезешь-
Электричество опасно!
Если видишь - провод порван-
Отойди в сторонку:
Ведь электрический заряд
Опасен для ребенка!
Знай, что провод оголенный
Вовсе не игрушка
Чуть однажды не погиб
Наш сосед Андрюшка!
В ванной можно чистить зубы,
Можно голову помыть,
Только там мы вряд ли будем
Феном волосы сушить.
ПроводНик и ДИэлектрик, обращаясь ребятам, учителям
(Слайд№12)
ПроводНИК:
Друзья, спасибо! Нам было ясно,
Что электричество опасно!
ДИэлектрик:
Но, чтобы нам всем без травм прожить
Вместе:
Конечно, надо с ним дружить!
Паспорт методической разработки
1 | Фамилия, имя, отчество | Малахова Галина Николаевна |
2 | Образовательное учреждение | МБОУ «ООШ №6» |
3 | Занимаемая должность | Учитель физики и математики |
4 | Контактный телефон | 8-908-785-42-41 |
5 | Стаж работы по специальности | 27 лет |
6 | Квалификационная категория | Высшая |
7 | Название учебной дисциплины | Физика |
8 | Название элективного курса | Физика на службе человека |
9 | Название разработки | Занятие-спектакль «Путешествие по стране «Электробезопасность» |
10 | Класс с указанием профиля | 9, общеобразовательный |
11 | Краткая аннотация | Основная цель разработки: предупреждение детского электротравматизма. Такая форма проведения занятия выбрана не случайно. Считаю, что знания, преподносимые обучающимся в увлекательной форме своими ровесниками, усваиваются лучше из-за особенностей подростковой психологии. Действие спектакля сопровождается показом слайдов презентации по данной теме, обеспечивающей воздействие на зрительную память подростков. Рекомендуется для любой возрастной категории детей |
12 | Содержание приложений | Презентация «Путешествие по стране «Электробезопасность»» |