Рабочая программа по элективному курсу "Физика на службе человека"
Элективный курс "Физика на службе человека" строится на основе двух тем школьного курса физики: "Электричество" и "Оптика". Его содержание дополняет изучаемый материал, знакомит школьников с малоизвестными фактами из истории физических открытий, расширяет кругозор и позволяет глубже понять межпредметную связь физики, химии, биологии и медицины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по элективному курсу
«Физика на службе человека»
Автор составитель Малахова Галина Николаевна
Пояснительная записка
Курс строится на материале тем «Электромагнитные явления» и «Оптика». Его содержание дополняет изучаемый в школьной программе материал, знакомит школьников с некоторыми малоизвестными фактами из истории открытия физических явлений, способствует всестороннему расширению их кругозора.
Изучение курса «Физика на службе человека» позволит глубже понять межпредметную связь физики, химии, биологии и медицины на примерах использования физических открытий, законов в живой и неживой природе, для создания новых лекарств и современных методов диагностики.
Курс включает в себя элементы конструирования, что говорит о его практической направленности.
Изучение открытий, совершенных русскими учеными способствует воспитанию патриотизма и гордости за свою родину.
Цель курса
Социально-психологическая:
- оказать учащимся помощь в принятии решения о выборе профиля обучения, направленности дальнейшего образования;
-создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному определению в целом.
Академическая:
-расширить представления учащихся об окружающем мире;
-удовлетворить интерес к истории открытий физических явлений и их использования человеком;
-способствовать умению ориентироваться в современном быстрорастущем потоке информации;
-развивать творческие способности учащихся.
Задачи курса
-развитие интереса к изучению физики, химии, биологии, медицины;
-формирование навыков групповой и индивидуальной самостоятельной работы:
- развитие творческих наклонностей и технического мышления учащихся;
-формирование теоретических и практических умений.
Ожидаемые результаты
В процессе обучения ученики должны научиться:
-наблюдать и изучать физические явления;
-описывать результаты наблюдений;
-проектировать и изготавливать простейшие технические устройства;
-самостоятельно добывать сведения из научно-технической литературы и глобальных компьютерных сетей.
Программа курса
Раздел 1
Электричество и человек
Тема 1. Волшебный мир янтаря. Электризация тел. Электризация: помощница или помеха? Притяжение и отталкивание. Прадедушка электрических приборов. Электроскопы своими руками. Проводники и изоляторы. И не проводник и не изолятор.
Тема 2. Электрофизика неживой природы. Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Движение, движение, движение…. Электронная проводимость различных веществ (картофель, вода, соленый огурец). Сопротивление проводников, длинные и короткие, толстые и тонкие проводники, сталь, медь, алюминий, реостаты.
Тема 3. Электрофизика живого организма. Удивительная электропроводимость. Изменение электрических свойств живого организма. Открытие Л. Гальвани , электрические рыбы . Электрические явления в нервной системе животных, электрические явления в растениях, электрические свойства тканей животных.
Тема 4. Из предыстории использования электричества в медицине . Первые открытия (свидетельство Фалеса Милетского, врач Диаскорд и его методы лечения).Чем мы обязаны У. Гильберту? Премия, присужденная Марату; спор Л. Гальвани и А. Вольты, опыты В.В. Петрова, свеча П.П.Яблочкова, катодные лучи , исследование биотоков.
Тема 5. Электрический помощник врача . Биопотенциал - что это такое ? Применение биопотенциалов. Где и как возникает биоэлектричество. Электрокардиограмма, диагноз на расстоянии, биоэлектрический стерилизатор (кожа человека) ,электроанестезия, или электронаркоз.
Тема 6. Использование современных методов диагностики и лечения заболеваний . Электростимуляция. УВЧ – терапия. Электрография. Электрофорез. УЗИ. Рентгенография. Лазер.
Тема 7. Электричество не спит, не дремлет. Немного о сне и о его значении, биоэлектричество сна, надежный метод диагностики.
Тема 8. Электричество и магнетизм. Электричество вокруг нас. А где же магнетизм и его поля? Магнитные бури и человек. Секрет поведения стрелки компаса. Электрический ток и магнитная стрелка. Молния – это тоже электричество.
Тема 9. Электричество опасно. Первые сведения об электротравмах. <<Времянка >>-кто не знает этого слова! <<Лошадиная >> авария. Причины электротравм. Опасно ли малое напряжение? Биофизика поражения электричеством. Первая помощь при электротравмах.
Раздел 2.
Тема 1. Калейдоскоп возможностей оптики. Калейдоскоп. Зрительная труба Г. Галилея.
Изготовление калейдоскопа и создание фотоальбома рисунков. Меняется ли в течении дня длина тени от провода? Почему стекла автомобильных фар имеют с внутренней стороны рифленую поверхность? Для чего сторону лопастей винта самолета, обращенную к кабине летчика, окрашивают в черный цвет?
Тема 2. Разноцветное коромысло над небом повисло.
Атмосферная реакция. Земная рефракция. Радуга. Миражи. Глории, гало, нимбы. Почему небо синее? Почему красно солнышко? Сумерки – это когда? Атмосферные явления в литературе. Народные приметы погоды.
Тема 3. Побываем в Зазеркалье. Зеркала: плоское, выпуклое, вогнутое. Комната смеха.
Тема 4. Глаз как оптическая система. Устройство глаза. Бинокулярное зрение. Цветовая чувствительность. Почему все кошки ночью серые, а кони-вороные? Угол зрения человека и животных. Инерция зрения. Кино. Человек – невидимка. Спектроскопические картинки.
Тема 5. Коррекция зрения. Заболевание глаз. Близорукость и дальнозоркость. Очки. Водительские очки. Компьютерные очки. Иридодиагностика. Видиотренинг для глаз .Упражнения для глаз. Очки – тренажеры Комфорт. Гигиена зрения.
Тема 6. Зрительные иллюзии. Использование иллюзий зрения : макияж, прическа. Иллюзия зрения и мода. Оптические обманы в интерьере. Мимикрия животных.
Тема 7. Цветоощущение и цветодиагностика. Цвет и настроение. Цвет поднимает настроение. Цвет и темперамент. Цвет в одежде . Тест Цветомедитации. Цветодиагностика. Цветовое оформление и его воздействие на человека.
Календарно – тематическое планирование
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература для учителя
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература для учащихся
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии
Элективный курс рекомендуется