Рабочая программа по элективному курсу "Физика на службе человека"

Элективный курс "Физика на службе человека" строится на основе двух тем школьного курса физики: "Электричество" и "Оптика". Его содержание дополняет изучаемый материал, знакомит школьников с малоизвестными фактами из истории физических открытий, расширяет кругозор и позволяет глубже понять межпредметную связь физики, химии, биологии и медицины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_e.k..docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по элективному  курсу

«Физика на службе человека»

Автор составитель Малахова Галина Николаевна

Пояснительная записка

Курс строится на материале тем «Электромагнитные явления» и «Оптика». Его содержание дополняет изучаемый в школьной программе материал, знакомит школьников с некоторыми малоизвестными фактами из истории открытия физических явлений, способствует всестороннему расширению их кругозора.

        Изучение курса «Физика на службе человека» позволит глубже понять межпредметную связь физики, химии, биологии и медицины на примерах использования физических открытий, законов  в живой и неживой природе, для создания новых лекарств и современных методов диагностики.

        Курс  включает в себя элементы конструирования, что говорит о его практической направленности.

Изучение открытий, совершенных русскими учеными способствует воспитанию патриотизма и гордости за свою родину.

Цель курса

Социально-психологическая:

- оказать учащимся помощь в принятии решения о выборе профиля обучения, направленности дальнейшего образования;

-создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному определению в целом.

        Академическая:

-расширить представления учащихся об окружающем мире;

-удовлетворить интерес к истории открытий физических явлений и их использования человеком;

-способствовать умению ориентироваться в современном быстрорастущем потоке информации;

-развивать творческие способности учащихся.

Задачи курса

-развитие интереса к изучению физики, химии, биологии, медицины;

-формирование навыков групповой и индивидуальной самостоятельной работы:

- развитие творческих наклонностей и технического мышления учащихся;

-формирование теоретических и практических умений.

        Ожидаемые результаты

В процессе обучения ученики должны научиться:

-наблюдать и изучать физические явления;

-описывать результаты наблюдений;

-проектировать и изготавливать простейшие технические устройства;

-самостоятельно добывать сведения из научно-технической литературы и глобальных компьютерных сетей.

Программа курса

Раздел 1

Электричество и человек

Тема 1. Волшебный мир янтаря. Электризация тел. Электризация: помощница или помеха? Притяжение и отталкивание. Прадедушка электрических приборов. Электроскопы своими руками. Проводники и изоляторы. И не проводник и не изолятор.

Тема 2. Электрофизика неживой природы. Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Движение, движение, движение…. Электронная проводимость различных веществ  (картофель, вода, соленый огурец). Сопротивление проводников, длинные и короткие, толстые и тонкие проводники, сталь, медь, алюминий, реостаты. 

Тема 3. Электрофизика живого организма. Удивительная электропроводимость. Изменение электрических свойств живого организма. Открытие  Л. Гальвани ,  электрические рыбы . Электрические явления в нервной системе животных, электрические  явления в растениях, электрические свойства тканей животных.

Тема 4. Из предыстории  использования электричества в медицине . Первые открытия (свидетельство Фалеса Милетского, врач Диаскорд  и его методы лечения).Чем мы обязаны У. Гильберту? Премия, присужденная Марату; спор Л. Гальвани и А. Вольты, опыты В.В. Петрова, свеча П.П.Яблочкова, катодные лучи , исследование биотоков.

Тема 5. Электрический помощник врача . Биопотенциал  - что это такое ? Применение  биопотенциалов. Где и как возникает биоэлектричество. Электрокардиограмма, диагноз на расстоянии, биоэлектрический стерилизатор (кожа человека) ,электроанестезия, или электронаркоз.

Тема 6. Использование современных методов диагностики и лечения заболеваний . Электростимуляция. УВЧ – терапия. Электрография. Электрофорез. УЗИ. Рентгенография. Лазер.

Тема 7. Электричество не спит, не дремлет. Немного о сне и о его значении, биоэлектричество сна, надежный метод  диагностики.

Тема 8. Электричество и магнетизм. Электричество вокруг нас. А где же магнетизм и его поля? Магнитные бури и человек. Секрет поведения стрелки компаса. Электрический ток и магнитная стрелка. Молния – это тоже электричество.

Тема 9. Электричество опасно. Первые сведения об электротравмах. <<Времянка >>-кто не знает этого слова!  <<Лошадиная >> авария. Причины электротравм. Опасно ли малое напряжение? Биофизика поражения электричеством. Первая помощь при электротравмах.

Раздел 2.

Тема 1. Калейдоскоп возможностей оптики. Калейдоскоп. Зрительная труба Г. Галилея.

Изготовление калейдоскопа и создание фотоальбома рисунков. Меняется ли  в течении дня длина тени от провода? Почему стекла автомобильных фар имеют с внутренней стороны рифленую поверхность? Для чего сторону лопастей винта самолета, обращенную к кабине летчика, окрашивают в черный цвет?

Тема 2. Разноцветное коромысло над небом повисло.

Атмосферная реакция. Земная рефракция. Радуга. Миражи. Глории, гало, нимбы. Почему небо синее? Почему красно солнышко? Сумерки – это когда? Атмосферные явления в литературе. Народные приметы погоды.

Тема 3. Побываем в Зазеркалье. Зеркала: плоское, выпуклое, вогнутое. Комната смеха.

Тема 4. Глаз как оптическая система. Устройство глаза. Бинокулярное зрение. Цветовая чувствительность. Почему все кошки ночью серые, а кони-вороные? Угол зрения человека и животных. Инерция зрения.  Кино. Человек – невидимка. Спектроскопические картинки.

Тема 5. Коррекция зрения. Заболевание глаз. Близорукость и дальнозоркость. Очки. Водительские очки. Компьютерные очки. Иридодиагностика. Видиотренинг  для глаз .Упражнения для глаз.  Очки – тренажеры Комфорт. Гигиена зрения.

Тема 6. Зрительные иллюзии. Использование иллюзий зрения : макияж, прическа. Иллюзия зрения и мода. Оптические обманы в интерьере. Мимикрия животных.

Тема 7. Цветоощущение и цветодиагностика. Цвет и настроение. Цвет поднимает настроение. Цвет и темперамент.  Цвет в одежде . Тест Цветомедитации.  Цветодиагностика. Цветовое оформление и его воздействие на человека.

Календарно – тематическое планирование

N

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые строки прохождения

примечание

1

Волшебный мир янтаря

2

2

Электрофизика неживой природы

2

3

Электрофизика живого организма

2

4

Из предыстории использования электричества в медицине

2

5

Электрический помощник врача

2

6

Использование современных методов диагностики и лечения заболеваний .

2

7

Электричество не спит, не дремлет.

2

8

Электричество и магнетизм.

2

9

Электричество опасно.

2

10

 Калейдоскоп возможностей оптики

2

11

Разноцветное коромысло над небом повисло.

2

12

Побываем в Зазеркалье.

2

13

Глаз как оптическая система.

2

14

Коррекция зрения.

2

15

Зрительные иллюзии.

2

16

Цветоощущение и цветодиагностика.

2

17

Итоговое занятие

1

18

Резерв

1

Литература для учителя

  1. 1.Мощанский В.И. История физики в средней школе.- М.: Просвещение, 1981.
  2. 2. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе.- М.: Просвещение, 1988
  3. 3. Билимович Б.Ф. Физические викторины в средней школе.- М.: Просвещение, 1977
  4. 4. Анфилов Г. Бегство от удивлений»,- М.: Детская литература, 1974
  5. 5. Блудов М.Н. Беседы по физике.- М.: Просвещение, 1974
  6. 6. Капица С.П. Замечательные ученые.- М.: Наука, 1990
  7. 7. Ландау Л.Д. Физика для всех.- М.: Наука, 1990
  8. 8. Перельман Я.И. Занимательная физика.- М.: Просвещение, 1994

  1. 9. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?.- М.: Просвещение, 1994
  2. 10. Тарасов Б.А. Физика в природе.- М.: Просвещение, 1992
  3. 11 Вавилов С.И. Глаз и солнце,- М.: Наука, 1976
  4. 12. Балашов М.М. О природе.-М.: Просвещение, 1991

Литература для учащихся

  1. 1.Мощанский В.И. История физики в средней школе.- М.: Просвещение, 1981.
  2. 2. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе.- М.: Просвещение, 1988
  3. 3. Билимович Б.Ф. Физические викторины в средней школе.- М.: Просвещение, 1977
  4. 4. Анфилов Г. Бегство от удивлений»,- М.: Детская литература, 1974
  5. 5. Блудов М.Н. Беседы по физике.- М.: Просвещение, 1974
  6. 6. Капица С.П. Замечательные ученые.- М.: Наука, 1990
  7. 7. Ландау Л.Д. Физика для всех.- М.: Наука, 1990
  8. 8. Перельман Я.И. Занимательная физика.- М.: Просвещение, 1994


 

Комментарии

Элективный курс рекомендуется для предпрофильной подготовки в 9 классе.