Геометрические фигуры. Прямоугольник. Квадрат.

Закрепление знаний о геометрических фигурах во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика 2 класс24.2 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема. «Геометрические фигуры. Прямоугольник. Квадрат".

Цели. Закрепить знания о геометрических фигурах; умение решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел; развивать наблюдательность, познавательные способности, мышление, пространственное воображение, навыки узнавания геометрических фигур; умение использовать математические термины; воспитывать правильное научное мировоззрение; расширять представление об окружающем мире.

Оборудование. Учебник "Математика" для 2-го класса, ч. 2, авт. М.И. Моро; линейки; наборы геометрических фигур; цветные карандаши.

                                                                         ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Меня зовут Елена Анатольевна.

Сегодня я проведу у вас урок математики.

II. Сообщение темы урока (слайд 1)

Учитель. Сегодня на уроке математики мы закрепим ваши знания о геометрических фигурах . Но урок у нас необычный. Мы совершим полет в космос. Во время полета будьте дружны, поступайте по-товарищески, не забывайте, что мы единый коллектив.

(слайд 2)

III. Подготовительная беседа.

У. Начинаем подготовку к полету. Что вы знаете о первом

 полете в космос?

Дети. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.

Его космический корабль назывался "Восток". Первый полет

 состоялся 12 апреля 1961 года.( слайд 3) 

IV. Устный счет

На партах у учеников наборы с геометрическими фигурами.

У. А на чем нам отправится в полет?

Д. На ракете.

У. Давайте её построим. Открываем конструкторское бюро. Работаем в парах. Из набора геометрических фигур строим космическую ракету.

Дети выполняют задание. (слайд 4)

 – Из каких геометрических фигур состоит наша ракета?

Д. Из треугольников и четырехугольника.

У. Почему вы решили, что это треугольники?

Д. Фигуры имеют три угла, три вершины, три стороны.

У. Посмотрите на центральную часть ракеты. Что это за фигура?

Д. Прямоугольник.

У. Что вы знаете о прямоугольнике?

Д. Он имеет четыре стороны, четыре вершины, четыре прямых угла.

У. Что вы еще знаете об этой фигуре?

Д. Противоположные стороны прямоугольника равны. ( слайд 5) 

У. Измерьте длину сторон прямоугольника. Чему они равны?

Д. 6 см и 3 см.

У. Давайте начертим прямоугольник с такими сторонами.

 Для этого нам нужна линейка, простой карандаш  и шаблон прямого угла.

Дети выполняют чертеж.

 (слайд 5)

- Давайте вспомним  1 см = 2 клеткам

1. Поставим точку в углу клетки.

2. От точки отмерим 10 см. поставим точку.

3. Соединим точки.

4. От первой точки вниз отмеряем 5 см , ставим точку.

5. Соединяем точки.

6. Следующие стороны построим аналогично.(слайд 6)

– Молодцы! Наш прямоугольник оживает. (вывешивается картинка с изображением печального Квадрата) 

-  Но почему у него такой печальный вид?

- Оказывается,  прямоугольник печален потому, что он одинок.   Прямоугольник решил поискать родственников. «Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал прямоугольник, - ведь он на меня должен быть чем-то похож».

- Давайте поможем ему. Согласны? Для этого нам предстоит отправиться очень далеко. А поможет в этом наша ракета. Чтобы  ракета взлетела, нужно узнать зашифрованное слово. Для этого выполните вычисления и воспользуйтесь буквенным ключом. Считайте устно, а ответы записывайте в тетрадь и выставляем карточки на доску.

78 – 40      36 + 4

9 + 4          52 + 9

23 – 3        58 - 8

Дети выполняют задание.

- Слова не получается. Переставьте  и  запишите ответы на второй строчке в порядке возрастания.

- Какое слово у нас получилось?

Д. - Вперед.      (музыка)

У.-  Одеваем скафандры. (дети одевают на голову из бумаги скафандры)

- Положили руки перед собой.

У. - Начинаем отсчет от 5 дружно, все вместе.

Д. 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!

(слайд 7)

V. Закрепление пройденного материала.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит котлету!

Повернута к Солнцу одной стороной,

С другой - страшный холод и мертвый покой,

 В честь бога торговли имеет названье,

Да нет атмосферы - вот наказанье!

- Здесь наш прямоугольник  увидел геометрическую фигуру. Но она не спешит о себе рассказать. Покажется,  если мы сравним выражения.  (слайд 8)

- Приступаем к работе.

( Уч–ся по одному читают выражения и ставят нужный знак, объясняя.

Не вычисляя, сравните выражения.

64 – 40 * 64 – 60

30 + 5 * 30 + 15

77 – 7 * 77 – 17

20 + 16 * 20 + 6

У. - Молодцы справились! Наша фигура вышла познакомиться.

Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре прямоугольник. И спросил тогда (слайд трапеции)

- Как зовут тебя?

- Меня зовут…

У. – Ребята как зовут эту фигуру?

Д. Четырёхугольник

У. – Является ли он родственником Прямоугольника? Докажите.

Д.   4 угла и 4 стороны.

-  Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга

У. –Ребята, ещё эта фигура называется трапеция.

У. – Но наш герой решил не останавливаться, а искать родственников дальше.

VII. Закрепление пройденного материала (продолжение) 

У. Мы прилетели на планету Марс.   (слайд 12)

Марс – планета Солнечной системы, четвертая от Солнца.

Свое название она полу чила в честь древнеримского бога войны.   Марс меньше Земли в 7 раз. На Марсе есть зима, весна, лето, осень.

- Долго бродил прямоугольник по Марсу в поисках родственника и вдруг  из  небольшой трещины в грунте он услышал крики о помощи. Поспешив на помощь прямоугольник увидел в темноте фигуру  с знакомыми чертами. Но не тут – то было. Чтобы спасти незнакомца нужно решить несколько марсианских задач.  

Мы будем записывать только решение. (слайд)

1. Марсиане сделали 28 красных фонариков, а синих на 8 меньше. Сколько синих  фонариков сделали марсиане?

2. На Марсе  30 впади,  а гор на 20 меньше. На сколько больше впадин,   чем гор?

 3.  45 полетов совершили марсиане на Луну и столько же на Меркурий. Сколько всего полетов совершили марсиане?

4. Американцы совершили 25 выходов в открытый космос, а российские космонавты на 15 больше. Сколько всего выходов в космос совершили космонавты?

У. – Молодцы! Вытащил Прямоугольник фигуру из трещины и что же он видит.( слайд Ромб)

(Вывешивается картинка Ромб)

Д. 4 угла, 4 стороны, все противоположные стороны равны.

У. – Что это за фигура?

Д.- Ромб.

У. Является ли Ромб родственником Прямоугольника?

Д. – Да, так как совпадают три признака.

У. Еще больше обрадовался Прямоугольник и со спокойным сердцем собирался возвращаться на Землю. Ведь  он нашел своих родственников  и теперь ему есть к кому летать в гости. Но что это? Слышится сигнал SOS! Он поступает с планеты Юпитер. Скорее летим! Но перед отлетом нужно немного размяться.

VI. Физкультминутка  (слайд 11)

Наш Прямоугольник потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Три в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять, шесть тихо сесть.

( слайд Юпитера)

8. - Наша ракета приземляется на самую большую планету.

Юпитер - царь планет! Он в 120 раз больше Земли.

Сутки  на Юпитере короткие - 10 часов: 5 часов - день и 5 часов - ночь.

У. –Но кто же звал на помощь?

(Вывешивается картинка Квадрата)

Не овал я  и не круг,

Треугольнику я  друг,

Прямоугольнику я  брат,

А зовут  меня …

Д. Квадрат.      

У. - Я очень давно ищу своих родственников,  говорит Квадрат, - И вот наконец меня услышали и нашли.

- А как же ты докажешь, что мы родственники? – спрашивает его Прямоугольник.

- Очень просто. Мы с Четырёхугольником имеем два общих признака .

У. – Какие?

Д. – 4 угла, 4 стороны.

- А с прямоугольником – 4 общих признака.

Д. - Ребята, назовите их.

Д. 4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны. (слайд12)

У. – До слез рад был Прямоугольник такой встрече. Ведь Квадрат оказался самым близким родственником.

У. А что бы мы лучше запомнили этого родственника, давайте начертим квадрат в своих тетрадочках. Но новый родственник оказался не простым. Он не назвал какой длинны его стороны. А только сказал, что периметр его 12 см.  

У. Что такое периметр?

Д. Периметр – это сумма всех сторон (слайд 13)

Р = а+а+а+а= 12 см

У. – А какие стороны у квадрата?

Д. – Равные.

У. Подберите такое число, чтобы его сложить 4 раза получится 12.

Д. Сторона квадрата 3 см.

У. Начертите квадрат со стороной 3 см.(слайд 19) 

        1. Поставили точку

  1. Отмерили вправо 3 см.
  2. Соединили точки.
  3. Отмерили от первой точки вниз 3 см.
  4. Соединили точки
  5. Достроили до квадрата.

Дети выполняют задание вместе с учителем ( слайд 20)

– Много родственников нашел Прямоугольник путешествуя по планетам Солнечной системы.

У. - Пора возвращаться на Землю.  

Чтобы вернуться, надо подготовить ракету  к дальнему полету.

Для этого нужно решить кроссворд.  (слайд 22)

9. Итог урока 

1. Мера длины, состоящая из 10 дм.

2. Геометрическая фигура с равными сторонами, но непрямыми углами.

3. Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца.

4. Самая маленькая геометрическая фигура.

5. Прямоугольник с равными сторонами.

6. Знак (символ) для обозначения числа.

7. Следующее число за числом 3.

Ответы: 1. Метр. 2. Ромб. 3. Луч. 4. Точка. 5. Квадрат. 6. Цифра. 7. Четыре.

У. Какое слово получилось в выделенных клетках?

Д. Молодцы.

У. А теперь отправляемся домой (слайд Земля)

У. Из полета возвратились

И на Землю приземлились.

10. Подведение итогов.

У. Давайте с вами вспомним, каких родственников повстречал Прямоугольник и почему они родственники? 

Д. – Он повстречал Четырехугольника . У него 4 угла. 4 стороны. Потом он повстречал Ромба. У него 4 угла, 4 стороны и противоположные стороны равны. И он встретил Квадрата у которого 4 угла, 4 стороны, углы прямые и противоположные стороны равны.

 У. Ребята, а живут ли на нашей планете родственники Прямоугольника. Давайте их найдем и нарисуем . А когда в следующий раз Прямоугольник полетит в гости,  он отвезет эти рисунки. 

Дети выполняют творческое задание.

У. – Спасибо за работу! Урок окончен.