краткий отчет о проделанной работе

Мавлеева Любовь Дмитриевна

В работе отражена позитивная диамика за последние три года

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года.

За годы работы в школе у  меня сложилась определенная система обеспечения качества обученности учащихся, достижения ими высокого уровня успешности. Мой любимый афоризм – «Каждый ученик талантлив, уникален, нужно только помочь ему раскрыться».

Я строю работу учитывая:

 Концепции

Приоритетные проблемы

  1. Выявление и развитие способностей каждого ученика.
  2. Формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни через внедрение новых педагогических технологий
  1. Повышение уровня обученности школьников.
  2. Повышение уровня воспитанности и сохранение здоровья ребенка.
  3. Духовно-нравственное, творческое развитие личности ученика.
  4. Реализацию системы профессионального самоопределения старшеклассников.
  5. Систему взаимодействия и сотрудничества с семьей.

Успеха в учебно-воспитательном процессе  я достигаю благодаря чёткому планированию как предстоящего урока, так и всей системы уроков и внеурочных мероприятий, их высокой плотности, подбору заданий, заставляющих учеников думать, анализировать, делать выводы. Перед каждым уроком ставлю задачу - не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и предоставляет им возможность открыть новое, ощутив при этом радость в преодолении трудностей, т.е. «включаю» внутреннюю мотивацию, увлечённость процессом познания.  Я считают, что  я не только даю знания, но и обращена к личности обучающегося, открыта для общения, всегда готова к диалогу в познании научных истин.

Родители знают, что  я являюсь всегда для ребенка помощником, что в классе на моих уроках созданы все условия для обучения и развития их детей, что моя деятельность   лишена отрицательных эффектов и последствий.

Для повышения эффективности процесса обучения и формирования учебной деятельности школьников я использую  компоненты:

  1. мотивационный;
  2. операционально-познавательный;
  3. контрольно-оценочный.

         Таким образом, в обучающей деятельности  и структуре учебной деятельности школьников контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) входят как компоненты этих видов деятельности, что увеличивает продуктивность учебного процесса.

За время своей преподавательской деятельности  я пришла к заключению, что поощряемые ученики достигают значительно больших успехов по сравнению с теми, кто никак не поощрялся. Поэтому оценка на уроке играет роль фактора, стимулирующего интерес к учёбе. Кроме того, убеждёна, что ЗУНы – всего лишь средства для формирования тех или иных целей и ценностей (в основном уровня гражданской и нравственной воспитанности).

        Мои ученики  проявляют устойчивый интерес к урокам физики, активно участвуют  в экспериментальной и исследовательской работе, умеют самостоятельно  организовать  учебно-познавательную деятельность, анализировать  свою работу и работу своих одноклассников, осуществляют творческий подход в различных видах деятельности. Обучающиеся готовы к выполнению социально-значимых компетенций (что не входит в задачу действующих программ и без чего невозможно полноценная жизнь  жителя города, современного молодого россиянина):

  1. могут учиться самостоятельно, по мере возникновения потребности в новых знаниях;
  1. функционально грамотны;
  2. умеют общаться на одном из иностранных языков;
  3. свободно пользуются компьютером;
  4. получают необходимую информацию из сети Интернет;
  5. владеют навыками вождения автотранспорта;
  6. имеют стабильные навыки эмоционального самоконтроля, аутотренинга;
  7. знают, что такое субсидии, инвестиции, кредиты, субвенции, ссуды, акции…, чтобы умело и успешно пользоваться ими в жизни;
  8. умеют предложить себя на рынке труда;
  9. интеллигентны в общении и мышлении.

Большая часть учащихся выбирает на итоговую аттестацию экзамен по физике и физико-математический профиль в старшей школе.

Итоги работы превышают среднеобластной показатель. При 100% успеваемости качество обученности составило:

Ученики   постоянно занимают призовые места  на научно-практических конференциях и олимпиадах, проводимых по линии  Управления образования.

НПК

 1.  2008 год – Рейтузова Юлия 10 класс, 2 место « Влияние сотового телефона на организм человека»

2.   2010 год - Рясная Алена 10 класс, 2 место, « Микроскоп и его использование в клинических лабораториях г.Тайшета»

  1. 2010 год – Менсиянова Анастасия 10 класс, 3 место « Физические свойства шоколада»
  2. 2011год – Титова Ирина 11 класс, 2 место «Санитарно-гигиеническая обстановка в МОУ СОШ №2»
  3. 2012 год – Сулейманова Мария, 7 класс, 2 место  «Определение физических характеристик животных»

Олимпиады:

  1.  2011 год – Шелипова Татьяна, 9 класс – 2 место
  2. 2011 год- Сулейманова Мария, Семенова Анастасия – I место
  3. 2012 год –Юхновец Яна, 10 класс – лучший результат по району.

   2.Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

В течение 3-х лет  я. реализую программы школьного и дополнительного компонентов содержания образования предмету «Физика» через:

факультативные занятия;

практикумы;

 элективные курсы.  

Соблюдая преемственность между 2 и 3  ступенями обучения,  провожу элективные курсы,  направленные на формирование и  развитие представления  о научной картине мира, мировоззренческой позиции и жизненных убеждений, экологическое мышление:

Мною  разработана и отправлена на конкурс программа  элективного курса « С любовью к электричеству».

 Я предлагает обучающимся  различные элективные курсы для того, чтобы:

  1. они могли самоопределиться  с выбором профиля обучения  на старшей ступени;
  2. выбрать  профессию;
  3. успешно пройти процесс социальной адаптации;
  4. стать успешными в жизни.

В 2010-2011 учебном году в профильной группе 10-го класса  вела практикум по физике, ориентированный на изучение разделов, не входящих в основной курс, или на недостаточно усвоенные темы. Данные часы представляют собой реализацию программы школьного компонента.

С  2009 года   руковожу  научным обществом «Элита», девиз которого:

     НОУ «Элита»  зазывает,

          НОУ «Элита» приглашает:

-Приходите и дерзайте

И науку познавайте!

         Знаний вам расширит круг

              НОУ «Элита» -  лучший друг!

При организации НОУ  я ставлю в основу процесса творческий поиск, направленный на:

  1. Самопознание;
  2. Самовоспитание целеустремленности и системности в учебной и предстоящей трудовой деятельности;
  3. Самоутверждение благодаря достижению поставленной цели (почетные места на научно-практических конференциях, олимпиадах);
  4. Получение дополнительной научно-технической информации;
  5. Отработку навыков работы в команде, умений ведения дискуссии;
  6. Развитие толерантности.

Под  моим руководством  были подготовлены и  проведены различные конкурсы:

 Я в системе провожу экскурсии на предприятия с целью:

  1. профориентации школьников;
  2. применения полученных знаний по разделам физики в практической деятельности;
  3. формирования  партнёрских отношений и умения работать в разновозрастных группах;
  4. подготовки исследовательских материалов к конференциям, конкурсам, презентациям.

При этом предприятия зачастую не только место для проведения экскурсий, их оборудование, приборы и процессы служат материалом для исследования учащихся. Кроме того, в ходе экскурсий всегда проходят отдельно спланированные, различные по форме взаимодействия между участниками. Это позволяет учащимся (и самому педагогу) побывать в меняющихся социальных ролях как совместной деятельности по подготовке, так и процессе их проведения.

Учащиеся под моим руководством   году приняли участие во всероссийском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности: «Энергия и среда обитания» совместно филиалом ГУЭП «Тайшетские электрические сети».

Отдельное направление организации внеурочной деятельности – выпуск газеты «Большая перемена», выполняющей роль творческого объединения обучающихся. Цель газеты – не только конечный продукт (выпущенный номер), но и сам процесс создания выпуска, погружение широкого круга  учащихся в заданную проблему. Газета – средство для налаживания необходимых контактов между организациями и предприятиями и людьми, занимающимися исследовательской и творческой деятельностью, людьми думающими и ищущими.

        В эту деятельность  я  задаю всё более разнообразные способы, которые позволяют видеть реально реализующиеся цели социокультурного взаимодействия. Это принципиально для  учителя, ибо создаётся среда для творческого развития личности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию.

        Я успешно провожу  ученические чтения по проблемам физики и астрономии. Во время этих чтений  организую   специальную программу взаимодействия участников чтений. Кроме содержательного общения по научным вопросам (что у подростков не всегда может быть основой для взаимодействия), организую межличностное взаимодействие посредством:

  1. кураторства;
  2.  группового взаимодействия с элементами тренинга;
  3.  совместной деятельности в конкурсных комиссиях учащихся;
  4.  творческого взаимодействия в проведении  досуговых мероприятий.

                                

Имею следующие награды:

  1.  Сертификаты Российского оргкомитета Кенгуру и Благодарственные письма за организацию и проведение конкурса – 2010, 2011, 2012 г.г.
  2. Благодарность от центра поддержки талантливой молодежи г. Бийска за организацию и проведение вторых Всероссийских олимпиад.
  3. Сертификаты за творческий подход в работе с одаренными детьми- 2011, 2012, 2013 г.г.
  4. Диплом лауреата конкурса  «Мой лучший урок», посвященный Году Учителя в России в номинации « Классический урок»
  5. Сертификат на получение премии в размере 3000 рублей за победу в конкурсе «Мой лучший урок» - 2012 год.
  6. Почетная грамота Муниципального образования Тайшетского района за долголетний добросовестный труд, высокие успехи в обучении, воспитании, развитии и формировании личности обучающихся – 2009 год.
  7. Почетная грамота Министерства Образования Иркутской области за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, достигнутые успехи в деле обучения и воспитании подрастающего поколения – 2010 год.
  8. Сертификат участника районного конкурса «Мастер-класс» в номинации «Оптимизация образовательного процесса в условиях развивающегообучения».

3. Позитивные результаты в деятельности учителя в качестве классного руководителя.

                                                                 В воспитании все дело в том, кто  воспитатель

                                                                                                                                  Д.И.Писарев

Как классный руководитель   провожу целенаправленную работу по сохранению контингента учащихся и по профилактике правонарушений среди подростков. В классе нет отсева, контингент учащихся сохраняется на протяжении ряда лет.

Учащиеся класса не состоят на учете в  городской КДН и ЗП администрации Тайшетского района, ОДН ОВД г. Тайшета, на внутришкольном учете, к административной и уголовной ответственности не привлекались.

 В воспитательной работе руководствуюсь принципом – «учимся друг у друга, учимся вместе». При таком подходе традиционные школьные проблемы стали формулироваться так, как того требует воспитательная система. Вот на чём ставится акцент:

Обучение и учебная деятельность школьников – самостоятельное мышление ученика в системе современного знания;

Классное руководство – поддержка саморазвития школьника и обеспечение единства педагогических требований к нему (классный руководитель – лидер команды педагогов класса);

Ученическое самоуправление – самостоятельная и совместная  деятельность как основа  личностного самоопределения подростков.

В практику формирования личности обучающегося ею  внедряется принцип воспитания успехом. Работая с учеником,  стремлюсь как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, опираясь на его достоинства, ценности, мечты, потребности, развивать самые  малые ростки успеха, помочь испытать вкус победы. Для этого у меня есть необходимые личностные качества и профессиональные компетентности, которые я формирую и в своих воспитанниках:

Личностные качества

Профессиональные компетентности

  1. Собранна.
  2. Мобильна.
  3. Проницательна, обладает аналитическим складом ума.
  4. Решительна, тверда, уверена в себе.
  5. Естественна, искренна, открыта для общения.
  6. Обладает способностями побуждать к действиям других лиц, убеждать, вселять уверенность, оказывать влияние на окружающих.
  1. Способна работать в команде, коммуникабельна, обладает. интуицией, умением сочувствовать
  2. Владеет технологией продуктивного общения.
  3. Умеет владеть словом, убеждать.
  4. Создает творческую атмосферу, благоприятный микроклимат.
  5. Совершенствует педагогическое мастерство.
  6. Обладает паралингвистическими умениями: поставленным голосом, выразительным тембром, мелодичностью.

        Самым важным для себя считаю принцип событийности в воспитании. Чтобы уйти от чуждых детям, навязываемых им мероприятий, я использую в воспитательной практике такой подход:

Учитель генерирует идею, организует деятельность учащихся, анализирует, подводит итоги;

Учащиеся вместе с педагогом генерируют идею, на её основе разрабатывают сценарий КТД. совместно обсуждают его, распределяют роли, делят успех на всех и рефлексируют ход и результат проведённого дела, планируют возможные шаги в будущем;

Ученики сами придумывают и создают социокультурный феномен, осуществляют его реализацию, рефлексируют выполнение проекта. Педагог выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект – субъектных основаниях.

    Для меня важны не столько подготовка и проведение каких – либо мероприятий взрослыми, сколько обучение школьников, создание актива, работа с лидерами, подготовка команд.

Любимая форма организации воспитательной деятельности в классе - коллективные творческие дела. КТД создают многообразные условия для решения воспитательных задач:

умение объединять индивидуальные и коллективные действия;

 объективно оценивать себя;

 объединяться с другими на основе общих творческих интересов;

общаться друг с другом в процессе коллективного дела;

радоваться успеху других.

         Основополагающие идеи воспитательной деятельности:

Постоянно актуализировать  интерес к судьбе конкретного ребенка. Ребенок – высшая ценность.

В своей деятельности следует опираться на интересы детей. Интересно - значит привлекательно. Именно поэтому нужны такие формы работы, которые привлекают, а не загоняют ребенка в класс.

Деятельность должна поощрять активность детей, их инициативу, творчество.

В проведении любого воспитательного дела важен не только его очевидный эффект, обеспеченный содержанием, но и эффект скрытый: он связан с проработкой плана, организацией и анализом самого дела.

В организации воспитательной деятельности важна роль людей, которые окружают ребенка. Эти люди должны быть по -настоящему авторитетны. Помочь найти ученику своего учителя  «по жизни» - одна из основных задач воспитателя.

             Реализуя идеи и принципы воспитания, я  руководствуюсь  положениями Концепции модернизации Российского   образования на период до 2010 года, использую инновационные методы и формы работы, основу которых составляют методы педагогической помощи и защиты (технология Иванова А.В.) и действую в следующих направлениях:

Мною разработаны подпрограммы:

  1. «Ученик – патриот и гражданин»;
  2. «Ученик и его нравственность»;
  3. «Ученик и его интеллектуальные возможности»;
  4. «Ученик и его здоровье»;
  5. «Ученик и круг его общения»;
  6. «Ученик и его семья».

Структура ученического самоуправления в классном коллективе:

Общеклассное ученическое собрание

Совет класса

Центр «Учение»                                                                     Центр «Досуг»

                                              Центр «Труд»  

                Спорт-центр                                        Пресс-центр

Временные советы дел

Творческие группы

                             

         При подготовке классных дел применяю технологию КТД, способствующую развитию коммуникативных, креативных способностей, самореализации учеников, их успешной социализации.

        Главная идея в здоровьесберегающей  деятельности классного руководителя заключается в том, что   социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.

Традиционными мероприятиями данного направления стали:

  1. Подготовка документов по программе «Здоровье».
  2. Осуществление систематического контроля выполнения санитарно- гигиенических требований согласно нормам СанПина.
  3. Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся.
  4. Обеспечение полноценного питания.
  5. Организация профилактической работы по ДТП.
  6. Целенаправленная работа по предотвращению конфликтов.
  7. Проведение спортивных и внеклассных мероприятий:
  8. Декады «Здоровый образ жизни»;
  9. Дни здоровья;
  10. Дни защиты детей;
  11. Школьные спартакиады, соревнования;
  12. Походы, турслет;
  13. Спортивно-исторические и географические викторины;
  14. Спортивные конкурсы в классе, параллели;
  15. Читательские конференции по спортивной тематике;
  16. Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом;
  17. Привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды ЗОЖ в семье;
  18. Сотрудничество со школьной социально-психологической службой;
  19. Сотрудничество с медицинской службой города, школы.

                

Являются призерами и победителями

- школьных спортивных соревнований -10человек;

- городских спортивных соревнований – 6 человек;

- муниципальных спортивных соревнований – 4 человека.

        Я провожу систематическую работу с родителями учащихся 10а класса. Главная идея в этом направлении:: семья- основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Мне удалось вовлечь родителей в жизнедеятельность классного коллектива, образовательного учреждения не только в роли  «поставленных в известность объектов», но в качестве «взявших на себя ответственность» и проектирующих будущее ответственных лидеров. Большой заслугой   является вовлечение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность. В классе создан родительский комитет, принимающий непосредственное участие в планировании работы, в проведении мероприятий.  Традиционными стали коллективные походы на лыжах, туристические «вылазки», посещение катка, бассейна, вечера отдыха, вечера бардовской песни …  

Наблюдается рост числа  родителей, стремящихся быть активными помощниками классного руководителя и педагогического коллектива школы.

 

 Не случайна внеурочная занятость учащихся:

 Из 19 учащихся:          9 -  КВНщики,

                                 3 – спортсмены

                                 5 – члены студии «Орхидея»

                                 5 – члены студии современного танца

 Все 19 – члены школьного клуба «Элита», «Абитурент», которые провели:

  1. 2 концерта для воспитанников приюта «Аистенок» и Бирюсинского детского дома;
  2. акцию «Милосердие», в ходе которой были собраны зимние вещи, письменные принадлежности, книги, игрушки для  детей из социально не защищённых семей;
  3. акцию «Чистый город» (весной и осенью);
  4. акцию «Зеленый кабинет»;
  5. акцию «Выбери профессию».
  6. Учащиеся класса стали победителями и призерами:
  7. муниципального  конкурса КВН (2 место);
  8. муниципального конкурса детского творчества (1 место);
  9. муниципальных спортивных соревнований по лёгкой атлетике, баскетболу, плаванию, стрельбе из пневматического оружия, соревнований по спортивному ориентированию и технике туризма 2010-2011, 2011-2012г. (1-4 места)

Класс стал победителем:

  1. школьного конкурса «Лучший класс года – 2012»;
  2. школьного конкурса «Оставь свой след в истории школы» (2011г).

Показателями успешности воспитанников  10а класса являются следующие:

  1. Включенность в коллективную работу всего класса;
  2. Положительный микроклимат в коллективе;  
  3. Демократический характер планирования;
  4. Наличие детского самоуправления;
  5. Удовлетворенность уровнем и характером взаимоотношений в коллективе в режимах «Учитель- ученик», «Ученик- ученик»;
  6. Ученики перенимают социальный опыт  классного руководителя с целью накопления своего положительного опыта;
  7. Нарастание динамики оценки воспитанников родителями и педагогическим коллективом;
  8. Удовлетворенность отношениями с родителями;
  9. Умение воспитанников предъявлять высокие требования к себе и членам своего коллектива;
  10. Умение организовать свою деятельность, соответствующую их интересам и потребностям;
  11. Высокий уровень культуры межличностных отношений.

Уровень успешной социализации учащихся 10а класса.

Первичная профилактика асоциального поведения учащихся (работа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения) осуществляется совместно с родителями и социальными структурами города. Обучающиеся  принимали участие в городских и школьных акциях «Мы - за здоровый образ жизни!», «Прибайкалье против наркотиков», «Курить или жить», «Жизнь без наркотиков», областном конкурсе социальной рекламы. Восемь   учащихся класса  прошли обучение и подготовку в школе волонтеров «За здоровый образ жизни» и  в настоящее время ведут активную агитационную работу среди учащихся школ города и района. В классе нет ни одного курильщика, выработано стабильное, негативное отношение к спиртным напиткам и сквернословию. Кроме того, десятиклассники осуществляют шефство над учащимися младших классов в плане выработке навыков позитивного общественного поведения.

В  коллективе учащихся  создан благоприятный психологический климат, показателями которого дети отметили:

организационное единство;

направленность групповой творческой  деятельности;

психологическое единство коллектива.

         Данные опроса  среди учащихся класса  показывают,  что к  десятому классу стало стабильным число обучающихся, ориентированных на успешность. Так, потребность в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовность изучать ее углубленно испытывают 98% учащихся класса, гордость за свое образовательное учреждение, свой класс, учителей испытывают 100% респондентов, комфортно чувствуют себя в образовательном учреждении 98,5% , стремятся принести пользу своей стране, городу, школе, классу 100% учащихся.

      Ученики 10а класса активны в решении проблем местного социума.

        Участие в решении социальных проблем стало делом чести и совести. Они  взяли шефство над:

  1. ветеранами Великой Отечественной войны Лопаткиным П.С., Лопаткиной В.В. и создали фильм – презентацию к 65-летию битвы под Москвой ( который занял 1 место в муниципальном конкурсе фильмов по названной тематике и удостоен Диплома 1 степени);
  2. ветеранами педагогического труда Подгорной Р.А., Гошадзе Н.С., Пак В.П., Чичениным В.С., Грицкевич М.С., Балакиревой В.Е.;
  3. воспитанниками приюта «Аистенок» и детского дома с. Бирюса.

Ярко выраженный патриотизм воспитанников 10а класса наблюдается в решении экологических проблем города и района в форме проведения:

  1. акций «Чистый город»;
  2. акций «Зеленый двор»;
  3. проведение трудовых десантов;
  4. благоустройство и озеленение школы;
  5. помощь при проведении мероприятий экологического содержания в лагере дневного пребывания «Солнышко» на базе МБОУ СОШ № 2 г.Тайшета;
  6. конкурсов рисунков, стихов, частушек на экологическую тему.

Не менее важной они считают решение проблемы занятости молодёжи через:

  1. Реализацию разработанных проектов по благоустройству города;
  2. Работу в трудовых отрядов по линии ЦЗН;
  3. Работу клуба «Следопыт» (награждённого Дипломом Управления образования и ТРЦ);
  4. Деятельность в муниципальной молодёжной газете «Спектр».

4. Использование современных образовательных технологий.

  Образовательную деятельность  я строю исходя из следующих убеждений:

  1. Современность урока зависит не только от уровня используемых технологий и новизны методики преподавания, а прежде всего от личности учителя.
  2. уникальные профессиональные качества, разносторонние интересы, духовное богатство делают урок по-особому современным, насыщенным и увлекательным.
  3. Только личность может воспитать личность.

 Хороший учитель всегда учится сам; учится, работая над собой; учится, когда передает свои знания другим в процессе  Со-трудничества, Со-чувствия, Со-товарищества, Со-творчества, Со-понимания. Без этих Со- невозможно добиться уважения учащихся и коллег.

Перед выбором  технологии обучения, учитель проводит большую диагностическую работу с учащимися для определения «неодинаковости» детей. Любимая методика диагностики – тест Векслера – набор заданий для оценки умственных способностей, определение показателя  IQ. Наряду с вербальными заданиями он содержит задачи на конструирование и разгадывание лабиринтов. Выполнение теста определяет коэффициент интеллекта.  И поэтому важнейшую социальную задачу учителя  я вижу в том, чтобы каждый ребёнок учился на максимуме своих возможностей.

                      Процесс познания  строю в соответствии с основными принципами обучения:

                   

                                

В целях обеспечения рациональной логики построения учебного процесса  я группирую дидактические единицы в отдельные модули, определив для каждой приоритеты решений определенных целей и зада, обозначаю  планируемые результаты при использовании отдельных форм, методов и приемов работы для  рефлексии педагогической деятельности.

        Каждый урок в системе моей работы – решение определенной проблемной ситуации, переживание учащимися целого ряда положительных эмоций: удивления, радости, чувства успеха, чувства собственного достоинства; познание физических законов, явлений и процессов в атмосфере сотворчества и взаимопонимания.

Для успешного выполнения образовательных целей мною ставятся задачи:

  1. Создание на уроках активной коммуникативной среды, в которой ребенок, поэтапно меняя свою ролевую позицию, идентифицирует, устанавливает свою точку зрения по отношению к знаниям.
  2. Создание проектной среды, в которой полученные знания в процессе творчества ученика приобретают осмысленную, морфологическую форму.

 Я способна разрабатывать новые технологии обучения, модифицировать программы и методику преподавания, что позволяет мне  добиваться повышенного уровня обученности учащихся (62%).

Теоретические формы работы

Практико-ориентировочные формы работы

  1. Модульная система обучения
  2. Проектные технологии
  3. Информационные технологии
  4. Здоровьесберегающие технологии

  1. Защита проектных работ
  2. Семинары-практикумы
  3. Исследовательские лаборатории
  4. Научно-методические конференции
  5. Тренинги
  6. Деловые игры
  7. Круглые столы
  8. «Мозговые штурмы»
  9. Мастер-классы

Учащиеся старших классов активно работают над проектами и демонстрируют умения:

  1. определять стратегию, решения, проблемы;
  1.  анализировать ресурсы и потребность в планируемом результате;
  2.  справляться с кризисами взаимодействия;
  3.  работать с информацией, вести самостоятельный поиск необходимых знаний;
  4.   разрешать противоречия, приводить аргументы, публично предъявлять результаты своей работы.
  5. работать в разнообразных группах, используя разные социальные роли;
  6. анализировать,  сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
  7. Осуществлять процесс саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самовоспитания.

Я выбираю этот  структурообразующий метод организации обучения в профильных классах, так как он силен своей целенаправленностью, сочетанием практической и познавательной мотивации. Проект  дает наглядные результаты и для ученика, и для учителя.

В процессе работы  над проектами  учителю отводится особая роль. Я  

  1. Сама является источником разнообразной информации;
  2. Помогаю ориентироваться в разнообразии информации;
  3. Координирую весь процесс, ведя диалог;
  4. Постоянно поддерживаю учеников.

Очень интересен  совместный проект с учащимися, представленный в рамках «Недели физики», - «Мой подарок любимому городу».  В ходе  работы над проектом более полно раскрылись творческие способности учащихся, ярко проявились личности детей, которые и стихи сочиняли, и придумывали разнообразные синквейны к уроку.

Верными помощниками на уроках   являются компьютер и учебные компьютерные материалы:

  1. Иллюстрационные материалы;
  2. Лекционные видеоматериалы с элементами диалога;
  3. Интерактивные модели;
  4. Анимационные и видеоматериалы;
  5. Энциклопедические и справочные материалы;
  6. Интерактивные обучающие и контролирующие задания, лабораторные работы;
  7. Интернет – порталы.

Мультимедиа-система и проекционное оборудование позволяют резко активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сами учебные материалы и обеспечить их качеств,. синтезировать различные блоки учебных компьютерных программ в зависимости от целей и задач конкретного урока.

         Я составляю обучающие программы и  использую:

  1. электронные учебники;
  1. пособия;
  2. библиотеки;
  3. энциклопедии;
  4. игры;
  5. познавательные коллекции.

Применение этих материалов открывает новые возможности при проведении уроков:

  1. рисунки, схемы, формулы, текстовые определения величин, интерактивные таблицы – повышают наглядность урока, выступая в качестве  дидактического примера оформления заданий;
  2. изучение нового материала на видео-лекции с элементами диалога обеспечивает  пошаговую подачу чётко структурированного материала, а обратная связь осуществляется через вопросы и задачи, активизирующие познавательную деятельность учащихся;

  Интерактивные  модели (виртуальная лаборатория урока) представляют центральное и перспективное направление информационных технологий, являются главным средством активных, проблемных, исследовательских методик обучения. Они имитируют:

  1. реальные физические опыты ( в том числе фундаментальные: модели опытов  Фарадея, Юнга);
  2. физические процессы и явления.

К преимуществам интерактивных моделей  относятся возможности:

  1. наблюдать и описывать;
  2. проводить мини-исследования;
  3. меняя параметры модели, прогнозировать, получать и обрабатывать результаты, самостоятельно устанавливать или проверять физические закономерности.

Таким образом, использование современных информационных технологий в сочетании с традиционными,  позволяет мне повысить эффективность обучения и формирует познавательную активность обучающихся на уроке, стабильную мотивацию.

Как один из возможных вариантов организации профильного обучения   я рассматриваю еще проблемно-модульное обучение и зачетно-модульную  система обучения. Это используется  на факультативах по астрономии, так как на этот предмет отведено минимальное количество часов в учебном плане. При этом основными дидактическими модулями выступают учебные конференции, планируемые совместно с учениками:

  1. «Аргументированный гелиоцентризм».
  2. «За место под Солнцем»
  3. «Земное эхо солнечных бурь»
  4. «Развивающийся мир»
  5. «Проблема поиска жизни во Вселенной»

 Подготовка к ним включает проведение консультаций и семинаров, как правило, методологической направленности. Внешне проявляющуюся функцию учителя можно обозначить как роль главного «незнайки» и последовательного приверженца астрономических взглядов прошлого.

  Привлекая учащихся к исследовательской работе, я ставлю целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения. Например: «Придумайте и проведите опыты со свечой и запишите полученные результаты», «Кто больше сможет вычислить физических величин, характеризующих включенный в цепь реостат, если известно, что он изготовлен из константановой проволоки», «Задайте параметры парашюта (масса, размеры, различные приспособления), чтобы он как можно медленнее опускался на землю при боковом ветре»…

 Такие задания обеспечивают максимальную степень свободы творчества учащихся, ориентируют учеников на  выявление  смысла окружающих явлений, высказывание собственных версий и суждений, выполнение исследований. Эти задания включают в исследовательскую работу все способы мыслительной деятельности. Исследовательские работы учащихся:

  1. «Загадки шаровой молнии»
  2. «Кристаллы и способы их выращивания»
  3. «Память металлов»
  4. «Ядерная энергия: за и против»
  5. «Рентгеновские лучи
  6. «Влияние сотового телефона на организм человека»
  7. «Исследование физических характеристик домашних животных» и т.д.

В профильном классе  я разработала индивидуальную образовательную программу, основной целью которой является создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников (что является эффективной подготовкой  выпускников к освоению программ высшего профессионального образования).

Одним из этапов этого процесса является рефлексия, призванная:

  1. Помочь ученику посмотреть на свою деятельность со стороны;
  2. Определить «плюсы» и «минусы»;
  3. По необходимости произвести коррекцию;
  4. Выразить свое отношение к деятельности.

 Преобладающими методами обучения на моих уроках являются:

  1. Проблемный;
  2. Исследовательский.

Интересны домашние исследования и лабораторные работы по  важным для учащихся материалам, когда главное усилие направлено не на запоминание того, что написано в учебнике, а на правильную постановку эксперимента и обдумывание его результатов. Самостоятельная работа над домашним экспериментом является необходимым этапом усвоения знаний учащихся, развития их мышления, творческих способностей, формирования и развития умений и навыков

 В основу работы по домашним экспериментам я определяю  три задачи:

  1. Довести изучение каждого физического явления до осязательного и действительного восприятия его учащимися;
  2. Задания  должны быть интересными по содержанию, простыми по выполнению и оборудованию, не требовали бы от учащихся почти никаких материальных затрат;
  3. Работы должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы, творчества, исканий нового.

Изготовление самодельных приборов по физике не самоцель, а средство обязательного и пытливого изучения физики. Искание нового проходит красной нитью через большинство опытов. В ходе   исследовательской работы  учащиеся приходят к решению проблемы на основе обобщения экспериментальных результатов, у ребят  домашний эксперимент вызывает различные эмоции: удовольствие, уверенность в своих знаниях, восхищение, удивление, любопытство, недоумение. При проведении исследований ученики овладевают умениями вести целенаправленные наблюдения, фиксировать их результаты, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать обнаруженные факты, осуществлять их проверку. Вырабатывают в себе умение прогнозировать результат исследования, проводить несложные эксперименты, получают навыки работы с книгой, справочной литературой. Результаты исследований излагают перед учащимися класса, оформляют в виде рефератов.

С целью формирования экономического мышления на   уроках физики   применяю элементы рыночной экономики, так как курс физики тоже обладает некоторым потенциалом, необходимым для экономической подготовки учащихся без ущерба для усвоения физических знаний. Прежде  всего можно конкретизировать такие понятия, как «производительность труда», «экономия ресурсов», «себестоимость продукции», «реклама», «расход и перерасход энергии»… Мною проведены  специальные уроки:

  1. Урок – аукцион,
  2. Урок – обсуждение или диспут,
  3. Урок – конференция.

Урок – аукцион, считаю, дает возможность, во – первых, показать учащимся, что знания по физике обладают экономической ценностью и могут выступать в качестве товара, а во – вторых, познакомить учеников с аукционной формой торговли: особенностями ее организации и проведения. Например,  повторительно – обобщающий урок по молекулярной физике о свойствах тел и агрегатных состояниях ( продается алюминиевый цилиндр, назвать три характеристики его свойств, и предлагается «купить» данный цилиндр за четыре характеристики).

Уроки – диспуты  обычно провожу в виде дискуссии между двумя группами учащихся по заранее объявленной теме. Например,  «Тепловые двигатели – чего больше они дают человечеству: пользы или вреда?», «Статическое электричество: хорошо оно или плохо для производства и жизни?», «Открытие цепной реакции деления атомных ядер: что дало оно людям и планете?».

Урок – конференция – традиционная форма занятий по обобщению и углублению знаний: «Механика и механизация производства», «Основные законы электродинамики и их техническое применение», «Производство, передача и использование электрической энергии», «Электромагнитные волны на службе человеку», «Перспективы развития ядерной энергетики».

Методами учета и оценки результатов обучения является на моих уроках самооценка достижений по определенным критериям, образцам, тестирование, рейтинговое оценивание, вводится зачетная система. Особенностью организации учения является нарастание самостоятельной учебной деятельности.

С целью развития коммуникативных компетенций   использую игровую технологию:

  1. При закреплении изученной темы;
  2. для повторения изученного курса;
  3. как внеклассное мероприятие по предмету.

 В результате проведённых игр: «Поле чудес», «Умники и Умницы», «Слабое звено», «Кругосветная  регата» - учащиеся получили реальный стимул для развития своего творческого потенциала, у них сформирована готовность к общественно – значимой общественно-оцениваемой деятельности, они продемонстрировали индивидуальные творческие качества и способности, пережили факт сотрудничества с учителем.

Процесс обучения   строю на приоритетах сбережения психического, духовно-нравственного и физического здоровья учащихся. Я определила компоненты здоровьесберегающей технологии ( с опорой на здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного):

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований  к уроку;
  2. формирование положительной мотивации;
  3. многовариантность учебного материала;
  4. организация физпауз на уроках;
  5. биотренингов для глаз, осанки, развития мелкой моторики;
  6. отсутствие конфликтов и отрицательных эмоций;
  7. решение задач по здороьесбережению;
  8. релаксация.

Как сделать уроки физики личностно – значимыми для учеников? Вот вопрос, на который я  пытаюсь найти ответ. Наверное, этого возможно добиться, если каждый ученик на уроке ощутит себя экспериментатором, открывателем физических законов.

Мои методические достижения как учителя физики:

  1. Использую учебный предмет как средство моделирования учебной ситуации по развитию ЗУН учащихся
  2. Профессионально владею теоретическим материалом предмета и индуцирую его в образовательном процессе
  3. Умею адаптировать содержание образования с учетом  особенностей контингента учащихся, их способностей и интересов
  4. Умею проектировать учебный процесс, обеспечивающий активность и самостоятельность учащихся
  5. Применяю разнообразные методы, приемы, формы взаимодействия учеников на уроке
  6. Диагностирую уровень обученности с использованием современных форм контроля
  7. Обновляю содержание образования по предмету в соответствии с новыми ориентирами в обществе
  8. Умею методически структуировать содержание образования по предмету
  9.  Умею проводить апробацию новых программ, учебников, учебных пособий и обобщать достигнутые результаты
  10. Умею разрабатывать методические рекомендации, описывать собственный опыт педагогической деятельности по использованию новых методов, форм, средств обучения.

.5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Я- активный участник   работы педагогических советов, методических семинаров и практикумов, педчтений, педагогических конференций школьного и муниципального уровней. Методическую работу считаю областью творчества и охотно  делюсь  опытом своей работы с коллегами.  

Альманах опыта учителя:

  1. Открытые уроки для учителей города – «А это – звука волшебство!», «Загадки человеческого глаза», защита проекта «Подарок моему городу»;
  2. Выступления на заседаниях муниципальных методических объединений по темам: «Повышение эффективности уроков физики через демонстрационный эксперимент», «Инновационные технологии в процессе преподавания физики»;
  3. Участие во Всероссийском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» совместно  с филиалом ГУЭП «Тайшетские электрические сети»;
  4. Научно-практические конференции муниципального уровня;
  5. Выступления на школьных и городских педчтениях.

Мною разработаны собственные методические рекомендации по физике и астрономии, подготовлены дидактические материалы.

 В течение ряда лет меня выбирают членом экспертной комиссии  по аттестации педагогических работников и школ  управлении образования администрации Тайшетского района.

  Являюсь  заведующей паспортизированного кабинета физики, одного из лучших в городе, оформленного в соответствии с требованиями. В нём собраны и систематизированы видеофильмы, мультимедийные учебники, кинофильмы практически по всем темам курса физики и астрономии, демонстрационные  приборы  и приборы общего назначения, наборы для демонстрационного эксперимента, наборы для фронтальных лабораторных работ и практикумов, оборудование и приборы для проведения лабораторных работ, модели и посуда. Кабинет – это своеобразная лаборатория, позволяющая учителю вести обучение на высоком профессиональном уровне и осуществлять исследовательскую и экспериментальную деятельность.

6.   Повышение  квалификации, профессиональная подготовка.

Я постоянно нахожусь в творческом поиске, повышая своё педагогическое мастерство через курсы повышения квалификации, работу по теме по самообразования, участие в городском методическом объединении, проведение открытых уроков для учителей города.

проходила курсы повышения квалификации при ИПКРО г.Иркутска по теме: «Преподавание физики в условиях модернизации Российского образования» 2012 году.

В 2011 году мною была проведена защита концепции в рамках школьного  конкурса «Учитель Года», получившая высокую оценку экспертов,награждена Грамотой  Управления образования мэрии г. Тайшета  за результативность работы по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся через проектное и  проблемное обучение на уроках физики».

1.Прошла повышение квалификации, в том числе по направлению работодателя  

 1.Краткосрочное обучение в Тайшетском территориальном ресурсном центре в рамках курсовой подготовки по дисциплине: «Пользователь персонального компьютера» в объеме 48 часов_с 4 по 29 мая 2009 года.

 2. Краткосрочное обучение в Институте развития образования Иркутской области по теме: «Актуализация современных подходов в обучении школьников в условиях переход к единой форме итоговой аттестации. Внедрение инновационных образовательных технологий в систему профильного обучения» в объеме 72 часов с 20 апреля по 29апреля 2009 года.

3. Краткосрочное обучение в Иркутском ИПКРО по проблеме: «Реализация задач предпрофильного и профильного обучения в преподавании физики в школе в условиях перехода на новые стандарты» с 14 апреля по 27апреля 2010 года в объеме 72 часа.

4. Обучение в ОГОУ ДПО ИРО по теме: «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Иркутской области 2008-2009 г.г.

5. Обучение в ОГАОУ ДПО ИРО по курсу: «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Иркутской области 2011г.»

7. Сотрудничество с учреждениями профессионального образования.

Значительная часть выпускников  (более 40%) продолжают обучение в учебных заведениях технического профиля.

В основе этих успехов – большая профориентационная  работа учителя:

  1. Диагностика  классных коллективов и  сотрудничество со школьным психологом;
  2. совместная деятельность со школьным клубом «Абитуриент»;
  3. проведение тематических воспитательных часов;
  4. организация экскурсий на предприятия, в учреждения города
  5. встречи с интересными людьми;
  6. проведение предметных вечеров;
  7. сотрудничество с центром занятости.

конкурсах.

 

Подведены итоги… перед собою видишь Учителя  

Каждый день, из года в год, мы берем в руки мел и идем к доске. И кусочек мела становится кусочком магнита, который притягивает к нам  внимание наших благодарных учеников, которым мы передаем простые истины:

  1. Если делаешь что-то, делай хорошо или вообще не делай;
  2. В классе нет посторонних, все – одна большая семья;
  3. Учащиеся моего класса – не сами по себе, а единое целое со мной.

Такой подход приносит свои плоды. Ребята из года в год становятся более активными, творческими, дружными.

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Колебания и волны

С любовью к электричеству

Элективные курсы

История техники

Исследовательские задачи на стыке наук

Физика и вероятность

Энергетика и экология

КОНКУРСЫ

«Умники и умницы»

«Защита портфолио»

«Брейн-ринг»

«Круглый стол»

«Что? Где? Когда?

«Поле чудес»

2011-2012

2010-2011

2009-2010

Направления воспитательной деятельности

Правовое воспитание

Самореализация

Патриотическое воспитание

Самоуправление

Эстетическое воспитание

Структура деятельности классного руководителя.

Сотрудничество с семьей

Организация детского самоуправления

Здоровьесберегающая

Информационно-  просветительская

Профилактика асоциального поведения

Культурно-досуговая

Профориентация учащихся

Отношение родителей 10 а класса к школе

Принципы обучения

Наглядность

Самостоятельность ученика

Последовательность

Практическая направленность

Научность

Самостоятельность ученика

Духовная и образовательная активность

Защищенные проекты

Использование энергии пара

Кристаллы и их выращивание

Физика и медицина

Двигатели и охрана окружающей среды

Атомная энергия-благо или бедствие для человека

Мой подарок городу

Диффузия в живой природе