ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

юлия юрьевна пикунова

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 9-Х  КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

 

Методологический аппарат

Одной из ведущих проблем современного обучения и образования является проблема формирования содержания общего среднего образования, в том числе физического. Существует большое число исследований, посвященных данной проблеме (Н.К. Гладышева, Ю.И. Дик, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, СЕ. Каменецкий, И.С. Карасова, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин, Л.С. Хижнякова, и др.).

 

Современные требования к содержанию образования определены в Законе РФ «Об образовании»:

 

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

- на обеспечение самоопределения личности;

- создание условий для ее самореализации;

- на развитие гражданского общества;

- на укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- адекватный мировому уровень общей профессиональной культуры общества;

- интеграцию личности в систему мировой и научной культуры.

 

В исследованиях И.А. Игошева, Х.Я. Мулюкова, СТ. Мустафаева, З.А. Хайретдиновой, А.И. Подольского, Л.Д. Шабашова и др. рассмотрен вопрос о формировании исследовательских умений при обучении физике школьников и студентов. Вместе с тем в педагогической науке отсутствуют работы, посвященные формированию умений учащихся основной школы на качественно новом, исследовательском уровне. В ходе анализа проблемы формирования исследовательских умений было также установлено, что рекомендации по их формированию относятся к учащимся старших классов и студентам, в то время как наибольшая исследовательская активность, стремление к усвоению данного вида деятельности отмечена психологами именно у учащихся восьмых и девятых классов. Фридман, И.Ю. Кулагина, Н.Б. Шумакова и др.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет утверждать, что существуют противоречия:

- между целями обучения физике, требованиями нормативных документов к содержанию предмета «физика» и существующим программно- методическим обеспечением, которое не дает ответа на вопросы: когда, как, в какой последовательности формировать у учащихся виды деятельности, которая является составной частью процессуального компонента содержания курса физики;

- между рекомендациями психологов, которые утверждают, что периодом для формирования исследовательских умений является возраст учащихся восьмых-девятых классов, и существующими методическими рекомендациями по их формированию, которые относятся к обучению физике учащихся старших классов.

Эти противоречия обуславливают актуальность нашего исследования, которая усугубляется современной тенденцией развития школьного образования.

Таким образом, проблемой нашего исследования является поиск ответов на вопросы о том, какой должна быть система педагогических приемов, направленных на успешное формирование исследовательских умений у учащихся основной школы на уроках физики.

 

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся основной школы.

Предметом исследования является методика формирования у учащихся основной школы исследовательских умений при обучении физике.

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ методики формирования исследовательских умений у учащихся основной школы при обучении физике, в создании и реализации данной методики.

При выдвижении гипотезы исследования мы руководствовались следующими идеями:

1.     Для формирования у учащихся представлений о физической картине мира им необходимы знания о процессе познания, о его логике и методах познания.

 

2.     В дидактике и частных методиках разработаны теоретические основы формирования экспериментальных умений А.А. Бобров, Л.В. Гурьева, Е.Л. Долганова, В.В. Завьялов, П. А. Знаменский, К.И. Картушов, Н.А. Константинов, Н.В. Кочергина, А.А. Кузнецов, А.П. Лешуков, А.В. Усова, и др.). Наиболее полно в литературе разработан вопрос о формировании экспериментальных умений при осуществлении собственно эксперимента, а также умений наблюдать явления на основе понимания структуры деятельности. Но эти умения являются лишь этапами исследовательской экспериментальной деятельности, в то время как исследовательская деятельность включает наблюдение, выделение проблемы в процессе наблюдения, выдвижение гипотезы (гипотез) для решения проблемы, осуществление проверки гипотез, формулировку вывода о верности гипотезы или о ее ложности, а также формулировку вывода о возможном и необходимом применении полученных знаний. Одной из задач, стоящих перед учителем, является создание условий для успешного осуществления учащимися экспериментальной деятельности, то есть формирование у них исследовательских экспериментальных умений.

 

3.      Исследовательские экспериментальные умения выражаются в способности ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие. научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования в ходе экспериментальной деятельности. Это такие умения, которые позволяют учащимся успешно осуществлять самостоятельную экспериментальную деятельность, проводить исследование.

 

Анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований, результатов изучения практики работы учителей, а также анализ результатов собственной педагогической деятельности позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: использование технологии междисциплинарного обучения на уроках физики с целью формирования исследовательских умений и навыков у учащихся будет идти успешно, если:

–– дифференциация учебной программы по физике будет соответствовать потребностям и возможностям детей;

– в образовательной деятельности учащихся будут доминировать задания творческого и исследовательского характера.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие

 задачи исследования:

– разработать и внедрить комплекс уроков физики для 9-х классов в технологии междисциплинарного обучения;

– скорректировать программы по физике в 9-х классах с целью их дифференциации в соответствии с потребностями и возможностями учащихся;

–  разработать  задания для усиления их творческой и исследовательской направленности;

– выявить динамику выраженности исследовательской позиции учащихся и уровня сформированности у них исследовательских умений и навыков.

На начальном этапе исследования будет изучена и проанализирована научно-педагогическая литература с целью выявления возможностей применения технологии междисциплинарного обучения для формирования исследовательских умений и навыков учащихся при обучении физике. Уже отмечалось, что в основе технологии междисциплинарного обучения лежит метод открытий или исследования.

“Метод исследования может лежать в основе методики формирования исследовательских умений и навыков потому, что он представляет собой воспроизведение естественного процесса открытия или познания действительности. Он позволяет воспроизвести полную структуру цикла мыслительного акта, включая самый первый этап возникновения вопроса и формулирования проблемы и завершающий этап – доказательства или обоснования решения. Полная структура мыслительного акта, согласно А. М. Матюшкину описывает продуктивный, то есть творческий мыслительный процесс в отличие от репродуктивного, происходящего с пропуском первого и последнего этапов – порождения проблемы и обоснования ее решения” .

Таким образом, чтобы на уроке шло формирование исследовательских умений и навыков, необходимо, чтобы его структура в той или иной мере соотносилась со структурой продуктивного мыслительного акта. Существует две разновидности мыслительного процесса –индукция и дедукция, соответственно в технологии междисциплинарного обучения выделяются две разновидности методики – индуктивное и дедуктивное исследование. Н. Б. Шумакова выделяет следующие этапы урока в методике индуктивного и дедуктивного исследования: мотивация,исследование, обмен информацией, организация и связывание информации или формулировка выводов, применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskih_umeniy_uchashchihsya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 9-Х  КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Методологический аппарат

Одной из ведущих проблем современного обучения и образования является проблема формирования содержания общего среднего образования, в том числе физического. Существует большое число исследований, посвященных данной проблеме (Н.К. Гладышева, Ю.И. Дик, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, СЕ. Каменецкий, И.С. Карасова, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин, Л.С. Хижнякова, и др.).

Современные требования к содержанию образования определены в Законе РФ «Об образовании»:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

- на обеспечение самоопределения личности;

- создание условий для ее самореализации;

- на развитие гражданского общества;

- на укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- адекватный мировому уровень общей профессиональной культуры общества;

- интеграцию личности в систему мировой и научной культуры.

В исследованиях И.А. Игошева, Х.Я. Мулюкова, СТ. Мустафаева, З.А. Хайретдиновой, А.И. Подольского, Л.Д. Шабашова и др. рассмотрен вопрос о формировании исследовательских умений при обучении физике школьников и студентов. Вместе с тем в педагогической науке отсутствуют работы, посвященные формированию умений учащихся основной школы на качественно новом, исследовательском уровне. В ходе анализа проблемы формирования исследовательских умений было также установлено, что рекомендации по их формированию относятся к учащимся старших классов и студентам, в то время как наибольшая исследовательская активность, стремление к усвоению данного вида деятельности отмечена психологами именно у учащихся восьмых и девятых классов. Фридман, И.Ю. Кулагина, Н.Б. Шумакова и др.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет утверждать, что существуют противоречия:

- между целями обучения физике, требованиями нормативных документов к содержанию предмета «физика» и существующим программно- методическим обеспечением, которое не дает ответа на вопросы: когда, как, в какой последовательности формировать у учащихся виды деятельности, которая является составной частью процессуального компонента содержания курса физики;

- между рекомендациями психологов, которые утверждают, что периодом для формирования исследовательских умений является возраст учащихся восьмых-девятых классов, и существующими методическими рекомендациями по их формированию, которые относятся к обучению физике учащихся старших классов.

Эти противоречия обуславливают актуальность нашего исследования, которая усугубляется современной тенденцией развития школьного образования.

Таким образом, проблемой нашего исследования является поиск ответов на вопросы о том, какой должна быть система педагогических приемов, направленных на успешное формирование исследовательских умений у учащихся основной школы на уроках физики.

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся основной школы.

Предметом исследования является методика формирования у учащихся основной школы исследовательских умений при обучении физике.

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ методики формирования исследовательских умений у учащихся основной школы при обучении физике, в создании и реализации данной методики.

При выдвижении гипотезы исследования мы руководствовались следующими идеями:

  1. Для формирования у учащихся представлений о физической картине мира им необходимы знания о процессе познания, о его логике и методах познания.

  1. В дидактике и частных методиках разработаны теоретические основы формирования экспериментальных умений А.А. Бобров, Л.В. Гурьева, Е.Л. Долганова, В.В. Завьялов, П. А. Знаменский, К.И. Картушов, Н.А. Константинов, Н.В. Кочергина, А.А. Кузнецов, А.П. Лешуков, А.В. Усова, и др.). Наиболее полно в литературе разработан вопрос о формировании экспериментальных умений при осуществлении собственно эксперимента, а также умений наблюдать явления на основе понимания структуры деятельности. Но эти умения являются лишь этапами исследовательской экспериментальной деятельности, в то время как исследовательская деятельность включает наблюдение, выделение проблемы в процессе наблюдения, выдвижение гипотезы (гипотез) для решения проблемы, осуществление проверки гипотез, формулировку вывода о верности гипотезы или о ее ложности, а также формулировку вывода о возможном и необходимом применении полученных знаний. Одной из задач, стоящих перед учителем, является создание условий для успешного осуществления учащимися экспериментальной деятельности, то есть формирование у них исследовательских экспериментальных умений.

  1.  Исследовательские экспериментальные умения выражаются в способности ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие. научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования в ходе экспериментальной деятельности. Это такие умения, которые позволяют учащимся успешно осуществлять самостоятельную экспериментальную деятельность, проводить исследование.

Анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований, результатов изучения практики работы учителей, а также анализ результатов собственной педагогической деятельности позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: использование технологии междисциплинарного обучения на уроках физики с целью формирования исследовательских умений и навыков у учащихся будет идти успешно, если:

–– дифференциация учебной программы по физике будет соответствовать потребностям и возможностям детей;

– в образовательной деятельности учащихся будут доминировать задания творческого и исследовательского характера.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие

 задачи исследования:

– разработать и внедрить комплекс уроков физики для 9-х классов в технологии междисциплинарного обучения;

– скорректировать программы по физике в 9-х классах с целью их дифференциации в соответствии с потребностями и возможностями учащихся;

–  разработать  задания для усиления их творческой и исследовательской направленности;

– выявить динамику выраженности исследовательской позиции учащихся и уровня сформированности у них исследовательских умений и навыков.

На начальном этапе исследования будет изучена и проанализирована научно-педагогическая литература с целью выявления возможностей применения технологии междисциплинарного обучения для формирования исследовательских умений и навыков учащихся при обучении физике. Уже отмечалось, что в основе технологии междисциплинарного обучения лежит метод открытий или исследования.

“Метод исследования может лежать в основе методики формирования исследовательских умений и навыков потому, что он представляет собой воспроизведение естественного процесса открытия или познания действительности. Он позволяет воспроизвести полную структуру цикла мыслительного акта, включая самый первый этап возникновения вопроса и формулирования проблемы и завершающий этап – доказательства или обоснования решения. Полная структура мыслительного акта, согласно А. М. Матюшкину описывает продуктивный, то есть творческий мыслительный процесс в отличие от репродуктивного, происходящего с пропуском первого и последнего этапов – порождения проблемы и обоснования ее решения” .

Таким образом, чтобы на уроке шло формирование исследовательских умений и навыков, необходимо, чтобы его структура в той или иной мере соотносилась со структурой продуктивного мыслительного акта. Существует две разновидности мыслительного процесса –индукция и дедукция, соответственно в технологии междисциплинарного обучения выделяются две разновидности методики – индуктивное и дедуктивное исследование. Н. Б. Шумакова выделяет следующие этапы урока в методике индуктивного и дедуктивного исследования: мотивация,исследование, обмен информацией, организация и связывание информации или формулировка выводов, применение.