план урока по теме"Фазовые переходы" с презентацией

Ленивкина Елена Алексеевна

Материал содержит план-конспект урока, технологическую карту, презентацию и раздаточный материал к теме"Фазовые переходы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока разработала Ленивкина Е.А., учитель физики МБОУ «Крупецкая СОШ».

Учебник: Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. (базовый уровень).

Тема урока: Фазовые переходы.

Цели урока: - формирование у обучающихся понятия фазового перехода из одного агрегатного состояния вещества в другое,

- развитие умений работать самостоятельно с текстом учебника, материалами СМИ и Интернета, умений извлекать из них необходимую информацию, совершать логические операции: сравнивать и обобщать; способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности средствами  ИКТ;

- продолжить развитие общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.

Тип урока: изучение нового материала.

Техническое оснащение урока: компьютер с мультимедийным проектором.

План-конспект урока

  1. Организационный момент (1 мин).

- учитель организует готовность класса и оборудования к уроку;

- организует быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока.

 Учитель:  Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок: на нем присутствуют гости. Давайте не будем смущаться и покажем все свои знания и умения. Порадуем гостей и друг друга хорошим уроком.

Древний мыслитель и философ  Китая  Конфуций утверждал, что                                (слайд 2)
Три пути ведут к познанию:
Путь размышления – это путь самый благородный,
Путь подражания – это путь самый легкий,
И путь опыта – это путь самый горький.
Сегодня на уроке нам предстоит пройти все эти  пути и согласится, а может быть, засомневаться в истинности этого утверждения.

  1. Проверка домашнего задания (3 мин).

Учитель:  К сегодняшнему уроку вы получили задание повторить тему «Состояния вещества» и систематизировать свои знания в виде таблицы «Агрегатные состояния вещества». Приготовьте свои таблицы для проверки. На экране вы видите  таблицу (слайд №3).  

Сравните свои записи, проанализируйте текст на наличие ошибок. Подкорректируйте свои записи простым карандашом и поставьте себе оценку самостоятельно. Будьте объективны   к своим работам!

- Кто из вас выполнил домашнюю работу без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

Сдайте домашние работы.

3 Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.(5 мин).

       

Учитель:  Обратим внимание еще раз на таблицу «Агрегатные состояния вещества». В чем основное отличие агрегатных состояний вещества друг от друга?         (Различное молекулярное строение.)

  - Что написано на экране?   (Вода, лед, пар)               (слайд 4)  

 -  Как вы думаете почему эти слова написаны вместе?  

ПОО: Обозначают одно и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях.

Учитель:  Сделаем выводы:

  1. В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях.

2. Вещество может переходить из одного агрегатного состояния в другое.

3. Переход из одного состояния вещества в другое называется фазовым переходом.     (слайд 5)

- Ребята, скажите теперь: Какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

ПОО: Фазовые переходы.        (слайд 6)

  1. С чем мы познакомимся на уроке?
  2. Познакомимся с понятием фазового перехода из одного агрегатного состояния вещества в другое:

плавлением и отвердеванием, испарением и конденсацией.

- Чему мы научимся?

- Решать задачи по данной теме.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.  (15 мин)      (слайд 7)

Учитель:  Ответьте на  вопросы:                            

  1. Как называется процесс перехода из кристаллического состояния в жидкое? (Плавление)
  2. Как называется переход обратный плавлению?  (Кристаллизация, отвердевание)
  3. Как называется процесс перехода из жидкого состояния в газообразное? (Парообразование)
  4. Как называется переход из газообразного состояния в жидкое?  (Конденсация)
  5. Что обозначают буквы Q и знаки + и -?
  6. Какие переходы происходят с поглощением энергии? (Плавление, парообразование)
  7. Какие переходы происходят с выделением энергии? (Кристаллизация, конденсация)
  8. С изменением какого вида  внутренней энергии  связано выделение или поглощение энергии при фазовых  переходах? (потенциальной энергии взаимодействия молекул)

Плавление и парообразование    = > +Q

  Кристаллизация, конденсация = > -Q

     

Вопрос 1. Задача № 20.6

 Ответ: плавление происходит с поглощением энергии. +Q

Вопрос 2. Задача № 20.32

 Ответ: 1- кристаллическое тело, tпл- определенное значение, зависит от рода вещества; 2- аморфное тело, не имеет определенной температуры плавления.

tпл= tкр

Температура постоянна в течение всего процесса плавления.

 

Учитель: Количество теплоты, необходимое для плавления или отвердевания вычисляется:     ( слайд № 8)

Вопрос 3. Задача № 20.23.

Учитель: Теперь мы рассмотрим процессы парообразования и конденсации.        (слайд №9)

ПАРООБРАЗОВАНИЕ

                                                            ИСПАРЕНИЕ                                         КИПЕНИЕ

              (парообразование со свободной  поверхности жидкости)        (парообразование по всему объему жидкости)

1. Испарение.

  1.   При этом жидкость  покидают более быстрые молекулы, обладающие большей скоростью.
    При
     любой температуре в жидкости находятся такие молекулы, которые обладают достаточной кинетической энергией, чтобы преодолеть силы сцепления между молекулами и совершить работу выхода из жидкости.

Вопрос 4.

Что вы предпримите для скорейшего испарения данного количества жидкости?

- Для того чтобы полно ответить на этот вопрос, проведем несколько наблюдений. Разобьемся на группы по 2 человека. Каждая группа получит задание и сделает после наблюдения определенный вывод. Запишите его на листе с заданием, а затем сформулируйте для своих одноклассников. (Раздать листы наблюдений с заданиями).

 

Учитель: Теперь ответим на поставленный вопрос.

ПОО:

Скорость испарения жидкости зависит  от:                 (слайд №10)
1) от рода вещества;
2) от площади поверхности испарения;

 3) от температуры жидкости;
4) от скорости удаления паров от поверхности жидкости, т.е. от наличия ветра.

Учитель: Конденсация – процесс перехода из пара в жидкость.        (слайд №11)

                Хорошо известно, что если сосуд с жидкостью плотно закрыт, уровень жидкости в сосуде остается неизменным. Означает ли это, что процесс испарения в закрытом сосуде не идет? Дело в том, что процесс испарения в закрытом сосуде идет одновременно с процессом конденсации: из пара, находящегося над поверхностью жидкости, молекулы влетают обратно в жидкость.

Если уровень жидкости со временем не изменяется, это означает, что процессы испарения и конденсации идут с одинаковой скоростью: ежесекундно из жидкости вылетает в среднем столько же молекул, сколько и влетает в жидкость.

В таком случае говорят, что жидкость и пар находятся в динамическом равновесии.

Пар находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется  насыщенным паром.

Если процесс испарения идет быстрее, чем процесс конденсации, говорят, что над жидкостью находится ненасыщенный пар.

2.Кипение.   (слайд №12)

Учитель: В жидкости всегда есть маленькие пузырьки воздуха. При кипении жидкость испаряется внутрь этих пузырьков, в результате чего пар внутри пузырьков становится насыщенным. Если давление насыщенного пара меньше давления внутри жидкости (для неглубоких сосудов оно практически равно атмосферному), пузырьки захлопываются. С ростом температуры жидкости давление насыщенного пара быстро увеличивается и при некоторой температуре выравнивается с внешним давлением. Пузырьки быстро растут, поднимаются вверх и лопаются на поверхности жидкости. Идет процесс кипения.

Температура при которой жидкость кипит называется температурой кипения. (tкипения воды= 1000С) (слайд №13)

Вопрос 5. задача №20.11

Как вызвать кипение воды, не нагревая ее?

ПОО: при кипении pнас=pвн... Температура кипения жидкости зависит от внешнего давления. Изменяя его мы сможем изменять температуру кипения жидкости.

Каким способом можно изменять давление над поверхностью жидкости? С помощью насоса или охлаждая пар над поверхностью жидкости (конденсируя пар).

Демонстрации:

- Демонстрация видеозаписи опыта с кипением воды при пониженном давлении.                       (слайд №14)

- Демонстрационный опыт с кипением воды при охлаждении пар над поверхностью жидкости.

       Оборудование: Спиртовка, пробирка с водой, пробка, держатель для пробирки.

  1. Довести до кипения воду в пробирке.
  2. Закрыть пробирку плотно пробкой.
  3. Когда вода немного остынет, перевернем пробирку и начнем поливать дно пробирки холодной водой.
  4. Вода в пробирке закипит при температуре существенно ниже 1000С.

   5. Закрепление нового материала при решении задач №20.41(устно), 20.43( на экране). (10 мин)

                                                                                                                           (слайд 15)

  1. Обобщение и систематизация новых знаний. (2 мин)    

   

На опорном листе выполните задания!

 (слайд №16)

На экране вы видите условное обозначение агрегатных состояний вещества. Зарисуйте схему в тетрадь, стрелками обозначьте направление фазовых переходов, подпишите их названия.

Проблемный вопрос: Возможны ли фазовые переходы между твердым телом и газообразным?

Ответ найдите в Интернете. Это тоже будет частью вашего домашнего задания.

Демонстрация творческого проекта «Удивительное вещество- вода».(Домашнее задание одного обучающегося.

 3 мин)

7. Подведение итогов урока: оценивание работы обучающихся на уроке учителем и самими обучающимися.( 2 мин)

Оценочный лист:

-Я знаю …….                                                                           (слайд №17)

- Я умею ……

- Знаю, но не умею …..

Выполнены ли цели нашего урока?

С чем мы познакомились?

Чему научились?

8. Рефлексия. (2 мин)

Понравился ли вам урок?

Что было интересно?

Что хотите еще узнать?

  1. Домашнее задание. (1 мин)                                        

Параграф №35, задачи № 20.42, 20.44, 20.51.

Проблемный вопрос: Возможны ли фазовые переходы между твердым телом и газообразным?

Проверочный тест на сайте: musoch50.narod.ru/faza/faza_1.htm – интерактивный тест по фазовым переходам.

АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

Состояние

вещества.

Расположение частиц.

Характер движения частиц.

Некоторые     свойства.

Примеры

(при 20 0 С)

Задание 1.

В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды  с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором распределить каплю по всей поверхности стекла? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды.

Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой

Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды  с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором обдувать каплю вентилятором? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды.

Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой, воздуходувка.

Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

В течение какого времени произойдет испарение 1 капли воды  с поверхности стекла, если в одном случае на каплю ничем не воздействовать, а во втором случае стекло предварительно нагреть? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения воды.

Оборудование: 2 стекла, пипетка, стакан с водой, электрическая плитка.

Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

В течение какого времени произойдет испарение 1 капрли различных жидкостей (спирта и воды) с поверхности промокательной бумаги? Сделайте выводы о факторе, влияющем на скорость испарения жидкости.

Оборудование: промокательная бумага, пипетка, стакан с водой, сосуд со спиртом.

Наблюдали:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

Состояние 

вещества. 

Расположение частиц. 

Характер движения частиц. 

Некоторые     свойства. 

Примеры

(при 20 0 С)

Твердое. 

 Расстояния сравнимы с

   размерами частиц.

   Твердые тела

   имеют кристалличес-

  кую структуру.

    Колебания около

       положения

       равновесия.

 Сохраняют форму и

 объем. Упругость.

  Прочность.

  Твердость.

Графит, алмаз, медь, железо.

Жидкое. 

  Расположены почти

   вплотную друг к другу.

 

  В основном  колеб-

 лются около положе-

   ния равновесия,

изредка перескакивая

  в другое.  

   Сохраняют объем,

   но не сохраняют

   форму. Мало

  сжимаемы. Текучи.

  Бензин, спирт, ртуть, вода.

Газообразное. 

  Расстояния много

  больше

   размеров частиц.

  Расположение

  совершенно

  хаотическое.

 Хаотическое движе-

 ние с многочислен-ными столкновениями.  Скорости сравнительно

  большие.

 Не сохраняют ни

  форму, ни объем.

  Легко сжимаемы.

  Заполняют весь

 предоставленный

  им   объем.

   Кислород, азот.

Г

Ж

Т

конденсация

конденсация

Испарение

Испарение

Ненасыщенный пар

Жидкость

Насыщенный пар

Жидкость



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока «Фазовые переходы»

Этап

урока

Длительность этапа урока

Дидактические задачи этапа урока




Методы




Формы





Виды  деятельности


учащихся


учителя

1. Организационный момент

1 мин

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока.

Организация готовности класса и оборудования к началу урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3 мин

Установление правильности и осознанности выполнении домашнего задания всеми обучающимися, выявления пробелов и их коррекция.

Графический метод контроля (проверка таблицы «Агрегатные состояния вещества»).

Индивидуальная.

1 обучающийся делает проверку таблицы через компьютер, остальные сверяют домашние таблицы и исправляют ошибки.

Контролирует проверку домашнего задания обучающимися.

3. Подготовка к активной учебно- познавательной деятельности.

5 мин

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме «Фазовые переходы».

Словесный метод.

Фронтальная  беседа.

Высказывают свои предположения по вопросу 1 и делают выводы.

Организует беседу, выдвигает проблему.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

19 мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний по теме «Фазовые переходы».

Индуктивные методы, словесные, наглядные, практические.

Индивидуальные, фронтальные.

Участвуют в определении темы урока, постановке целей урока, выполняют фронтальные опыты. Решают задачи по данной теме.

Подводит обучающихся к выводу о теме и целях урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей, демонстрирует опыты, организует беседу.

5. Закрепление новых знаний и умений.

10 мин

Обеспечение усвоения новых знаний и способов решения задач на уровне применения в  измененной ситуации.

Практические.

Индивидуальные.

Решают задачи, демонстрируют проект.

Организует обсуждения способов решения задач, проверку выполнения задач.

6. Обобщение и систематизация знаний.

2 мин

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме урока, выделение мировоззренческих проблем.

Графический метод контроля (схема).

Индивидуальные.

Отвечают на вопросы учителя и строят схему «Фазовые переходы».

Формулирует задание о построении схемы «Фазовые переходы».

7. Подведение итогов занятия.

2 мин

Дать анализ и оценки успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Словесный (полилог).

Фронтальная.

Отвечают на вопрос: Что мы узнали на уроке?

Дает анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся.

8. Рефлексия.

2 мин

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Словесный, письменный.

Фронтальные и индивидуальные.

Осмысливают свои действия, дают самооценку.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебно-познавательной деятельности.

9. Домашнее задание.

1 мин

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей.

Словесный.

Записывают домашнее задание.

Дает комментарии к домашнему заданию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


 

Комментарии

Нечипоренко Нелли Васильевна

Елена Алексеевна! Очень замечательный урок! Спасибо Вам за творческие идеи! Желаю успехов!

Спасибо за урок! Творческих успехов!

Спасибо за урок! Творческих успехов!