Работы студентов ГБОУ СПО МТЭК
Доклад студентки Задольной О. группа 12ГС9 ГБОУ СПО МТЭК на VII традиционной студенческой научно-практической конференции "Апрельские чтения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadolnaya_12gs9.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Московский технико-экономический колледж
VII традиционная студенческая
научно-практическая конференция
«Апрельские чтения»
«Функционирование сезонности туристского рынка»
Математическое исследование
Автор: студентка группы 12ГС9
Задольная Ольга
Руководитель Алексеевская Е.Д.
г. Москва 2013 г.
ТЕМА: СЕЗОННОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТУРИСТСКОГО РЫНКА
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК И СЕЗОННОСТЬ
Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт.
Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕЗОННОСТИ
Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования сезонности:
- выявить наличие сезонности;
- численно выразить сезонные колебания;
- выделить факторы, вызывающие сезонные колебания;
- оценить последствия сезонных колебаний;
- провести математическое моделирование сезонности.
Коэффициент сезонности — это величина, на которую увеличиваются / уменьшаются продажи по сравнению со средними в определенный период времени.
Использование сезонных коэффициентов позволяет стимулировать сбыт. Цена на товар на протяжении года остается неизменной, но при покупке товара или услуги в определенные месяцы применяется повышающий или понижающий коэффициент.
Коэффициент сезонности применим для различных периодов. В сфере туризма чаще всего применяют коэффициенты сезонности для каждого месяца. Для расчета коэффициентов используют помесячную статистику продаж, а полученные коэффициенты используют для прогнозирования спроса на несколько месяцев вперед.
МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА СЕЗОННОСТИ
В практике экономического анализа используют различные методы расчета коэффициента сезонности:
- простой средней,
- аналитического выравнивания,
-относительных чисел,
- скользящей средней,
-метод У. Персонса.
МЕТОД ПРОСТОЙ СРЕДНЕЙ
Применяется для вычисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.
Для выявления устойчивой закономерности внутригодовой динамики объема реализованных услуг туризма расчеты коэффициента должны производиться за срок не менее трех последних лет.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Дано:
Показатели выручки в течение трех лет каждый месяц от реализации туристского продукта в регионе
| январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
2009 | 30 | 39 | 45 | 59 | 68 | 80 | 98 | 104 | 91 | 75 | 61 | 43 |
2010 | 38 | 45 | 51 | 67 | 74 | 86 | 110 | 118 | 106 | 92 | 55 | 45 |
2011 | 36 | 42 | 51 | 68 | 77 | 95 | 107 | 119 | 108 | 86 | 62 | 48 |
ЗАДАЧА МЕНЕДЖЕРА ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА
- Проанализировать входные данные задачи и изучить методы расчета коэффициентов сезонности
- Выбрать метод расчета коэффициентов сезонности подходящий для данной задачи
- Рассчитать коэффициенты сезонности с помощью данного метода
- Провести анализ результатов и выдать рекомендации
- Изучить методы выявления основной тенденции развития и выбрать подходящий метод
- Рассчитать среднемесячную величину выравненной выручки выбранным методом
- Провести анализ полученных результатов
РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
1. АНАЛИЗ ВХОДНЫХ ДАННЫХ
Внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного уровня).
2. ВЫБОР МЕТОДА РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТОВ
Если внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного уровня), то применяется метод простой средней.
3. РАСЧЕТ КОЭЭФИЦИЕНТОВ ПО МЕТОДУ ПРОСТОЙ СРЕДНЕЙ
1. Вычисляем средний уровень цен в год
2. Вычисляем коэффициенты сезонности в каждом месяце в течение трех лет
3. Вычисляем среднеарифметические коэффициенты для каждого месяца за 3 года
Полученные результаты представлены ниже:
Расчет сезонности выручки от реализации туристского продукта в регионе (в сопоставимых ценах и тарифах) | ||||||||||||||
Годы | ВЫРУЧКА | В | МЕС |
| МЛН | РУБ |
|
|
|
|
| Итого за год | ||
| январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||
2009 | 30 | 39 | 45 | 59 | 68 | 80 | 98 | 104 | 91 | 75 | 61 | 43 | 793,0 | 66,1 |
2010 | 38 | 45 | 51 | 67 | 74 | 86 | 110 | 118 | 106 | 92 | 55 | 45 | 887,0 | 73,9 |
2011 | 36 | 42 | 51 | 68 | 77 | 95 | 107 | 119 | 108 | 86 | 62 | 48 | 899,0 | 74,9 |
Итого | 104 | 126 | 147 | 194 | 219 | 261 | 315 | 341 | 305 | 253 | 178 | 136 | 2579,0 | |
Средний уровень цен | 34,7 | 42,0 | 49,0 | 64,7 | 73,0 | 87,0 | 105,0 | 113,7 | 101,7 | 84,3 | 59,3 | 45,3 | 286,6 |
Коэффициенты сезонности | янв | фев | март | апр | май | июн | июл | авг | сен | окт | ноя | дек | |
в 2009 | 0,45 | 0,59 | 0,68 | 0,89 | 1,03 | 1,21 | 1,48 | 1,57 | 1,38 | 1,13 | 0,92 | 0,65 | |
в 2010 | 0,51 | 0,61 | 0,69 | 0,91 | 1,00 | 1,16 | 1,49 | 1,60 | 1,43 | 1,24 | 0,74 | 0,61 | |
в 2011 | 0,48 | 0,56 | 0,68 | 0,91 | 1,03 | 1,27 | 1,43 | 1,59 | 1,44 | 1,15 | 0,83 | 0,64 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СУММА |
Коэффициент сезонности в % | 48,3 | 58,7 | 68,4 | 90,2 | 101,9 | 121,4 | 146,6 | 158,6 | 141,8 | 117,6 | 83,2 | 63,3 | 1200,00 |
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Коэффициенты сезонности показывают, что наименьшее отклонение от среднего уровня объема реализованных услуг наблюдается в январе (48, 3), а наибольшее в августе (158,6%)
2. При дальнейшей экспертной оценке обязательно нужно следить, чтобы сумма коэффициентов за год не превысила число 1200. В противном случае можно не допланировать выручку или, наоборот, перепланировать.
5. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЕТА СЕЗОННОСТИ
В статистической практике выявление основной тенденции развития производится следующими методами:
- методом укрупнения интервалов динамических рядов,
- методом скользящей средней,
- методом аналитического выравнивания
- выравниванием по среднему абсолютному приросту
Поскольку объем реализации услуг имеет четко выраженную тенденцию к изменению, то целесообразно произвести расчет сезонности методом аналитического выравнивания.
6.РАСЧЕТ СЕЗОННОСТИ МЕТОДОМ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВЫРАВНИВАНИЯ
Основным содержанием метода аналитического выравнивания в рядах динамики является то, что общая тенденция развития рассчитывается как функция времени.
Если относительно стабильны абсолютные приросты сглаживание может быть выполнено по прямой.
В нашем случае абсолютные приросты относительно стабильны, поэтому сглаживание может быть выполнено по прямой.
Выравнивание по прямой имеет выражение: yt=a0+a1t
- t—условное обозначение времени;
- а0 и a1—параметры искомой прямой.
Параметры прямой находятся из решения системы уравнений:
- n –число значения ряда (число месяцев)
Если число месяцев четное (36 четное число), то выбираем значения t от
-18; -17;-16; …-2;-1;1;2;…;16;17;18
Если число месяцев нечетное, то выбираем значения t от
-18; -17;-16; …-2;-1;0;1;2;…;16;17;18
В нашем случае четное число месяцев, значит, выбираем значения t
-18; -17;-16; …-2;-1;1;2;…;16;17;18
Тогда
; ; .
Уравнение линии связи
Вычисляя для всех значений t получаем выравненный ряд выручки.
Янв | Фев | Март | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | |
68,0 | 68,7 | 69,3 | 69,9 | 70,6 | 71,2 | 72,1 | 72,7 | 73,3 | 74,0 | 74,6 | 75,2 |
Оценим качество уравнения тренда с помощью ошибки абсолютной аппроксимации.
Ошибка меньше 15%, поэтому данное уравнение допустимо использовать в качестве тренда.
Средняя помесячная фактическая выручка и средняя выравненная помесячная выручка представлены ниже:
34,7 | 42 | 49 | 64,7 | 73 | 87 | 105 | 113,7 | 101,7 | 84,3 | 59,3 | 45,3 | |
68,0 | 68,7 | 69,3 | 69,9 | 70,6 | 71,2 | 72,1 | 72,7 | 73,3 | 74,0 | 74,6 | 75,2 |
Литература:
И.Т. Балабанов, А.И Балабанов Экономика туризма
Интернет-ресурсы:
http://www.zakupilka.ru/coefficient.html
http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/sales/season.htm
http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=9&p=28&s=103
http://helpstat.ru/2012/03/sezonnaya-korrektirovka-vremennogo-ryada/