Собственный опыт использования ИКТ при изучении темы «Аксиомы стереометрии» с учащимися ПУ-26

Ивашкина Елена Викторовна

В данном материале описан собственный опыт по использованию ИКТ в работе с учащимися ПУ - 26 на примере организации процесса изучения темы «Аксиомы стереометрии». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhkar.docx111.53 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта использования ИКТ при изучении темы «Аксиомы стереометрии» с учащимися ПУ-26

                                                                                                             

Преподавателями ПУ-26 были использованы различные попытки ознакомления учащихся с темой «Аксиомы стереометрии». В качестве технических средств обучения применялись кодоскопы, переносные доски, раздаточный материал.

        В последнее время, благодаря оснащению учебных заведений компьютерной техникой, появилась возможность видоизменить подачу нового материала, насытить занятие презентациями, провести новые формы занятия с использованием ИКТ, сделать занятие интересней. Кроме того, требования ФГОС обязывают преподавателей использовать ИКТ на любом этапе занятия, что позволяет значительно экономить время, повышает интерес учащихся к изучаемой теме.

        На базе ПУ-26 г. Ярославля  для изучения темы «Аксиомы стереометрии» имеются следующие средства обучения:

- учебники «Геометрия, 10–11», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кодомцев и др.

- раздаточный материал;

- карточки с заданиями;

- опорный конспект;

- кроссворд в MS Excel;

- презентации в MS Power Point;

- таблицы;

- компьютерное приложение «Живая геометрия»;

- контрольная работа в виде тестов в бумажном и компьютерном (MS Word) варианте.

         В сети Internet выявлены ресурсы, которые могут быть использованы учащимися для самостоятельного изучения темы, для повторения, для самоконтроля, для изучения исторической справки.

        В связи с тем, что тема «Аксиомы стереометрии» сложно усваивается учащимся ПУ, имеющих слабые знания по математике, подача нового материала осуществляется в виде лекции с использованием мультимедийной презентации, с тем, чтобы учащиеся могли слушать, смотреть и запоминать. Использование презентации на занятии  позволяет повысить эффективность усвоения учебного материала, наглядность изучаемой темы, способствует развитию пространственного мышления, развитию познавательного интереса к предмету. Так как материал достаточно трудный, а уровень знаний учащихся невысок, изучение стереометрии отодвинуто на второй семестр. Перед изучением стереометрического материала учащиеся посещают вводные консультации. В соответствии с особенностями учащихся, профессиональной ориентацией группы, преподавателем планируются занятия, где обучаемые

- формируют представления о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развивают логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

- овладевают математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;

- воспитывают средствами математики культуру личности: отношение к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Блок-схема использования ИКТ при изучении темы «Аксиомы стереометрии»

        Изучение темы, как показывает опыт работы, целесообразно начать с беседы о логическом строении курса планиметрии, изученного в школе. В ходе фронтальной работы с учащимися необходимо повторить такие термины, как «основное понятие», «определение», «аксиома», «теорема» и напомнить символы, используемые для обозначения плоскостей, прямых, точки, применяемые в геометрии.

        Для введения новой темы целесообразно использовать мультимедийную презентацию созданную в программе Power Point, лаконичную историческую справку, созданную в программе Word в виде сообщения, либо в виде короткой ученической презентации.

        При закреплении изученного материала с целью реализации дифференцированного и индивидуального подхода при изучении темы следует использовать раздаточный материал.

        На занятии желательно использовать различные формы деятельности учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в парах;

- работа в группах.

         На каждом этапе занятия необходимо организовать промежуточный и итоговый контроль за процессом и результатами деятельности учащихся при обучении теме:

- визуальный;

- взаимоконтроль;

- самоконтроль.        

         В соответствии с ФГОС нового поколения ход занятия должен фиксироваться в технологической карте, что способствует акцентированию внимания преподавателя на проблемных сторонах занятия.

Технологическая карта занятия №1 по теме «Аксиомы стереометрии»

Предмет, курс

Математика, I курс, УМК Л.С. Атанасян  и др.

Тема занятия

Тип занятия

№ занятия по теме 

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

занятие изучения и первичного закрепления новых знаний (с использованием информационных технологий)

1

Актуальность использования средств ИКТ

Возможность представления информации в мультимедийной форме.

Цели занятия

обучающие

развивающие

воспитательные

- ознакомить учащихся с  содержанием курса стереометрии;

- ознакомить учащихся с аксиомами о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.

- содействовать развитию

навыка самостоятельной работы

учащихся посредством вовлечения

их в исследовательскую деятель-

ность;

- создать условия для формирования

основных понятий, аксиом; фор-

мировать умение работать с текстом

учебника;

с текстом, предъявляемым на экране;

-формировать умение на-

ходить примеры на

предметах окружающее-

го мира;

- формировать

умение мыслить пространственно,

анализировать, наблюю-

дать, делать выводы.

 -воспитывать мате-

матическую культу-

ру, культуру обще-

ния, самоконтроля,

- активизировать ин-

терес к изучаемому

материалу;

Вид используемых на занятии ИКТ

Презентация МS Power Point.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный проектор, компьютер, программные средства: MS Word, MS Power Point.

Организационная структура урока

Этап 1  Организационный

Задачи

Подготовить учащихся к работе на занятии.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Актуализировать знания учащихся.

Длительность этапа

8 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации, выполненной в MS Power Point.  

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

 Организационная. Создание проблемной ситуации. Организация коллективного поиска решения.

Промежуточный контроль

Визуальная проверка готовности к уроку.

Этап 2 Изучение нового материала

Задачи

Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, установление связей между изучаемыми объектами.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Длительность этапа

25 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация конспекта

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов  конспекта, организация работы учащихся с интерактивными заданиями.

Контроль и коррекция деятельности учащихся.

Промежуточный контроль

Визуальный контроль записей учащихся в тетради. Контроль правильности выполнения заданий учащимися.

Этап 3  Закрепление нового материала

Задачи

Проверить усвоение основных теоретических понятий изученного материала. Оценить эмоциональное состояние учащихся. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Длительность этапа

7 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, групповая.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Контролирующая, мотивирующая. Организация рефлексии.

Промежуточный контроль

Контроль над эмоциональным состоянием учащихся.

Итоговый контроль, подведение итогов

Предварительный контроль над усвоением полученных знаний.

Задания, предложенные на занятии, следует подобрать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.

Предложенные задания для самостоятельной работы обеспечивают содержательным учебным материалом обучающихся, пропустивших по тем или иным причинам учебные занятия.

Использование на занятиях самостоятельной работы способствует улучшению качества знаний учащихся по данной теме.

         В ходе занятия учащимися создаются опорные конспекты.

Занятие № 1 наиболее трудное для учителя и для учащихся. Первым сложным моментом является то, что обучаемые должны ознакомиться с новой для них фигурой – плоскостью.

        Для учащихся очень трудно осознать, что плоскость простирается во все стороны неограниченно, а изображается в виде параллелограмма. Поэтому в ходе занятия преподаватель должен не менее трех раз затронуть эту проблему: первый раз показывая слайд, второй раз – акцентируя внимание учащихся при изображении плоскости, третий раз – при ознакомлении учащихся с аксиомами стереометрии.

        Вторым сложным моментом занятия является знакомство обучаемых с символикой. Поэтому ознакомление с обозначениями следует проводить с помощью ИКТ. Сначала учащиеся смотрят на экран, потом чертят и пишут в тетрадях, чтобы рука привыкала писать геометрические обозначения. Преподаватель должен обратить внимание на отличия обозначения прямой и точки, ознакомить с чтением греческих букв, их написанием, ввести символы. Цель преподавателя – уже на первом занятии заставить учащихся активно использовать данную символику, что целесообразно делать через запись аксиом и задач на математическом языке.

        Третьим сложным моментом является знакомство учащихся со структурой и формулировками аксиом стереометрии. На наглядных примерах преподаватель знакомит обучающихся с содержанием аксиом, ее структурой и формулировкой. Показывает практическое использование в жизни данных аксиом. Для лучшего усвоения учащиеся записывают содержание аксиом в символах и читают формулировку в учебнике.

        Четвертый сложный момент занятия – ознакомление учащихся со схемами изображения пространственных фигур, с понятиями «грань», «вершина», «видимое ребро», «невидимое ребро».

         Закрепление изложенного на занятии теоретического материала происходит через решение задач.

        Поскольку у большинства учащихся «сложный характер», преподаватель осуществляет постоянный визуальный контроль над записями в тетрадях через привлечение учащихся к диалогу и опорой на их опыт.

        Достаточно много времени отводится на ознакомление учащихся с содержанием и способами выполнения домашнего задания, которое предлагается выполнить индивидуально и по группам на отдельных карточках разного цвета:

1 группа – создание презентации;

2 группа – практическая работа;

3 группа – небольшой доклад.

Индивидуально – задания из тетради с печатной основой.

На втором занятии продолжается  закрепление аксиом, изучаются следствия из них,  проводится решение задач с помощью ИКТ.

Проверку домашнего задания целесообразно провести с помощью компьютера.

На этапе закрепления материала учащимся могут быть предложены разноуровневые задания.

При подведении итогов занятия всю информацию, появлявшуюся в процессе урока на экране, можно просмотреть, повторить основные моменты, сделать выводы.

Учащиеся активно включаются в поиск и подготовку материалов к урокам, что развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов в изучении математики.