Материалы к дифференцированному зачёту по естествознанию
Цель зачёта: определение уровня сформированности базовых знаний, умений, навыков по учебной дисциплине «Естествознание»
Форма зачёта: Комплексная контрольная работа
Продолжительность: 45 минут
Комплексная контрольная работа включает в себя вопросы и задания разделов физики, химии и биологии.
Работа состоит из 3 частей и включает 40 заданий.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 5 заданий (В1–В5), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр.
Часть 3 содержит 5 наиболее сложных заданий. Задания C1–C5 требуют полного (развёрнутого) ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvoznanie_zachyot.docx | 197.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Вологодской области
«Тотемский политехнический колледж»
(Никольский филиал)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-производственной
деятельности БОУ СПО ВО
«Тотемский политехнический колледж»
_______________/А.Н.Нестеров/
____________________________
Материалы к дифференцированному зачёту
За 2 семестр 2013 – 2014 учебный год
по учебной дисциплине
«Естествознание»
Профессия 260807.01 Повар, кондитер
1 курс, 101 группа
Преподаватель: Подольская Е.С.
РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой комиссии
протокол № ______
от_________________________
председатель
комиссии______________/В.В.Корепина/
Никольск 2014
Пояснительная записка
Цель зачёта: определение уровня сформированности базовых знаний, умений, навыков по учебной дисциплине «Естествознание»
Форма зачёта: Комплексная контрольная работа
Продолжительность: 45 минут
Комплексная контрольная работа включает в себя вопросы и задания разделов физики, химии и биологии.
Работа состоит из 3 частей и включает 40 заданий.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 5 заданий (В1–В5), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр.
Часть 3 содержит 5 наиболее сложных заданий. Задания C1–C5 требуют полного (развёрнутого) ответа.
Критерии оценивания работы по естествознанию
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
Часть 2
За полный правильный ответ в заданиях В1–В5 ставится 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
Часть 3
Решения заданий С1–С5 части 3 (с развёрнутым ответом) оцениваются на основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного ответа выставляется от 0 до 5 баллов.
Часть 1
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте цифру, которая соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1
В ряду элементов
Na Mg Al Si
1) | уменьшаются радиусы атомов |
2) | уменьшается число протонов в ядрах атомов |
3) | увеличивается число электронных слоёв в атомах |
4) | уменьшается высшая степень окисления атомов |
A2
Верны ли следующие суждения о соединениях металлов?
А. Степень окисления бериллия в высшем оксиде равна +2.
Б. Оснóвные свойства оксида магния выражены сильнее, чем у оксида алюминия.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A3
Химическая связь в молекулах метана и хлорида кальция соответственно
1) | ковалентная полярная и металлическая |
2) | ионная и ковалентная полярная |
3) | ковалентная неполярная и ионная |
4) | ковалентная полярная и ионная |
A4
Среди перечисленных веществ:
А) | NaHCO3 |
Б) | HCOOK |
В) | (NH4)2SO4 |
Г) | KHSO3 |
Д) | Na2HPO4 |
Е) | Na3PO4 |
кислыми солями являются
1) | АГД |
2) | АВЕ |
3) | БДE |
4) | BДЕ |
A5
Цинк взаимодействует с раствором
1) | CuSO4 | 2) | MgCl2 | 3) | Na2SO4 | 4) | CaCl2 |
A6
Какой оксид реагирует с раствором НСl, но не реагирует с раствором NaOH?
1) | CO | 2) | SO3 | 3) | P2O5 | 4) | MgO |
A7
В схеме превращений
Fe FeCl3 Fe(OH)3
веществами «X» и «Y» являются соответственно
1) | Cl2 и Cu(OH)2 |
2) | CuCl2(р-р) и NaOH |
3) | Cl2 и NaOH |
4) | HCl и H2O |
A8
Бутен-1 является структурным изомером
1) | бутана |
2) | циклобутана |
3) | бутина |
4) | бутадиена |
A9
Свежеосаждённый гидроксид меди(II) реагирует с
1) | пропанолом |
2) | глицерином |
3) | этиловым спиртом |
4) | диэтиловым эфиром |
A10
Скорость реакции азота с водородом понизится при
1) | уменьшении температуры |
2) | увеличении концентрации азота |
3) | использовании катализатора |
4) | увеличении давления |
A11
Подъёмный кран поднимает груз с постоянным ускорением. На груз со стороны троса действует сила, равная 8103 H. Сила, действующая на трос со стороны груза,
1) | равна 8 103 Н и направлена вниз |
2) | меньше 8 103 Н и направлена вниз |
3) | больше 8 103 Н и направлена вверх |
4) | равна 8 103 Н и направлена вверх |
A12
Камень массой 200 г брошен под углом 45° к горизонту с начальной скоростью = 15 м/с. Модуль силы тяжести, действующей на камень в момент броска, равен
1) | 0 |
2) | 1,33 Н |
3) | 3,0 Н |
4) | 2,0 Н |
A13
Шары движутся со скоростями, показанными на рисунке, и при столкновении слипаются. Как будет направлен импульс шаров после столкновения?
1) | |
2) | |
3) | |
4) |
A14
Под микроскопом наблюдают хаотическое движение мельчайших частиц мела в капле растительного масла. Это явление называют
1) | диффузией жидкостей |
2) | испарением жидкостей |
3) | конвекцией в жидкости |
4) | броуновским движением |
A15
На рисунке приведён график циклического процесса, осуществляемого с идеальным газом. Масса газа постоянна. Изотермическому сжатию соответствует участок
1) | АВ |
2) | ВС |
3) | СD |
4) | DА |
A16
В сосуде с подвижным поршнем находится вода и её насыщенный пар. Объём пара изотермически уменьшили в 2 раза. Концентрация молекул пара при этом
1) | не изменилась |
2) | увеличилась в 2 раза |
3) | уменьшилась в 2 раза |
4) | увеличилась в 4 раза |
A17
На графике показана зависимость давления одноатомного идеального газа от его объёма. При переходе из состояния 1 в состояние 2 газ совершил работу, равную 5 кДж. Количество теплоты, полученное газом при этом переходе, равно
1) | 1 кДж |
2) | 4 кДж |
3) | 5 кДж |
4) | 7 кДж |
A18
На рисунке представлено расположение двух неподвижных точечных электрических зарядов + q и – q (q > 0). Направлению вектора напряженности суммарного электрического поля этих зарядов в точке А соответствует стрелка
1) | 1 |
2) | 2 |
3) | 3 |
4) | 4 |
A19
По проводнику с сопротивлением R течет ток I. Как изменится количество теплоты, выделяющееся в проводнике в единицу времени, если его сопротивление увеличить в 2 раза, а силу тока уменьшить в 2 раза?
1) | увеличится в 2 раза |
2) | уменьшится в 2 раза |
3) | не изменится |
4) | уменьшится в 8 раз |
A20
Идеальный газ в количестве молей при температуре Т и давлении р занимает объём V. Какую константу можно определить по этим данным?
1) | число Авогадро NA |
2) | газовую постоянную R |
3) | постоянную Планка h |
4) | постоянную Больцмана k |
A21
Генеалогический метод используют для
1) | получения генных и геномных мутаций |
2) | изучения влияния воспитания на онтогенез человека |
3) | исследования наследственности и изменчивости человека |
4) | изучения этапов эволюции органического мира |
A22
Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?
1) | хлоропласт |
2) | митохондрия |
3) | рибосома |
4) | эндоплазматическая сеть |
A23
Промежуточный характер наследования признака проявляется при
1) | сцеплении генов |
2) | неполном доминировании |
3) | независимом расщеплении |
4) | множественном действии генов |
A24
Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?
1) | 1 : 1 |
2) | 3 : 1 |
3) | 1 : 1 : 1 : 1 |
4) | 9 : 3 : 3 : 1 |
A25
Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, –критерий
1) | экологический |
2) | географический |
3) | физиологический |
4) | морфологический |
A26
Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает
1) | мутационная изменчивость |
2) | географическая изоляция |
3) | борьба за существование |
4) | искусственный отбор |
A27
Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством
1) | происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных |
2) | приспособленности организмов к среде обитания |
3) | индивидуального развития растений и животных |
4) | влияния окружающей среды на развитие организмов |
A28
К атавизмам человека относят появление
1) | хвостовых позвонков |
2) | диафрагмы |
3) | дифференцированных зубов |
4) | шестипалой конечности |
A29
Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.
1) | гриб и водоросль в лишайнике |
2) | культурные и сорные растения |
3) | хищник и жертва |
4) | плотоядные и растительноядные животные |
A30
Благодаря оплодотворению и мейозу
1) | поддерживается постоянное число хромосом в поколениях |
2) | снижается вероятность проявления мутаций в потомстве |
3) | изменяется число хромосом из поколения в поколение |
4) | сохраняется фенотип особей в популяциях вида |
Часть 2
В задании B1 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
B1
Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит.
НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ | ОБЩАЯ ФОРМУЛА | |||||||||||||||||||
|
|
Ответ: | А | Б | В | Г |
Ответом к заданиям B2, В3 является последовательность из цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в порядке возрастания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
B2
Фенол реагирует с
1) | кислородом |
2) | бензолом |
3) | гидроксидом натрия |
4) | хлороводородом |
5) | натрием |
6) | оксидом углерода(IV) |
Ответ:__________________________
B3
Шарик брошен вертикально вверх с начальной скоростью (см. рисунок). Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять (t0 – время полёта). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ГРАФИКИ | ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | |||||||||||||
|
|
Ответ: | А | Б |
B4
Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?
1) | образование двух ядер |
2) | расхождение гомологичных хромосом |
3) | образование метафазной пластинки |
4) | сближение гомологичных хромосом |
5) | обмен участками гомологичных хромосом |
6) | спирализация хромосом |
Ответ: |
В задании B5 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
B5
Укажите последовательность процессов географического видообразования.
1) | распространение признака в популяции |
2) | появление мутаций в новых условиях жизни |
3) | пространственная изоляция популяций |
4) | отбор особей с полезными изменениями |
5) | образование нового вида |
Ответ: |
Часть 3
Для записи ответов к заданиям этой части (С1–С5) запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем его полное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
C1
Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом.
Напишите уравнения описанных реакций.
C2
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
C3
Грузы массами M = 1 кг и m связаны лёгкой нерастяжимой нитью, переброшенной через блок, по которому нить может скользить без трения (см. рисунок). Груз массой M находится на шероховатой наклонной плоскости (угол наклона плоскости к горизонту a = 30°, коэффициент трения m = 0,3). Чему равно максимальное значение массы m, при котором система грузов ещё не выходит из первоначального состояния покоя? Решение поясните схематичным рисунком с указанием используемых сил.
C4
Необходимо расплавить лёд массой 0,2 кг, имеющий температуру 0 ºС. Выполнима ли эта задача, если потребляемая мощность нагревательного элемента – 400 Вт, тепловые потери составляют 30%, а время работы нагревателя не должно превышать 5 минут?
C5
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Критерии оценивания работы по естествознанию
ЧАСТЬ 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания | ответ | № задания | ответ | № задания | ответ |
А1 | 1 | А11 | 1 | А21 | 3 |
А2 | 3 | А12 | 4 | А22 | 4 |
А3 | 4 | А13 | 1 | А23 | 2 |
А4 | 1 | А14 | 4 | А24 | 2 |
А5 | 1 | А15 | 4 | А25 | 1 |
А6 | 4 | А16 | 1 | А26 | 1 |
А7 | 3 | А17 | 3 | А27 | 1 |
А8 | 2 | А18 | 4 | А28 | 1 |
А9 | 2 | А19 | 2 | А29 | 2 |
А10 | 1 | А20 | 2 | А30 | 1 |
ЧАСТЬ 2
За полный правильный ответ в заданиях В1–В5 ставится 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
№ | Ответ |
В1 | 3213 |
В2 | 135 |
В3 | 21 |
В4 | 456 |
В5 | 32415 |
ЧАСТЬ 3
Решения заданий С1–С5 части 3 (с развёрнутым ответом) оцениваются на основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного ответа выставляется от 0 до 5 баллов.
C1
Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом.
Напишите уравнения описанных реакций
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: Написаны четыре уравнения описанных реакций: 1) 2Fe + 6H2SO4 Fe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O 2) Fe2(SO4)3 + 6NaOH = 2Fe(OH)3 + 3Na2SO4 3) 2Fe(OH)3 Fe2O3 + 3H2O 4) Fe2O3 + Fe = 3FeO | |
Правильно записаны 4 уравнения реакций | 4 |
Правильно записаны 3 уравнения реакций | 3 |
Правильно записаны 2 уравнения реакций | 2 |
Правильно записано 1 уравнение реакции | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
C2
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Элементы ответа: приведены уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
| |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | 5 |
Правильно записаны 4 уравнения реакций | 4 |
Правильно записаны 3 уравнения реакций | 3 |
Правильно записаны 2 уравнения реакций | 2 |
Правильно записано одно уравнение реакции | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 5 |
* Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.
C3
Необходимо расплавить лёд массой 0,2 кг, имеющий температуру 0 ºС. Выполнима ли эта задача, если потребляемая мощность нагревательного элемента – 400 Вт, тепловые потери составляют 30%, а время работы нагревателя не должно превышать 5 минут?
Возможное решение | |
Согласно первому началу термодинамики количество теплоты, необходимое для плавления льда, DQ1 = lm, где l – удельная теплота плавления льда. DQ2 – подведённое джоулево тепло: DQ2 = ηPt. В соответствии с заданными условиями DQ1 = 66 кДж и DQ2 = 84 кДж, а значит, DQ1 < DQ2, и поставленная задача выполнима. | |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное решение, включающее следующие элементы:
| 3 |
Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков. Записи, соответствующие одному или обоим пунктам: II и III – представлены не в полном объеме или отсутствуют. ИЛИ При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачеркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). ИЛИ При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и(или) преобразования/вычисления не доведены до конца ИЛИ При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нем допущена ошибка. | 2 |
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла | 0 |
C4
В цепи, изображённой на рисунке, сопротивление диодов в прямом направлении пренебрежимо мало, а в обратном многократно превышает сопротивление резисторов. При подключении к точке А положительного полюса, а к точке В отрицательного полюса батареи с ЭДС 12 В и пренебрежимо малым внутренним сопротивлением, потребляемая мощность равна 7,2 Вт. При изменении полярности подключения батареи потребляемая мощность оказалась равной 14,4 Вт.
Укажите условия протекания тока через диоды и резисторы в обоих случаях и определите сопротивление резисторов в этой цепи.
Образец возможного решения | |
Ответ: . | |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное решение, включающее следующие элементы:
| 3 |
Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков. Записи, соответствующие одному или обоим пунктам: II и III – представлены не в полном объеме или отсутствуют. ИЛИ При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачеркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). ИЛИ При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и(или) преобразования/вычисления не доведены до конца. ИЛИ При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка | 2 |
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
C5
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) 1-е скрещивание: семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков Р. ААBВ ааbb G АB аb F1 АаBb семена гладкие и усики; 2) 2-е скрещивание: семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков Р. АаBb ааbb G АB , аb аb F1 АаBb, ааbb семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков; 3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1 | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |