Бинарный урок "Климат - физико-географическая характеристика местности"
урок проводят два учителя: физики и географии. Данная разработка предназначена для активизации познавательной деятельности учащихся, формирования единой картины мира, развития интереса к предмету. Данный урок помогает в обучении навыку самостоятельного добывания знаний и анализирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок «Климат – физико-географическая
характеристика местности».
Учителя: Нилова Елена Борисовна (физика),
Шипикова Ирина Николаевна (география).
Цели: активизация познавательной деятельности учащихся; формирование единой картины мира; развитие интереса к предмету; обучение навыку самостоятельно добывать знания, анализировать и делать выводы.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Изучение нового материала.
- Тема нашего урока «Климат – это физико-географическая характеристика местности». Из темы урока мы видим, что климат это не только географическое, но и физическое понятие. Давайте вспомним с вами определение климата.
- Климат это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
- Сведения о климате очень ценили и изучали его с древних времён. Сохранились очень интересные сведения. Давайте прослушаем сообщение.
- Самые первые сведения о климате нашей страны содержатся в «Одиссее» Гомера, трудах Геродота. Точные и подробные описания климатических явлений зафиксированы в русских летописях. Они свидетельствуют о суровых зимах, летних засухах, обильных осадках и наводнениях. Так русские летописи 1080 года повествуют, что «от беспрерывных неслыханных жаров все растения и нивы усохли, леса в болотных местах воспламенялись».
1180 год на Руси был чрезвычайно дождливым, а 1280 год – весьма засушливым. Жаркое лето 1380 года, отмеченное великим историческим событием – Куликовской битвой, сменилось тёплой и продолжительной осенью: «осень тогда была долга, и дни солнечные, и теплота большая до Рождества». В 1779-1780 годах была отмечена необычайно снежная и суровая зима на юге Росси, а многоводная весна сменилась большой засухой. Зимой 1879 года были отмечены очень сильные морозы на юге Русской равнины. Сведения летописей актуальны и сегодня, т.к. отражают колебания климата во времени.
- Какую роль климат играет в жизни человека? Почему сведения о нём актуальны и в наши дни?
- Климат имеет огромное значение для земледелия, транспорта, военного дела, строительства, влияет на всю жизнь человека. Изучение климата является одной из задач космических исследований.
- От каких факторов зависит климат? (анализ схемы).
- Климатообразующие факторы делятся на три группы. Первая группа факторов, от которых зависит климат – космические. Ведущую роль занимает солнечная радиация. Вторая группа – планетарная. К ним относятся воздушные массы Земли, которые составляют атмосферную циркуляцию. Третья группа – географические факторы. К ним относятся географическая широта, подстилающая поверхность, влияние океанов, высота над уровнем моря.
Космические, в том числе солнечная радиация |
КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
|
Географические (географическая широта, подстилающая поверхность, влияние океанов, высота над уровнем моря). | Планетарные, в том числе атмосферная циркуляция. |
- Отдельные показатели: температура, осадки, испаряемость не могут характеризовать климат территории. Только во взаимодействии можно определить особенности климата. Важно знать не только количество осадков, но и количество испарившейся влаги. Вспомните, что такое испаряемость, и от чего она зависит?
- Испаряемость – это количество влаги, которое может испариться с водной поверхности при данной температуре. Она зависит от солнечной радиации, а значит, от температуры.
- От величины испаряемости зависит коэффициент увлажнения. Что это за величина?
- Коэффициент увлажнения – это отношение годового количества осадков к испаряемости.
- Какой бывает эта величина?
- К = 1 – нормальное увлажнение, К > 1 – избыточное увлажнение, К < 1 – недостаточное увлажнение, если К < 0,3 – увлажнение скудное.
- Коэффициент увлажнения – это важнейший показатель, который даёт чёткое представление о климатических условиях территории, т.к. связывает между собой несколько элементов климата. Ребята, а где ведутся наблюдения за климатом?
- На метеорологических станциях. Систематическое наблюдение за погодой с помощью приборов началось со времён М.В.Ломоносова. в 1724 году им была организована первая метеорологическая станция, которая регистрировала показания приборов без участия наблюдателя. Его заслуга в области географии не только в этом. Им были заложены основы полярной океанографии, по его инициативе организована была первая экспедиция в Северный Ледовитый океан. Ни разу не побывав в Южном полушарии и не имея достоверных сведений о его природных условиях, Ломоносов высказал гениальную догадку о существовании ледяного материка вблизи Южного полюса, фактически предсказав существование современной Антарктиды. Это произошло за четверть века до плавания Д.Кука в высокие широты Южного полушария, который заявил утвердительно, что никакого материка южнее 60о ю.ш. быть не может.
- Сейчас перед нами стоит задача провести небольшую практическую работу по определению коэффициента увлажнения (К), используя климатические карты. Данные этой работы вы должны занести в таблицу № 1. Ребята должны сделать вывод: коэффициент увлажнения определяет характер растительности, почв, влияет на воды. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.
Тема: «Климат – физико-географическая характеристика местности».
1. Практическая работа: «Определение коэффициента увлажнения».
Пункт (город) | Среднегодовое количество осадков, мм | Испаряемость, мм | Коэффициент увлажнения | Природная зона |
Анадырь | 400 - 600 | 125 | 3,2 | Тундра |
С.-Петербург | 800 - 1600 | 250 - 500 | 3,2 | Тайга |
Москва (Можайск) | 600 - 800 | 500 | 1,2 | Смешанный лес |
Ростов-на-Дону | 400 - 600 | 750 | 0,5 | Степь |
Астрахань | 200 - 400 | 1000 | 0,2 | Полупустыня |
2. Термины: термометр, формула, поршень, упругость, сферический, атмосфера, барометр, манометр, преломление лучей, полюс магнита.
3. Практическая работа: «Определение относительной влажности воздуха».
Цель: определить относительную влажность воздуха.
Оборудование: термометр, стакан с водой, кусочек марли и нитка.
Ход работы.
1. С помощью термометра измерьте температуру воздуха в комнате t1 (оС).
2. Привяжите к нижней части термометра марлю так, чтобы часть её свисала, и опустите свисающий конец марли в стакан с водой.
3. Запишите температуру увлажнённого термометра t2 ( оС) после того, как столбик спирта перестанет опускаться (но не раньше чем через 3-4 минуты).
4. По психометрической таблице найдите относительную влажность воздуха .
t1, oC | t2, oC | (t1 – t2), oC | , % |
16 | 11 | 5 | 54 |
- Ребята, мы рассмотрели климат как географическую характеристику местности, а теперь нам предстоит убедиться, что это ещё и физическая характеристика. Отдельными показателями климата, как уже говорила Ирина Николаевна являются температура, осадки, испаряемость. Вы проведёте практическую работу по измерению ещё одного, не менее важного показателя, - влажности воздуха. Атмосферный воздух, как нам известно, содержит водяные пары, в результате какого явления это происходит?
- Атмосферный воздух содержит водяные пары за счёт явления испарения.
- Какое явление называется испарением?
- Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
- От чего зависит скорость испарения жидкости?
- Скорость испарения жидкости увеличивается с ростом температуры, а также при увеличении площади её поверхности; при наличии ветра.
- Прошу обратить внимание на понятия «испарение» и «испаряемость». Какая между ними разница?
- Испаряемость – это величина, которая характеризует явление испарения в данной географической местности.
- Большое значение сыграли работы М.В.Ломоносова. В чём они заключались, нам расскажет Козлова Анна.
- Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов дал правильное объяснение явления испарения с точки зрения молекулярной теории, а также явлений плавления и теплопроводности. Он создал первую в истории экспериментальную площадку для исследований поведения микромира, это автоматическая метеорологическая станция. Им были самостоятельно сконструированы: прибор для определения скорости и направления ветра – флюгер, термометры и барометры новых конструкций. С большим доверием М.В.Ломоносов относился к эксперименту как высшей оценке любого изменения окружающего мира. Его подход к изучению явлений природы вошёл в сокровищницу русской духовной культуры.
Русский язык содержит очень много слов, впервые введённых Ломоносовым. Вот некоторые из них: термометр, формула, поршень, упругость, сферический, атмосфера, барометр, манометр, преломление лучей, полюс магнита.
- Спасибо. А теперь задание. На ваших бланках перечислены все эти термины. Подчеркните те из них, которые используются на уроках физики и географии.
- На уроках физики и географии мы используем слова: термометр, атмосфера, барометр, формула.
- Термометр, что вы можете рассказать о нём?
- Термометр – прибор для измерения температуры. Его действие основано на тепловом расширении вещества (ртути, спирта).
- Перед вами лежат термометры, посмотрите на них и назовите пределы измерения, цену деления, температуру воздуха в классе.
- Пределы измерения: от до . Цена деления 1оС. Температура 18оС.
- Показания термометра вы будете использовать для определения относительной влажности воздуха в классе. Указания к работе вы найдёте на ваших листах. Результаты вычислений занесите в таблицу № 2. Приступайте.
- Объясните действия, которые вы производили и огласите результат.
- Мы измерили температуру воздуха в классе. Потом мы обернули нижнюю часть термометра влажной марлей и ждали, пока показания термометра перестанут изменяться. Уменьшение температуры объясняется интенсивностью испарения влаги с марли. Чем суше воздух, влажность которого мы измеряем, тем сильнее испарение и потому тем ниже показания смоченного термометра. Если влажность в классе большая, то интенсивность испарения низкая. На основе разности показаний сухого и влажного термометра с помощью психометрической таблицы мы определяем относительную влажность воздуха в классе. (результаты в таблице).
- По результатам ваших измерений получилось, что микроклимат класса благоприятный, т.к. относительная влажность воздуха лежит в пределах от 40% до 60%, а вот климат нашей местности не очень К = 1,2. в чём причина этой разницы?
- Микроклимат помещения искусственно поддерживают центральное отопление и комнатные растения.
- Да, но в природе человек ещё не научился искусственно поддерживать климатические условия. Атмосфера влияет на нашу жизнь, но наука не даёт нам пока возможности управлять окружающей средой. Знания о климате и погоде делают нашу жизнь безопаснее.
3. Домашнее задание. Определить температуру воздуха и влажность воздуха в вашей квартире и оценить (письменно) микроклимат, используя любой способ.
Психрометрическая таблица.
ПОКАЗАНИЯ СУХОГО ТЕРМОМЕТРА ОС | РАЗНОСТЬ ПОКАЗАНИЙ СУХОГО И ВЛАЖНОГО ТЕРМОМЕТРА, ОС | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ, % | |||||||||||
0 | 100 | 81 | 63 | 45 | 28 | 11 | - | - | - | - | - |
2 | 100 | 84 | 68 | 51 | 35 | 20 | - | - | - | - | - |
4 | 100 | 85 | 70 | 56 | 42 | 28 | 14 | - | - | - | - |
6 | 100 | 86 | 73 | 60 | 47 | 35 | 23 | 10 | - | - | - |
8 | 100 | 87 | 75 | 63 | 51 | 40 | 28 | 18 | 7 | - | - |
10 | 100 | 88 | 76 | 65 | 54 | 44 | 34 | 24 | 14 | 5 | - |
12 | 100 | 89 | 78 | 68 | 57 | 48 | 38 | 29 | 20 | 11 | - |
14 | 100 | 89 | 79 | 70 | 60 | 51 | 42 | 34 | 25 | 17 | 9 |
16 | 100 | 90 | 81 | 71 | 62 | 54 | 45 | 37 | 30 | 22 | 15 |
18 | 100 | 91 | 82 | 73 | 65 | 56 | 49 | 41 | 34 | 27 | 20 |
20 | 100 | 91 | 83 | 74 | 66 | 59 | 51 | 44 | 37 | 30 | 24 |
22 | 100 | 92 | 83 | 76 | 68 | 61 | 54 | 47 | 40 | 34 | 28 |
24 | 100 | 92 | 84 | 77 | 69 | 62 | 56 | 49 | 43 | 37 | 31 |
26 | 100 | 92 | 85 | 78 | 71 | 64 | 58 | 51 | 46 | 40 | 34 |
28 | 100 | 93 | 85 | 78 | 72 | 65 | 59 | 53 | 48 | 42 | 37 |
30 | 100 | 93 | 86 | 79 | 73 | 67 | 61 | 55 | 50 | 44 |
|