Бинарный урок "Климат - физико-географическая характеристика местности"

урок проводят два учителя: физики и географии. Данная разработка предназначена для активизации познавательной деятельности учащихся, формирования единой картины мира, развития интереса к предмету. Данный урок помогает в обучении навыку самостоятельного добывания знаний и анализирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat._8_kl.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Бинарный  урок «Климат – физико-географическая

                  характеристика местности». 

        

Учителя: Нилова Елена Борисовна (физика),

                Шипикова Ирина Николаевна (география).  

Цели: активизация познавательной деятельности учащихся; формирование единой картины мира; развитие интереса к предмету; обучение навыку самостоятельно добывать знания, анализировать и делать выводы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Изучение нового материала.

- Тема нашего урока «Климат – это физико-географическая характеристика местности». Из темы урока мы видим, что климат это не только географическое, но и физическое понятие. Давайте вспомним с вами определение климата.

- Климат это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

- Сведения о климате очень ценили и изучали его с древних времён. Сохранились очень интересные сведения. Давайте прослушаем сообщение.

- Самые первые сведения о климате нашей страны содержатся в «Одиссее» Гомера, трудах Геродота. Точные и подробные описания климатических явлений зафиксированы в русских летописях. Они свидетельствуют о суровых зимах, летних засухах, обильных осадках и наводнениях. Так русские летописи 1080 года повествуют, что «от беспрерывных неслыханных жаров все растения и нивы усохли, леса в болотных местах воспламенялись».

1180 год на Руси был чрезвычайно дождливым, а 1280 год – весьма засушливым. Жаркое лето 1380 года, отмеченное великим историческим событием – Куликовской битвой, сменилось тёплой и продолжительной осенью: «осень тогда была долга, и дни солнечные, и теплота большая до Рождества». В 1779-1780 годах была отмечена необычайно снежная и суровая зима на юге Росси, а многоводная весна сменилась большой засухой. Зимой 1879 года были отмечены очень сильные морозы на юге Русской равнины. Сведения летописей актуальны и сегодня, т.к. отражают колебания климата во времени.

- Какую роль климат играет в жизни человека? Почему сведения о нём актуальны и в наши дни?

- Климат имеет огромное значение для земледелия, транспорта, военного дела, строительства, влияет на всю жизнь человека. Изучение климата является одной из задач космических исследований.

- От каких факторов зависит климат? (анализ схемы).

- Климатообразующие факторы делятся на три группы. Первая группа факторов, от которых зависит климат – космические. Ведущую роль занимает солнечная радиация. Вторая группа – планетарная. К ним относятся воздушные массы Земли, которые составляют атмосферную циркуляцию. Третья группа – географические факторы. К ним относятся географическая широта, подстилающая поверхность, влияние океанов, высота над уровнем моря.

Космические, в том числе солнечная радиация

                        

      КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ  ФАКТОРЫ       

          

                

Географические (географическая широта, подстилающая поверхность, влияние океанов, высота над уровнем моря).

Планетарные, в том числе атмосферная циркуляция.

- Отдельные показатели: температура, осадки, испаряемость не могут характеризовать климат территории. Только во взаимодействии можно определить особенности климата. Важно знать не только количество осадков, но и количество испарившейся влаги. Вспомните, что такое испаряемость, и от чего она зависит?

- Испаряемость – это количество влаги, которое может испариться с водной поверхности при данной температуре. Она зависит от солнечной радиации, а значит, от температуры.

- От величины испаряемости зависит коэффициент увлажнения. Что это за величина?

- Коэффициент увлажнения – это отношение годового количества осадков к испаряемости.

- Какой бывает эта величина?

- К = 1 – нормальное увлажнение, К > 1 – избыточное увлажнение, К < 1 – недостаточное увлажнение, если К < 0,3 – увлажнение скудное.

- Коэффициент увлажнения – это важнейший показатель, который даёт чёткое представление о климатических условиях территории, т.к. связывает между собой несколько элементов климата. Ребята, а где ведутся наблюдения за климатом?

- На метеорологических станциях. Систематическое наблюдение за погодой с помощью приборов началось со времён М.В.Ломоносова. в 1724 году им была организована первая метеорологическая станция, которая регистрировала показания приборов без участия наблюдателя. Его заслуга в области географии не только в этом. Им были заложены основы полярной океанографии, по его инициативе организована была первая экспедиция в Северный Ледовитый океан. Ни разу не побывав в Южном полушарии и не имея достоверных сведений о его природных условиях, Ломоносов высказал гениальную догадку о существовании ледяного материка вблизи Южного полюса, фактически предсказав существование современной Антарктиды. Это произошло за четверть века до плавания Д.Кука в высокие широты Южного полушария, который заявил утвердительно, что никакого материка южнее 60о ю.ш. быть не может.

- Сейчас перед нами стоит задача провести небольшую практическую работу по определению коэффициента увлажнения (К), используя климатические карты. Данные этой работы вы должны занести в таблицу № 1.  Ребята должны сделать вывод: коэффициент увлажнения определяет характер растительности, почв, влияет на воды. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.

               

 Тема: «Климат – физико-географическая характеристика местности».

1. Практическая работа: «Определение коэффициента увлажнения».

Пункт (город)

    Среднегодовое количество осадков, мм          

Испаряемость,

          мм

Коэффициент увлажнения

Природная зона

Анадырь

     400 - 600

      125

          3,2

       Тундра

С.-Петербург

     800 - 1600

  250 - 500

          3,2

         Тайга

Москва (Можайск)

     600 - 800

       500

          1,2

Смешанный лес

Ростов-на-Дону

     400 - 600

       750

          0,5

        Степь

Астрахань

     200 - 400

      1000

          0,2

  Полупустыня

2. Термины: термометр, формула, поршень, упругость, сферический, атмосфера, барометр, манометр, преломление лучей, полюс магнита.

3. Практическая работа: «Определение относительной влажности воздуха».

     Цель: определить относительную влажность воздуха.

    Оборудование: термометр, стакан с водой, кусочек марли и нитка.

                                       Ход работы.

1.  С помощью термометра измерьте температуру воздуха в комнате t1 (оС).

2.  Привяжите к нижней части термометра марлю так, чтобы часть её свисала, и опустите свисающий конец марли в стакан с водой.

3.  Запишите температуру увлажнённого термометра  t2 ( оС) после того, как столбик спирта перестанет опускаться (но не раньше чем через 3-4 минуты).

4.  По психометрической таблице найдите относительную влажность воздуха  .

          t1,  oC

           t2,  oC

     (t1 – t2), oC

            , %

             16

            11

                5

            54

- Ребята, мы рассмотрели климат как географическую характеристику местности, а теперь нам предстоит убедиться, что это ещё и физическая характеристика. Отдельными показателями климата, как уже говорила Ирина Николаевна являются температура, осадки, испаряемость. Вы проведёте практическую работу по измерению ещё одного, не менее важного показателя, - влажности воздуха. Атмосферный воздух, как нам известно, содержит водяные пары, в результате какого явления это происходит?

-  Атмосферный воздух содержит водяные пары за счёт явления испарения.

- Какое явление называется испарением?

- Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

- От чего зависит скорость испарения жидкости?

- Скорость испарения жидкости увеличивается с ростом температуры, а также при увеличении площади её поверхности; при наличии ветра.

- Прошу обратить внимание на понятия «испарение» и «испаряемость». Какая между ними разница?

- Испаряемость – это величина, которая характеризует явление испарения в данной географической местности.

- Большое значение сыграли работы М.В.Ломоносова. В чём они заключались, нам расскажет Козлова Анна.

- Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов дал правильное объяснение явления испарения с точки зрения молекулярной теории, а также явлений плавления и теплопроводности. Он создал первую в истории экспериментальную площадку для исследований поведения микромира, это автоматическая метеорологическая станция. Им были самостоятельно сконструированы: прибор для определения скорости и направления ветра – флюгер, термометры и барометры новых конструкций. С большим доверием М.В.Ломоносов относился к эксперименту как высшей оценке любого изменения окружающего мира. Его подход к изучению явлений природы вошёл в сокровищницу русской духовной культуры.

        Русский язык содержит очень много слов, впервые введённых Ломоносовым. Вот некоторые из них: термометр, формула, поршень, упругость, сферический, атмосфера, барометр, манометр, преломление лучей, полюс магнита.

- Спасибо. А теперь задание. На ваших бланках перечислены все эти термины. Подчеркните те из них, которые используются на уроках физики и географии.

- На уроках физики и географии мы используем слова: термометр, атмосфера, барометр, формула.

- Термометр, что вы можете рассказать о нём?

- Термометр – прибор для измерения температуры. Его действие основано на тепловом расширении вещества (ртути, спирта).

- Перед вами лежат термометры, посмотрите на них и назовите пределы измерения, цену деления, температуру воздуха в классе.

- Пределы измерения: от  до . Цена деления 1оС. Температура  18оС.

- Показания термометра вы будете использовать для определения относительной влажности воздуха в классе. Указания к работе вы найдёте на ваших листах. Результаты вычислений занесите в таблицу № 2. Приступайте.

- Объясните действия, которые вы производили и огласите результат.

- Мы измерили температуру воздуха в классе. Потом мы обернули нижнюю часть термометра влажной марлей и ждали, пока показания термометра перестанут изменяться. Уменьшение температуры объясняется интенсивностью испарения влаги с марли. Чем суше воздух, влажность которого мы измеряем, тем сильнее испарение и потому тем ниже показания смоченного термометра. Если влажность в классе большая, то интенсивность испарения низкая. На основе разности показаний сухого и влажного термометра с помощью психометрической таблицы мы определяем относительную влажность воздуха в классе. (результаты в таблице).

- По результатам ваших измерений получилось, что микроклимат класса благоприятный, т.к. относительная влажность воздуха лежит в пределах от 40% до 60%, а вот климат нашей местности не очень К = 1,2. в чём причина этой разницы?

- Микроклимат помещения искусственно поддерживают центральное отопление и комнатные растения.

- Да, но в природе человек ещё не научился искусственно поддерживать климатические условия. Атмосфера влияет на нашу жизнь, но наука не даёт нам пока возможности управлять окружающей средой. Знания о климате и погоде делают нашу жизнь безопаснее.

3. Домашнее задание. Определить температуру воздуха и влажность воздуха в вашей квартире и оценить (письменно) микроклимат, используя любой способ.

                            Психрометрическая таблица.

ПОКАЗАНИЯ

     СУХОГО ТЕРМОМЕТРА

         ОС

 РАЗНОСТЬ   ПОКАЗАНИЙ   СУХОГО  И  ВЛАЖНОГО   ТЕРМОМЕТРА, ОС

   0

  1

   2

    3

    4

   5

   6

   7

    8

    9

    10

                                             ОТНОСИТЕЛЬНАЯ  ВЛАЖНОСТЬ,  %

  0

 100

 81

 63

 45

 28

 11

  -

  -

  -

  -

  -

  2

 100

 84

 68

 51

 35

 20

  -

  -

  -

  -

  -

          4

 100

 85

 70

 56

 42

 28

 14

  -

  -

  -

  -

          6

 100

 86

 73

 60

 47

 35

 23

 10

  -

  -

  -

          8

 100

 87

 75

 63

 51

 40

 28

 18

  7

  -

  -

         10

 100

 88

 76

 65

 54

 44

 34

 24

 14

  5

  -

         12

 100

 89

 78

 68

 57

 48

 38

 29

 20

 11

  -

         14

 100

 89

 79

 70

 60

 51

 42

 34

 25

 17

  9

         16

 100

 90

 81

 71

 62

 54

 45

 37

 30

 22

 15

         18

 100

 91

 82

 73

 65

 56

 49

 41

 34

 27

 20

         20

 100

 91

 83

 74

 66

 59

 51

 44

 37

 30

 24

         22

 100

 92

 83

 76

 68

 61

 54

 47

 40

 34

 28

         24

 100

 92

 84

 77

 69

 62

 56

 49

 43

 37

 31

         26

 100

 92

 85

 78

 71

 64

 58

 51

 46

 40

 34

         28

 100

 93

 85

 78

 72

 65

 59

 53

 48

 42

 37

         30

 100

 93

 86

 79

 73

 67

 61

 55

 50

 44