Рабочая программа по физике 7 класс.

К учебнику Перышкина А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r-p_po_fizike_7_klass_moya.docx84.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

Согласована:

________________

Руководитель ШМО

естественнонаучного цикла

Лисина Ю.В.

Принята

Педагогическим советом ОУ

Протокол №___

от «__»__________2014 года

Утверждаю

__________________________

Директор

МБОУ «Криушинская СОШ»

Севостьянов П.П.

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физика»

Ступень обучения (класс) 7 класс, основное общее образование

Количество часов___70__ 

                                                             Учитель: Лисина Юлия Валерьевна

        2014 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация рабочей программы для 7 класса обеспечивается в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. – М. : Дрофа, 2012.

2. В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006.

3. Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М. : Дрофа, 2013.

4. Ханнанов, Н. К. Физика. 7 кл. : тесты / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. – М. : Дрофа, 2013.

Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение учащимися знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методам научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:

  • развитие интеллекта;
  • использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
  • формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
  • формирование здоровьесберегающих знаний.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Школьный курс физики  системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, технологии и ОБЖ.

Физика  наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика  экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс. Рабочая программа по физике для 7 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Количество плановых контрольных работ – 5. Количество лабораторных работ – 14.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ФИЗИКА. 7 КЛАСС

(70 часов, 2 часа в неделю, 2 часа – резервное время)

  1. Введение (4 час)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение физических величин с учетом абсолютной  погрешности.
  2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.
  2. Взаимодействие тел (21 час)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил действующих по одной прямой.

Центр тяжести теля.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
  2. Измерение массы тела на рычажных весах.
  3. Измерение объема твердого тела.
  4. Измерение плотности твердого тела
  5. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
  6. Исследование зависимости от силы нормального давления
  7. Определение центра тяжести плоской пластины.
  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давление газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение давления твердого тела на опору.
  2. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  3. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (12 часов)

        Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

        «Золотое правило» механики. КПД механизма.

        Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

         Фронтальные лабораторные работы

        13. Выяснение условия равновесия рычага.

        14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Резервное время (2 часа)

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема урока

Количество

часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

I.  ВВЕДЕНИЕ

4

1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

Вводный (информационно – развивающий)

Физика – наука о

природе.

Наблюдение и

описание

физических

явлений. Научные методы познания

2. Физические величины и их измерение.  Точность и погрешность измерений.

1

Урок изучения нового материала

Физические

приборы.

Физические

величины и их

измерение.

Международная

система единиц.

Задания на соответствие по определению: вещество, тело, явления

3. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

1

Проблемно – поисковый

Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра

Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ

4. Физика и техника

1

Урок изучения нового материала

Физика и техника. Достижения науки, техники, примеры открытий и достижений российских ученых

Ответы на вопросы в ходе урока по изученному материалу

II.  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

5

1. Строение вещества. Молекулы.

1

Урок изучения нового материала

Сформулировать представление о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные), о зависимости скорости движения молекул от температуры

Фронтальный опрос, тест

2. Лабораторная работа №2 «Измерение

размеров малых тел»

1

Проблемно – поисковый

Развитие умений и

навыков работы с

физическими

приборами.

Закрепить умения

перевода единиц

массы.

Проверка лабораторной работы

3. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение молекул.

Броуновское движение.

1

Комбинированный урок

Диффузия. Броуновское

движение.

Опорный конспект. Самостоятельная работа по теории

4. Взаимодействие молекул.

1

Комбинированный урок

Взаимодействие частиц вещества. Опыты, доказывающие существование притяжения и отталкивания между молекулами. Объяснение явлений смачивания и не

смачивания. Капиллярные

явления. Смачивание и

капиллярность в природе.

Фронтальный опрос

5. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Комбинированный урок

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Твердое, жидкое и

газообразное состояние

вещества. Свойства веществ

в разных агрегатных состояниях. Объяснение

свойств газов, жидкостей и

твердых тел на основе знаний о молекулах.

Основные положения МКТ.

Диктант, заполнение сравнительной таблицы

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

21

1. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

Урок изучения нового материала

Понятия:

1. механическое

движение;

2. система отчета;

3. тело отчета;

4. относительность

движения;

5. материальная

точка;

6. траектория;

7. путь;

8. равномерное

движение;

9. неравномерное

движение.

Физические величины и их измерения

Взаимно-опрос, задания на соответствие по определению физических величин.

2. Скорость. Расчет пути и времени движения.

1

Комбинированный урок

Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость. Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения. Навыки по решению задач и переводу единиц V=S/t; S=V*t. Научить правильно оформлять решение задач.

Индивидуальный опрос, задания на соответствие, решение задач.

3. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

Проблемно-поисковый

Изучить зависимость пути от времени. Развивать умения и навыки по переводу единиц,

умению выражать

неизвестную величину.

Фронтальный опрос, проверка лабораторной работы

4. Инерция

1

Комбинированный урок

Факты, приводящие к

выводу для изменения

скорости тела относительно

Земли необходимо действие других тел. Движение по

инерции.

Ответы на вопросы. Проверочная работа по теме «Равномерное движение»

5. Взаимодействие тел

1

Комбинированный урок

Понятие о взаимодействии

тел. Инертность тел. Взаимодействие тел.

Индивидуальный опрос.

6. Масса тела. Единицы

массы. Измерение массы

тела на весах.

1

Комбинированный урок

Масса. Сравнение масс тел. Единицы массы. Весы.

Развитие умений и навыков по переводу единиц.

Фронтальный опрос. Задания на соответствие по определению единицы измерения

7. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Урок –практикум

Методы измерения массы

тела. Развитие умений и навыков работы с физическими приборами.

Закрепить умения перевода единиц массы.

Ответить на вопросы.

Написать вывод и

правильно оформить лабораторную работу.

8. Плотность вещества.

1

Комбинированный урок

Плотность вещества. Единицы плотности.

Формулы плотности, массы, объема. Навыки по решению задач и переводу единиц.

Задания на соответствие по определению плотности, массы и объема.

9. Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

Комбинированный урок

Обозначения. Методы измерения массы

и плотности. Расчет плотности, массы, объема

тела. Физический смысл плотности

Дифференцированные задания.

10. Лабораторная работа №5 « Измерение объема тела»

1

Урок – практикум

Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра

Фронтальный опрос. Правильное оформление лабораторной работы.

11. Лабораторная работа №6 «Определение плотности вещества  твердого тела»

1

Урок – практикум

Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Фронтальный опрос. Правильное оформление лабораторной работы.

12. Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества».

1

Урок применения знаний и умений

Научить правильно, оформлять решение задач.

Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину.

Фронтальный опрос. Решение задач.

13. Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

1

Урок контроля и коррекции знаний

Проверить умения и навыки по решению задач

Контрольная работа

14. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Центр масс. Лабораторная работа №7 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

Проблемно-поисковый

Причины  изменения скорости тела. Понятие о силе. Единицы силы. Сила – векторная величина. Сложение сил направленных по одной прямой. Равнодействующая

сила. Притяжение Земли. Сила тяжести. Ускорение

свободного падения.

Эвристическая беседа. Написать вывод, правильное оформление работы.

15. Сила упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №8: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины».

1

Комбинированный урок

Формулировка закона Гука. Сила упругости. Определение деформации. Виды деформации. Единицы измерения. Исследование зависимости  силы упругости от удлинения пружины. Определение жесткости пружины.

Индивидуальный опрос. Правильное оформление лабораторной работы.

16. Вес тела

1

Комбинированный урок

Вес тела. Единицы измерения.

Фронтальный опрос, тест

17. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Комбинированный урок

Единицы силы. Сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг. Формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчета веса тела.

Опрос, решение задач.

18 Динамометр.

1

Проблемно-поисковый

Динамометр. Градуирование

пружины. Связь. F= mg. Различие между весом, массой, силой тяжести. Метод измерения силы

Опрос. Дифференцированные задания.

19. Графическое изображение силы. Сложение сил

1

Комбинированный урок

Равнодействующая сила. Демонстрации: 1. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону; 2. Сложение двух сил, направленных по прямой в противоположные стороны

Ответы на вопросы в ходе урока

20. Сила трения. Трение

скольжения, трение покоя,

трение качения. Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

Комбинированный урок

Сила трения, виды сил трения, причины возникновения трения, измерение силы трения.

Правильное оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы.

21. Трение в природе и технике. Подшипники. Контрольная работа № 2 «Сила. Равнодействующая сил»

1

Информационно-развивающий. Урок контроля

 Трение в природе и технике. Подшипники. Проверить умения и навыки по решению задач.

Кратковременная контрольная работа.

IV.   ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

23

1. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Урок изучения нового материала

Давление. Опыты, показывающие, что результат действия силы зависит от площади опоры, на которую она действует. Сила давления. Единица

давления –Паскаль. Способы

увеличения и уменьшения давления. Значение давлений, встречающееся в

природе.

Интерактивный тест.

2. Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твердого тела на опору.

1

Урок –практикум

Измерить давление твердого тела на опору.

Правильное оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы.

3. Давление газа. Объяснение давления газа  на основе молекулярно- кинетических представлений.

1

Комбинированный урок

Давление в газе. Причины давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема при постоянной температуре.

Фронтальный опрос.

4. Закон Паскаля.

1

Комбинированный урок

Давление. Закон Паскаля. Передача давления жидкостям и газам. Объяснение закона Паскаля на основе МКТ.

Решение задач. Дифференцированные задания.

5. Давление в жидкости и газе.

1

Комбинированный урок.

Давление в жидкости и газе. Проверить умения и навыки по решению задач.

Самостоятельная работа.

6. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Комбинированный урок

Вывод формулы

Гидростатического давления

p = ρ ⋅ q h

«Весовое давление газа»

Решение задач.

7. Решение задач по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

1

Урок закрепления знаний

Научиться правильно, оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умение выражать неизвестную величину.

Дифференцированные задания

8. Сообщающие сосуды. Шлюзы.

1

Комбинированный урок

Устройство шлюзов. Поведение однородной жидкости в сообщающихся сосудах. Закон сообщающихся сосудов, его доказательство. Высота столбов однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах. Примеры сообщающихся сосудов, водомерное стекло, шлюз.

Рисунки, схемы

9. Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления

1

Комбинированный урок

Атмосфера. Атмосферное давление. Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. Почему существует атмосфера. Связь плотности воздуха с высотой и температурой.

Фронтальный опрос.

10. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Комбинированный урок

Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления в Паскалях.

Индивидуальный опрос. Решение задач.

11. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Комбинированный урок

Методы измерения атмосферного давления . Устройства барометра – анероида. Атмосферное давление на различных высотах. Высотометр.

Индивидуальный опрос. Тест.

12. Манометр.

1

Комбинированный урок

Манометры

Самостоятельная работа.

13. Поршневой жидкостный насос.

1

Комбинированный урок

Водопровод и поршневой жидкостный насос. Устройство и действие водопровода и поршневого жидкостного насоса.

Фронтальный опрос учащихся.

14. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

Информационно-развивающий

Устройство и действие гидравлического пресса. Выигрыш в силе получаемый при работе пресса. Гидравлический тормоз.

Опрос учащихся, решение задач.

15. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Комбинированный урок

Выталкивающая сила. Причины возникновения выталкивающей силы.

Тест

16. Архимедова сила 

1

Комбинированный урок

Архимедова сил. Опыты иллюстрирующие наличие силы Архимеда. Вывод формулы для вычисления Архимедовой силы.

Решение задач

17. Лабораторная работа №11: «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

Урок практикум

Закон Архимеда. Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами. Вычисление погрешности.

Правильное оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы.

18. Плавание тел

1

Комбинированный

Плавание тел, Условия, при которых тело тонет, плавает и всплывает. Вывод условия плавания тел, погруженного в жидкость полностью и частично.

Составление опорного конспекта.

19. Лабораторная работа №12: «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

Урок практикум.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Правильное оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы.

20. Плавание судов. Водный транспорт.

1

Комбинированный урок

Применение условий плавания тел к плаванию судов. Водоизмещение. Ватерлиния, осадка грузоподъемности.

Составление опорного конспекта. Решение задач.

21. Воздухоплавание.

1

Комбинированный урок

Аэростаты (воздушные шары, дирижабли, стратостаты). Подъемная сила аэростата.

Составление опорного конспекта. Решение задач.

22. Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Урок закрепление знаний

Научиться правильно оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину.

Решение задач.

23. Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

Урок контроля

Проверить умения и навыки по решению задач.

Контрольная работа

V. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. 

12

1. Механическая работа

1

Урок изучения нового материала

Работа постоянной силы. Условия совершения работы. Единица работы. Формула работы.

Составление опорного конспекта. Тест.

2. Мощность.

1

Комбинированный урок

Мощность. Единица мощности. Расчет мощности и времени в течение которого она совершалась.

Решение задач.

3. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

Урок изучения нового материала

Простые механизмы. Их применение. Рычаг. Правило рычага. Выигрыш в силе получаемый с помощью рычага. Рычаг в технике, быту, природе.

Знакомство с простыми механизмами. Тест.

4. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

1

Комбинированный урок

Момент силы. Правило моментов.

Решение задач. Дифференцированные задания.

5. Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

Комбинированный урок

Проверка правила моментов на практике. Навыки работы с физическими приборами.

Правильное оформление лабораторной работы.

6. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики».

1

Комбинированный урок

Подвижные и неподвижные блоки.  Выигрыш в силе, получаемый с помощью подвижного блока. Применение закона равновесия рычага к блоку.

Решение задач

7. Решение задач по теме «Работа, мощность рычаг, равновесие сил на рычаге».

1

Урок повторения и обобщения знаний

Научить правильно оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умения выражать неизвестную величину.

Решение задач. Тест.

8. Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №14 «Определение КПД  при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

Комбинированный урок

Методы определения работы, мощности, КПД механизмов. Полезная и затраченная работа. КПД. Навыки работы с физическими приборами

Правильное оформление лабораторной работы.

9. Энергия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.

1

Комбинированный урок

Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Составление опорного конспекта.

10. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

Комбинированный урок

Закон сохранения механической энергии

Проверка опорного конспекта. Решение задач.

11. Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия».

1

Урок повторения и обобщения знаний

Научить правильно оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину.

Решение задач, опрос учащихся Подготовка к контрольной работе.

12. Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия».

1

Урок контроля

Проверить умения и навыки по решению задач

Контрольная работа

VI. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

3

1. Контрольная работа по теме №5 «Механические явления»

1

Урок контроля ЗУН

Контрольная работа

2. Итоговое повторение

1

Повторно-обобщающий

Решение задач

3. Итоговое повторение

1

Повторно-обобщающий

Решение задач

Резерв

2

Итого

70

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторной работы

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

1

Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

· Измерительный цилиндр (мензурка) –1

· Стакан с водой – 1

· Небольшая колба – 1

· Три сосуда небольшого объёма

2

Измерение размеров малых тел

· Линейка – 1

· Дробь (горох, пшено) – 1

· Иголка – 1

3

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

- трубка стеклянная   длиной не менее 200 мм  с водой

- стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами (кольца от детских надувных шариков),

- метроном (один на класс),

- линейка измерительная.

4

Измерение массы тела на рычажных весах

· Весы с разновесами – 1

· Тела разной массы – 3

5

Измерение объёма твёрдого тела

· Мензурка – 1

· Нитка – 1

· Тела неправильной формы небольшого объема – 3

6

Измерение плотности вещества твёрдого тела

- Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1

7

Определение центра тяжести плоской пластины

- линейка,

- плоская пластина произвольной формы,

- отвес,

- булавка,

- штатив с лапкой и муфтой,

- пробка.

8

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

-штатив с муфтами и лапкой,

- спиральная пружина,

- набор грузов ,

- масса каждого по 0,1 кг,

- линейка.  

9

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

- динамометр,

- деревянный брусок,

- деревянная линейка,

- набор грузов

10

Измерение давления твёрдого тела на опору

- динамометр,

- линейка измерительная,

- брусок деревянный

11

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

· Динамометр – 1

· Штатив с муфтой – 1

· Лапкой и кольцом – 1

· Тела разного объема – 2

· Стакан – 2

12

Выяснение условий плавания тела в жидкости

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Пробирка-поплавок с пробкой – 1

· Сухой песок – 1

13

Выяснение условия равновесия рычага

· Рычаг на штативе – 1

· Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Динамометр – 1

14

Измерение коэффициента полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости

· Доска – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1

· Брусок – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1

7. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа

1

Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

2

Контрольная работа № 2 «Сила. Равнодействующая сил»

3

Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

4

Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия».

5

Контрольная работа по теме №5 «Механические явления»

8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса «Физика. 7 класс» ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимед

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
  • решать задачи на применение изученных физических законов
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.

9. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Примерные нормы оценок ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Примерные нормы оценок за выполнение контрольных работ по физике

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Примерные нормы оценок за выполнение лабораторных работ по физике

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

10. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

        1.Учебник: Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Перышкин. – М.:Дрофа, 2012. – 221, с. Илл.

        2. Наглядные пособия: комплекты таблиц, комплект портретов ученых – физиков.

        3.Оборудование: комплекты лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов. 

        4. Наличие компьютера и компьютерных средств обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

        5. Мультимедийные пособия:

Перечень дисков и интерактивных наглядных пособий по физики

1

Электронное приложение к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева «Физика 11 класс»

2

Электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс»

3

Электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс»

4

Электронное приложение к учебнику «Физика 10»

5

Современный открытый урок «Физика 7 класс»

6

Современный открытый урок «Физика 8 класс» часть 1-2

7

Современный открытый урок «Физика 9 класс» часть 1-2

8

Современный открытый урок «Физика 10 класс» часть 1-2

9

Современный открытый урок «Физика 11 класс» часть 1-2

10

Образовательный комплекс «Физика 8 класс»   (679 обучающих заданий, 229 статичных слайдов, 137 анимаций, 56 тренажеров, 28 видеофрагментов, 22 интерактивные модели и таблица)

11

Библиотека наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

12

Образовательный комплекс «Физика 7 класс»   (400 рисунков и фотографий, 28 анимаций, 19 видеофрагментов, 26 интерактивных моделей, 491 интерактивное задание)

13

Электронное приложение:  «Повторение и контроль знаний Физика. Механика 9-11 классы. Подготовка к ЕГЭ и ГИА»

14

Электронное приложение:  «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы»

15

Мультимедийное приложение к урокам физики 7-11 классы

16

Полный интерактивный курс физики «Открытая физика 1.1»

17

Живая физика

18

Методический материал к урокам по физике в 7-11 классах (инновационные образовательные технологии, творческая деятельность, контроль знаний, задачи и упражнения, внеурочные мероприятия)

19

 Интерактивные демонстрации «Оптика и атомная физика»

20

Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы

21

Виртуальные лабораторные работы по физике 7 класс

22

Виртуальные лабораторные работы по физике 8 класс

23

Виртуальные лабораторные работы по физике 9 класс

24

Виртуальные лабораторные работы по физике 10 класс

25

Виртуальные лабораторные работы по физике 11 класс

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной и дополнительной)

  1. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/З.В.Александрова и др.-М.: Издательство «Глобус», 2009.
  2. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы / Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Кафедра физики и математики: инновационные образовательные технологии/ авт.-сост. Т.Г.Попова, Г.А. Кругова, О.Г.Закирова, под  ред. О.В.Кузьмина.- Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Школа молодого учителя / авт.-сост.  Л.А.Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Марон А.Е. Сборник вопросов и задач по физике: для 7-9 кл.общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

6.  Кузнецов И.Н. «Настольная книга преподавателя». – М., 2005 г.

7. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус»,2010.

8. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 классы: диктанты, тесты, кроссворды, внеклассные мероприятия. Методическое пособие с электронным приложением. / Н.А. Янушевская. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

9. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2000

10. Физика 7кл. Поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина – Волгоград: Учитель, 2007.-303 с.

11. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 кл. к учебнику  А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ О.И. Громцева – М.: Издательство «Экзамен»,2013. – 109с.

12. Физика 7-11 классы: организация внеклассной работы /авт.-сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. – Волгоград: Учитель,2012. – 153 с.

13. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы/ сост. Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2010. – 192 с.

14. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы. Выпуск 1 , Выпуск 2. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / З.В. Александрова В.Н. Анатольев и др. – М.: Планета, 2013. – 304 с.- (Современная школа).

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека – все по предмету «Физика». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru

2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа : http://fizika-class.narod.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа : http://class-fizika.narod.ru

5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа : http://www.openclass.ru

6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа : http://www.fizika.ru