Проектная работа по физики

Валиева Ильсия Валеевна

Проектная работа по физики на тему "Разработка технологической карты инновационного урока по теме«Атмосферное давление. Вес воздуха.»  "

 

"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx210.84 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

Тема: Разработка технологической карты инновационного урока по теме

«Атмосферное давление. Вес воздуха.»

Авторы проекта:

Валиева Ильсия Валеевна учитель МБОУ

«Большерусаковская СОШ» Кайбицкого

муниципального района РТ

Руководитель проектной работы: Ахметшина Г.Х.

Казань 2014 г.

                                                Оглавление

  1.    Введение……………………………………………………………………3
  2.    Актуальность проекта…………………………………………………......4
  3.    Цель и задачи проекта…………………………………………………......4
  4.    Проектное решение……………………………………………………......5
  5. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта…………………............5
  6. Прогнозируемые социальные эффекты………………………………….7
  7. Риски реализации проекта и пути их преодоления……………………..7
  8. Заключение…………………………………………………………….......8
  9. Список использованных документов и источников информации..........9
  10. Приложения……………………………………………………………10-22


                                               Введение

Важнейшей отличительной особенностью урока в условиях введения ФГОС является ориентация на результаты обучения, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. 
Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Разрабатывая технологическую карту урока, необходимо учитывать, что графу «Деятельность учителя» рекомендуется заполнять одной из последней.
Технологическая карта раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных,  метапредметных и предметных результатов обучения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 

                                              Актуальность проекта

     Соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт. Использование учителем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести не только системный, но и аспектный анализ урока.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) ;
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработка и реализация технологической карты урока физики в 7 классе ориентированной  на достижение запланированных результатов обучения в условиях введения ФГОС.

Задачи проекта:

1. Изучить и систематизировать требования ФГОС к разработке структуры и содержания современного урока физики.

2. На основе научно- технических разработок, с учетом педагогического опыта, определить содержание и разработать этапы проведения инновационного учебного занятия.  

  1. Разработать  технологическую карту урока с учетом требования ФГОС по теме: «Атмосферное давление. Вес воздуха.»

.

Целевая группа проекта: ученики общеобразовательных школ.

Объект исследования: Методическая система работы учителя в условиях введения ФГОС

Предмет исследования: Разработка технологической карты инновационного урока по теме: «Атмосферное давление. Вес воздуха »

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

      Технологическая карта раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных,  метапредметных и предметных результатов обучения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 

5.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. – август 2015 г.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный: сентябрь 2014 г (Изучение требовании по ФГОС, разработка материалов)

2.Основной: с октября 2014 года до февраля2015 года   (Апробация и внедрение в общеобразовательную школу)

3.Заключительный:

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1

Сбор и изучение информации об особенностях ФГОС

ПМЦПК и ППРО

Октябрь 2014 год

Валиева И.В.

2

Анализ и систематизация собранной информации

ПМЦПК и ППРО

Октябрь

2014 год

Валиева И.В.

3

Выделение главных особенностей преподавания «Физика» в условиях перехода на ФГОС

ПМЦПК и ППРО

Октябрь 2014 год

Валиева И.В.

4

Разработка технологической карты инновационного урока по теме: «Атмосферное давление. Вес воздуха»

ПМЦПК и ППРО

Октябрь 2014 год

Валиева И.В.

Этап 2

1

Апробация технологической карты урока

МБОУ «Большерусаковская СОШ» Кайбицкого муниципального района РТ

 

Сентябрь- май 2014-2015

Валиева И.В.

Этап 3

1

Анализ и оценка полученных результатов

МБОУ

«Большерусаковская СОШ» Кайбицкого муниципального района РТ,

МБОУ

Май- июнь 2015 год

Валиева И.В.

2

Публикация материала

Сборник

Июль 2015 год

Валиева И.В.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Разработка структуры  и содержания методических рекомендаций.

2. Использование технологической карты урока преподавателями при подготовке к урокам о общеобразовательных школах в условиях перехода на ФГОС.

3.Повышение качества обученности учеников.

4. Публикация методического материала.

Прогнозируемые социальные эффекты

1

2

Стейкхолдеры

Социальные эффекты

Обучающиеся

Повышение уровня знаний

Педагогический коллектив

Появление новой  технологической карты для урока

Образовательное учреждение

Повышение престижа МБОУ

Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Невостребованность

Доработка материала

Заключение

 Нами составлена технологическая карта  урока в 7 классе по теме «Атмосферное давление. Вес воздуха », которая может быть использована преподавателями при подготовке к урокам  в школах с учетом требования ФГОС.

  Обучение с использованием технологической карты позволит организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений,универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
 Форма записи урока в виде технологической карты даст возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Мы считаем, что на таких уроках у учащихся повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала происходит на продуктивном уровне, повышается мотивация к учению и в целом повышается качество образовательного процесса. 
 

Список использованных документов и источников информации

Список литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – М., 2011. – №12. – С. 12-18.

6. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

7. Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.


8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа // сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.

9.Тест -- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cbd-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm

;   https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=4009;   http://www.myshared.ru/slide/801893/


Учитель физики Валиева И.В.МБОУ «Большерусаковская СОШ» Кайбицкого муниципального района РТ

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 7 класс

Автор учебника:  А.В. Перышкин  Физика 7  класс. М.-Дрофа, 2011 год

Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Цели урока:

Образовательная:

Сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, вес воздуха

Продолжить формирование умений различать и обозначать вес воздуха

      Формировать умение составлять качественные задачи на атмосферного давления

Развивающая:

     Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.

Развивать умение выделять главное

Развивать аналитическое мышление, логику.

      Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.

Воспитательная:

       Воспитывать положительные отношения к знаниям;

       Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации

  Прививать интерес к физике.

            Показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека

   Задачи

 1 .Установить и сформулировать опытным путём существования атмосферного давления.(предметный результат);

 2. Продолжить развивать умения   формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.(метапредметный результат);

  3. Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

   Методы и методические приемы:  проблемный, эвристический, наглядный.

Оборудование  для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный, пипетки, медицинские шприцы, стеклянные трубочки.

Литература для учителя: М.-Дрофа, Физика 7  класс 2011 год, В.И. Лукашик Сборник задач по физике7-9кл., 2005 г.,М.Просвещение; А.В.Перышкин, Сборник задач,2007г., М. Экзамен;

   Литература для учащихся: :  А.В. Перышкин  . М.-Дрофа, Физика 7  класс 2011 год

   Методы обучения: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский

   Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение

которых приведёт к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный этап

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала

1.Приветствие класса  

2.Проверить готовность обучающихся  к уроку, эмоциональная настройка

Добрый день! Я рад нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. Всем желаю успешного и плодотворного сотрудничества!

Личностные:

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Актуализация знаний учащихся

Вспоминают

определение понятия давления

Вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нестранно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа.   Почему мы не ощущаем этого веса?

Отвечая на вопросы учителя,   приводят примеры

 Высказывают свои предположения

Понимание смысла

понятия «давления»

Познавательные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель

Коммуникативные: вступать в учебный диалог

Изучение новых знаний и способов деятельности

Определяют тему урока.

Запись темы урока в тетрадь.

Предлагают  способы решения  ситуаций.

Ученики делают выводы.

Дают определение, записывают формулировку в тетрадь.

На основе нашего разговора и опыта  попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

 Опыт1

http://kaf-fiz-1586.narod.ru/7a/ad_sifon/vor_1.jpg

Учитель предлагает рассмотреть рисунки учебника  и дать определение вес воздуха.

Ответить на наводящие вопросы:

1.Что такое атмосфера Земли?

2.Какую величину называют весом?

Ответить на вопросы:

1.Почему вода не выливается из стакана? Почему это происходит?

Слайд 1

Формулирует понятие атмосферного давления и веса воздуха.

 Ответить на вопрос:

Какая сила сжимала полушария противодействуя силе шестнадцати коней?

Ответить на вопросы:

1.Почему вода в этих приборах поднимается вверх?

Работа с учебником

Найдите ответы на следующие вопросы:

-Что называют атмосферном давлением?

-Как измерить массу воздуха?

Понимание смысла

понятия «атмосферного давления и веса воздуха»

Умение применять на

практике знания.

Коммуникативные: навык сотрудничества

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии  с поставленной задачей

Обобщение и систематизация знаний и умений.

Решение у доски  задачи с комментированием (учебник Физики 7 класса)

Решение задачи из сборника задач по физике. Лукашик В.И.

- №№ 546,548- 550 -устно;

-расчётную-№ 547

    Выполняют задания теста, взаимопроверка.

Учитель комментирует задачи, контролирует и проверяет работу учащихся.

Решить задачи, с помощью которых можно узнать вес воздуха в классе.

Тестовая работа .

В течение 7 минут отвечаем на вопросы теста по вариантам, а затем  осуществляем взаимопроверку.

Умение решать

задачи.

Познавательные:

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания

Коммуникативные:

строить небольшие монологические высказывания

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии  с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий

Подведение итогов урока

Объективно оценивают свое пребывание на уроке

Учитель проверяет и обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке  и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Умение использовать

полученные знания

на практике.

Личностные :

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные:

на основе учета характера сделанных ошибок и  самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные:  уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать  и слышать друг друга.

Информация о домашнем задании

Учащиеся записывают домашнее задание

Комментарии к домашнему заданию

Решать задачу №10 на стр.98     (1, 3); § 40, 41;

Закрепление знаний.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу

Рефлексия

Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку

Наш урок подходит к концу и я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

-Что ты узнал сегодня на уроке?

-Что было интересно?

-Что ты научился сегодня?

Спасибо за работу на уроке.

Всем удачного дня.

Ответы на вопросы учителя

Регулятивные: Определить самостоятельно давать самооценку.

Личностные: смыслообразование.