Проектная работа по физики
Проектная работа по физики на тему "Разработка технологической карты инновационного урока по теме«Атмосферное давление. Вес воздуха.» "
"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 210.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
Тема: Разработка технологической карты инновационного урока по теме
«Атмосферное давление. Вес воздуха.»
Авторы проекта:
Валиева Ильсия Валеевна учитель МБОУ
«Большерусаковская СОШ» Кайбицкого
муниципального района РТ
Руководитель проектной работы: Ахметшина Г.Х.
Казань 2014 г.
Оглавление
- Введение……………………………………………………………………3
- Актуальность проекта…………………………………………………......4
- Цель и задачи проекта…………………………………………………......4
- Проектное решение……………………………………………………......5
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта…………………............5
- Прогнозируемые социальные эффекты………………………………….7
- Риски реализации проекта и пути их преодоления……………………..7
- Заключение…………………………………………………………….......8
- Список использованных документов и источников информации..........9
- Приложения……………………………………………………………10-22
Введение
Важнейшей отличительной особенностью урока в условиях введения ФГОС является ориентация на результаты обучения, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.
Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Разрабатывая технологическую карту урока, необходимо учитывать, что графу «Деятельность учителя» рекомендуется заполнять одной из последней.
Технологическая карта раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Актуальность проекта
Соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт. Использование учителем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести не только системный, но и аспектный анализ урока.
Создание технологической карты позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) ;
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Разработка и реализация технологической карты урока физики в 7 классе ориентированной на достижение запланированных результатов обучения в условиях введения ФГОС.
Задачи проекта:
1. Изучить и систематизировать требования ФГОС к разработке структуры и содержания современного урока физики.
2. На основе научно- технических разработок, с учетом педагогического опыта, определить содержание и разработать этапы проведения инновационного учебного занятия.
- Разработать технологическую карту урока с учетом требования ФГОС по теме: «Атмосферное давление. Вес воздуха.»
.
Целевая группа проекта: ученики общеобразовательных школ.
Объект исследования: Методическая система работы учителя в условиях введения ФГОС
Предмет исследования: Разработка технологической карты инновационного урока по теме: «Атмосферное давление. Вес воздуха »
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Технологическая карта раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. – август 2015 г.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: сентябрь 2014 г (Изучение требовании по ФГОС, разработка материалов)
2.Основной: с октября 2014 года до февраля2015 года (Апробация и внедрение в общеобразовательную школу)
3.Заключительный:
Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный | |
Этап 1 | |||||
1 | Сбор и изучение информации об особенностях ФГОС | ПМЦПК и ППРО | Октябрь 2014 год | Валиева И.В. | |
2 | Анализ и систематизация собранной информации | ПМЦПК и ППРО | Октябрь 2014 год | Валиева И.В. | |
3 | Выделение главных особенностей преподавания «Физика» в условиях перехода на ФГОС | ПМЦПК и ППРО | Октябрь 2014 год | Валиева И.В. | |
4 | Разработка технологической карты инновационного урока по теме: «Атмосферное давление. Вес воздуха» | ПМЦПК и ППРО | Октябрь 2014 год | Валиева И.В. | |
Этап 2 | |||||
1 | Апробация технологической карты урока | МБОУ «Большерусаковская СОШ» Кайбицкого муниципального района РТ
| Сентябрь- май 2014-2015 | Валиева И.В. | |
Этап 3 | |||||
1 | Анализ и оценка полученных результатов | МБОУ «Большерусаковская СОШ» Кайбицкого муниципального района РТ, МБОУ | Май- июнь 2015 год | Валиева И.В. | |
2 | Публикация материала | Сборник | Июль 2015 год | Валиева И.В. |
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Разработка структуры и содержания методических рекомендаций.
2. Использование технологической карты урока преподавателями при подготовке к урокам о общеобразовательных школах в условиях перехода на ФГОС.
3.Повышение качества обученности учеников.
4. Публикация методического материала.
Прогнозируемые социальные эффекты
1 | 2 |
Стейкхолдеры | Социальные эффекты |
Обучающиеся | Повышение уровня знаний |
Педагогический коллектив | Появление новой технологической карты для урока |
Образовательное учреждение | Повышение престижа МБОУ |
Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | Невостребованность | Доработка материала |
Заключение
Нами составлена технологическая карта урока в 7 классе по теме «Атмосферное давление. Вес воздуха », которая может быть использована преподавателями при подготовке к урокам в школах с учетом требования ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволит организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений,универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Форма записи урока в виде технологической карты даст возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Мы считаем, что на таких уроках у учащихся повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала происходит на продуктивном уровне, повышается мотивация к учению и в целом повышается качество образовательного процесса.
Список использованных документов и источников информации
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – М., 2011. – №12. – С. 12-18.
6. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
7. Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа // сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.
9.Тест -- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cbd-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm
; https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=4009; http://www.myshared.ru/slide/801893/
Учитель физики Валиева И.В.МБОУ «Большерусаковская СОШ» Кайбицкого муниципального района РТ
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Класс: 7 класс
Автор учебника: А.В. Перышкин Физика 7 класс. М.-Дрофа, 2011 год
Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательная:
Сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, вес воздуха
Продолжить формирование умений различать и обозначать вес воздуха
Формировать умение составлять качественные задачи на атмосферного давления
Развивающая:
Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
Развивать умение выделять главное
Развивать аналитическое мышление, логику.
Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.
Воспитательная:
Воспитывать положительные отношения к знаниям;
Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации
Прививать интерес к физике.
Показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека
Задачи
1 .Установить и сформулировать опытным путём существования атмосферного давления.(предметный результат);
2. Продолжить развивать умения формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.(метапредметный результат);
3. Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.
Оборудование для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный, пипетки, медицинские шприцы, стеклянные трубочки.
Литература для учителя: М.-Дрофа, Физика 7 класс 2011 год, В.И. Лукашик Сборник задач по физике7-9кл., 2005 г.,М.Просвещение; А.В.Перышкин, Сборник задач,2007г., М. Экзамен;
Литература для учащихся: : А.В. Перышкин . М.-Дрофа, Физика 7 класс 2011 год
Методы обучения: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный этап | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала | 1.Приветствие класса 2.Проверить готовность обучающихся к уроку, эмоциональная настройка Добрый день! Я рад нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. Всем желаю успешного и плодотворного сотрудничества! | Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. | ||
Актуализация знаний учащихся | Вспоминают определение понятия давления | Вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нестранно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа. Почему мы не ощущаем этого веса? | Отвечая на вопросы учителя, приводят примеры Высказывают свои предположения | Понимание смысла понятия «давления» | Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель Коммуникативные: вступать в учебный диалог |
Изучение новых знаний и способов деятельности | Определяют тему урока. Запись темы урока в тетрадь. Предлагают способы решения ситуаций. Ученики делают выводы. Дают определение, записывают формулировку в тетрадь. | На основе нашего разговора и опыта попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. Опыт1 Учитель предлагает рассмотреть рисунки учебника и дать определение вес воздуха. | Ответить на наводящие вопросы: 1.Что такое атмосфера Земли? 2.Какую величину называют весом? Ответить на вопросы: 1.Почему вода не выливается из стакана? Почему это происходит? Слайд 1 Формулирует понятие атмосферного давления и веса воздуха. Ответить на вопрос: Какая сила сжимала полушария противодействуя силе шестнадцати коней? Ответить на вопросы: 1.Почему вода в этих приборах поднимается вверх? Работа с учебником Найдите ответы на следующие вопросы: -Что называют атмосферном давлением? -Как измерить массу воздуха? | Понимание смысла понятия «атмосферного давления и веса воздуха» Умение применять на практике знания. | Коммуникативные: навык сотрудничества Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |
Обобщение и систематизация знаний и умений. | Решение у доски задачи с комментированием (учебник Физики 7 класса) Решение задачи из сборника задач по физике. Лукашик В.И. - №№ 546,548- 550 -устно; -расчётную-№ 547 Выполняют задания теста, взаимопроверка. | Учитель комментирует задачи, контролирует и проверяет работу учащихся. | Решить задачи, с помощью которых можно узнать вес воздуха в классе. Тестовая работа . В течение 7 минут отвечаем на вопросы теста по вариантам, а затем осуществляем взаимопроверку. | Умение решать задачи. | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий |
Подведение итогов урока | Объективно оценивают свое пребывание на уроке | Учитель проверяет и обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом. | Умение использовать полученные знания на практике. | Личностные : Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга. | |
Информация о домашнем задании | Учащиеся записывают домашнее задание | Комментарии к домашнему заданию | Решать задачу №10 на стр.98 (1, 3); § 40, 41; | Закрепление знаний. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
Рефлексия | Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку | Наш урок подходит к концу и я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы: -Что ты узнал сегодня на уроке? -Что было интересно? -Что ты научился сегодня? Спасибо за работу на уроке. Всем удачного дня. | Ответы на вопросы учителя | Регулятивные: Определить самостоятельно давать самооценку. Личностные: смыслообразование. |