Обобщение опыта «Активизация мыслительной деятельности на уроках физики».

1. Значение решения задач по физике 2. Приемы для вовлечения учащихся в процесс решения задач и поддержания к нему интереса • задачи без вопроса • сочини сам • задачи в виде таблиц • гонка по кругу • прочти пословицу • опорные конспекты • экспериментальные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obobshchenie_opyta.zip71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Активизация мыслительной деятельности на уроках физики».

Из опыта работы учителя физики МКОУ «Лицей № 2» г. Михайловска

Шалаевой В. В.

Тема «Некоторые приемы, развивающие интерес к решению задач».

Цель: рассмотреть приемы, развивающие интерес к решению задач.

Задачи: 1. показать значение решения задач по физике

2. привести примеры разноуровневых контрольных работ

3. представить разработку урока решения задач

                                     План

  1. Значение решения задач по физике
  2. Приемы для вовлечения учащихся в процесс решения задач и поддержания к нему интереса
  • задачи без вопроса
  • сочини сам
  • задачи в виде таблиц
  • гонка по кругу
  • прочти пословицу
  • опорные конспекты
  • экспериментальные задачи
  1. Разноуровневые зачетные (контрольные) работы
  2. Урок решения задач «Количество теплоты»
  3. Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся

1. Решение задач по физике в 6-9 классах  - необходимый элемент учебной работы.

Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости достижения поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях.

В процессе решения задач на уроке иногда можно ввести новые понятия и формулы, выяснить изучаемые закономерности, подойти к изложению нового материала.

  1.  Рассмотрим некоторые приемы, которые я использую для вовлечения обучающихся в процесс решения задач и поддержания к нему интереса.

Прием первый- задача без вопроса.

Я иногда даю расчетные задачи, в которых не указано, какие величины надо определить, а написано «найти все что можно». Например: «Масса кирпича 4 кг. Определите все, что можно». Семиклассники определяют объем, силу тяжести, вес кирпича, выталкивающую силу, действующую на него в оде, силу, которую нужно приложить, чтобы удержать кирпич в воде.

Прием второй – сочини сам.

обучающимся предлагаю: пользуясь справочником, составить задачу и записать ее в тетрадь, затем ученики, сидящие на одной парте меняются тетрадями и решают задачу соседа. После решения вновь обмениваются тетрадями: «сочинитель» проверяет решение своей задачи.

По каждой задаче я ставлю 3 оценки: 1-ю – за условие, 2-ю – за правильность решения и расчетов, 3-ю – за проверку решения. В журнал выставляю среднюю оценку. Такой подход  открывает простор для творчества и поиска учащихся и потому, он интересен для ребят.

Прием третий – задача в виде таблицы.

При рассмотрении однотипных явлений составляю таблицу, часть «клеток» которой вписываю известные значения величин, а в другой ставлю знаки вопроса (соответствующие им величины нужно найти). Например в 9 классе по теме «Механическое движение»  предлагаю следующую таблицу

Равномерное прямолинейное движение

По каждому графику скорости определите

Время начала движения

Скорость движения

Время движения

Путь, пройденный телом за 3 с

Весь пройденный телом путь

Методика работы с такими дидактическим материалом может быть разнообразной. В одном случае учитель подробно объясняет решение задач первой строки, а задание второй строки обсуждаю совместно с классом; решением задач третей строки руководят сильные учащиеся; четвертая строка предлагается для самостоятельной работы всем школьникам, а пятая адресуется наиболее сильным ученикам.

В другом случае достаточно разобрать с учащимися материал только по столбцам или по строкам. В третьем- можно предложить ОБУчающимся заполнить всю таблицу самостоятельно.

В седьмом классе по теме «Сила тяжести» и «Атмосферное давление» я использую задачи с рисунками  на плакатах, либо использую дидактический раздаточный материал.

            Прием четвертый – гонка по кругу.

Предварительно готовлю билеты с расчетными задачами по четырем направлениям. Число билетов каждого направления должно хватить на  ¼  учащихся классов; задание не повторяется. Готовлю учеников консультантов для каждого варианта. Они заранее решают все задачи «своего варианта», чтобы быстро помочь одноклассникам и проверить их  работу. Также заранее расчерчиваю опросный лист куда будут заноситься результаты работы по каждому направлению (см. таблицу)

Ф. И. ученика

Оценка за лот (вариант)

Оценка итоговая

1

2

3

4

Во время урока ученики рассаживаются за столы и получают задания (каждый обучающийся сидящий на одной стороне, - один и тот же вариант). Через  определенное время по команде учителя они встают, листок с выполненным заданием сдают консультанту и пересаживаются по часовой стрелке – на другое место. Там они все получают одинаковые задания из второго лота (варианта). Во время второго решения консультанты проверяют первые работы и выставляют оценки в опросный лист и на «экран». Таким образом, к окончанию урока все обучающиеся решат все типы задач по теме. Анализируя данные на «экране», можно увидеть, какой тип задач не усвоен классом в целом и какой  - отдельными учениками. Такой подход позволяет выявить знания каждого ученика, освободить учителя от проверки тетрадей, привлечь к руководству ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Прием пятый – прочти пословицу.

Буква

Ответ

О

80

Л

200

Ь

2

Е

0,8

Н

2000

А

0,0000001

У

0,1

К

600

И

9

М

400

Р

0,04

Ш

300

Б

1420

Поясню его на примере по теме «Архимедова сила». ОБУЧАЮЩИМСЯ предлагаю рассчитаться от одного до  двадцати и каждому запомнить свой номер. вывешиваю на доску таблицу в которой кратко, символами записано условие 20-ти задач, и каждый  ученик решает задачу, соответствующую его номеру. Вывешиваю еще одну таблицу – плакат (или открываю откидную доску, прикрывающую заранее сделанную запись) эта таблица называется «Ключ» и содержит ответы к задачам, соответствующие каждой букве.

Каждый ученик, пользуясь «Ключом», определяет какой букве соответствует полученный им числовой ответ и вписывает эту букву в 3-ю колонку этой таблицы, заполняя «свою» строку. Если все  решили задачи верно, то в этой колонке можно прочесть пословицу: «Больше науки – умнее руки». Прошу ребят объяснить ее смысл.

Далее провожу проверку решения: каждый ученик объясняет как он выполнил задание, приводит формулу и комментирует ее. Остальные следят за ответом.

Таким образом удается –за короткий промежуток времени не только решить основные типы задач по теме, но и повторить большой материал – текущий и вспомогательный, привлечь к этому всех УЧЕНИКОВ.

Если в классе учеников более 20-ти, то в начале урока можно предложить желающим решать индивидуальные задачи (как правило, такими желающими оказываются хорошо подготовленные ученики), а данный прием применить к 20-ти остальным. Это позволяет дифференцировать работу на уроке.

Прием шестой – опорные конспекты.

Опорный конспект (ОК) значительно повышает учебную ценность при решении примеров наиболее типичных задач по рассматриваемой теме, причем не только тренировочных, но и логических и творческих. Я использую специальный «задачные» ОК в соответствии со следующей методикой:
1. сначала ученики знакомятся с алгоритмом решения типовых задач по данной теме, которые они записывают в тетради;

2.  с опорой на алгоритм разбирается решение двух-трех задач. В результате их анализа становится понятным общий подход – алгоритм их решения, так что ДЕТИ понимают, как можно решать задачи подобного типа

3. предлагается самостоятельно с помощью алгоритма решить 2-3 задачи для закрепления полученных знаний;

4. разбираются творческие задачи, которые по общему алгоритму решить нельзя;

5. наконец, составляется ОК, который включает в себя и алгоритм решения типовых логических задач по данной теме, и примеры решения творческих задач.

Опорный конспект  по решению задач (ОКРСЗ) Я составляю по таким темам, как «Законы Ньютона», «Закон сохранения импульса и механической энергии» (9 класс).

Прием седьмой – экспериментальные задачи.

Решение и оформление экспериментальной задачи расчетного характера складывается из следующих элементов: постановка задачи, анализ условия, измерения, расчеты, опытная проверка ответа. Приведу конкретный пример.

Постановка задачи. На столе  имеется прямоугольная жестяная банка, весы, разновес, масштабная линейка, сосуд с водой, песок. Для обеспечения вертикального положения банки при плавании в воде ее немного нагружают песком. Определить глубину осадки банки при ее погружении в воду.

Анализ. Банка будет погружаться в воду до тех пор, пока сила тяжести, действующая на нее и песок, не уравновесится выталкивающей силой волы, действующей на банку снизу. В этом случае  Fарх= Р. Но так как архимедова сила Fарх равна весу вытесненной телом жидкости, то Fарх = 9,8    рвVв, где Vв - объем погруженной части банки, рв – плотность воды. Объем погруженной части равен произведению площади основания (S)  на глубину погружения в воду (h). Следовательно, Fарх = 9,8    рвhS. Откуда h =                                  (1)   . правильность найденного решения проверяют путем операций с наименованиями величин, входящих в формулу.

Из формулы (1) видно, что для решения задачи надо знать вес банки с песком, плотность воды и площадь основания банки.

Измерения. Определяют вес Р банки с песком с помощью динамометра.

Измеряют длину l  и ширину а основания. Определяют площадь основания S=la.

Плотность воды рв= 1г/см3.

Вычисления. Подставляя найденные значения рв Р и S в  формулу  (1), определяют глубину h погружения банки, применяя при этом правила приближенных вычислений.

Опытная проверка. На вертикальной стенке банки цветной линией отмечают глубину погружения, найденную из опыта и последующих расчетов, и ставят банку в сосуд с водой. Опыт показывает, что глубина погруженная совпадает с найденным значением.

В связи с решением задачи поясняют принцип определения осадки корабля.

В экспериментальных качественных задачах опыт ставят в тот момент, когда в нем возникает потребность. Некоторые экспериментальные задачи по физике на уроке могут быть поставлены фронтально. Примеры таких задач: «Измерить давление воды на дно стакана, пользуясь линейкой» (7класс); «Определить мощность тока, потребляемого электролампочкой» (8 класс). В этом случае они выполняют роль фронтальных опытов.

  1. Разноуровневые зачетные (контрольные) работы.

Контрольные работы являются тематическими они рассчитаны на один урок  и составленные в 4-х вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложность, которые отделены друг от друга чертой. Первый и второй уровни сложности (I и II) соответствуют требованиям обязательного стандарта физического образования в основной школе, третий уровень (III) предусматривает углубленное изучение физики. Разного уровня контрольные работы позволяют сформировать такие важные качества личности, как  активность, самостоятельность, самодиагностика и самооценка учебных достижений. Приведу пример разноуровневой контрольной работы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» (8 класс).

Вариант 1.

I

  1. Рассчитайте  количество теплоты, которое необходимо для обращения в пар 250 г воды, взятой при температуре 100°С.
  2. Свинцовый брусок  имеет массу 400г и температуру 327°С. Какое количество  теплоты выделится при его кристаллизации?
  3. Какое количество теплоты выделяется при конденсации и дальнейшем охлаждении до 18°С 2 г спирта?

II

  1. Определите количество теплоты, необходимое для обращения в пар 8 кг эфира, взятого при температуре 10°С.
  2. Какая энергия выделится при отвердевании 2,5 кг серебра, взятого при температуре правления , и его дальнейшем охлаждении до 160°С ?

III

  1. Какая установится окончательная температура, если 500 г льда при температуре 0°С погрузить в 4 л воды при температуре 30°С?
  2. Сколько килограммов стоградусного пара потребуется для нагревания бетонной плиты массой 200 кг от 10 до 40°С?

  1. Урок решения задач по теме «Количество теплоты»  (8 класс) (см. приложение)
  2. Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся и уровня сформированности общеучебных умений и навыков. Для более глубокого изучения способностей обучающихся к физике следует определить:
  • уровень обученности, которой оценивается на основе фонда знаний;
  • уровень логического и творческого мышления (уровень мыслительной деятельности);
  • уровень наблюдательности;
  • уровень сформированности экспериментальных умений и навыков;
  • уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы с учебником.

Обучающимся в течение некоторого времени предлагаю творческие домашние задания, разнообразные по характеру деятельности и содержанию (задания могут быть обязательными для выполнения всеми учащимися, индивидуальными или заданиями «для желающих»). Например: «Предложить способ ….», «усовершенствовать прибор или техническую установку…», «Найти и исправить ошибку ….», «Разработать проект ….», «Составить задачу…», «Исследовать зависимость…». Кроме того, на уроках решения задач на выбор предлагаются творческие задачи, а на  лабораторных работах - творческие задания, которые требуют неформального подхода при проведении эксперимента. Даже в контрольных работах на ряду с традиционными заданиями я иногда включаю творческие. Как показывает опыт, уже после 6-8 творческих домашних заданий и наблюдения за деятельностью учащихся на уроке можно с уверенностью определить направленность и глубину их интересов, а также волевые качества: целеустремленность, настойчивость. Такой подход позволяет, кроме того выявить  среди учащихся «теоретиков» и «экспериментаторов».

Заключение

Содержание физических задач расширяет круг знаний учащихся о явлениях природы и техники.

В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже сознают связь теории с практикой.

Решение задач – одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.