Конспект урока "Переменная. "

Жуматаева Вера Васильевна

 

объяснить понятия буквенного и числового выражений, переменной; закрепить пройденную тему; рассказать об истории алгебры. В течение урока развивать у учащихся навык работы с буквенными выражениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Переменная36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Переменная.

Цели урока: объяснить понятия буквенного и числового выражений, переменной; закрепить пройденную тему; рассказать об истории алгебры. В течение урока развивать у учащихся навык работы с буквенными выражениями.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

Лекция о развитии алгебры в различных частях света.

   Вавилон. Истоки алгебры восходят к глубокой древности. Уже около 4000 лет назад вавилонские ученые владели решением квадратного уравнения и решали системы двух уравнений, из которых одно - второй степени. С помощью таких уравнений решались разнообразные задачи землемерия, строительного искусства и военного дела.
   Буквенные обозначения, применяемые нами в алгебре, не употреблялись вавилонянами; уравнения записывались в словесной форме.

   Китай. За 2000 лет до нашего времени китайские ученые решали уравнения первой степени и их системы, а также квадратные уравнения. Им были знакомы отрицательные и иррациональные числа. Так как в китайском письме каждый знак изображает некоторое понятие, то в китайской алгебре не могло быть "сокращенных" обозначений.
   В последующие эпохи китайская математика обогатилась новыми достижениями. Так в конце 13 века китайцы знали закон образования биноминальных коэффициентов, известный ныне под именем "треугольник Паскаля". В Западной Европе этот закон был открыт (Штифелем) на 250 лет позднее.

   Страны арабского языка. Узбекистан. Таджикистан. У индийских авторов алгебраические вопросы излагались в астрономических сочинениях; самостоятельной дисциплиной алгебра становится у ученых, писавших на международном языке мусульманского мира - арабском. Основоположником алгебры, как особой науки нужно считать среднеазиатского ученого Мухаммеда из Хорезма, известного под арабским прозвищем Аль-Хоризми (Хорезмиенец). Его алгебраический труд, составленный в 9 в. н. э., носит название "Книга восстановления и противопоставления". "Восстановлением" Мухаммед называет перенос вычитаемого из одной части уравнения в другую, где оно становится слагаемым; "противопоставлением" - собирание неизвестных в одну сторону уравнения, а известных - в другую сторону. На арабском языке "восстановление" называется "ал-джебр". Отсюда и название "алгебра".

   У Муххамеда Хорезмского и у последующих авторов алгебра широко применяется к купеческим и иным денежным расчетам. Ни он, ни другие математики, писавшие на арабском языке, не употребляли никаких сокращенных обозначений. (В них не было нужды, ибо арабское письмо очень кратко: гласные не обозначаются, согласные и полугласные буквы просты по начертанию и сливаются по нескольку в один знак.) Они не признавали и отрицательных чисел: учение об отрицательных числах, знакомое им из индийских источников, они считали плохо обоснованными. Это было справедливо, но зато индийские ученые могли ограничиться одним случаем полного квадратного уравнения, тогда как Мухаммед Хорезмский и его преемники должны были различать три случая (x2+px=q, x2+q=px, x2=px+q; p и q - положительные числа).

   Средневековая Европа. В 12 веке "Алгебра" Аль-Хорезми стала известна в Европе и была переведена на латинский язык. С этого самого времени начинается развитие алгебры в европейских странах (сначала под сильным влиянием науки восточных народов). Появляются сокращенные обозначения неизвестных, решается ряд новых задач, связанных с потребностями торговли. Но существенного сдвига не было до 16 века. В первой трети 16 века итальянцы Дель-Ферро и Тарталья нашли правила для решения кубических уравнений вида x3=px+q; x3+px=q; x3+q=px. А Кардане в 1545 г. показал, что всякое кубическое уравнение сводится к одному из этих трех; в это же время Феррари, ученик Кардана, нашел решение уравнения четвертой степени.

Для объяснения новой темы на доске  записаны выражения:

Ученики самостоятельно должны постараться выбрать из данных выражений буквенные. Те выражения, которые, по их мнению, не являются буквенными – зачеркиваются. Затем преподаватель  дает определение буквенным выражениям и проверяет, на сколько верно ученики выполнили задание. Так же вводится понятие переменной и рассказывается о сокращении записи в буквенных выражениях. После этого ученики по данным выражениям должны ответить на следующие вопросы.

  • Является ли данное выражение буквенным?
  • Сколько действий в данном выражении?
  • Сколько переменных содержится в данном выражении?
  • Какие переменные участвуют в записи?
  • Вычислить значение выражения, если вместо всех переменных подставить 2. (Для всех ли выражений достаточно замены одной переменной?)

3. Закрепление нового материала.  

Решить задания  № 699, 700 – устно.

№701

4. Итоги урока.

Подведение итогов, выставление оценок

 Домашнее задание.

№703, 702

Класс :  _____                                                                      Дата:_______

Тема: Переменная

Цели урока: закрепить и повторить понятия буквенного и числового выражений, переменной; объяснить правила решения и оформления задач с переменными; рассмотреть решение задач – шуток, для развития у детей заинтересованности математикой. В течение урока развивать у учащихся навык решения задач с переменными.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

На карточках или на доске записаны выражения.

Для каждого из выражений ученики должны ответить на следующие вопросы.

  • Является ли буквенным данное выражение?
  • Сколько действий содержит данное выражение?
  • Сколько переменных содержится в данном выражении?

Также на доске рассмотреть задание № 301 из домашнего задания.

3. Актуализация знаний.

1.Для закрепления понятия буквенных выражений и вычисления их значений разобрать задания № 704, 705.

2.К доске приглашается 4 ученика для работы по карточкам.

Карточка 1.

Вычислить значение алгебраического выражения  при

Карточка 2.

Для каждого из выражений подберите и так, чтобы выполнялось равенство:

Карточка 3.

Карандаш стоит a рублей, стоимость ручки b рублей. Сколько заплатили за 5 карандашей и 3 ручки?

Карточка 4.

Карандаш стоит a рублей, стоимость ручки b рублей. Объясните смысл данных выражений:

Остальные ученики в этот момент устно вычисляют:

 при

 при

Затем каждая из карточек разбирается и проверяется всем классом.

4. Самостоятельная работа.  

Вариант 1

Вариант 2

№ 707(1), 709(1,2)

№ 707(2), 709(3,4)

5. Итоги урока.

Подведение итогов, выставление оценок

 Домашнее задание.

№712,713