Проект "Система работы с неуспевающими детьми"

Брусова Оксана Владимировна

Этот проект может служить вспомогательным материалом для всех учителей,которые работают с трудными детьми.Содержит много полезного материала,справок,раздаточного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx91.43 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

ПРОЕКТ

«Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения  в процессе изучения предмета «Математика».

Ф.И.О. участников  рабочей группы:

Брусова О.В. учитель математики

 МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского муниципального района РТ

Зотина И.Н, учитель математики,

 МБОУ «СОШ №1»Нижнекамского муниципального района РТ

Васильева С.А. учитель математики ,

МБОУ «СОШ №1» Нижнекамского муниципального района РТ

                 Научный руководитель:

Ахметшина Гульсия Хабриевна

Казань - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  1. Постановка проблемы  …………………………………………..…..… 3
  2. Цель проекта  ……………………………………………………..…..… 5
  3. Задачи проекта  ……………………………………………….……...… 5
  4. Проектный продукт…………………………………………….………. 6
  5. Целевая группа проекта  ……………………………………………..... 7
  6. Срок реализации  …………………………………………………...….. 7
  7. Место реализации  ………………………………………………...….... 7
  8. Этапы реализации  ………………………………………………………8
  1.  Психолого-теоретические аспекты проекта ……………………..………….10
  1. . Понятие школьной неуспеваемости …………………………....……..... 10
  2. .Типология учащихся, имеющих отставание в обучении………….….... 11
  3. . Признаки понятия «неуспеваемость»…………………………….…..…. 13
  4. . Причины отставания в обучении………………………………….….…. 14
  5. . Система работы учителя по оказанию педагогической поддержки неуспевающим школьникам…………..……………………………….….. 15
  6. . Способы обнаружения отставания………………………………………. 21

          Заключение ………………………………………………………………… 23

          План мероприятий по реализации проекта …………………………….. 24

          Ресурсы  ……………………………………………………..………………27

         Ожидаемые результаты реализации проекта  ………...……………..…… 28

         Список литературы  ……………..…………………………………………. 29

         Приложения ………………………………………………………………… 30

1.Введение

"Идти к ученику, идти от ученика

 и вновь возвращаться к ученику прежнему

 и одновременно другому ученику  – основа Человеческого образования".

К.Д.Ушинский

  1. Постановка проблемы

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.

Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Новая жизнь требует новых знаний: люди должны уметь считать свои налоги, понимать, как распоряжаться своими деньгами и как оценить имущество, т. е. знать математику для повседневной жизни. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности. Постоянно меняется и школьная программа,  и типы экзаменов. Опыт работы в школе, беседы с учителями-практиками, анализ результатов  вступительных экзаменов по математике показали, что большая часть старшеклассников обладает низким и средним уровнем математической и алгоритмической культур, качество математической подготовки учащихся недостаточно высокое. Непрочность базовых знаний – серьезный недостаток современной школьной подготовки. Это противоречит потребностям современного общества, переходящего к информационным технологиям.

Так как урок остается основной формой в организации образовательного процесса, следует искать такие пути повышения его эффективности, которые бы давали как возможность усвоения учебного материала всеми учащимся на базовом уроке, так и возможность творческого развития личности.

Гениев от природы – единицы. Детей способных, успевающих по всем предметам и не доставляющих никаких хлопот учителям и родителям – 15–20 % в классе. А что же делать со всеми остальными детьми, такими разными: умными, но рассеянными, способными, но гиперактивными? Теми, которые знают учебники от корки до корки, но не умеют ответить на поставленный учителем вопрос и пользоваться выученными ими правилами и формулами? Теми, которые к пятому классу еще читают по слогам? Как успешно обучать таких детей? Какие условия обучения надо создать, чтобы не было неуспевающих учеников в классе?  Какие  приемы и методы обучения надо найти, чтобы каждый ученик почувствовал себя успешным, мог реализовывать свои способности; помочь учащимся справиться с проблемами в школе, с родителями и друзьями. Надо разработать такую систему  работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения  в процессе изучения предмета «Математика », чтобы можно было бы решить, казалось бы, неразрешимые проблемы в обучении и социализации ребенка в школе. Итак, нами выбрана тема проекта: «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения  в процессе изучения предмета «Математика»

  1.  Цель проекта  

разработать систему  работы учителя с детьми, испытывающими стойкие  

затруднения  в процессе изучения предмета «Математика»

  1.  Задачи проекта
  1. Раскрыть понятие школьной неуспеваемости;
  2. Выявить причины неуспеваемости (отставания в обучении) учащихся;
  3. Дать психологическую характеристику неуспевающим школьникам, охарактеризовать их типы;
  4. Выявить систему и способы работы учителя по оказанию помощи детям, испытывающим стойкие затруднения  в процессе изучения математике;
  5. Внедрить в свою работу разработанные рекомендации по повышению  качества знаний отстающих в обучении учащихся.

  1.  Проектный продукт

Памятки и методические  рекомендации для учителей:

  1. 3 основные причины неуспеваемости
  2. Составляющие  для реализации повышения качества обучения
  3. Правила успеха обучения
  4. Рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
  5. Корректировка неуспеваемости учащихся по трем поведенческим типам: два основных и третий смешанный
  6. Профилактика неуспеваемости
  7. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
  8. Несколько вариантов сказать ученику: «Ты молодец!»
  9. Список западающих тем.
  10. Список контрольных вопросов
  11. Вопросы для зачета по геометрии
  12.  Анкеты для работы с неуспевающими детьми:
  1. Индивидуальная карта учащегося.
  2. Характеристика на ученика классным руководителем.
  3. Характеристика преподавателя (предметника) на учащегося.
  4. Отслеживание работы учащегося на уроке.
  5. Анкета (анализ причин неуспеваемости учащихся)
  6. Анкета  для родителей (начальное звено).

  1. Целевая группа проекта

1.Брусова Оксана Владимировна, учитель математики , МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского муниципального района РТ

2.Зотина Ирина Николаевна, учитель математики, МБОУ «СОШ №1»        Нижнекамского муниципального района РТ

3.Васильева С.А. учитель математики , МБОУ «СОШ №1» Нижнекамского муниципального района РТ

  1. Место реализации проекта

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского муниципального района РТ.

  1. Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением учителя-предметника и зам. директора по УР (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей).

В качестве основной линии работы мы выделяем работу по устранению причин отставания учащихся и формированию умения «учиться самостоятельно». Этому будут способствовать следующие действия: диагностирование, анкетирование, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися на каждом уроке (или на индивидуальных занятиях); работа с родителями.

С целью мониторинга зам. директора по УР будут вести наблюдения за детьми по выявлению учащихся, имеющих проблемы в обучении. Динамика развития учащихся будет вноситься в диагностическую карту посредством отметок в определенные периоды времени: начало, середина и конец учебного года.

1 этап.

Предварительная подготовка:

- знакомство с основными понятиями;

- выбор интересующей темы проекта;

- построение плана действий;

- поиск и сбор нужной информации.

2 этап.

Практическая часть:

- проведение занятий, в основе которых лежат методы дифференцированного, личностно-ориетированного обучения;

- чтение методической литературы;

- эвристические беседы по изучаемым темам;

- обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов);

- диагностирование (проведение тематических  контрольных срезов)

- копилка методических «находок».

Важным для нас является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим нами будут организованы мероприятия, которые помогут родителям понять их значимость и важность в формировании учебной культуры школьников.

Взаимодействие с семьей:

- анкетирование родителей на тему: «В чем причины неуcпешноcти вашего ребенка»

- акция «Вместе с ребенком» (еженедельно);

- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в классе;

- консультации на тему: «Пути повышения мотивации учащихся», «Роль семьи в развитии познавательной активности школьников»;

- индивидуальные консультации по решению проблем;

- оформление наглядной информации в родительском уголке.

3 этап.

Мониторинг и диагностика (для сравнения полученных результатов работы по проекту)

  1. Психолого-теоретические аспекты проекта

Вопрос о специфическом отставании школьников по математике не новый, этим занимались многие исследователи, работающие в области обучения математике. Решение теоретических и практических аспектов этой проблемы опирается на работы психологов, дидактов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман, Ю.К.Бабанский, и др.) и методистов (В.М.Монахов, В.А.Далингер, А.А.Столяр, В.И.Крупич и др.).

Теоретические вопросы качества образования разрабатывались И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, Т.И.Шамовой, и другими.

2.1. Понятие школьной неуспеваемости.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

Отставание и неуспеваемость взаимосвязаны. Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному.  

П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и  дидактическим требованиям школы. В Психолого-педагогическом словаре (1998): неуспеваемость обучающихся  – это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся  в общеобразовательном учреждении, не освоивших  программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам.

Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений это определение мы выбрали в качестве  рабочего.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

2.2. Типология учащихся, имеющих отставание в обучении.

Выделено три типа школьников, отстающих в обучении:

  1. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
  2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника. Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. На качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации. В учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно.В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что ведет к отрыву от классного коллектива, и это  может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

3.        Неуспевающие - для которых , характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу. Для этого типа учащихся, как и для первого, характерна  низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

  1. Признаки понятия «неуспеваемость»

В качестве показателей  неуспеваемости выступают следующие недостатки в овладении  содержанием обучения:

1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого , не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении  действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

  1. Причины отставания в обучении

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе.

Имеются попытки сгруппировать причины неуспеваемости. Так А. М. Гельмонт поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

Для учебного предмета «Математика» по проблеме обучающегося, слабоуспевающего по предмету, мы выделим три основных причины этого явления:

I. Общепедагогические причины.  Они порождаются недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми).

II. Психофизиологические причины  обусловлены нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей (проблемы памяти, особенности восприятия и мышления, физические дефекты, болезнь и т.п.).

III. Социально-экономические и социальные причины  (материально-техническая  база  школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность  проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, разлад в семье или ее распад,  грубость в отношении, алкоголизм,  антиобщественное поведение родителей,  равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям, нехватка  учителей).

  1. Система работы учителя по оказанию педагогической поддержки неуспевающим школьникам.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.К.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников. Например, карта тематического контроля:

Жаров

Тарасов

Галимзянов

Зарубежнов

Николаева

….

Тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Основное свойство дроби

+

+

-

?

?

Сокращение дробей

+

+

?

+

?

Приведение дробей к общему знаменателю

+

?

?

+

?

--------

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В

отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Способов устранения пробелов обучения можно привести множество. Каждый учитель, работающий в школе, ставил перед собой задачу повысить успеваемость, для этого находил все новые приемы и методы. Рассмотрим некоторые из них и попробуем систематизировать  рекомендации при работе с отстaющими.

Основное условие предупреждения и преодоления неуспеваемости – это высокое качество урока, продуманность проведения всех его элементов. Если на уроке обеспечивается понимание учащимися нового материала, глубокое и прочное усвоение его в результате рационально проведенной самостоятельной работы, то при этом неуспевающих учеников становится значительно меньше. Необходимо привлекать неуспевающего к работе на уроке: во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала.  Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий  ребенок работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников. Учитель при этом не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению. Ведь слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению. Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент.  Для этого необходимо:

  1. Изменить методы обучения  (использовать конкретные учебные материалы, преподавать по одному шагу за один раз, разнообразить методы обучения, выбрать методы, способствующие усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, также применять частично-поисковых и проблемные методы обучения в соответствующих ситуациях).
  2. Обеспечить дополнительные занятия (дополнительная помощь от учителя, корректирующие программы, помощь одноклассников).
  3. Формировать мыслительные действия  и операции, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
  4. Формировать уверенность в себе (акцентировать улучшения в учебе, мотивировать на учебу, демонстрировать свою веру в успех, признавать трудность задач, опираться на объективные данные, ограничивать время выполнения задачи, создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении).
  5. Напоминать прошлые успехи (анализировать прошлые успехи, разрешать повторять прошлый успех).
  6. Признавать достижения (одобрение вслух, одобрительные записи в дневник).

   Следующий шаг – это жесткий (не путать  с «жестокий») контроль отстающих в обучении. Каковы же условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:

 - создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

 - сотрудничество учителя и учащихся;

 - создание для ученика ситуаций, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;

 - возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;

 - учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;

 - тематический учет знаний;

 - использование метода малых групп;

 - логическая обусловленность своевременности контроля;

 - соблюдение принципа гумaнизации при осуществлении контроля;

 - поощрение ученика;

 - соответствие целей контроля целям образовательного процесса.

Рекомендуется создать особые условия опроса для неуспевающих учеников, надо давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной  работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их. При этом на особый контроль надо поставить «западающие темы» (см. прил.)

Проблема неуcпешности учащихся по геометрии в последнее время стоит наиболее остро, в связи с сокращением недельных часов на изучение данного предмета. При 2-х и 1-м часе геометрии в неделю учитель при подаче нового материала на уроке всегда стоит перед выбором: или ему рассмотреть теорему с доказательством, но тогда он не успеет уделить внимание даже самым элементарным задачам; или он вынужден доказательство теоремы оставлять на домашнее изучение (чего в принципе делать нельзя), а показывает, как применять формулировки теорем, признаков или свойств  фигур при решении задач. Естественно, в такой ситуации любой учащийся растеряется, у него возникнут затруднения как при доказательствах теорем, лемм, положений и т. п., так и при решении даже самых простых задач, а через постоянные затруднения, как правило, приходят «нелюбовь» к предмету и отсутствие мотивации в его изучении.

Специфика предмета «геометрия» в том, что без знания определений, формул и формулировок невозможно решение предметных задач. В связи с чем, необходимо уделять внимание восполнению пробелов в знаниях по геометрии у учащихся слабоуспевающих по предмету, отрабатывая при этом именно применение знаний при решении элементарных базовых задач (подстановка числовых данных в формулу, применение геометрических понятий, простейшие доказательства).

Большое внимание необходимо уделять дифференцированной работе учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача  учителя не только в том ,чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. При этом можно использовать карточки коррекции.

Например:КАРТОЧКА № 7 Умножение десятичных чисел

ПРАВИЛО

ОБРАЗЕЦ

ЗАДАНИЯ

  1. Перемножить числа, не обращая внимания на запятые;
  2. Отделить  в произведении столько десятичных знаков, сколько их во всех множителях вместе

0,15 * 1,2 * 2 = ?

15 * 12 * 2 = 360

всего 3 знака после запятой, значит

0,15 * 1,2 * 2 = 0,360=0,36

   Вычислить:

  1. 0,2 * 6,4
  2. 19,8 * 0,1
  3. 7,5 * 0,02
  4. 0,03 * 0,012
  5. 4,3 * 6
  6. 5,2 * 0,3
  7. 0,04 * 0,2
  8. 36,2 * 0,01
  9. 0,008 * 0,05
  10. 2,03 * 4
  11. 2,6 * 0,6
  12. 0,08 * 0,3
  13. 1,78 * 0,001
  14. 3,47  * 2
  15. 0,035 * 0,04

Такой прием как алгоритмизация и схематизация основных тем математики, типов задач, дает положительный эффект при работе со слабоуспевающими учениками. Постепенное усложнение алгоритмов позволяет мотивировать их на успех и развивать познавательные способности учащихся. Можно придумывать алгоритмы или опорные  схемы вместе с детьми.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос мало разработан, но имеются интересные приемы, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий, отстающих, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

При подготовке к итоговой контрольной работе  по математике учащимся, которые затруднятся в изучении предмета, необходимо уделять особое внимание:

  • восполнению пробелов базовых знаний;
  • формированию индивидуального справочника учащегося;
  • запоминанию основного перечня формул;
  • отработке основных типов заданий по разделам и темам;
  • отработке основных алгоритмов при решении задач базового уровня;
  • рассмотрению комплексных заданий;
  • отработке навыков анализа и интерпретации условия задачи;
  • отработке навыков самостоятельного решения элементарных базовых задач;
  • достижению базового уровня знаний согласно требованиям контрольных измерительных материалов.

Хочется отметить, что такие популярные среди учителей дополнительные индивидуальные занятия редко приносят положительные сдвиги в обучении, увеличивая  количество времени для изучения учебного материала,  они   оказываются единственными у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

Предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвитии ребенка является диагностика. Цель  этого этапа – выявить основные трудности в обучении школьников. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем, она  должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

 Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи  неуспевающим детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители  помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости  и устранения ее.

  1. Способы обнаружения отставания.
  1. Осуществление  контроля усвоения на каждом уроке в той или иной форме: при собеседовании; при постановке проблемы; во время проведения математического диктанта, устного счета, проверочной работы, самостоятельной работы, практической работы; при выполнении творческого домашнего задания и т. д.
  2. Входящая проверочная работа с целью диагностики остаточных знаний.
  3. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования.  Ученики начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано”, а в школе - что “забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе.
  4. Конфликтные отношения с учителями. Сначала  складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.
  5. Обратить внимание и на учащихся, которые учатся только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки становится для них единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности.

Заключение.

Таким образом, действия учителя в работе с неуспевающими учащимися сводятся к следующему:

  • К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
  • Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих детей.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
  • Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
  • Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
  • Организовать постоянный контроль над учебной работой отстающих учеников.
  • Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
  • Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
  • Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.

Данная работа может быть интересна и полезна учителям, зам директорам по УВР.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1

Проведение педсовета на тему «Школьная неуспеваемость: причины возникновения и способы преодоления»

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

Август

Зам директора по УВР

2

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

Сентябрь

Зам директора по УВР

Учителя

3

Формирование банка данных отстающих учащихся по школе и по классам (для составления индивидуальной работы)

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

Сентябрь

Зам директора по УВР

Учителя

Кл.руководители

4

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, встречи с отдельными родителями, в ходе беседы с самим ребенком, анкетирование.

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

Сентябрь

Учителя

Кл.руководители

5

Проведение родительского собрания на тему «Пути повышения мотивации обучения учащихся»

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

Сентябрь

Зам директора по УВР

Учителя

Кл.руководители

6

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

В течение учебного года.

Учителя

7

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные инд. задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

В течение учебного года.

Учителя

8

Вести тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

В течение учебного года.

Учителя

9

Вести индивидуальный контроль выполнения домашних заданий учащимися

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

В течение учебного года.

Учителя

10

Диагностирование знаний учащихся по четвертям с фиксацией результатов в индивидуальной карте ошибок

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

В течение учебного года.

Зам директора по УВР

Учителя

11

Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование)

МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского района РТ

В течение учебного года.

Зам директора по УВР

Кл.руководители

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

  1. Закон об образовании
  2. Стандарт второго поколения
  3. Устав школы
  4. Учебный план школы
  5. Рабочая программа
  6. План ВШК

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Материально-технические:

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер с выходом на Интернет ресурсы
  3. Сканер
  4. Принтер
  5. Ксерокс

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кадровые:

  1. Учитель-предметник
  2. Заместитель по УР
  3. Руководитель МО
  4. Директор

+

+

+

+

+

+

+

+

Научно-методические:

  1. Поурочное планирование
  2. Дидактические материалы
  3. Методическая литература
  4. Справочная литература
  5. Наглядные пособия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Информационные:

  1. Интернет – ресурсы
  2. Специальная литература  

+

+

+

+

Мотивационные:

  1. Стиль обучения
  2. Поощрение
  3. Коллективная работа

+

+

+

+

+

+

Организационные:

  1. Уроки
  2. Дополнительные занятия
  3. Кружки

+

+

+

+

+

+

Финансовые:

  1. Бюджетное финансирование
  2. Фонд класса

+

+

+

+

                    Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение уровня математической компетентности, качества знаний учащихся.
  2. Повышение интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках.
  3. Психологическое благополучие и сохранение здоровья школьников.
  4. Успешная сдача выпускниками ГИА и ЕГЭ.

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. – Ростов-на-Дону, 1972.
  2. Луньков А.И. Как помочь ребенку в школе и дома. – М., 1987.
  3. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1977.
  4. Педагогическая энциклопедия./ под ред. И.А. Каирова: в 4 тт.- М., 1961.
  5. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на - Дону,1998.
  6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 1998.
  7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М., 1996.
  8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие./В.В.Лебединский. – М., 2003
  9. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика: учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей – СПб, 2009
  10. Староверова М. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции // Директор школы, 2002, №4
  11. Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся //Завуч, 1999, №7
  12. Абасов З. Эта вечная проблема – неуспеваемость./ З. Абасов // Директор школы, 1998, №3
  13. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/,  http://pedsovet.org/,

http://www.zavuch.info/.

Приложение 1

Три основные причины неуспеваемости

1.       Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

2.       Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформировaнность познавательных интересов, узость кругозора.

3.       Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Приложение 2

Составляющие  для реализации повышения качества обучения
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной  деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.

Приложение 3

Правила успеха обучения

  1. Жесткий контроль над выполнением всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.
  2. Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения).
  3. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе.
  4. Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную.
  5. Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах.
  6. Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.
  7. Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащихся с замедленным восприятием.
  8. Не унижать ученика и постараться самим найти к нему подход

Приложение 4

Рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Приложение 5

Корректировка неуспеваемости учащихся по трем поведенческим типам: два основных и третий смешанный

Первый тип:

Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности в области математики.

Общие черты:

  • постоянные отвлечения на уроках;
  • невнимательность;
  • частые нарушения дисциплины;
  • домашним заданиям уделяется мало времени;
  • замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время;
  • отсутствует всякое желание заниматься математикой.

Но уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета
Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:

– Пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу.
– Пониженный интерес к математике из-за недостатков в методике преподавания учителя.
– Межличностные отношения учитель – ученик.
– Недостаточное внимание со стороны родителей.

Как организовать работу

– В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха.
– При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами.
– В ходе самостоятельных работ ученик получает необходимую помощь, причем с постепенным увеличением ее степени.
– Необходимо отмечать положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым усилиям.

Второй тип:

Ученик с низкой эффективностью учебной деятельности в области математики.

Общие черты:

  • Это дети, которые внимательны, старательны на уроках.
  • На решение заданий затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих.
  • Обычно они не умеют производить элементарные счетные действия.

Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:

  • Несформированность умений и навыков в области математики – как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви;
  • Пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни;
  • Недостаточность развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности;
  • Недостаточность развития способности к обобщению;
  • Низкий уровень восприятия и воображения, ригидность мыслительных действий

Комплекс корректировки:

  • имеет направление на формирование приемов анализа и синтеза при решении математических задач;
  • с учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над заданием;
  • когда ученик знает, каким должен быть очередной шаг, то это  дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели.

Третий тип:

– Неуспевающие учащиеся,  значительно   отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.   Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных  результатов представляет сложную педагогическую задачу.

Комплекс корректировки:

Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах или индивидуально по программам специалистов

Приложение 6

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Приложение 7

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Приложение 8

Несколько вариантов сказать ученику: «Ты молодец!»

 Да ты умничка!

 Ты очень постарался!

 Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!

 Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

 Благодарю за работу!

 Ты меня порадовал!

 Уже намного лучше!

 Горжусь тобой!

 Грандиозно!

 Поздравляю, молодец!

 Продолжай также хорошо работать.

Приложение 9

Список западающих тем

1. Дроби.        Десятичные, обыкновенные. Действия с дробями.

 2. Уравнения (линейные, неполные квадратные уравнения, уравнения с модулем).

3. Неравенства, системы неравенств.

4. Степень, свойства степени.

5. 3адачи на движение, задачи на проценты.

6. Проценты, пропорции.

7. Функции: линейная, квадратичная, (свойства).

8. Формулы сокращенного умножения. Применение при упрощении выражений.

9. Преобразования выражений.

Приложение 10

Список контрольных вопросов

1.Умножение, деление, сложение, вычитание десятичных и обыкновенных дробей.

2. Возведение в степень числа, дроби (десятичной, обыкновенной), выражения.

З. Определение уравнения, алгоритмы решения уравнений (линейных, неполных квадратных, уравнений с модулем, систем уравнений).

4.Алгоритм решения неравенств, систем неравенств.

5. Формулы степеней.

6. Проценты, определение пропорции (нахождение неизвестного члена пропорции)

7.0пределение функции (линейной, квадратичной), свойства     функций, способ построения графиков функций. Взаимное расположение графиков функций.

 8.Формулы разности квадратов, квадрат суммы и квадрат разности.  

Приложение 11

Вопросы для зачета по геометрии

  1. Определение луча, угла.
  2. Определение острого, прямоугольного, тупого, развернутого угла.
  3. Определение биссектрисы угла.
  4. Какие углы называются смежными, чему равна сумма смежных углов.
  5. Какие углы называются вертикальными (свойство вертикальных углов).
  6. Определение перпендикулярных прямых.
  7. Определение треугольника, периметр треугольника.
  8. 1,2,3 признаки равенства треугольников.
  9. Медиана, биссектриса, высота в треугольнике.
  10. Равнобедренный треугольник (свойства), равносторонний треугольник (свойства).
  11. Параллельные прямые.
  12. Как называются углы при пересечении секущей 2 параллельных прямых, (свойства)
  13. Сумма углов треугольника.
  14. Внешний угол.
  15. Прямоугольный треугольник.
  16. Признаки равенства прямоугольного треугольника.
  17. Пар-м, ромб, квадрат, трапеция. (определения, формулы площадей)
  18. Симметрия относительно точки и прямой.
  19. Теорема Пифагора.
  20. Средняя линия треугольника, трапеции.
  21. Подобные треугольники (признаки).
  22. Определение синуса, косинуса, тангенса.
  23. Значение Sin, Cos,tg углов  30,45,60 градусов.
  24. Окружность, касательная, вписанные и описанные фигуры.
  25. Углы и окружность, центральные и вписанные углы.

Приложение 12

Анкеты для работы с неуспевающими детьми

Различные анкеты - опросники, методики по сбору информации и оказанию помощи по устранению причин неуспеваемости (для педагогов, психологов, социального педагога).

  1. Индивидуальная карта учащегося.
  2. Характеристика на ученика классным руководителем.
  3. Характеристика преподавателя (предметника) на учащегося.
  4. Отслеживание работы учащегося на уроке.
  5. Анкета (анализ причин неуспеваемости учащихся)
  6. Анкета  для родителей (начальное звено).

  1.   Индивидуальная  карта   ученика

 Ф.И.О. учителя …

Фамилия  ученика ……………………….

Класс………………………………….

Предмет   ………………………

 

1.

Индивидуальные дополнительные  занятия.

           Тематика    занятий.

Дата

Сроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Дифференцированные задания.

Указать  методическое  пособие.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Дифференцированный контроль знаний.

Темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Работа  с  тетрадью.

 

 

 

5.

Консультации для родителей.

Тема.

 

 

 

 

 

 

6.

Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА

на ученика ________________________________________________________

СОШ № _____________________ класса ______________________________

1. Характеристика познавательной деятельности учащегося

1.1. Мотивация к учебной деятельности:

  • сформирована;
  • сформирована недостаточно;
  • не сформирована.

1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая.

1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала:

быстро запоминает

медленно запоминает

быстро забывает

медленно забывавет

1.4. Трудности в усвоении учебного материала      нет / есть.

1.4.1. Если есть, то какие ____________________________________________

Успешность в усвоении различных форм обучения:

  • более успешен в письменных работах;
  • более успешен в устных ответах;
  • успешен в обеих формах;
  • не успешен в обеих формах.

2. Характеристика успеваемости:

2.1. Точные дисциплины:

  • алгебра;
  • геометрия.

2.2. Естественно-научные дисциплины:

  • физика;
  • химия;
  • биология;
  • география.

2.3. Гуманитарные дисциплины:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • иностранный язык.

2.4. Специальные дисциплины:

  • ИЗО;
  • музыка.

2.Характеристика личности учащегося

взаимоотношения

доброжелательные

напряжённые

враждебные

со сверстниками

с учителями

с родственниками

с матерью

с отцом

3.1. Какие черты характера ученика нравятся учителю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:

3.3. Наличие отклонений в поведении: ___________________     (есть / нет)

3.3.1. Если есть,  то какие ____________________________________________

4 Сведения о семье учащегося

4.1. Семья  полная / неполная. Кто из родителей отсутствует_______________

4.2. Количество детей в семье ________________________________________

4.3. Национальность ________________________________________________

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПРЕДМЕТНИКА)

 НА УЧАЩЕГОСЯ.

Ф.И. учащегося _____________________________ класс ________________

Ф.И. преподавателя _________________________предмет _______________

Дата _______________________________________

Просим отметить замеченные Вами у ребёнка качества из предложенного набора и подчеркнуть нужное или отдельно указать замеченное Вами. При отсутствии наблюдений в отдельных сферах,  информацию можно не представлять.

Сложности в общении

Особенности внимания:

  • часто «отсутствует на уроке, не слышит вопроса
  • кратковременный характер
  • периодически включается
  • стабильно удерживает внимание
  • другое ________________________________________________

Учебная активность:

  • пассивен;
  • отвечает, если спрашивают,
  • активно участвует в работе,
  • чрезмерная активность, переключает внимание на себя,
  • часто неправильные ответы,
  • другое _________________________________________________

Заинтересованность в учебной деятельности:

  • большую часть времени занимается «своими делами», возится, рисует и т. д.,
  • общается с другими, отвлекает их;
  • переключает на себя внимание;
  • включается в обучение на отдельных темах;
  • постоянно активно и творчески работает с материалом урока;
  • другое __________________________________________________

Темп деятельности:

  • медленный;
  • средний;
  • быстрый;
  • неравномерный;
  • другое ___________________________________________________

Степень усвоения материала:

  • усваивает не с первого раза и с трудом;
  • сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия;
  • быстро входит в материал и легко формирует навык;
  • другое _____________________________________________________

Оценка уровня подготовки

Навыки письма:

  • пишет медленно, с трудом;
  • средний темп;
  • пишет быстро и легко;
  • почерк корявый и неровный;
  • почерк разборчивый;
  • почерк каллиграфический;
  • пишет буквы слитно, не отрывая руки;
  • пишет буквы отдельно (может быть  «печатает» некоторые буквы);
  • наличие своеобразного написания некоторых букв;
  • другое ______________________________________________________

4. РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ.

Ф.И. учащегося __________________________________________________

Ф.И. учителя (предметника) _______________________________________

Дата ______________________________класс ________________________

Тип урока:        

  • лекция
  • семинар
  • практическая работа
  • контрольная работа
  • другой тип урока

1. Проверка домашнего задания:

1.1. Письменное домашнее задание учащийся выполнил (да/нет)

1.2. Оценка за ответ с места

1.3. Оценка за устный ответ у доски

1.4. Оценка за письменный ответ с места

1.5. Оценка за письменный ответ у доски

1.6. Учащийся просил спросить его по материалу домашнего задания (да/нет)

2. Проведение лекции:

2.1. Объяснение  нового  материала  (проводилось /

не проводилось)

2.1.1. Учащийся слушал объяснения нового материала (внимательно / отвлекался)

2.1.2. Учащийся записывает конспект лекции (да / нет)

2.1.3. Учащийся записывает конспект лекции (аккуратно/неаккуратно)

2.1.4. В каком темпе работал учащийся (высокий / средний / низкий)

2.1.5. Каким образом учащийся отвлекался во время лекции:

  • играл
  • выполнял задания по другим предметам
  • читал
  • смотрел в окно
  • не отвлекался

2.1.6. Как учащийся отвечал на вопросы учителя по ходу урока (сам просил спросить его / отвечал только по вызову учителя)

2.2. Закрепление нового материала (проводилось / не проводилось)

2.2.1. При закреплении нового материала (работал на своём рабочем месте / просил вызвать его к доске / отвлекался)

2.2.2. На каком уровне учащийся усваивает новый материал:

  • может воспроизвести материал урока
  • может выполнить аналогичное задание
  • может обобщить материал и сделать вывод
  • не может ответить на вопрос учителя  

2.2.3. Какие оценки получает при закреплении нового материала

2.2.4. Допускает нарушения техники безопасности (однократно /повторно)

2.3. Домашнее задание (есть / нет)

2.3.1. Учащийся записывал домашнее задание (да / нет)

2.3.2. Куда записывает домашнее задание учащийся (в тетрадь / в дневник / куда-нибудь)

2.3.3. Во время прощания с учителем учащийся (спокоен / возбужден)

  1. Анкета

(анализ причин неуспеваемости учащихся)

Ученик____________________________ класс______ школа________

Состояние здоровья: Слабое Удовлетворительное Хорошее

Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения

Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________

__________________________________________________________________

Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________

__________________________________________________________________

Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________

__________________________________________________________________

Знание учеником критериев оценивания______________________________

Понимание изучаемого материала на уроках

Умение концентрировать внимание_______________________________

Оперативное (быстрое) запоминание______________________________

Умение повторить изложенное

Умение самостоятельно выполнять задания на уроках

Уровень развития учебных умений:

Чтение_______________________________________________________

Письмо_______________________________________________________

Счет_________________________________________________________

Речь_________________________________________________________

Понимание прочитанного_______________________________________

Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________

Владение приемами развития памяти______________________________

Уровень ответов без конспектов__________________________________

Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)

Посещение дополнительных занятий:

По предметам__________________________________________________

Виды учебной деятельности  на занятиях___________________________

Самостоятельные дополнительные занятия_________________________

Выполнение домашних заданий:

Частота выполнения домашних занятий____________________________

Причин отсутствия домашних занятий_____________________________

Последовательность выполнения домашних заданий_________________

_________________________________________________________________

виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________

_________________________________________________________________

виды помощи при выполнении домашнего задания___________________

_________________________________________________________________

Дополнительные занятия в каникулярное время:

Предметы_____________________________________________________

Виды занятий__________________________________________________

  1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Вопросы

1.

Отягчающие обстоятельства в дошкольном периоде развития ребёнка:

  • тяжёлые роды,
  • травмы,
  • частые заболевания.

2.

Сколько раз и чем болел  Ваш ребёнок в прошлом году? (укажите конкретно)………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………..

3.

Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (укажите конкретно) …………………………….

…………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………..

4.

Признаки детской нервности:

  • двигательная расторможенность  (часто/иногда)
  • заторможенность  (часто/иногда)
  • склонность к беспокойству, волнениям  (часто/иногда)
  • повышенная раздражительность  (часто/иногда)
  • непереносимость шума, духоты  (часто/иногда)
  • необоснованные страхи  (часто/иногда)
  • беспокойный сон  (часто/иногда)
  • слезливость  (часто/иногда)
  • другие признаки (укажи если есть) ……………………………………

……………………………………………………………………………….

5.

Умеет ли ребёнок быть внимательным, когда слушает чтение, смотрит телевизор?

  • да,
  • скорее да, чем нет,
  • скорее нет, чем да,
  • нет.
  • не обращал внимание
  • не знаю.

6.

- Хорошо ли развита у него рука?   (да / нет / не очень)

- Может ли рисовать, лепить?   (да / нет / не очень)

- Может ли рисовать, лепить, работать ножницами?   (да / нет / не очень)

- Может ли работать ножницами, зашивать?  (да / нет / не очень)

- Может ли писать печатными буквами?    (да / нет / не очень)

- Может ли рисовать узоры?    (да / нет / не очень)

- Может ли сам завязывать шнурки, застёгивать пуговицы?  (да / нет / не очень)

7.

Как быстро устаёт ребёнок в процессе работы, усидчив ли?

  • может работать долго (более 30 минут), даже если не очень нравится;
  • может долго заниматься только тем, что нравится;
  • даже если дело нравится, заниматься долго не может, не усидчив.

8.

- Владеет ли ребёнок навыками самообслуживания?

  • может сам одеваться, раздеваться (да / нет / не очень)
  • может сохранять опрятный вид  (да / нет / не очень)

- Приучен убирать игрушки, вещи?

  • да;
  • скорее да, чем, нет;
  • скорее нет, чем да.

9.

Можно ли сказать, что он достаточно ответственный? (не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнять их)

  • да;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да.

10.

- Умеет ли ребёнок себя вести?

  • да;
  • скорее да, чем, нет;
  • скорее нет, чем да.

- Усвоил ли правила поведения в общественных местах?

  • да;
  • скорее да, чем, нет;
  • скорее нет, чем да.

11.

- Умеет кататься:

  • на коньках;
  • на лыжах;
  • на велосипеде.

- Можете ли Вы назвать его ловким?

  • да;
  • скорее да, чем, нет;
  • скорее нет, чем да.

12.

- Хочет ли идти в школу?

  • да;
  • скорее да, чем, нет;
  • скорее нет, чем да.

13.

- Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению?

  • да;
  • скорее да, чем, нет;
  • скорее нет, чем да.