Табличный процессор MS Excel в школьном курсе информатики
Ускорение научно - технического прогресса во всех сферах деятельности человека неразрывно связано с индустрией информатики.
Широкое применение современных ИКТ, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. Это делает их доступными практически любому человеку, даже незнакомому с процессами программирования.
Поскольку любая деятельность человека начинается с обучения, то и в эту сферу с полным правом широко вторгается компьютер. А обучение начинается в школе.
Основная задача школы — воспитание гармонически развитой личности, способной плодотворно трудиться в самых различных сферах деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно - технического прогресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_fizicheskih_protsessov_na_urokah_informatiki.pptx | 517.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования Необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как информацию добывать, интегрировать или создавать.
Объект исследования - процесс обучения школьному курсу информатики и ИКТ. Предмет исследования – табличный процессор MS Excel и его вычислительные возможности при изучении темы «Моделирование физических процессов» на уроках информатики в старшей школе.
Цель исследования: исследовать вычислительные возможности программы MS Excel на примере изучения раздела «Моделирование физических процессов» в профильном курсе информатики.
Глава 1. Табличный процессор MS Excel и его место в школьном курсе информатики Глава 2. Изучение темы «Моделирование физических процессов» в профильном курсе информатики.
Характеристика табличного процессора MS Excel
Основные возможности электронных таблиц: 1. проведения однотипных сложных расчетов над большими наборами данных; 2. автоматизация итоговых вычислений; 3. решение задач путем подбора значений параметров; 4. обработка (статистический анализ) результатов экспериментов; 5. проведение поиска оптимальных значений параметров (решение оптимизационных задач); 6. подготовка табличных документов; 7. построение диаграмм (в том числе сводных) по имеющимся данным; 8. создание и анализ баз данных (списков).
Всего рабочий лист может содержать до 256 столбцов, пронумерованных от А до IV. Строки последовательно нумеруются цифрами, от 1 до 65 536 (максимально допустимый номер строки).
Структура электронных таблиц 1. финансовые функции; 2. функции даты и времени; 3. арифметические и тригонометрические (математические) функции; 4. статистические функции; 5. функции ссылок и подстановок; 6. функции баз данных (анализа списков); 7. текстовые функции; 8. логические функции; 9. информационные функции (проверки свойств и значений); 10.инженерные функции; 11.внешние функции.
Анализ данных в MS Excel · Обработка списка с помощью различных формул и функций; · Построение диаграмм и использование карт MS Excel ; · Проверка данных рабочих листов и рабочих книг на наличие ошибок; · Структурирование рабочих листов; Автоматическое подведение итогов (включая мастер частичных сумм); · Консолидация данных; · Сводные таблицы; · Специальные средства анализа выборочных записей и данных - подбор параметра, поиск решения
Построение диаграмм
Построение диаграмм
Основные функции пакета анализа (Описательная статистика) • Среднее значение (среднее арифметическое, медиана, мода) • Усредненное значение • Разброс (диапазон разброса данных) • Дисперсия • Стандартное (среднеквадратическое) отклонение • Квартили • Доверительный интервал
Поиск решения – функция подбора параметра
Использование программы MS Excel в школьном курсе информатики Профильное обучение информатике в X - XI классах проводится по следующим учебникам:
Изучение темы «Моделирование физических процессов» в профильном курсе информатики Данная тема предназначена для изучения в 11 классе. Эта тема хорошо представлена в учебнике Семакина «Информатика 11 класс.» Данная тема позволяет изучать физику с использованием новых информационных технологий и компьютерного обучения. Это позволяет учащемуся осмыслить физические задачи как объекты или явления физической реальности, понять их как модели, построить эти модели, проанализировать методами машинного эксперимента с разработкой алгоритма и программы решения с помощью компьютера.
Цели: научить учащихся: строить информационные модели объектов и процессов из предметной области физика; разрабатывать компьютерные модели с использованием языков программирования QBasic и Турбо Паскаль, а также электронных таблиц Microsoft Excel ; проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей. формировать и развивать исследовательские навыки учащихся.
Логико-дидактический анализ темы «Моделирование физических процессов». Эта тема входит в раздел «Компьютерное моделирование» на которое отводится 36 часов. В этот раздел входит тема «Моделирование физических процессов» на которую отводится 19 часов.
Изучаемые вопросы: Табличные процессоры. Области применения электронных таблиц. Запись формул, относительная адресация. Основные типы расчетных задач.
В результате обучения учащиеся должны: Знать (понимать): понятие «электронная таблица» , «табличный процессор»; основные информационные единицы (ячейки, строки, столбцы, блоки) и способы их идентификации; типы данных электронной таблицы; Уметь: создавать и использовать различные формы представления информации (формулы, графики, диаграммы, таблицы) в динамических электронных таблицах; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания информационных объектов, простейших моделей объектов и процессов при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебе, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.[9]
Конспект урока по теме «Табличный процессор MS Excel » в 11 классе (по учебнику «Информатика 11 класс» авторов И.Г. Семакина, Е.К. Хенера ) Цель урока: Познакомить учащихся с назначением и структурой табличного процессора MS Excel . Познакомить с системой команд и основными режимами работы табличного процессора MS Excel . Обучить их основным приемам работы с табличным процессором MS Excel . Научить учащихся организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц.
Тип урока: Комбинированный, т.е. лекция (объяснение нового материала) + практика (закрепление изученного материала). Форма проведения урока: беседа, практическая индивидуальная работа.
Заключение При написании данной работы я дала характеристику функциональным и вычислительным возможностям программы MS Excel . Проанализировала использование MS Excel при изучении информатики в старшей школе. Охарактеризовала постановку темы «Моделирование физических процессов» в профильном курсе информатики и ИКТ. Разработала тематическое и поурочное планирование темы «Моделирование физических процессов».